Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свойства земли шамран, или древней крепости астрахани




 

Она была столицей, построенной в древние времена / 810  / прародителем народа татар, Чингисханом, там, где кончается Дешт‑ и Кыпчак, на берегу одного из восемнадцати протоков[248], которыми река Волга впадает в Каспийское море. Впоследствии, переходя от Кайтак‑ хана[249] к Хулагу‑ хану, а от него к Тохтамиш‑ хану, город так разросся и обстроился, что его из конца в конец было не объехать на татарском скакуне. Затем в... году из Мавераннахра пришел Тимур‑ хан; наперекор воле Тохтамыш‑ хана он сровнял город с землей. Потом город перешел в руки короля Москвы и снова начал строиться. Так что теперь, под неправедной властью короля Москвы, на берегу крупной реки Волги высится прекрасный, приятный взору каменный город‑ крепость Астрахань: его укрепления построены в три ряда, цитадель имеет форму треугольника, а внешняя стена – форму шестиугольника. В этой стране крепости называются «керман». Общая окружность пределов города – четырнадцать тысяч шагов. Цитадель – это прочное укрепление со своим рвом. Ее стены в форме треугольника имеют протяженность дне тысячи шагов, в них – двое ворот. С востока и с севера [эту крепость] омывает река Волга. А к западу, югу и в сторону кыблы все простирается степь Хейхат – восемьдесят дневных переходов от острова Тамань, и дальше, если пройти мимо острова Крым и двигаться до крепости Кылбурун, на расстояние девяноста семи переходов, тянется все та же степь Хейхат.

В Астрахань к везиру по имени Сер‑ Василе[250] направлялся малый посол; я, ничтожный, присоединился к нему. Капитану крепости я предъявил послания падишаха Дагестана, бумаги, называемые «палар», деревянную бирку и тамгу от черкесского бея, пребывающего в заложниках, а также верительную грамоту австрийского императора. При этом капитан сказал: «Человече, сколько же у тебя друзей среди падишахов! Ты, видно, весьма знаменитый муж». Оказав мне, ничтожному, многие почести, он предоставил нам дворец для ночлега вместе с едой и питьем. Надо сказать, это весьма разумный и очень сообразительный капитан: в его распоряжении подданные‑ мусульмане – двадцать тысяч воинов и еще двадцать тысяч хешдеков, которые день и ночь ведут ожесточенные бои с калмык‑ татарами. Однако у этих мусульман, являющихся подданными хешдеков, имеются также свои собственные правители: / 811  / Казаналп‑ бай‑ мирза и прочие вельможи, обитающие внутри города. Несколько тысяч жителей поселились вне города – в селениях по берегу реки Волги. Это главным образом татары. Люди эти кочуют, разбивая стойбища, наподобие ногайцев.

Славословие строениям города Астрахани. В древние времена этот город лежал в развалинах и в нем находился дракон‑ аждерха. Пожирая всех сынов человеческих, обитающих в степи Хейхат, и всех живых тварей, он погубил несколько стран. Впоследствии некий хан‑ богатырь убил этого дракона, а всю округу сделал безопасной и благоустроенной – поэтому страну эту стали называть Аждерхан. Ныне здесь имеется несколько особняков. В цитадели в общей сложности пять монастырей и девять церквей, а также тысяча пятьдесят крытых камышом и тростником домов, в которых живут неверные. А из‑ за того что эта цитадель довольно‑ таки узкая, в ней нет базаров и крытых рынков.

Посад, или нижний город. Здесь насчитывается в совокупности тридцать тысяч строений, крытых тростником и глиной. Имеется также сорок церквей, семнадцать монастырей и семь мечетей. Что касается племени хешдек, то оно еще со времен Хулагу‑ хана, спасаясь от его гнета в пределах Москвы, превратилось в ее подданных. Описываемую часть этого народа приобщил к исламу Мехмед Бехари Салтык‑ бай, или, иначе, Сары Салтык‑ султан. Ныне в Московской стране насчитывается двенадцать раз по сто тысяч мусульман. Согласно их собственным рассказам, если пройти от центра шестого пояса земли до оконечности седьмого пояса, то в Московской стране можно увидеть семьдесят тысяч михрабов – так с гордостью рассказывают они. Кроме того, они говорят: «Мы уплачиваем королю подать – по одному алтуну с каждого второго человека». Этот народ, хешдеки, как и подданные‑ иноверцы, в земле Московской платит подати. В их среде также имеются заимы и падишах‑ заде[251], они не платят податей, но со ста пятьюдесятью тысячами воинов выступают на войну вместе с королем Москвы.

Что касается народа хешдек, живущего в Астраханской земле, то одна часть его является мусульманами‑ единобожцами; им‑ то и принадлежат мечети этого города. Однако пятничных намазов эти люди не совершают. Между тем среди них имеются весьма невежественные и фанатичные мусульмане. Так, увидя, что у некоторых из моих слуг бороды сбриты, а на головах белые мусульманские тюрбаны, они спросили: «Эти ваши люди – из неверных? » Я, ничтожный, сказал: «Вы что – не видели белых тюрбанов на головах? И не видели вместе с тем, как совершают намаз? » / 812  / На это они сказали: «Для нас удивительно: обличьем мусульманин, а борода бритая». Я, ничтожный, пояснил: «Таков закон и обычай у рабов Османа».

Они до такой степени фанатичные мусульмане, что, выполняя какую‑ нибудь работу, свою бороду расчесывают надвое и засовывают за кушак на пояснице. У каждого из них борода такая же, как у десяти жителей Рума, вместе взятых.

Они совсем не понимают ни по‑ турецки, ни по‑ татарски и бороды свои не выщипывают. Среди них имеются правоведы‑ кадии, многие из них переводят на московский язык книги «Имадуль‑ ислам», «Безазийе», «Кази‑ хан», «Татарханийе», «Мухаммадийе», законоведение и требы, и притом они говорят по‑ московитски и по‑ русски[252]. Женщины же их, как и женщины ногайского народа, ходят с открытыми лицами.

Этот народ, хешдеки, – наемные воины в Астраханской земле, где имеется семнадцатитысячное войско неверных, ибо это – земля, имеющая гавани, которые являются прочным заслоном вблизи земель Ирана, Дагестана и Черкесии.

Описываемый город Астрахань является весьма древним, вследствие чего здесь погребено несколько сот тысяч великих потомков пророка и мужей щедрых. Вот имена великих мужей, могилы коих мы посетили. Мы посетили Бури‑ бая, Таймаз‑ хана...

Затем, получив полное представление об этом городе, приняв дары от капитана и беев хешдеков, мы отправились в путь вместе с малым послом и в течение двух часов двигались берегом реки Волги.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...