Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность методов и приемов воспитания, их классификация. Проблема выбора и эффективного применения педагогом методов воспитания.




Метод восп-я – способ достижения цели воспитания. В кач- ве цели восп-я выступает формирование различн. кач-в личности. Кажд. кач-во можно рассматривать как единство рационального или понятийного, чувственного и действенно-практического компонента. В узк. смысле метод – это книги, произведения искусства, фидьмы. В шир. – различные виды деят-ти:учение, общественно-полезная деят-ть, худ-я, труд-я.

К средствам можно отнести: произведения искусства, слово педагога, его деят-ть.

Формы воспитания – это внешнее выражение содержания воспитательного процесса, способ организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.

Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания с основанием – соотношение коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся. К коллективным формам воспитательной работы относятся классный час, викторина, литературно-музыкальный вечер, праздник искусств, спортивные соревнования и т. д. К групповым формам – заседание клуба любознательных, конкурс эрудитов, экскурсии в музеи и на выставки, выпуск рукописных журналов и т. д. К индивидуальным ф ормам можно отнести обзоры литературы по различным проблемам, составление программ самовоспитания, занятия «Учись учиться» и т. д.

Заслуживает внимания классификация форм работы с основанием – содержание воспитательного процесса. При осуществлении задач нравственного воспитания широко применяются такие формы, как вечера вопросов и ответов, пресс-конференции, заочные путешествия, диспуты и т. д. При организации эстетического воспитания целесообразно использовать экскурсии, прогулки на природу, музыкальные вечера и утренники, часы поэзии и т. д. Содержание физического воспитания может быть реализовано в таких формах, как малые олимпийские игры, «Веселые старты», туристические походы и эстафеты, встречи с представителями различных видов спорта, работа спортивных секций и кружков.

Учителю следует помнить, что, используя одну и ту же форму работы, можно решить несколько воспитательных задач, причем эффективность решения зависит от выбора оптимальных методов воспитания.

Под методами воспитания мы будем понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

К настоящему времени сформирован обширный научный фонд, в котором отражены сущность и закономерности функционирования методов осуществления воспитательного процесса. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.

В современной педагогической науке все многообразие методов воспитания сведено в три основные группы:

1) методы формирования сознания учащихся: беседа, диспут, конференция, решение нравственно-этических задач, обсуждение книг, спектаклей, кинофильмов и др.;

2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: педагогическое требование, игра, пример, упражнение, поручение, приучение, создание воспитывающих ситуаций, организация деятельности и общения и др.;

3) методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности: соревнование, поощрение, наказание (Щукина).

Коротов делит методы на 2 группы: методы индивид. воздействия на реб-ка и методы формирования личности в коллективе.

Методы каждой из групп осуществляют специфические воспитательные функции, что можно проиллюстрировать следующими примерами.

Дискуссия – это метод формирования суждений, оценок и убеждений, требующий принятия определенного решения по рассматриваемому вопросу. Дискуссии используются в педагогическом процессе для привлечения внимания учащихся к различным точкам зрения по той или иной проблеме, способствуют осмыслению предложенной информации, формируют умение аргументированно отстаивать собственное мнение и принимать коллективное решение в заданной ситуации.

Упражнение – это способ организации многократного повторения и совершенствования конкретных действий воспитанников, направленный на формирование навыков поведения, соответствующего нормам и правилам, принятым в обществе. Упражнение направлено на то, чтобы нормы и правила одобряемого обществом поведения выполнялись ребенком не механически, а стали бы осознанными и личностно значимыми.

Приучение – с ним связано упр-е. – группа методов, направленная на формирование у учащихся умений и навыков.

Поощрение – это способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Поощрение призвано вызывать чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку. Видами поощрения могут быть: похвала, благодарность учителя, взрослых, награждение книгами или другими материальными благами. Организация деятельности и общения – один из важнейших методов воспитания. Известный отечественный психолог А. А. Леонтьев определяет педагогическое общение как «…профессиональное общение учителя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное… на создание благоприятного климата… и отношений между педагогом и учащимися…» (Леонтьев А. А. Педагогическое общение.– М., 1979). В деятельности любого педагога происходит активный процесс профессионализации обычного общения, и педагогическое общение начинает играть роль важного средства педагогического воздействия.

Требования: прямые и косвенные.

Требования к методам: соответствие методов целям и задачам, учет возрастн. особенностей учащихся, учитывать индивид. особенности реб-ка, учет конкр. восп. ситтуации.

Задачи: оперативные, тактические, стратегические.

В каждой конкретной ситуации педагогу следует выбирать наиболее оптимальные формы и методы воспитания. В основе этого выбора должна лежать педагогическая целесообразность. Этот выбор должен подчиняться ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют образовательно-воспитательные цели и задачи, содержание и принципы воспитания, уровень воспитанности класса и его развитие как коллектива, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, особенности личности самого педагога.

Ошибки: уединенного средства, ошибка дедуктивного предсказания.

Следует помнить, что основу педагогического процесса должны составлять не отдельные, разрозненные методы и формы воспитания, а их целостная система.

Характеристика коллектива как объекта и субъекта воспитательного процесса, педагогические условия и проблемы его становления. Учение А.С. Макаренко о воспитании как педагогической системе, формировании личности в коллективе.

Группа – это общность людей, кот-я объединена на основе, некоторых общих признаков, относящихся к их совместной деят-ти.

Группы бывают: малые, большие, микрогруппы. По общест. статусы: формальные и неформальные. По непосредственности взаимосвязи: реальные и условные. По уровню развития: диффузные (общность, объединенная отношением бездействия), кооперация (личностно-значимые отношения совместной деят-ти, корпорация (объединенная антисоц. отношениями – шайка, банда).

Конформизм – это податливость чел-ка групповому влиянию, изменение своего поведения, установок в соответствии с позицией большинства.

Коллектив – это организ-я группа, в кот-й все члены объединены общими ценностями, целями, задачами деят-ти, значимыми как для группы в целом, так и для каждого в отдельности. Групповая форма организации воспитательной работы в школе получила название коллективной. В том значении, которое понятие коллектив приобрело в педагогической литературе, так называют объединение учеников, отличающееся рядом признаков. К ним относятся:

1) общая социально значимая цель;

2) общая совместная деятельность, направленная на достижение цели;

3) отношения ответственной зависимости;

4) общий выборный руководящий орган;

5) сплоченность.

Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива – коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьника – учение.

Ученический коллектив – это:– органичная часть более сложного объединения; – относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции; – скоординированное единство двух структур – официальной, складывающейся под влиянием взрослых, и неофициальной, складывающейся в процессе межличностного общения; субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей; – носитель общего интегративного свойства; – субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

Коллектив не возникает сразу, а формируется поэтапно. На первом этапе группа не является коллективом в собственно терминологическом смысле. Организатором ее жизнедеятельности выступает педагог (классный руководитель), который выдвигает требования к деятельности, поведению, отношениям в группе. На втором этапе развития коллектива возникает актив – как организатор совместной деятельности, члены которого наиболее авторитетны в группе. Выполнение разных видов деятельности, усложнение встающих перед группой целей, укрепление отношений дружбы, взаимопомощи помогают укреплению группы, ее сплочению на втором этапе. На третьем этапе развития в группе наблюдается высокий уровень организованности, взаимной ответственности, сплоченности. Это позволяет группе перейти к самоуправлению и стать собственно коллективом. На 4 этапе каждый осознает смысл совмест. деят-ти, ее ценности, явл-тся носителем опр. требований и ценностей.

Педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами осуществляется прежде всего посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.

Первое. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для большинства его членов.

Второе. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.

Третье. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником.

Четвертое. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.

Пятое. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.

В процессе совместной деятельности и общения между школьниками возникают различного вида отношения, образующие сложную внутреннюю жизнь коллектива.

Это прежде всего - отношения ответственной зависимости (по А.С.Макаренко) или, как их иначе называют, деловые отношения.

Безусловно, что без такого рода отношений коллектив просто не может существовать. Однако необходимо развивать и систему личных взаимоотношений в коллективе, их гуманистическую направленность. Детский коллектив не может развиваться также без отношений дружбы и товарищества, личных симпатий и взаимопонимания.

Только при таких отношениях каждый ребенок может найти свое место в коллективе.

Детский коллектив как сложная социально-педагогическая система обладает своей структурой и различают две составляющие: неформальная структура (складывается стихийно) и формальная структура (организуется воспитателем).

Вопрос о создании коллектива как основы формирования и развития личности ставится таким образом, что детский коллектив - это субъект воспитания, а тем самым он является носителем определенных воспитательных функций:

• идейно-воспитательной: детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

• организаторской: детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;

• стимулирования: коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

Очевидно, только абстрагируя, можно выделить эти функции, рассматривать их по отдельности. В реальном воспитательном процессе все они сливаются в единой функции организации детского коллектива - в воспитательной.

Положение личности в системе коллективных отношений зависит от ее индивидуального социального опыта, так как он может соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе, а может отличаться от них: 1) личность подчиняется коллективу, 2) личность и коллектив наравне (оптим. отношения), 3) личность подчиняет себе коллектив (нон-конформизм).

В любом школьном коллективе есть микрогруппы, связанные неформальными отношениями. Их образование связано со стремлением детей к самопознанию. Под влиянием малых групп трансформируются ценности коллектива, формируется общественное мнение, определяется ранговое положение школьников в системе неформальных отношений. Таким образом, неофициальная структура коллектива в значительной степени определяет его качество и возможности как субъекта и инструмента воспитания. Определение и координация общей направленности влияния неформальных объединений на личность не только педагогическая, но и огромной важности социальная проблема. Классный коллектив – это нередко единственное средство уберечь личность от опасного воздействия негативно направленных неформальных объединений. Коллектив непрерывно меняется, так как меняются люди, его образующие. Изменяется и характер воздействия коллектива на личность. Однако процесс развития коллектива не стихийный, а педагогически управляемый.

Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

История: проблема развития кол-ва возникала в дореволюционные гг. С. Т. Шацкий, Сороко-Россинский пытались на примере детск. внешк. объединений опр-ть ценность детск. коллектива. Однако, особую роль в представлении о детск. кол-ве сыграл А.С. Макаренко, работавший в Росси в 20-30-е гг. М. был назначен в объединения беспризорников: коммуна им. Горького, колония им. Дзержинского. Антон Семенович Макаренко автор концепции формирования личности в коллективе, взаимосвязь членов которого рассматривалась им как отношения «ответственной зависимости». Исследовал мотивационную сферу лич ности, механизмы формирования ее общественно ценных качеств, основную роль отводя воспитанию нравственно оправданных потребностей, то есть потребностей коллективиста. Макаренко подчеркивал, что разрыв социальных связей наносит огромный вред взрослеющему человеку, а их восстановление выправляет его развитие. Считал необходимым поддерживать позитивный эмоциональный настрой воспитанников, мажорный тон их жизни, которые помогают сплачивать детей, создавать оптимистическую атмосферу в коллективе. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Важнейшим “механизмом”, педагогическим средством является “ параллельное воздействие” — одновременное воздействие воспитателя на коллектив, а через него и на каждого воспитанника. Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...