Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Традиционные ресурсы Новые ресурсы




Книги Базы данных

Учебники Электронные библиотеки

Методические материалы Ресурсы Интернета

Практикумы Обучающие компьютерные программы

Видеофильмы

Конспекты лекций и др.

 

Интернет как глобальная сеть позволяет создавать единую информационную образовательную среду для всех категорий пользователей (рис. 4.1).

Интернет дает возможность студентам в процессе обучения обращаться к таким ранее не использовавшимся (или использо­вавшимся в малой степени) в обучении ресурсам, как оператив­ная деловая информация, новости о политике, экономике и дру­гих событиях, разнообразные статистические данные и финансо­вые отчеты фирм, онлайновые карты, изображения, видео- и звуковые файлы, обучающие программы и др.

 

 

Интернет предоставляет дополнительные возможности для получения современного образования. Через Интернет возмо-

 

жен доступ не только к массивам неструктурированной инфор­мации, но и к ресурсам более высокого уровня, таким, как про­фессиональные базы, электронные журналы и электронные биб­лиотеки.

Преимуществами профессиональных баз перед ресурсами Интернета свободного доступа являются гарантии полноты ин­формации, ее достоверности и оперативности, а также возмож­ность проведения эффективного информационного поиска.

Рассмотрим основные виды новых образовательных ресурсов.

Деловые ресурсы Интернета имеют огромное значение для информационного обеспечения образовательных программ. Ин­тернет как глобальная сеть объединяет ресурсы свободного до­ступа со всего мира, среди которых важное место занимают госу­дарственные ресурсы разных стран, межправительственных и международных организаций, а также сектор коммерческой ин­формации, а именно справочная и статистическая информация, сектор научно-технической информации.

Образовательные интернет-порталы имеют большое значе­ние для обеспечения единой информационной образовательной среды. В настоящее время создается система образовательных интернет-порталов, состоящая из взаимосвязанных веб-сайтов, посвященных различным сферам образования. К образователь­ным порталам предъявляются высокие требования [32]. Они должны постоянно функционировать, эффективно обеспечивать образовательное сообщество качественными образовательными ресурсами для соответствующих уровней образования, а также быть функционально и информационно связанными со всей си­стемой образовательных порталов.

Образовательные порталы

Дополнительное образование детей http://www.vidod.edu.ru

Естественно-научный образовательный http://www.en.edu.ru

портал

Здоровье и образование http://www.valeo.edu.ru

Инженерное образование http://www.techno.edu.ru

Информационно-коммуникационные тех- http://www.ict.edu.ru

нологии в образовании

Непрерывное образование преподавателей http://www.neo.edu.ru

Образовательный портал по поддержке http://www.sng.edu.ru

процессов обучения в странах СНГ

 

Образовательные порталы

 

Портал информационной поддержки единого государственного экзамена (ЕГЭ) http://www.ege.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
Российское образование http://www.edu.ru
Социально-гуманитарное и политологиче­ское образование http://www.humanities.edu.ru
Экономика, социология, менеджмент http://www.ecsocman.edu.ru
Юридическая Россия http://www.law.cdu.ru

 

Большинство стран с развитой системой образования имеют свои образовательные веб-ресурсы. Основным хранилищем ин­формационных ресурсов в сети европейской системы образова­ния является портал проекта SchoolNet (www.eun.org). Этот про­ект объединяет усилия национальных органов управления обра­зованием более чем в 20 странах Европы.

Электронная библиотека — это тематически ориентированная (или структурированная иным образом) система доступа к уда­ленным или локальным ресурсам, способная обслуживать элек­тронными ресурсами локальных или удаленных пользователей [19|. Неоспоримым преимуществом электронных библиотек яв­ляется сокращение времени и других затрат на поиск необходи­мой публикации, а также возможность одновременного обслужи­вания большого количества пользователей.

Электронные библиотеки широко распространены в отдель­ных вузах. На протяжении долгого времени собирая и генерируя информационные ресурсы, вузы расширили базу знаний для сво­их студентов. К настоящему времени создано большое количест­во электронных учебных материалов и обучающих программ, однако информация о них практически неизвестна широкому кругу пользователей. Сейчас предпринимаются шаги по органи­зации этих ресурсов и их поддержке.

В настоящее время общее количество общедоступных науч- но-образовательных электронных библиотек и коллекций доку­ментов в российском сегменте Интернета составляет около 400 [37]. В это число не входят небольшие полнотекстовые кол­лекции, создаваемые частными лицами, а также тематические сайты организаций, встроенные или объединенные в разные порталы.

Для скорейшего решения задачи обеспечения доступа к учеб­ной литературе высшей школы была создана Центральная библи­отека образовательных ресурсов (ЦБОР, www.edulib.ru). В качест­ве приоритетной была поставлена задача создания аппаратной, программной и технологической платформ библиотеки и обеспе­чения ее функционирования на начальном этапе, включающая вопросы комплектования фондов, взаимодействия с вузами и правообладателями. В качестве ближайшей перспективы рассма­тривались задачи интегрирования образовательных полнотексто­вых ресурсов на основе единых стандартов обмена данными и унификации процедуры доступа.к ним. На отдаленную перспек­тиву относились аналитические задачи, связанные с обработкой статистики.

Основные направления работы библиотеки:

• комплектование фондов печатными изданиями, рекомен­дованными для использования в учебном процессе высшей школы;

• создание электронных копий изданий, полностью идентич­ных печатным версиям;

• библиографическая и аналитико-тематическая обработка единиц хранения;

• организация удаленного доступа к электронным фондам для широкого круга пользователей;

• комплексное автоматизированное информационное и биб- лиотечно-библиографическое обслуживание пользователей, включая различные типы поддержки пользователей;

• разработка программных средств, обеспечивающих внут­ренние технологические процессы;

• сбор индивидуальной статистики и ее обработка в интересах корпоративных пользователей: вузов и Министерства образова­ния и науки РФ;

• консультирование и обучение пользователей.

Примеры удачных электронных библиотек есть за рубежом. Корнелльский университет (г. Итака, США) создал Базовую элек­тронную библиотеку литературы по сельскому хозяйству, пред­ставляющую собой собрание компакт-дисков, на которых записа­ны тексты работ из 140 научных журналов по сельскому хозяйству начиная с 1993 г. (http://teeal.Cornell.edu/#TEEAL). Этими ком­пакт-дисками пользуются библиотеки в 115 странах. Они предо­ставляются за сравнительно низкую плату — 22500 долл. США.

Стоимость печатных журналов, включенных в базу данных на компакт-дисках, ориентировочно составляет 375 тыс. долл. [61].

Электронные учебники в настоящее время уже получили ши­рокое распространение и доказали свою эффективность в препо­давании некоторых дисциплин, например иностранного языка.

Образовательным электронным изданием, или электронным учебником, является электронное издание, содержащее система­тизированный материал по соответствующей научно-практичес­кой области знаний, обеспечивающее творческое и активное ов­ладение пользователями знаниями, умениями и навыками в этой области [35].

В целом электронное издание представляет собой совокуп­ность графической, текстовой, цифровой, звуковой, музыкаль­ной и другой информации. Электронное издание может содер­жать информационные источники, инструменты создания и об­работки информации, может быть исполнено на любом электронном носителе или опубликовано в сети |35].

Экспертные обучающие системы реализуются на базе идей и технологий искусственного интеллекта. Такие системы модели­руют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач, т.е. способны приобретать новые знания, обеспечивать от­вет на запрос обучаемого и решение задач из определенной пред­метной области. При этом экспертная система обеспечивает по­яснение стратегии и тактики решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения [35].

Сетевые ресурсы — ресурсы удаленного доступа, такие, как профессиональные базы данных, радикально отличаются от тра­диционных образовательных ресурсов, делая возможным разви­тие новых направлений в обучении.

В результате влияния информационных ресурсов нового ти­па на роли студента и преподавателя в учебном процессе их от­ношения в педагогических коммуникациях трансформируются. И для преподавателя, и для студента ресурсы удаленного досту­па становятся источниками новых креативных форм обучения. Доступность огромного объема информации предоставляет сту­дентам возможность равноправно участвовать в решении прак­тических задач, например в проведении аналитического иссле­дования.

Новые типы ресурсов обостряют проблему информационной культуры как студентов, так и преподавателей: адаптация к со­временному информационному пространству обретает перво­степенную важность для качества образования, определяя про­цессы профессионального становления и развития человека, его самореализацию.

4.2. Уровни интеграции информационных ресурсов в образовании

Современные компьютерные и телекоммуникационные тех­нологии позволяют применять в образовании инновационные методы обучения. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности по­вышения качества образовательных услуг, но в то же время требу­ет изменения содержания и методов обучения.

Степень интеграции новых информационных технологий в учебный процесс условно можно разделить на три уровня.

Первый уровень. Разработка и предоставление учебно­го материала на базе новых технологий и их использование в от­дельных учебных дисциплинах, т.е. использование средств пред­ставления учебной информации. Например, создание электрон­ных учебных пособий и практикумов, применение новых технологий для проведения очных (традиционных) лекций и се­минаров с использованием презентаций и т.д.

Второй уровень. Реализация учебного процесса с ис­пользованием интерактивных средств взаимодействия участни­ков образовательного процесса (технологии дистанционного или открытого обучения в глобальной сети). На данном уровне ис­пользуются веб-конференции, форумы, электронные учебно-методические материалы и др.

Третий уровень. Использование интегрированных об­разовательных сред, где главной составляющей являются не только применяемые технологии, но и содержательная часть, т.е. информационные ресурсы. Сочетание современных средств ин­форматики и информационных ресурсов позволяет создавать учебные дисциплины на базе деловых ресурсов Интернета, про­фессиональных баз данных. На данном уровне новые информа­ционные технологии используются как средство доступа к миро­вым информационным ресурсам, на базе которых строится учеб­ный процесс.

Обучение с использованием деловых ресурсов Интернета и профессиональных баз наполняет учебную программу качествен­но новым содержанием, позволяет использовать в учебном про­цессе профессиональные информационные ресурсы, которые доступны специалистам для решения реальных практических задач.

4.3. Использование электронных информационных ресурсов в учебном процессе

Информационные ресурсы удаленного доступа используются в учебном процессе вузов многих стран мира. Опираясь на прак­тический опыт в использовании информационных технологий и ресурсов в учебном процессе, можно выделить два направления: обучение информационной грамотности; обучение на базе ин­формационных ресурсов.

Это разделение носит условный характер, так как оба направ­ления в учебном процессе являются взаимодополняющими и провести между ними четкую границу невозможно.

Информационное обучение как новая образовательная тех­нология позволит решить некоторые противоречия, возникаю­щие при традиционном образовании. Среди них можно выде­лить [9]:

• высокую степень нормативности теоретического знания, потенциальную опасность формирования догматичности в суж­дениях и оценках, потерю гибкости мышления;

• высокую скорость обновления предметного знания и его низкую актуализацию в практической деятельности;

• отсутствие четко определенной ориентации на творчество и инновации.

Традиционное образование доказало свою эффективность в обучении фундаментальным знаниям, образующим основу про­фессионального развития специалиста. Развитие общества, в ко­тором доминируют информационные технологии и информация, требует новых подходов к обучению.

По типу информационных ресурсов, используемых в учебной программе, можно условно выделить несколько образовательных технологий (рис. 4.2). В понятие традиционных информацион­ных ресурсов входят книги, учебники и т.п., электронные ресурсы — электронные учебники, обучающие компьютерные про­граммы и т.п.; электронные сетевые ресурсы — профессиональ­ные базы данных, ресурсы Интернета, ресурсы удаленного досту­па и т.п.

Рис 4.2. Технологии обучения по типу используемых информационных ресурсов

 

Традиционно информационные ресурсы образования в фор­ме книг, учебных пособий используются для закрепления и уг­лубления полученного на занятиях материала, знаний. Основ­ным элементом обучения в данном случае является знание как проверенный практикой результат познания действительности, основные характеристики которого — систематичность, непроти­воречивость, объективность и независимость от желаний и воли людей.

В современном образовании информация является также ос­новным элементом учебного процесса. В учебном процессе, по­строенном на электронных информационных ресурсах, повыша­ется роль студента, так как он усваивает не готовые представле­ния и понятия, а из множества фактов, сведений, мнений делает свои выводы. Таким образом, процесс систематизации и сопос­тавления информации возлагается не только на преподавателя, но и на студента.

4.3.1. Информационная грамотность

При изучении возможностей информационного обучения встает вопрос о возможностях студентов и преподавателей эф­фективно использовать различные информационные ресурсы.

Эффективность новых информационных ресурсов прямо за­висит от уровня компьютерной грамотности как студентов, так и преподавателей. Но владение компьютерной грамотностью не является достаточным для эффективной работы с информацион­ными ресурсами.

Для работы с информационными ресурсами, такими, как профессиональные базы, Интернет, необходимы специализиро­ванные знания и умения в этой области. Пользователи, не про­шедшие соответствующего обучения, не могут полностью и эф­фективно использовать возможности информационного ресурса, базы данных. Это подтверждено исследованием |59], в результате которого были выявлены основные трудности, с которыми стал­киваются пользователи при работе с информационными ресурса­ми. Эти трудности выражаются в следующем.

1. Использование ограниченного набора информационных ресурсов, несмотря на свободный доступ к другим ресурсам. Как правило, пользователи используют только хорошо знакомые им ресурсы.

2. При поиске информации в Интернете пользователи чаще опираются на веб-сайты, отражающие содержание печатных бу­мажных изданий, или на ссылки, найденные в книгах, библио­течных материалах.

3. Пользователи гораздо лучше справляются с поиском ин­формации по хорошо знакомой области знаний и испытывают значительные трудности при поиске информации по малознако­мой теме.

4. При решении задач пользователи пытаются получить ин­формацию из вторичных источников информации и не прилага­ют никаких усилий, чтобы найти первоисточник информации.

5. Пользователи испытывают трудности с построением поис­кового запроса, недостаточно уделяют внимания вопросу выбора информационной системы, где может находиться нужная им ин­формация, строят запрос слишком буквально, применяя поиск по ключевым словам, имеющимся в самом вопросе.

В итоге возникает неудовлетворенность пользователей от ра­боты информационных ресурсов. На практике чаще всего отри­цательный результат поиска необходимой информации не озна­чает ее отсутствие в базе данных, а свидетельствует о неверно по­строенном запросе.

Перечисленные выше проблемы могут быть решены путем обучения пользователя информационной грамотности.

Понятие информационной грамотности появилось в резуль­тате быстро развивающейся информационной среды: новые тех­нологии быстро сменяют друг друга, информация становится все более разнообразной и сложной.

Таким образом, для решения прикладных задач с использова­нием новых информационных ресурсов необходимо обучение ин­формационной грамотности. Понятие информационной грамот­ности обсуждается в международном образовательном сообществе с начала 70-х годов прошлого века. В США, Австралии, странах За­падной Европы и Южной Африки обучение информационной гра­мотности рассматривается как необходимое условие для обеспече­ния экономической стабильности общества [59J. В связи с этим происходит пересмотр учебных планов как на уровне профессио­нального образования, так и на уровне общего образования.

Компьютерная грамотность подразумевает наличие у пользо­вателя знаний о компьютерном оборудовании, конкретных про­граммных продуктах и умения работы с ними. Информационная грамотность включает в себя не только изучение каких-либо конкретных информационных технологий и ресурсов, но и обу­чение навыкам работы с информацией.

Информационная грамотность предполагает знание структу­ры мировых информационных ресурсов, стоимости информации, владение технологиями доступа к необходимым сведениям, а также умение находить необходимую информацию, ее оцени­вать и использовать при решении конкретных задач.

Целью обучения информационной грамотности является приобретение пользователями знаний и навыков, позволяющих легко ориентироваться в современном потоке информации и тех­нологий, самостоятельно обеспечивать свои информационные потребности.

Информационная грамотность становится обязательным ус­ловием для реализации возможностей непрерывного обучения человека, которое сейчас во многом зависит от использования новых информационных технологий. Информационная грамот­ность необходима студентам как эффективное средство профес­сионального развития.

Рассмотрим более детально основные требования зарубеж­ных стандартов к знаниям в области информации:

• знание требований к составу и содержанию информации при решении основных задач;

•знание общего состояния мирового рынка деловой инфор­мации, профессиональных баз данных (структура спроса, постав­щики информации, технологии доступа, цены на услуги);

• знание деловых ресурсов Интернета, видов услуг, техноло­гий доступа и оценки качества информации;

• знание правовых основ информационной работы, автор­ских прав на интеллектуальную собственность и этических норм;

• знание методов оценки эффективности поиска информа­ции в мировых информационных ресурсах.

Основные требования зарубежных стандартов к умению в об­ласти информационной грамотности:

•умение сформулировать информационные потребности для решения задач;

• умение предварительно оценить возможные варианты полу­чения информации, ее качество и стоимость и уметь обосновать принимаемое решение на приобретение информации;

• умение работать с классификаторами видов деятельности, продукции и услуг, отраслевыми терминологическими словарями и тезаурусами;

• умение составить запрос на получение необходимой инфор­мации к базам данных с учетом специфики работы конкретных профессиональных баз;

•владеть навыками эффективного поиска информации в Ин­тернете (владеть языками запросов, ведущих поисковых систем и каталогов Интернета);

• умение проверять и сравнивать информацию, полученную из различных источников, оценивать ее достоверность, полноту и точность.

4.3.2. Обучение на базе мировых информационных ресурсов

Владение информационной грамотностью позволяет реали­зовать обучение на базе мировых информационных ресурсов. Та­кое обучение подразумевает активную роль студента в использо­вании широкого набора информационных ресурсов для изучения какого-либо явления, объекта, теории и т.п. Роль преподавателя в таком случае заключается в консультировании и мотивации студента. Преподаватель задает студенту стимул для поиска необ­ходимой информации и решения проблемы.

Обучение на базе информационных ресурсов включает ак­тивное использование различных ресурсов (книги, журналы, ба­зы данных, сетевые ресурсы и т.п.), а также различных средств до­ступа к информации. Студент через выбор и поиск доступных информационных ресурсов получает опыт решения прикладных задач, а также уверенность в собственных силах.

Подобное обучение нацелено на отображение реальных воз­можностей в решении задачи. Студент приобретает новые для себя знания в процессе решения проблемы с помощью информа­ционных технологий из потока информационных ресурсов.

При построении учебного процесса на базе информационных ресурсов используется исследовательский метод обучения. Сущ­ность исследовательского метода обучения [36] сводится к следу­ющему:

•преподаватель вместе со студентами формулирует проблему, на разрешение которой отводится отрезок времени;

• преподаватель не сообщает знаний студентам. Они самосто­ятельно добывают их в процессе исследования проблемы, срав­нения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют учащиеся;

• деятельность преподавателя сводится к оперативному уп­равлению процессом решения проблемных задач;

•учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, обучение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Эффективность обучения на базе информационных ресурсов зависит от качества, количества ресурсов и информационных технологий, доступных студентам и преподавателям.

Обучение на базе информационных ресурсов обладает рядом достоинств:

•поощрение использования различных видов информацион­ных ресурсов;

•поощрение глубокого изучения определенной тематики, ко­торое приводит к результатам высокого качества;

проведение исследований, способствующих приобретению знаний через активное взаимодействие с информационными ре­сурсами;

• приобретение информационных навыков, позволяющих эффективно работать с различными информационными ресурса­ми;

•развитие навыков решения проблем, критически оценивать не только найденную информацию, но и найденные решения;

•выделение процесса накопления информации как последо­вательного процесса приобретения знаний;

• повышение требований к содержанию учебных программ;

•поощрение развития информационных навыков через само­обучение.

Основным результатом обучения на базе информационных ресурсов является приобретение студентом новых знаний само­стоятельно, т. е. в процессе обучения студент решает различные информационные задачи, всесторонне используя информацион­ные ресурсы.

В результате обучения на базе информационных ресурсов сту­дент также овладевает технологиями, позволяющими ему полу­чать новые знания, совершенствовать свои профессиональные навыки. Этот вывод является одним из главных преимуществ, так как в настоящее время необходимость профессионального обуче­ния на протяжении всей жизни является очевидной.

Особое место данная подготовка занимает в открытом или дистанционном обучении, при котором студент самостоятельно изучает дисциплину, как правило, опираясь на рекомендованный учебный материал (учебник или учебное пособие). Владение ин­формационной грамотностью дает возможность студенту ознако­миться с обширной информацией по изучаемому вопросу, т. е. получить новые знания, ознакомиться с другими точками зре­ния, существующими у специалистов по данной проблематике. Приобретение практических навыков в открытом образовании может быть построено на реальной информации, полученной обучающимся непосредственно из мировых информационных ресурсов.

Выводы

1. Информационные ресурсы в образовании в первую очередь должны обеспечивать все категории пользователей доступом к знаниям. Наряду с традиционными учебными материалами це­лый ряд сетевых информационных ресурсов является образовательным (электронные библиотеки, базы данных, деловые ре­сурсы Интернета).

2. Исторически первыми и наиболее обширными хранилища­ми ресурсов знаний были библиотеки. Они существуют веками и содержат почти весь объем знаний, накопленный человечеством. Но доступ к традиционным библиотекам ограничен территори­альным расположением библиотеки, наличием свободного эк­земпляра издания и т.п. Все эти ограничения могут быть преодо­лены электронными библиотеками. Электронные библиотеки в последнее десятилетие развиваются быстрыми темпами, однако их наполнение полнотекстовыми изданиями во многом ограниче­но техническими возможностями и законодательными нормами.

3. В образование входят информационные ресурсы, которые ранее практически не использовались в учебном процессе, такие, как профессиональные базы данных и деловые ресурсы Интерне­та. Эти ресурсы имеют большое значение для практической под­готовки студентов и слушателей в решении задач на основе ре­альной информации.

4. Использование информационных ресурсов в образовании можно условно разделить на два этапа: первый — обучение рабо­те с информационными ресурсами, второй — обучение на основе мировых информационных ресурсов.

Владение достаточными знаниями и умениями для работы с информационными ресурсами позволяет специалисту получать оперативный доступ к информационным ресурсам на более вы­годной основе и использовать их более эффективно.

На основе доступа к информационным ресурсам специалист может самостоятельно приобретать необходимые ему для работы профессиональные знания. Преподаватель в данном виде обуче­ния выступает в роли консультанта по работе с информацион­ными ресурсами.

Вопросы для самопроверки

1. Какие информационные ресурсы целесообразно использовать при электронном обучении?

2. В чем состоят преимущества и недостатки новых информаци­онных образовательных ресурсов?

3. Что дает использование электронных информационных ре­сурсов в образовании?

4. Что дает использование новых информационно-образователь­ных ресурсов в профессиональной деятельности?

­


 

Глава 5

МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Формирование единого экономического пространства, про­цессы глобализации в экономике приводят к потребности в до­стоверной информации о странах, с которыми развиваются эко­номические связи. Ресурсы статистической информации созда­ются межправительственными организациями, национальными статистическими службами, а также частными компаниями.

В главе представлены источники статистических ресурсов, производители статистической информации, как официальные, так и неофициальные, рассматриваются вопросы применения этих ресурсов в экономике и социологии.

5.1. Система международной статистики

На протяжении всего XXв. формировалась система междуна­родной статистики, необходимость в которой была обусловлена расширением международных связей. В XXIв. в создании между­народных статистических ресурсов участвует около 2000 между­народных организаций, а также национальные статистические службы всех стран [29].

Начиная с 1919 г. в Лиге Наций проводятся регулярные меро­приятия, направленные на создание международной статистики. Большим ее достижением стало утверждение единых методоло­гических основ международных статистических исследований [46]. Это позволило проводить сопоставления и анализ результа­тов статистических исследований разных стран.

С 1946 г. при Организации Объединенных Наций (ООН) ра­ботает Статистическая комиссия ООН, ее структура представле­на на рис. 5.1.

Статистическая комиссия при ООН играет ведущую роль в системе международной статистики. 191 страна мира предостав­ляет ей статистическую информацию.

Основные функции Статистической комиссии:

1) сбор, обработка и распространение статистической инфор­мации;

2) стандартизация методов статистических исследований, классификаторов и определений;

3) техническая программа сотрудничества;

4) координация международных статистических программ и действий.

 

Организация Объединенных Наций (ООН)
Экономический и социальный совет
Статистическая комиссия    
Целевые подразделения
Статистическое бюро Секретариата ООН

  Национальное счетоводство   Статистика промышленности   Статистика международной торговли
  Статистика финансов   Статистика цен   Статистика окружающей среды  
Региональные статистические комиссии
 
    Рис. 5.1. Структура Статистической комиссии при ООН

 

При Статистической комиссии создана специальная рабочая группа, которая состоит из шести целевых подразделений, соот­ветствующих основным направлениям экономической деятель­ности. Целевые подразделения собирают информацию, разраба­тывают методологию статистических обследований, проводят обучение, осуществляют научно-техническое сотрудничество.

Кроме того, действует Статистическое бюро Секретариата ООН как самостоятельно функционирующее подразделение Се­кретариата ООН и одновременно рабочий орган Статистической комиссии.

Основные направления деятельности Статистического бюро:

• подготовка материалов к сессиям Статистической комис­сии;

• сбор, обработка (включая оценку достоверности) и публи­кация статистических данных;

• проведение самостоятельных оценок;

• практическая помощь странам;

• поддержка учебных центров;

• командирование специалистов на места. Программы статистических публикаций ООН имеют четкий график выхода в свет каждого издания, начиная от времени сбо­ра и анализа полученных данных, обработки, издания и кончая рассылкой публикации в страны.

Основными публикациями статистических материалов ООН являются:

1. Демографический ежегодник (Demographic Yearbook). Из этого издания можно узнать об изменении численности населе­ния стран мира, рождаемости, смертности, распределении жите­лей на городское и сельское население и др.

2. Статистический ежегодник международной торговли (International Trade Statistics Yearbook). Представляет информа­цию по 182 странам, состоит из двух томов. Том 1 направлен на предоставление информации о внешней торговой деятельности отдельных стран, ее основных торговых партнерах и регионах. Он содержит итоговые таблицы для каждой страны, в которых пред­ставлена информация по импорту и экспорту для страны, а также отношение этих показателей к мировым. Том 2 содержит табли­цы по отдельным товарам, показана их доля в общем объеме ми­ровой торговли, участие стран и регионов в торговле этими това­рами.

3. Статистический ежегодник промышленных товаров (Industrial Commodity Statistics Yearbook). Отражает данные ре­зультатов промышленного развития стран мира с 1973 г., содер­жит информацию о производстве 530 основных промышленных товаров. Данные представлены за 10 лет почти по всем странам.

4. Основные публикации Международной организации тру­да МОТ (International Labour Organization): Ежегодник статис­тики труда, издается с 1936 г. (Yearbook of Labour Statistics), Ста­тистический сборник занятости и заработной платы (Statistics on occupational wages and hours of work and food prices), периоди­ческие бюллетени по труду (Supplement of the bulletin of Labour Statistics и Current international recommendations on Labour statis­tics).

5. Статистический ежегодник Продовольственной сельскохо­зяйственной организации ООН (ФАО). Содержит сведения об урожайности и площади возделывания основных культур, качестве продовольственных продуктов об уровне потребления, осо­бенно питания, его калорийности в различных странах. Штаб-квартира Продовольственной организации ООН расположена в Италии, в Риме.

6. Статистический ежегодник ЮНЕСКО позволяет получить представление об уровне грамотности и развитии культуры и на­уки в международном масштабе.

В настоящее время в систему международной статистики входят:

1) Статистическая комиссия при ООН.

2) Отраслевые статистические подразделения ООН.

3) Система статистических изданий ООН и других междуна­родных организаций.

4) Специальные учреждения ООН:

• ФАО — Продовольственная сельскохозяйственная органи­зация ООН (www.fao.org);

• ЮНЕСКО - Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (www.unesco.org);

• ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения (www.who.int/en/);

• ВБ — Всемирный банк (www.worldbank.org);

• МВФ — Международный валютный фонд (www.imf.org);

• ВТО — Всемирная торговая организация (www.wto.org).

5) Статистические службы межгосударственных организаций:

• ОЭСР — Организация экономического сотрудничества и развития (www.oecd.org);

• Евростат (ЕС) — Статистическое управление Европейских со­обществ (http://europa.eu.int/en/comm./eurostat/serven/home.html);

• Государственный комитет по статистике стран СНГ (www.cisstat.com).

Международными статистическими публикациями считают­ся все публикации, которые издаются прежде всего организация­ми системы ООН, а также ОЭСР, ЕС, Статкомитетом СНГ, наря­ду с публикациями статистических данных других международ­ных организаций.

Рассмотрим более подробно организации, предоставляющие доступ к международной статистической информации. Сравни­тельные характеристики международных информационных сис­тем по статистике приведены в табл. 5.1.

 

 

 

Источник: Goldeman G. Gonnolly В. Numbers Beyond Borders//Libraru Jurnal net Connect, April 15, 2005 [Электронный ресурс] LexisNexis.

Большой интерес представляют публикации Всемирного бан­ка (World Bank www.worldbank.org), в задачи которого входит со­действие экономическому развитию стран — членов Всемирного банка. Всемирный банк издает Global Development Finance (Фи­нансирование глобального развития) в печатной форме, на CD-ROM и предоставляет онлайновый доступ к данным. Данное из­дание выпускается ежегодно с 1990 г., содержит аналитическую информацию о финансовых потоках между странами, а также статистическую информацию, представленную в табличной и графической формах. В таблицах представлены ряды данных по 217 показателям о 148 странах за период с 1970 г. по настоящее время, а также обязательства, заключенные между странами на будущее. Кроме того, в Global Development Finance есть отдель­ные таблицы по каждой стране (136 стран) с экономиче

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...