Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция № 6. Россия в 1914-1922 гг.: выбор исторического пути




 

Цель данной лекции: показать системные изменения русского общества и государства в условиях войн и революций.

1. Первая мировая война и общенациональный кризис в России.

2. Февральская революция 1917 г. в России: цивилизационный выбор страны.

3. Большевизм и Октябрьский переворот 1917 г.

Первая мировая война (1.8.1914 г. – 11.11.1918 г.) явилась поворотным событием в истории многих народов и государств. Давая общую характеристику войны, следует обратить внимание на ее причины, характер, основные воюющие стороны и блоки, ход военных действий, итоги и последствия; пояснить, чем она коренным образом отличалась от всех предыдущих войн; какие цели преследовали Германия и Россия.

Планируя ход военных действий, главные участники войны исходили из того, что война не будет длительной, однако боевые действия продолжались четыре года (дать краткое описание событий, акцентируя внимание на Восточном фронте). Война стала тяжелым испытанием для всех ее участников. Она потребовала перестройки всей экономики, мобилизации огромных людских, материальных и финансовых ресурсов. России это давалось тяжелее в силу ряда причин. Неповоротливость и косность бюрократии, отсутствие должного контроля привели к нарастанию кризисных явлений и диспропорций в экономике.

В начале войны Россию, как и другие воюющие страны, охватил патриотический подъем. В первые месяцы все слои общества поддерживали правительство. Почти все политические партии выступили за войну до победного конца и проголосовали в Думе за военные кредиты. Война была объявлена справедливой, народной, выдвигались лозунги «защиты Отечества», «гражданского мира и согласия». Единственной партией, резко выступившей против войны, были большевики. Основными лозунгами большевиков были: превращение империалистической войны в гражданскую, что по сути означало свержение самодержавия, поражение своего правительства в войне. Постепенно в силу ряда причин (следует конкретизировать их) в России в 1915-1916 гг. начала ухудшаться и общественно – политическая ситуация.

Для воюющей России 1916 г. характерно формирование общенационального кризиса (раскрыть его составляющие –организационные и военные просчеты, кризис финансовой системы, падение жизненного уровня населения, растущее чувство враждебности города к деревне, политический кризис). К концу 1916 г. все политические партии и группировки объединились в оппозицию к монархии. К началу 1917 г. антиправительственные настроения охватили все слои населения. Все это привело к революционному взрыву.

При описании Февральской революции 1917 г. следует обратить внимание на ее причины, характер и движущие силы, роль политических лидеров. Россия перестала быть монархией, в стране установилось двоевластие (Советы и Временное правительство). Была реализована широкая программа демократических преобразований. В данной лекции важно акцентировать внимание на том, что историография XX в. и, в частности, революций 1917 г. очень многопланова: точки зрения исследователей не просто не совпадают, а иногда прямо противоположны. Излагая определенную концепцию, нужно выявить факторы, обусловившие крутизну поворота российской истории, исключительную массовость общественных движений, ожесточенность социальных столкновений, огромный масштаб разрушений и перестройки, сущность полученных результатов. Важно показать революции как своеобразный исторический процесс, имеющий сложный многоступенчатый механизм, противоречивую динамику, соответствующую стадиальность, неоднозначность конечных результатов.

В истории 1917 г. (и всего XX в. в целом) важнейшую роль сыграли большевики. Поэтому необходимо остановиться на истории и теории большевизма, в основном разработанной В.И. Лениным. Строительство партии нового типа, теория социалистической революции и диктатуры пролетариата, теория революционного насилия, национальный и аграрный вопросы – все это разрабатывалось лично Лениным. Следует подробнее остановиться на этой феноменальной личности, про которую В. Маяковский справедливо сказал: «Мы говорим партия – подразумеваем Ленин. Мы говорим Ленин – подразумеваем партия». Возвратившись в апреле 1917 г. в Россию, В. Ленин начинает подготовку к захвату власти. В борьбе за власть (апрель – октябрь 1917 г.) большевики используют все методы и приемы, испытывая на прочность Временное правительство. Разработанный Лениным план вооруженного восстания с успехом был применен в ночь с 24 на
25 октября 1917 г. Большевики попытались легитимизировать свою власть на II съезде Советов. 26 октября Ленин зачитал съезду Декрет о мире, Декрет о земле, Декрет о правительстве. Началась новая эпоха в истории России.

Начавшись как переворот, Октябрьские события 1917 г. вскоре развиваются в революцию (подробнее это явление рассматривается в семинаре). Триумфальное шествие Советской власти; «красногвардейская атака на капитал»; минимизация крестьянского и рабочего движения; уничтожение многопартийности, парламентаризма, конституционализма и демократии; преследование инакомыслия; однопартийное государство – все эти рукотворные явления двигают страну в направлении, прямо противоположном Февральской революции. Большевики укрепили свою власть и провели в жизнь свою программу – они победили. Следует обратить внимание на различные точки зрения, существующие в литературе, о причинах победы большевиков в 1917 г. и в исторической перспективе.

 

Лекция 7-8. СССР в 1922-1991 гг.: советское государство и общество.

 

Цель данной лекции: сформировать представление о развитии советского государства и общества.

1. Советская государственность и ее особенности.

2. Формирование тоталитарной системы в СССР.

3. «Оттепель» и «застой» в советском обществе.

4. Эволюция социальной структуры общества в XX в.

5. Духовная жизнь советского общества.

6. Советский Союз в 1985-1991 гг.: «новое мышление», перестройка, ускорение.

Партия большевиков выстроила в России новое государство и общество. Важнейшими составляющими государственности являются: форма государства, государственный аппарат, государственная идеология. Все эти компоненты претерпели существенное изменение.

Раскрывая изменение формы государства, необходимо подчеркнуть изменение формы правления (была демократическая республика с Временным правительством и уже собравшимся Учредительным собранием; стала Советская республика, позднее – СССР, управлявшийся декретами, позднее постановлениями ЦК партии), формы государственного устройства (в 1922 г. СССР заявлен как федеративное государство, очень быстро ставшее унитарным), политического режима (в стране было правовое демократическое государство, сформировался тоталитаризм). Сложилась командно – административная система (раскрыть ее признаки). В 1925 г. на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) был принят документ под названием номенклатура, на основании которого в стране сформировался слой госпартократов, новая управленческая группа, за которой закрепилось это название. Если в монархической России в начале XX в. было не более
420 тысяч чиновников, включая полицию и жандармерию, то в 1986 г. было 18 млн. чиновников. Характерной чертой управления стала «чрезвычайщина». В стране возобладала советская идеология, программными чертами которой были: классовый подход к явлениям; однозначность, одномерность, бескомпромиссность; оправдание любых жертв и ставка на насилие; навязывание сверху идеологических постулатов и наказание за измену им. Все эти моменты и определили особенности советской государственности. Важно отметить, что система эволюционировала, но в основе своей просуществовала до перестройки.

Феноменом 1930-х годов в СССР стало формирование тоталитаризма и утверждение культа личности. Необходимо показать, как в ходе острой внутрипартийной борьбы с середины 1920-х гг. стал складываться режим личной власти Сталина, определить причины и предпосылки этого явления. Раскрывая понятие тоталитаризма, необходимо отметить, что это – порождение XX в.; конспективно сравнить режимы в СССР, Италии и Германии; выделить особенности отечественного варианта. Заострить внимание на предпосылках и причинах явления в СССР, показать его проявления в политике, экономике, социальной сфере и культуре. В условиях тоталитаризма СССР построил основы социализма, проведя индустриализацию и коллективизацию. Это было отражено в Конституции 1936 г. – Конституции победившего социализма, где впервые появляется статья о руководящей и направляющей силе советского общества – коммунистической партии. В послевоенные годы тоталитарный режим сохранялся и начал эволюционировать только после смерти Сталина в 1953 г.

Освещая время хрущевской «оттепели», необходимо отметить изменения в международной политике, экономике, социальной и духовной сфере, показать их противоречивость и непоследовательность. XX съезд КПСС (1956 г.) стал рубежным в переходе от тоталитарного к авторитарному обществу, но процесс десталинизации не был доведен до конца. Страна добилась серьезных результатов в социалистическом строительстве (полеты в космос, паритет в военной сфере, мощное промышленное и дорожное строительство, жилищное строительство, научные разработки, расцвет социалистической культуры), но ресурс был исчерпан. В 1977 г. была принята новая Конституция – «Конституция развитого социализма». При Л.И. Брежневе начинает работать «механизм торможения», и результаты, все еще впечатляющие, становятся неадекватными затраченным усилиям. «Развитому социалистическому обществу» требуются серьезные структурные изменения.

В советское время произошли коренные изменения общества. Следует обратить внимание на изменение социальной структуры: вместо многоукладности и разнообразия социума появляется гомогенное социалистическое общество, в котором есть только рабочий класс, колхозное крестьянство и трудовая интеллигенция (привести данные). Численность населения в силу различных причин (назвать) резко колеблется. Урбанизация растягивается во времени: городское население в 1959 г. составляет 48%, в 1981 г. – 63%. Россия пережила три волны массовой эмиграции. Изменилась сфера труда (назвать тенденции). Увеличилась продолжительность жизни: в 1897 г. средняя продолжительность жизни –
32 года, 1926 г. – 44 года, 1971 г. – 70 лет. В чем-то эти изменения соответствовали общемировым тенденциям, в чем-то были особенностью советского общества (указать).

Серьезным трансформациям подверглась духовная сфера. Культурная революция как часть социалистических преобразований (охарактеризовать ее основные направления) изменила страну. В ее проявлениях было как положительное, так и отрицательное. Была создана мощная система образования, просвещения и воспитания. Сформирована новая социалистическая культура. Но идеологизация духовной сферы не прошла бесследно для общества. Обновленческий потенциал был слабым.

В условиях угасания старой советской системы появился молодой лидер – М.С. Горбачев (1985-1991 гг.), с именем которого связаны «новое мышление», перестройка, ускорение, гласность. Попытка проведения реформ на старой социалистической основе не увенчалась успехом, нужны были системные изменения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...