Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность учителя на уроке




 

Тщательная подготовка — необхо­димое условие для проведения урока. Но этого мало: необходима твор­ческая реализация намеченного плана в классе. Из всего многообра­зия вопросов, связанных с деятельностью учителя на уроке, остановимся только на главных: каковы функции учителя на уроке и как он эти функции должен выполнять?

Учитель прежде всего воспитатель. Поэтому надо обратить особое внимание на воспитательную функцию учителя на уроке. Воспита­ние — сложный, если не сказать сложнейший, процесс, происходя­щий в ходе обучения. Воспитать ученика невозможно путем словес­ных объяснений того, «что такое хорошо и что такое плохо», путем нудных нотаций и наставлений. Воспитывающее воздействие на уче­ника в первую очередь оказывает личность учителя: его образован­ность, манеры поведения, заинтересованное отношение к делу, доб­рожелательное отношение к ученикам, искренность во взаимоотно­шениях с учащимися, умение владеть собой, строгая доброта, одеж­да, желание помочь ученику, умение понять ученика и т. п.

Не меньшее значение для воспитания учащихся имеет умение учи­теля находить в содержании учебного материала такие элементы, из­ложение которых будет ненавязчиво, исподволь воспитывать учени­ков.

Сильное воспитательное воздействие на учащихся оказывают ме­тоды и организационные формы обучения. Учебный процесс для уча­щихся является процессом познания и должен протекать по законам познания. То обстоятельство, что этот процесс познания организует­ся учителем и проходит под его руководством в специально создан­ных для этого условиях, не меняет его сущности. Ребенок в процессе своей учебной деятельности в своеобразной форме и в сокращенные сроки под руководством учителя повторяет для себя исторический процесс познания. Задача учителя сводится к такой организации учеб­ной деятельности учащихся, которая обеспечила бы максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика.

Учитывая большую роль чувственного восприятия в формирова­нии понятий, в преодолении формализма в знаниях учащихся, необ­ходимо большое внимание на уроках уделять правильному осуществ­лению принципа наглядности.

В процессе теоретического объяснения учебного материала исклю­чительное значение имеет продуманная логика изложения и доказа­тельность выдвигаемых положений. Ничто так не вредит развитию и формированию гражданина и человека, как догматизм в обучении. Наука, а вслед за ней и обучение не признают догматов. Наука требу­ет доказательств, а обучение — доступных для учащихся доказательств. Поэтому необходимо уделить много внимания поиску доступных для учащихся доказательств истинности излагаемого.

Обучение невозможно без строгой дисциплины. Вопрос дисцип­лины на уроке — один из первых вопросов, с которым сталкивается учитель, входя в класс. Решение этого вопроса в основном зависит от того, сумеет ли учитель заинтересовать учащихся своим предметом, сумеет ли найти верный тон в обращении с учащимися.

Для установления хорошей рабочей дисциплины необходимо глу­бокое знание предмета, умение четко и интересно его преподнести,

заинтересованность в успехах учащихся, искренность поведения учи­теля в классе и его умение отличить детскую непоседливость от безо­бидной шалости, а безобидную шалость от дурного намерения не­дисциплинированного ученика. Отличить и найти соответствующую меру пресечения. На уроке нельзя быть как ни чрезмерно строгим, так и ни чрезмерно мягким. И то и другое противопоказано. Иногда достаточно только дольше обычного задержать свой взгляд на учени­ке, нарушившем дисциплину, а иногда следует назвать его по имени или, что строже, по фамилии.

Никогда, ни при каких обстоятельствах не следует выражать свое неудовольствие работой ученика или его поведением в обидной для него форме. Хороший учитель, нашедший деловой контакт с клас­сом, не предпринимает видимых мер для поддержки дисциплины. Все учащиеся и сам учитель на уроке работают так, что у учеников нет ни желания, ни времени отвлечься от этой работы.

Дидактика давно показала, что скука на уроках — злейший враг учения. Теоретически все это признают, а вот на практике на уроках часто царит скука и равнодушие. Это типичные пережитки того этапа развития школы, когда безраздельно господствовала идея, что ко­рень учения горек, а плоды его сладки. Но вся беда в том, что из горького корня учения не вырастают и сладкие плоды: знания, не подкрепленные и не согретые положительными эмоциями, оставля­ют человека холодным и равнодушным, не задевают за живое, быст­ро улетучиваются. Более того, если учение сопровождается отрица­тельными эмоциями, то у учеников может на всю жизнь возникнуть отвращение к учению, знаниям, науке, к самым светлым и прогрес­сивным идеям. А это уже очень опасно.

Ч. Дарвин в своей автобиографии вспоминал: «В течение второго года моего пребывания в Эдинбурге я посещал лекции профессора Джемсона по геологии и зоологии, но они были неимоверно скучны. Единственным результатом того впечатления, которое они произве­ли на меня, было решение никогда, пока я буду жив, не читать книг по геологии и вообще не заниматься этой наукой».

Впоследствии, когда Дарвину представилась возможность посе­щать интересные публичные лекции по геологии, он не ходил на них потому, что его, как он пишет, «тошнило от эдинбургских лекций».

Эмоциональная окраска урока невозможна без специальной под­готовки учителя к уроку. Урок можно дать, можно провести, но луч­ше исполнить, как исполняет свою роль артист на сцене! В работе учителя на уроке сливаются воедино знания предмета, профессио­нальное мастерство и искусство.

Большое значение для успешной работы на уроке имеет умение видеть весь класс и отдельных учеников. Учитель должен уметь подме­чать самые незначительные изменения в классе и вовремя принимать необходимые меры. При этом очень важно отметить успехи учащихся. Успех хорошо успевающего ученика надо отметить спокойно и сдер­жанно, а успех слабоуспевающего ученика следует отметить громко, с известной долей преувеличения. И в том и в другом случае одобре­ние учителя является хорошим стимулом для учащихся. Большой такт надо проявлять, отмечая промахи учеников. Делать это надо, как пра­вило, в извиняющих ученика тонах, в виде ненавязчивой подсказки, делая вид, что, с вашей точки зрения, ошибка ученика лишь досад­ная случайность и не более. Такой подход к успехам и промахам в работе учащихся способствует созданию в классе хорошего психоло­гического климата.

 

Анализ урока

 

Для того чтобы быстрее и в совершенстве овладеть педагогическим мастерством, следует взять за правило тщательно продумывать каждый проведенный урок. При этом важно отметить и свои удачи, и свои промахи, найти истоки и тех и других, выяснить, были ли они «запрограммированы» на стадии подготовки к уроку или явились результатом работы непосредственно на уроке.

При анализе урока опасно и самобичевание, и самолюбование. Необходимо спокойно восстановить в памяти ход урока и отметить в плане свои наиболее существенные выводы о его качестве.

Студент должен научиться анализировать уроки, которые прово­дит сам, уроки своих товарищей и уроки учителей, которые посе­щает.

Анализ урока должен опираться на хорошее знание задач, содер­жания и методики учебного предмета, на знания по теории воспита­ния и обучения, психологии. Чтобы правильно проанализировать и оценить отдельно взятый урок, надо выявить его место в системе всех уроков по теме: на какое, ранее усвоенное содержание он опира­ется, как развивает это содержание, что нового добавляет, как тем самым готовит почву для сознательного усвоения содержания после­дующих уроков. Такое рассмотрение урока в целостной системе по­зволит оценить, правильно ли определена цель данного конкретного урока.

Правильная постановка общей цели урока и вытекающих из нее конкретных задач — одно из важнейших условий эффективности урока.

Анализируя урок, надо выявить, как понимает учитель цель урока. Сегодня она не должна ограничиваться только сообщением суммы знаний и привитием навыков. Урок призван решать также важные задачи воспитания и развития личности. Вытекающие отсюда конк­ретные задачи урока должны быть хорошо осознаны учителем, на­правлять его действия.

Далее анализ должен установить, достигнуты ли намеченные цель и задачи урока: какие знания приобрели ученики, каково качество этих знаний, какими умениями и навыками ученики овладели или начали овладевать. Трудно, а порой и вовсе невозможно установить, сдвиги в воспитании и развитии детей на отдельном уроке — обычно они сказываются в дальнейшем, в результате проведения целой сис­темы уроков. Но, анализируя ход урока, его этапы, надо обратить внимание на те действия, которые предпринимал учитель для осуществления намеченных задач воспитания и всестороннего развития, какие учебно-воспитательные ситуации он создавал для этого на уро­ке, насколько удачно это делал.

Весь дальнейший анализ урока и должен быть посвящен рассмот­рению учебно-воспитательных ситуаций, созданных учителем на всех этапах урока, и педагогической оценке этих ситуаций с точки зрения их эффективности для достижения намеченной цели и конкретных задач урока.

Какие ситуации были созданы учителем, чтобы настроить детей, вошедших в класс, на дружную, организованную, деловую работу?

Какое место отвел учитель проверке выполнения домашнего зада­ния и как организовал эту едва ли не самую сложную часть урока?

«Большой бедой многих уроков... — писал В.А. Сухомлинский, — является расточительство времени на первом этапе урока — во время проверки домашнего задания. Как раз здесь больше всего игнорирует­ся целенаправленность урока: учитель опрашивает в течение 15—20 ми­нут трех-четырех учеников, ставит им оценки, класс же в это время ничего не делает... С напряжением ожидает класс, кого вызовет учи­тель после того, как предыдущий ученик ответил. Но вот учитель назвал фамилию вызванного, класс облегченно вздохнул, все стали заниматься своими делами».

Было ли такое расточительство времени на анализируемом уроке? Если нет, то как учителю удалось этого избежать?

Какие учебные ситуации создал учитель на уроке, чтобы мобили­зовать внимание детей и подготовить их к восприятию нового учеб­ного материала? Удалось ли вызвать интерес к теме, желание решить проблему, узнать новое, неизвестное?

При анализе этапа урока, посвященного сообщению новых зна­ний, важно выявить и оценить учебные ситуации, созданные учите­лем для решения этой задачи. Здесь важно выяснить, насколько удач­ны с учебно-воспитательной точки зрения были созданные учителем ситуации и их дидактическая последовательность. Удалось ли обеспе­чить внимание, заинтересованность, активную работу мысли учени­ков, контакт учителя с ними? Если ученики выполняли самостоя­тельную работу,то создавал ли учитель учебные ситуации самоконт­роля, самопроверки? Проверял ли учитель понимание учащимися нового материала и что сделал для его закрепления? Насколько эф­фективными оказались соответствующие учебные ситуации?

При анализе урока надо установить, какие и как даны домашние задания.

Очень важно правильно оценить и сам характер домашних зада­ний: насколько они способствуют развитию, углублению знаний, со­вершенствованию умения учиться, подготовляют к сознательному ус­воению материала последующих уроков, ориентируют на наблюде­ния над предметами и явлениями природы и труда, стимулируют развитие многогранных духовных потребностей, учитывают особен­ности и возможности слабых и сильных учеников и т. д.

Анализ, исследование, сравнение — эти формы активного ум­ственного труда должны пронизывать домашние задания, которые соединяют в себе чтение книги с наблюдением и трудом.

Подобный анализ урока позволяет выявить все его сильные и сла­бые стороны и сделать практические выводы для совершенствования последующих уроков.

Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализи­ровать свой труд, писал

В. А. Сухомлинский.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ AHAЛИ3A УРОКА

К вам пришли на урок, вы посетили урок своего коллеги — как оценить его?

Анализ урока — сравнение конкретного, проведенного учителем урока с теоретической моделью урока, составленной в соответствии с современными дидактическими и методическими требованиями, с передовым опытом и здравым смыслом, — включает в себя:

определение его места в ряду уроков по данному разделу;

выявление и оценку целей данного урока;

оценку внутренней цельности урока;

оценку его темы, привлеченного на урок материала и правиль­ности его использования;

оценку соотношения теоретического и практического на уроке;

соответствие методов и приемов, видов упражнений целям уро­ка и содержанию материала;

соответствие возрастным возможностям учащихся и соблюде­ние необходимого научного уровня;

оценку воспитательной, обучающей и развивающей эффектив­ности урока;

оценку действий, поведения учителя на уроке;

оценку реализации замысла урока — достижение цели, выпол­нение плана урока; оценку работы учащихся, их познавательной ак­тивности, тех знаний и умений, которые приобретены школьниками на данном уроке: все ли учащиеся активно работали, было ли им интересно, каково их настроение на уроке, велика ли степень их самостоятельности, проявления инициативы, поиска, творчества.

Как Вы готовитесь к уроку?

Выполняете ли вы необходимые действия, способствующие дос­тижению оптимального результата на занятии?

Подготовка учителя к уроку — комплекс действий учителя, на­правленных на достижение оптимального результата урока. Предпо­лагает следующие моменты:

определение места данного урока в цикле уроковпо темеилиразделу;

анализ результатов предыдущих уроков, проверки тетрадей и пр.;

осмысление образовательной и воспитательной цели данного урока;

установление объема учебного материала, меры умений, над которыми будет проводиться работа на уроке;

выбор материала из учебника, сборника задач и упражнений, дидактических пособий, дополнительной литературы для данного урока;

определение и выбор методических приемов для коллективной, дифференцированной и индивидуальной работы на уроке;

подготовка наглядных и иных пособий дляурока;

составление плана (конспекта) урока;

прогнозирование итога урока, определение перспективы по­следующих уроков.

Как правило, приступая к новой теме, учителя готовятся одно­временно к нескольким урокам, создавая их систему, определяя преемственную связь между ними, распределяя материал, виды ра­боты, обеспечивая разнообразие типов урока. Работающие с приме­нением новых педагогических технологий преподаватели применя­ют информационные карты урока в соответствии с его темой на каждом занятии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...