Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка кадров и повышение квалификации




ПОДГОТОВКА КАДРОВ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА. ВЫЯВЛЕНИЕ

СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ, ДИАГНОСТИКА, ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

РОДИТЕЛЯМ

В Загорском детском доме работают педагоги различных специальностей: педагоги, занимающиеся воспитанием дошколь­ников, педагоги начальных классов, педагоги-предметники, пси­хологи, сурдопедагоги, логопеды. С 1975 г. начата подготовка специалистов-тифлосурдопедагогов на базе отделения сурдопе­дагогики дефектологического факультета Московского государ­ственного педагогического института имени В. И. Ленина.

Каждый педагог, поступающий на работу в школу слепоглу­хонемых, изучает программу обучения данной категории детей, материалы по работе со слепоглухонемыми, осваивает чтение и перевод брайлевских текстов, печатание на брайлевской и плоскопечатной машинках, дактильное и дактильно-контактное общение и проходит двухнедельную стажировку у опытных пе­дагогов. В процессе стажировки изучаются индивидуальные особенности детей, с которыми предстоит работать начинающе­му педагогу.

Повышение квалификации педагогического персонала осу­ществляется посредством участия педагогов в работе методи­ческих объединений, семинаров и педагогических чтений, кон­ференций. Повышение квалификаций учителей-предметников проводится через курсы усовершенствования учителей системы Министерства просвещения РСФСР.

Для успешного воспитания и обучения слепоглухонемых де­тей мало иметь специальное образование. Учитель слепоглухо­немого ребенка должен выработать в себе особые человеческие качества, и главными из них являются самодисциплина, умение целенаправленно и интенсивно работать. Педагог, воспитываю­щий и обучающий слепоглухонемого ребенка, должен владеть многочисленными трудовыми навыками, иначе он не сможет включить воспитанника в общественно полезный труд, научить его рациональным приемам труда. Это должен быть человек, не чуждающийся никаких практических знаний, размышляю­щий над явлениями жизни.

Большое внимание уделяется выявлению слепоглухонемых детей на местах, диагностике слепоглухонемоты и первой спе­циальной помощи родителям.

В Загорский детский дом принимаются слепоглухонемые де­ти со всей территории страны. Чем раньше слепоглухонемой ребенок становится объектом специального обучения и воспи­тания, тем эффективнее идет его последующее развитие. Это тем более необходимо в случаях ранней слепоглухонемоты, ибо у слепоглухонемого ребенка нет возможности усваивать нормы человеческого поведения по подражанию, он не может зритель­но воспринимать орудийные действия старших. Между тем из­вестно, что в раннем детстве усваивается громадная доля ин­формации. Что не усвоено в раннем детстве, невозвратимо те­ряется. В таких случаях у ребенка вырабатывается стойкий стереотип неправильного поведения, сопровождающийся навяз­чивыми движениями. Этот стереотип с трудом преодолевается впоследствии.

Необходимость раннего обучения слепоглухонемых остро поставила вопрос информации населения о существовании в нашей стране специального учреждения для обучения и воспи­тания слепоглухонемых детей. Такая информация осуществля­ется путем рассылки циркуляров по линии Министерства со­циального обеспечения РСФСР, публикации статей в специаль­ных и популярных газетах и журналах, передач по радио и телевидению. Узнав о наличии слепоглухонемых детей, адми­нистрация детского дома устанавливает связь с родителями ребенка с помощью переписки и телефонных переговоров. Для получения первичных данных о здоровье ребенка родителям предлагают освидетельствовать его по месту жительства у ото­риноларинголога, офтальмолога, невропатолога и психиатра. Однако освидетельствование слуха и зрения слепоглухонемого ребенка чрезвычайно затруднено из-за невозможности наладить с ним контакт. Такой ребенок, в отличие от обычного, не толь­ко не может ответить на вопросы врача, но и не способен вос­принять его инструкции и выразить свое состояние. Особенно сложно диагностировать у него уровень развития интеллекта. При эпизодических осмотрах невропатологу и психиатру редко удается правильно определить состояние интеллекта и психи­ческие особенности слепоглухонемого ребенка. Необходимо длительное наблюдение. Администрация детского дома учиты­вает возможность неправильной диагностики на местах. По­этому во всех случаях после ознакомления с медицинскими до­кументами и справками о состоянии зрения, слуха и интеллек­та, полученными от местных специалистов, в адрес родителей высылается подробный вопросник относительно поведения ре­бенка в различных ситуациях.

Изучение медицинских документов и ответов родителей на вопросы позволяет ориентировочно установить возможность и целесообразность обучения ребенка по специальной программе. Затем, если у ребенка не обнаруживается явной мозговой па­тологии, родителей с ребенком приглашают на консультацию в НИИ дефектологии и в детский дом. В течение недельного, а при необходимости и более длительного срока в специально оборудованном помещении проходит работа по комплексному обследованию ребенка. В процессе обследования и эксперимен­тального обучения приблизительно устанавливается состояние слуха и зрения, уровень умственного развития ребенка, на ос­новании чего прогнозируется программа его обучения на бли­жайшее время. При затруднениях в диагностике ребенка направляют на детальное обследование в Научно-исследователь­ский институт дефектологии АПН СССР или Московский науч­но-исследовательский институт глазных болезней им. Гельмгольца.

В период пребывания ребенка в детском доме родители продолжают участвовать в его воспитании и обучении. Они могут вести с ним переписку, когда ребенок будет этому об­учен, и брать его домой на каникулы. Поэтому с родителями проводится подробный инструктаж об особенностях развития слепоглухонемых детей, родителям предлагается изучить брай-левское письмо и дактильную азбуку, а также обучить этим средствам общения родственников и близких, с которыми ре­бенок, посещая семью, будет находиться в контактах.

Во время пребывания ребенка на каникулах в семье роди­тели должны выполнять все инструкции, полученные от педа­гога. Число основных инструкций невелико: поддерживать на^выки самообслуживания у ребенка, организовать с ним интен­сивное дактильное общение, следить за регулярным ведением дневниковых записей. В период пребывания ребенка в детском доме родителям полезно регулярно переписываться с воспита­телями, навещать ребенка и присылать ему гостинцы, чтобы он чувствовал заботу о себе со стороны близких.

Не следует думать, что правильное воспитание и обучение слепоглухонемого ребенка возможно только в специальном уч­реждении. Первоначальное обучение, выявление умственных способностей и психических особенностей слепоглухонемого ре­бенка на базе формирования навыков индивидуального само­обслуживания вполне осуществимо в семье при периодических консультациях со специалистами-тифлосурдопедагогами.

По правилам приема ребенка в специальное учреждение в задачу родителей входит привитие ему самых элементарных навыков самообслуживания. Поэтому в процессе формирования этих навыков, когда лучше всего проявляются способности ре­бенка к умственному развитию, нужно выявить его потенциаль­ные возможности. К числу простейших навыков самообслужи­вания относятся следующие: пользование горшком, одевание, раздевание, самостоятельный прием пищи, умывание.

Большую помощь при диагностике слепоглухонемоты могут оказать дневниковые наблюдения за ребенком, периодическое фотографирование его действий в процессе выполнения режим­ных моментов, киносъемка. Все эти документы позволят специалистам-тифлосурдопедагогам воссоздать картину обучения ребенка в семье и динамику его развития, а в связи с этим судить о его умственных возможностях.

К фотографированию и киносъемке приступают с того мо­мента, когда начинается обучение ребенка по программе, пред­ложенной специалистами, чтобы иметь исходные данные, за­фиксировавшие его состояние до начала обучения. При этом необходимо запечатлеть состояние ребенка, его поведение в те­чение суток, особое внимание обратив на режимные моменты, в которых он участвует, может быть и пассивно. В процессе обучения ребенка следует фиксировать малейшие его успехи в усвоении навыков самообслуживания. Все кадры съемки со­провождают объяснениями: что делает ребенок, насколько ве­лика помощь взрослого при осуществлении зафиксированного действия, сколько времени понадобилось для того, чтобы ребе­нок научился осуществлять это действие, каково его отношение к данному действию (с желанием или по принуждению он его выполняет); необходимо указать дату съемки.

Для постоянного руководства родителям предлагается посо­бие «Первоначальное воспитание и обучение слепоглухонемого ребенка в семье» и фотография дактильной азбуки.

ЛИТЕРАТУРА

1.                Обучение и воспитание слепоглухонемых/Под ред. И. А. Соколянско­го, А. И. Мещерякова. М., 1962.

2.                Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. М„ 1974.

3.                 Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л., 1961.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...