Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические аспекты урока





Психология обучения:

ü мотивация

ü проблематизация

ü ориентировочная основа действий

ü формирование общеучебных умений

Психология учения:

ü целеполагание

ü планирование

 

 

ü внимание

ü понимание

ü запоминание

ü применение

ü самооценка, рефлексия

Отношения, психологический климат:

ü коммуникативность учителя

ü отношения «учитель — ученик»

ü отношения «ученик — ученик»

ü личностный подход

Формирование личности ребенка:

ü «я-концепция»

ü самостоятельность

ü творчество

ü свобода

ü ответственность


Урок с позиции развивающего обучения


Формирование знаний, умений, навыков:

ü понятия

ü содержательные сообщения

ü работа в зоне ближайшего развития

ü восхождение от абстрактного к конкретному

ü укрупнение дидактических единиц

ü повышенный темп

ü ориентировочные основы действий

Формирование способов умственных действий:

ü целенаправленная учебная деятельность

ü восхождение от абстрактного к конкретному

ü укрупнение дидактических единиц

 

 

ü обобщение

ü классификация

ü суждения, умозаключения

ü анализ

ü синтез

Формирование самоуправляющих механизмов личности:

ü познавательная мотивация

ü нравственно-волевая мотивация

ü самообучение (учись учиться)

ü самоутверждение («я-концепция»)

ü саморегуляция

Другие качества личности:

ü творчество

ü эстетическая культура

ü этическая культура


Урок с позиции формирования общеучебных умений и навыков


Планирование деятельности ученика:

ü мотивация

ü проблематизация

ü осознание учебной задачи

ü самостоятельность целеполагания

ü умение планировать

Организация деятельности:

ü организация рабочего места ученика

ü наличие и использование средств ученика

ü оптимальность действий

ü самодисциплина

Усвоение информации:

ü управление вниманием

ü запись, конспектирование

ü работа с книгой, чтение

ü работа с техническими средствами обучения

 

 

ü диалогические умения

ü самостоятельность действий

Формирование способов умственных действий:

ü сравнение, анализ

ü обобщение, синтез

ü понятие, классификация

ü суждение, умозаключение

ü воображение, интуиция

ü решение задач, проблем

Оценка и осмысливание результатов работы:

ü рефлексия

ü самоконтроль

ü взаимоконтроль

ü этическая оценка

ü эстетическая оценка


Урок с позиции развития познавательной самостоятельности учащихся


Организация урока:

ü структура

 

ü мотивация (проблематизация)

ü дозировка материала

ü началоиконец урока

Общеучебные умения учащихся:

 

ü планирование деятельности

ü организация рабочего места

ü самоконтроль

ü самовоспитание

ü самообразование (учись учиться)

ü саморегуляция

Формирование способов умственных действий учителем:

ü сравнение

ü обобщение

ü понятие

ü суждение

ü рефлексия

ü воображение

Деятельность учащихся:

ü репродукция

ü самостоятельная работа

ü применение знаний

ü поиск

ü творчество

Личностный подход учителя:

ü положительное стимулирование

ü формирование «я-концепции»

ü индивидуальный подход

ü дифференцированный подход


 

Урок с позиции личностного подхода


Отношения «учитель — ученик»:

ü педагогическая любовь

ü понимание

ü приятие

ü вера

ü индивидуальный подход

ü помощь

Учение без принуждения:

ü требовательность на уважении

ü возбуждение интереса

ü использование успеха

ü предоставление свободы выбора

ü уровень сотрудничества в работе

Оценивание:

ü качественные оценки

 

 

ü гласность

ü бесконфликтность

ü самооценка учеников

ü взаимооценка

Воспитание «я-концепции»:

ü воспитание «я — нравлюсь»

ü воспитание «я — способен»

ü воспитание «я — нужен (значу)»

Личность учителя:

ü глубокие знания

ü педагогический такт

ü общая культура

ü оптимизм

ü юмор

ü молодость души


САМОАНАЛИЗ УРОКА

Чтобы урок был эффективным, подумайте до урока:

что будут делать 45 минут ваши ученики?

какие познавательные задачи вы будете ставить перед учениками?

будет ли на уроке применен самостоятельный поиск в приобре­тении знаний?

какуюдополнительную литературу вы рекомендуете учащимся по теме урока?

Подумайте после проведенного урока:

активно ли восприняли ученики материал урока? Если нет,топочему?

Проведите самоанализ урока:

удалось ли осуществить намеченный план урока?

в какой мере? Насколько качественно? Были лидопущены от­ступления от плана? Усвоили ли материал учащиеся?

как была организована ваша деятельность на уроке, деятель­ность учащихся? Кто работал интенсивнее — вы или учащиеся?

что можно было бы улучшить в организации урока, в его струк­туре, содержании и методах работы?

какие моменты урока были самыми удачными?

удалось ли вам увлечь учащихся, заинтересовать их,чемикак?

что было неудачным на уроке, что требует переоценки и как исправить недочеты при проведении последующих уроков?

Чтобы осознанно и методически правильно оценить проведенный вами урок, воспользуйтесь следующей схемой анализа и самоанализа урока.

 

 

Что делалось? Как делали? Оценка
Правильный выбор цели 1. Комплексный характер цели: на­личие образовательного, воспитатель­ного и развивающего аспекта. 2. Реальность достижения цели. 3. Связь цели данного урока с целями предыдущих занятий. 4. Состоялось ли и на каком уровне принятие цели, ее осознание учащи­мися? Мотивация учебной деятельно­сти учащихся.      
Выбор типа урока 1. Соответствие структуры урока его типу, дидактической цели. 2. Наличие в структуре урока элемен­тов, дополняющих его дидактическую основу и их необходимость. 3. Наличие взаимосвязи между этапа­ми урока. Влияние структуры урока на достижение его цели.      
Отбор содержания форм и методов на каждом этапе урока 1. Научность и доступность учеб­ной информации. 2. Глубина содержания и полнота ее передачи. 3. Соответствие форм и методов со­держанию учебного материала, нали­чие взаимосвязи между ними. 4. Какие из форм познавательной де­ятельности учащихся преобладали на уроке? Чем это вызвано и насколько оправданно, оказало ли существен­ное влияние на достижение цели урока?    
Итоги урока, оцен­ка, результат урока 1. Уровень достижения триединой цели урока: ü полностью ü частично ü не достигнута 2. Что оказало положительное влия­ние на достижение цели урока? 3. Что препятствовало полному дости­жению цели урока? 4. Какие новые знания, умения, на­выки получены и соответствует ли это цели урока? 5. Что оказалось неусвоенным учащи­мися в соответствии с целями урока и нуждается в доработке?  

 

Умение провести анализ и самоанализ урока является одним из важнейших критериев работы учителя над совершенствованием уров­ня своего мастерства, способствует результативности и успешности обучения и воспитания учащихся.

 

 

УЧЕБНО-КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ТЕСТ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

1. Как вы оцениваете оптимальность проведения своего урока? По знаниям учащихся.

По времени, затраченному на изучение нового материала. По возможности получить наилучший результат при рациональ­ном распределении времени учителя и учеников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...