Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематика лекционных занятий




УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

По изучению учебной дисциплины «История»

 

Иркутск 2017


Авторы:

Карасёв С.В. (руководитель авторского коллектива), Большакова И.В., Ланцова И.В., Лисичко О.И., Уварова О.А., Щепин В.И.

 

Издание 2. Исправленное и дополненное

 

Учебное пособие предназначено для студентов всех профилей заочной формы обучения, изучающих учебную дисциплину «История» в рамках подготовки бакалавров.

 

Рассмотрены вопросы изучения студентами учебной дисциплины «История». Основное внимание уделено организации учебного процесса и выполнению практических и других видов учебной работы студентами.

 

Пособие соответствует требованиям ФГОС-3+ для всех направлений подготовки студентов заочного отделения ИРНИТУ.

ИСТОРИЯ

ВВЕДЕНИЕ. 4

Тематика лекционных занятий. 20

Методические рекомендации по освоению дисциплины.. 20

Контрольная работа. 50

Практическая работа. 51

Экзаменационные вопросы.. 51

Вопросы к зачету. 51

Самоподготовка. 52

Самоконтроль. 52

Список источников и литературы.. 52

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 55

Приложение I. Контрольные работы.. 55

Приложение II. Тематика семинарских занятий. 59

Приложение III. Вопросы к экзамену. 64

Приложение IV. Вопросы к зачету. 68

Приложение V. Список источников и литературы.. 71

Приложение VI. Краткий исторический терминологический словарь. 73

Приложение VII. Исторические персоналии. 89

Приложение VIII. Краткая историко-хронологическая таблица. 134

Приложение IX. Перевод старых русских мер в метрические. 193

Приложение X. Ордена Российской Империи. 197

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 198


 

Введение

 

Этим методическим пособием мы хотим помочь студентам заочной формы обучения организовать процесс изучения учебной дисциплины «История».

Мы расскажем Вам, что необходимо делать на лекциях и в ходе самостоятельной работы, как выполнять контрольные задания, как готовиться к практическим занятиям, какой материал необходимо изучить в ходе подготовки к зачетам и экзаменам. В приложениях Вы найдете материал, который поможет, не только правильно спланировать самостоятельную работу, но и успешно пройти итоговый контроль.

 

На каких курсах и как долго Вы будете изучать учебную дисциплину «История»

 

Студенты заочной формы обучения изучают учебную дисциплину «История» на первом, втором или третьем курсе (в соответствии с учебным планом). В каком же объеме Вам предстоит изучить данный курс?Количество учебных часов и виды контроля для каждого направления (профиля) разное. С ними Вы ознакомитесь в выписке из учебного плана, которую Вам выдаст методист.

Лекционные занятия

Итак, лекция. Что это такое? Лекция (от лат. lectio – чтение), систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки. Учебная лекция – одна из основных форм учебного процесса и один из основных методов преподавания в вузе. Такое определение этому термину дает Большая Советская Энциклопедия.

После того как Вы получили вызов на сессию, в соответствии с расписанием занятий приходите в аудиторию, где состоятся занятие.

Продолжительность академического часа составляет 45 минут. Два академических часа это «пара» с перерывом 5 минут, а перерыв между «парами» – 10 мин.

Конечно, студентам высшего учебного заведения не следует напоминать, что перед началом занятий верхнюю одежду необходимо оставлять в гардеробе, а употребление напитков и пищи на занятиях нежелательно – отвлекает самого студента, теряется «нить» повествования, отвлекаются другие студенты. А опаздывать на занятия и нарушать порядок – вообще не допустимо.

Лекционные занятия характеризуют: во-первых, концептуальность, т.е. теоретическая фундаментальность, высокий научный уровень, целостность построения и изложения материала с выделением ведущей идеи; во-вторых, методологическая и мировоззренческая направленность.

В ходе лекционного занятия основной акцент делается на разъяснении наиболее трудных для понимания, спорных исторических проблем.

На лекции необходимо иметь конспект и ручку. Конспект (желательно, тетрадь объемом не менее 96 страниц). В ходе лекции необходимо конспективно записывать информацию, делать в тексте определенные пометки, выделять ту или иную часть текста. Все это, в последующем, поможет не только восстановить не законспектированную часть информации, но и не терять логическую линию при изучении информации. В век высоких технологий Вы часто используете на лекционных занятиях диктофоны или другую звукозаписывающую технику. Конечно, это не запрещено. Однако, аудиозапись лекции принесет значительно меньше пользы, чем ее конспектирование – труднее найти ту или иную часть того, что сказал преподаватель, провести анализ информации, да и зрительная память, когда листая конспект, Вы можете сравнивать и анализировать, играет не последнюю роль в изучении дисциплины.

Конечно, какие-то вопросы, освещаемые в ходе лекции, могут быть не понятны. Возможно, Вы не успеете законспектировать ту или иную информацию. В таком случае уточняющие вопросы необходимо задать, либо в конце занятия, либо по предложению преподавателя, а он обязательно предложит Вам задать вопросы, переходя к изложению очередного вопроса или завершая занятие.

 

 

Выполнение контрольных и практических работ

Контрольная работа

 

В соответствии с учебным планом Вам предстоит выполнить контрольную работу, то она выполняется в соответствии с Вашим вариантом, номер которого соответствует последней цифре в студенческом билете (или зачетной книжке). Если номер заканчивается цифрой «1», то, вариант «1», если «2», то вариант, соответственно, «2», и т.д. соответственно. Если последняя цифра «0», то вариант «10».

Выполнение контрольных работ происходит только после полного изучения теоретического материала и позволяет студенту проверить уровень своей подготовки. Ответы на контрольные вопросы должны быть даны в соответствии с заданием, ясно и лаконично.

Структура и оформление контрольной работы должны соответствовать требованиям, представленным в методических указаниях по каждой соответствующей дисциплине.

Контрольная работа должна включать в себя следующие части: титульный лист, выписанное содержание задания и раскрытый ответ, список литературы.

Титульный лист оформляется согласно образцу (см. след. страницу).

На отдельной странице указывается номер задания, приводится полный текст задания и затем раскрывается ответ на заданные вопросы.

На отдельном листе приводится список литературы или Internet-ссылки, использованные при выполнении контрольной работы.

Работа выполняется на электронных носителях данных типа CD-RW с соблюдением следующих требований:

– формат документа – Microsoft Word;

– шрифт – Time New Roman;

– размер шрифта – 14;

– межстрочный интервал – 1,5;

– поля:

– верхнее – 1,5 см;

– нижнее – 2,0 см;

– левое – 3 см;

– правое – 1,5 см.

Объем контрольной работы установить, в принципе, не возможно. Всё зависит от полноты раскрытия вопроса и старания студента. Однако, давайте определим его как – не более 10 стр. (без титульного листа и приложений).

Титульный лист контрольной работы представлен ниже.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ     Заочно-вечерний факультет Кафедра общеобразовательных дисциплин     Контрольная работа по дисциплине «История» Вариант (№ и тема варианта)   Выполнил(а): студент(ка) 1 курса группы АТбзс-11-1 Фамилия и инициалы студента   Проверил(а) (ученое звание и ученая степень преподавателя) Фамилия и инициалы преподавателя     Иркутск 201 ….. г.

Контрольная работа требует составление списка источников и литературы. Этот список выполняется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003, который называется: «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления (http://www.omsk-osma.ru/files/gost7.1-2003.pdf)», а правила составления библиографической ссылки, определено ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу Библиографическая ссылка (http://michael-mints.ru/wp-content/uploads/2012/01/gostR_7.0.5-2008.pdf)».

Контрольная работа не засчитывается и передается студенту для переработки, если она не соответствует теме задания; обнаруживается, что основные вопросы, данного раздела, не усвоены; имеются существенные ошибки, работа выполнена не в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями.

Контрольные работы сдаются преподавателю в распечатанном варианте и в электронном варианте на CD-RW.CD должен быть в упаковке (бумажный конверт и т.п.). Непосредственно на диске необходимо написать свою фамилию, имя и отчество (полностью), наименование дисциплины, вариант работы, наименование учебной группы и год защиты контрольной работы (образец см. ниже).

 

Образец оформления CD-RW

 

 

Практическая работа

 

Если в соответствии с учебным планом соответствующей дисциплины у Вас есть практические занятия, то они проходят в форме семинаров. В приложении к соответствующей дисциплине представлен перечень семинарских занятий. Тематика семинарского занятия Вашей группы указывается преподавателем на лекционном занятии.

Семинарское занятие преследует следующие цели:

– способствует глубокому изучению проблемы;

– рассматривать тему семинара в тесной связи с другими проблемами;

– дать возможность рассмотреть проблему с различных точек зрения;

– использовать различные источники, для подготовки к занятию.

На практических работах, которые проводятся под руководством преподавателя, разбираются наиболее сложные для понимания вопросы, иллюстрирующие и закрепляющие теоретические положения, с которыми студенты ознакомились на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Во время практических занятий студенты приобретают навыки применения теоретических знаний в ходе решения практических задач. Систематическая практическая работа способствует закреплению приобретенных теоретических знаний. В ходе практических занятий каждый студент будет вовлечен в активную работу.

На лекционном занятии перед проведением семинара преподаватель объявит Вам тему семинарского занятия, объяснит его особенности, даст задание на подготовку.

Каждый из студентов должен изучить все вопросы, вынесенные на семинар и быть готовым выступить по каждому из них, как в качестве основного докладчика, так и в качестве оппонента. Готовясь к семинару, Вы делаете какие-либо записи, готовите выдержки из различных источников, приводите перечень источников и литературы и пр. В какой форме и на каком носителе информации это будет сделано не существенно. Главная цель занятия – добиться глубокого понимания обсуждаемых проблем, привить способность мыслить логически, применять теоретические знания на практике.

 

Самоподготовка

 

Самостоятельная работа студентов подразделяется:

А) по целям

– подготовка к экзамену или зачету.

Б) по характеру работы

– изучение литературы;

– изучение конспекта лекций;

– поиск литературы в библиотеках;

– конспектирование рекомендованной для самостоятельного изучения научной и другой литературы;

– работа с обучающими и контролирующими программами;

– изучение справочной литературы.

Планирование самостоятельной работы студентов отражается в учебных и рабочих программах и доводятся до сведения студентов, что позволяет им самостоятельно планировать свою учебную, научную и другие виды деятельности.

В итоге учебной работы студент должен обладать определенным объемом знаний и умений, который представлен непосредственно в разделе изучаемых дисциплин.

 

Учебная литература

Какой же литературой пользоваться в ходе изучения гуманитарных дисциплин?

Конспект лекций, которой Вы пишите на лекции, является большим подспорьем при изучении дисциплины. Как конспектировать лекции мы отмечали выше. Однако использование только конспекта при подготовке к экзамену, не достаточно, как не достаточно использование только одного учебника. А вот наличие конспекта лекций, ряда учебников, справочной литературы (энциклопедии, специализированного словаря и пр.) вполне оправдано.

Где брать и какую брать литературу? Конечно, во вступительной части лекционного занятия преподаватель порекомендует тот или иной учебник, то или иное учебное пособие, из числа имеющихся в научной библиотеке Иркутского Национального Исследовательского Технического Университета. Но кроме этого, в научной библиотеке ВУЗа (корпус А, 1-й этаж библиотеки) Вы можете пользоваться услугами электронного читального зала, получить электронную версию имеющихся источников.

Перечень литературы (основной и дополнительной) по гуманитарным дисциплинам, приведен в приложениях к каждой дисциплине.

В перечень «Основной литературы» включены издания, имеющиеся, а в перечень «Дополнительной литературы» включены издания отсутствующие, либо имеющиеся в ограниченном количестве в научной библиотеке ИРНИТУ.

В перечне Internet-ресурсов Вам представлены электронные ссылки на материал, который будет полезен в ходе изучения дисциплины и подготовки к экзамену. Что это такое – Internet-ресурсы? Это тот пакет информации, доступ к которому Вы можете получить из Internet. Открыв приведенные в приложении странички, Вы получаете доступ к еще ряду источников информации. Хотим предостеречь, что информация, полученная из сети Internet, не всегда достоверна и пользоваться ей нужно весьма осторожно, только с официальных сайтов. Кроме этого, необходимо уважать авторские права создателей тех или иных материалов. Internet-ресурсы, приведенные в приложении к каждой дисциплине проверены, ими Вы можете пользоваться смело.

Кроме этого, на официальном сайте Иркутского государственного технического университета (http://www.istu.edu/) есть страничка «система дистанционного обучения» (http://dl.istu.edu/site/), зайдя на которую Вам предлагается для регистрации ввести свои логин и пароль. Логином и одновременно паролем является номер зачетной книжки или номер студенческого билета (если Вы не зарегистрировались сами), которые одинаковы. Не забудьте, что Вы должны активироваться как «студент».

После «входа», Вы можете выбрать интересующую дисциплину. В разделе гуманитарных дисциплин имеются такие материалы, как методические пособия, конспекты лекций, контрольные и практические работы и др.

 

Консультации

В межсессионный период преподаватели проводят консультации. С расписанием консультаций можно ознакомиться на стенде, около аудитории К-120, или на сайте университета. Для удобства связи студентов с преподавателями кафедра «Общеобразовательных дисциплин» предоставляет адреса электронной почты преподавателей. С этой информацией вы можете ознакомиться на сайте ИРНИТУ по электронному адресу: http://www.istu.edu/structure/57/2925/2929/.

В ходе консультации Вы можете получить разъяснения преподавателя по вопросам, вызвавшим затруднения либо непонимание при изучении материалов курса, проконсультироваться по другим учебным вопросам (выполнении контрольных работ, практических заданий и т.п.).

Обращаясь к преподавателю по электронной почте, возможно, сразу Вы не получите ответ, но получите его обязательно и в кратчайшие сроки. Вопросы старайтесь задавать конкретно, по сути той части материала, которая вызывает непонимание.

 

Итоговый контроль

Безусловно, самая волнительная часть – получение зачета, или сдача экзамена. Это заключительный этап процесса изучения дисциплины. В соответствии с расписанием (дата, время, аудитория) Вы приходите на зачет или экзамен. Пожалуйста, не опаздывайте. Ваши оправдания, например: «А я далеко живу», «Попал в автомобильную пробку», «Не смог найти аудиторию», «Транспорта долго не было» и подобные, представляют Вас как несерьезного студента, для которого учеба не является необходимой составляющей жизни, не ставящего перед собой цель стать специалистом. Но жизнь есть жизнь, и если Вы, все же, опоздали на экзамен, уточните порядок его сдачи у своих сокурсников, ожидающих приглашения преподавателя войти в аудиторию, а если спросить не у кого, постучите, откройте дверь и, представившись, спросите у преподавателя разрешение присутствовать на зачете.

С собой необходимо иметь: зачетную книжку, студенческий билет и паспорт, а так же конспект над которым работали на установочной лекции и дома в период самостоятельной подготовки. Без зачетной книжки и паспорта студент к экзамену или зачету не допускается.

Получив экзаменационный билет или вопросы, вынесенные на зачет, Вы должны уяснить их содержание, вспомнить изученный ранее материал и дать ответ на каждый вопрос. Ответ должен содержать четкую, развернутую информацию на каждый вопрос. Итоговый контроль это демонстрация уровня Ваших знаний, по этому здесь не допустимы выражения: «я не помню, как это было, но как-то так...», «там было, что-то, типа …», «вот как раз этого я не учил, но …», «обстоятельства не позволили мне изучать вопрос, но я хочу получить положительную оценку …», «а потом, … этот, … ну, я не помню, как его звали, пошел к этим, как их, … и что-то там сказал» и подобные.

ЭКЗАМЕН

Согласно календарному графику учебного процесса преподаватель проводит промежуточную (итоговую) аттестацию по дисциплине. Прием экзаменов происходит в период летней экзаменационных сессий в установленные факультетом сроки по заранее составленному расписанию (дата, время, аудитория). До начала экзаменационной сессии преподаватель проверяет выполнение студентами всех видов заданий, предусмотренных учебным планом, рабочей программой обучения и данным ФОСом.

На экзамене студент обязан предоставить: зачетную книжку, студенческий билет и паспорт. Без зачетной книжки и студенческого билета студент к экзамену не допускается. Экзамен проводится по билетам в форме устного опроса или письменного тестирования. Экзаменатору предоставляется право задавать студенту вопросы сверх билета, в пределах теоретического материала дисциплины, в соответствии рабочей программой дисциплины по направлению подготовки.

После экзамена преподаватель выставляет оценку в экзаменационную ведомость группы и зачетную книжку студента. Оценка присваивается студенту по шкале оценивания (пункт 3 данного ФОС) в зависимости от знания студентом учебно-программного материала, умения свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоения основных понятий дисциплины в значении для приобретаемой профессии.

Если студент принимает участие в учебном процесс с использованием системы дистанционного обучения «Гекадем», то преподаватель может оценить его работу (при выполнении всех пребываний учебного плана) по результатам работы в «Гекадем».

 

Зачет

Если в соответствии с учебным планом по изучаемой дисциплине предусмотрен зачет, то в приложениях к этой дисциплине представлен список вопросов, вынесенных на зачет.

Целью зачета является проверка выполнения студентами учебных заданий и усвоения теоретического материала по дисциплине, не имеющей экзамена.

По результатам «зачета» студент получает оценку «зачтено» или
«не зачтено».

Зачет – это заключительный этап процесса изучения дисциплины. Зачет по дисциплине проводится в период экзаменационных сессий в установленные факультетом сроки по заранее составленному расписанию (дата, время, аудитория). До начала экзаменационной сессии студенты обязаны выполнить все виды заданий, предусмотренных учебным планом, рабочей программой обучения и данным ФОСом.

При себе на зачете студенту необходимо иметь: зачетную книжку, студенческий билет, паспорт. Без зачетной книжки и студенческого билета студент к зачету не допускается.

Зачет проводится по теме контрольной работы в форме устного опроса. Кроме этого экзаменатор задает студенту 2-3 вопроса, в пределах теоретического материала дисциплины, в соответствии рабочей программой дисциплины по направлению подготовки.

Согласно календарному графику учебного процесса преподаватель проводит промежуточную (итоговую) аттестацию по дисциплине. Прием зачетов происходит в период зимней и летней экзаменационных сессий в установленные факультетом сроки по заранее составленному расписанию (дата, время, аудитория). До начала экзаменационной сессии преподаватель проверяет выполнение студентами всех видов заданий, предусмотренных учебным планом, рабочей программой обучения и данным ФОСом.

На зачете студент обязан предоставить: зачетную книжку, студенческий билет и паспорт и контрольную работу. Без этих документов студент к зачету не допускается. Зачет проводится по билетам в форме устного опроса или письменного тестирования. Экзаменатору предоставляется право задавать студенту вопросы сверх перечня вопросов, в пределах теоретического материала дисциплины, в соответствии рабочей программой дисциплины по направлению подготовки.

После зачета преподаватель выставляет оценку в экзаменационную ведомость группы и зачетную книжку студента. Оценка присваивается студенту по шкале оценивания (пункт 3 данного ФОС) в зависимости от знания студентом учебно-программного материала, умения свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоения основных понятий дисциплины в значении для приобретаемой профессии.

Если студент принимает участие в учебном процесс с использованием системы дистанционного обучения «Гекадем», то преподаватель может оценить его работу (при выполнении всех пребываний учебного плана) по результатам работы в «Гекадем».


 

 

ИСТОРИЯ

Программа учебного курса включает обязательный минимум знаний, изучение которых позволит овладеть основными методологическими положениями и категориями политической науки. Целью освоения учебной дисциплины является формирование представлений и знаний студентов о политической сфере жизни общества, о специфики человека как субъекта и объекта власти, гражданских правах и свободах, формах и способах его включения в сложный мир политических отношений. Ее изучение важно для более широкого понимания роли и места человека в современном политическом процессе, формирования ощущения собственной значимости и сопричастности к делам государства, общества, выработки активной гражданской позиции.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений и готовность нести за них ответственность;

способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества, к анализу политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни;

готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции;

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм;

способностью и готовностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению;

способностью научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики;

способностью и готовностью понимать роль искусства, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии;

способностью и готовностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности;

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, с том числе защиты государственной тайны.

 

Тематика лекционных занятий

В ходе лекционных занятий со студентами изучаются следующие учебные темы:

№ пп Разделы и темы дисциплины по учебной программе
1. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Особенности российского исторического процесса
2. Становление и эволюция древнерусской государственности (IX-XIV вв.)
3. Формирование единого русского государства (XIV-XVI вв.). Специфика российской государственности.
4. Утверждение абсолютной монархии в России(XVIII- 1-я пол. XIX вв.).
5. Буржуазная модернизация России: реформы 2-й половины XIX в.- начала XX в. в контексте мирового развития.
6. Россия в 1914-1922 гг.: выбор исторического пути.
7-8. СССР в 1922-1991 гг.: советское государство и общество
9. Развитие российской государственности (1991-1999 гг.)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...