Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 8. Грехопадение и заблуждения




Глава 8. Грехопадение и заблуждения

Эта глава посвящена теме греха и уклонения человека с пути истины. Этот вопрос можно рассматривать в свете концепции первородного греха, существующей в христианстве, или в свете представления о непрестанном отклонении от истинного пути в жизни отдельного человека, а также в обоих этих аспектах. Грех, совер­шенный Адамом, — грех всего человечества; это может означать, что человек обладает наследственной греховностью, заложенной в его природе, и в таком случае Адам рассматривается как архетип грешника, и его грех постоянно повторяется в последующих поколениях. Независимо от конк­ретного понятия греха человек, уклонившись с пути истины, перестает отвечать цели Творения, он теряет имманентное чувство присутствия Бога и перестает быть самим собой. Таким образом, для того чтобы вновь обрести истинную цель существования, мы нуждаемся в спасении.

Тема заблуждения связана с темой демонических сил. Им нет места в мире, отвечающем истинной цели, но они проявляют себя и присутствуют в нашем мире, принося в него зло и разрушение. К этой теме относятся также ереси, ложные учения, в которых заблуждение представляется как истина.

В текстах, собранных в четвертом разделе, описывается, как первоздан­ная природа человека подверглась осквернению, распаду и разрушению. Поведением человека стали управлять низменные инстинкты, а не высшая мудрость; ценность человека, как вместилища божественного духа, была утрачена. Глава завершается фрагментами писаний, рисующими печаль, горе и боль, которые человеческие заблуждения исторгают из сердца Гос­пода.

 

Грехопадение человека

В иудаизме, христианстве и исламе существует доктрина, согласно кото­рой состояние изначального единения с Богом было нарушено грехопадени­ем человека. Сходные представления можно найти в традиционных верова­ниях народов Африки и в религиозных течениях, возникших на почве христианства. Понятие грехопадения в мусульманстве, христианстве и иуда­изме неодинаково. В христианстве грех, совершенный первыми мужчиной и женщиной, распространяется на все человечество и является причиной отлучения человека от Бога; и единство человека с Богом может быть восстановлено только Христом. В исламе грех Адама рассматривается как его личный грех, который он может искупить, как и каждый человек, путем повиновения Господу. Адам, согласно мусульманским представлениям, пал жертвой искушения сатаной; это ожидает каждого человека в его жизни, и лишь немногие способны противостоять искушению. В иудаизме мы встречаемся с двояким толкованием понятия первородного греха: в пуб­ликуемых в данном разделе фрагментах учение раввинов, согласующееся с библейским представлением о том, что грех Адама и Евы навлек прокля­тие на весь мир, противопоставляется другой точке зрения, подчеркива­ющей индивидуальную ответственность человека и отрицающей винов­ность всего человечества в грехе, совершенном его прародителем Адамом. Дурные побуждения, увлекающие человеческую душу на стезю зла, рас­сматриваются, с одной стороны, как результат грехопадения, а с другой — как созданные самим Господом.
Учение о грехопадении является существенным моментом лишь в неко­торых религиях. Логически оно является необходимым, только если: а) Бог является единственным Творцом, б) творение предназначено к добру и в) зло рассматривается как реальная сила, противодействующая цели творе­ния. Три этих предпосылки мы находим лишь в исламе, иудаизме и христи­анстве и в некоторых других монотеистических религиях. В зороастризме, где существуют два творца — Бог и дьядол, — происхождение зла не имеет связи с грехопадением. В буддизме тоже нет представления о грехопадении, как нет и учения о творении. Индуизм, который (в философии санкхья) рассматривает материю как результат взаимодействия основных элементов или представляет творение как игру (лила), не имеющую моральной цели, также не нуждается в учении о грехопадении. Тем не менее и в буддизме, и в индуизме существуют писания, в которых приводятся рассуждения об изначальном отступлении от благодати, чем и объясняется несоответствие первичной чистоты мира и его нынешнего состояния, в котором преоблада­ет страдание.
Первая группа фрагментов священных текстов относится к библейскому и кораническому сюжету грехопадения. Эта легенда полна символики и до­пускает множество различных интерпретаций. Искуситель — называемый Сатана, Люцифер или Иблис — соблазняет Адама и Еву нарушить волю Господа; часто в это представление о грехопадении включается намек на нарушение сексуального запрета. В то время как Библия возлагает вину в основном на женщину, Коран рассматривает и Адама и Еву виновными в равной степени. Следующая группа фрагментов представляет африканс­кие традиционные религии, индуизм, буддизм и синтоизм. В этих текстах в той или иной степени объясняются причины отхода человечества от изначальной чистоты. В них мы встречаем моменты, сходные с иудаизмом, христианством и исламом: тема неповиновения, запретный плод, мотив сексуальности, виновность женщины. Последняя группа фрагментов свя­щенных текстов восточных религий посвящена представлению о постепен­ном отходе человечества от Золотого Века — мира гармонии и чистоты. Творение изначально обладало чистотой, но с течением веков Закон посте­пенно терял власть над людьми и природа человека подверглась деграда­ции.

И взял Господь Бог человека [которого создал, ] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь.
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам, ] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою: в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься.
И нарек Адам имя жене своей: Ева (жизнь), ибо она стала матерью всех живущих.
И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. .
Иудаизм и христианство. Бытие 2: 15 — 25: 3: 1 — 24


Мы создали вас, потом придали вам форму, потом сказали ангелам: " Поклонитесь Адаму! " — и поклонились они, кроме Иблиса; он не был из поклонившихся.
Он сказал: " Что удержало тебя от того, чтобы поклониться, раз Я приказал тебе? " Он сказал: " Я — лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины".
Сказал Он: " Низвергнись отсюда; не годится тебе превозноситься там! Выходи же: ты — среди оказавшихся ничтожными! "
Он сказал: " Дай мне отсрочку до дня, когда они будут воскрешены".
Он сказал: " Ты — среди получивших отсрочку".
Он сказал: " За то, что Ты сбил меня, я засяду против них в Твоем прямом пути. Потом я приду к ним и спереди и сзади, и справа и слева, и Ты не найдешь большинства их благородными".
Сказал Он: " Выходи оттуда опозоренным, униженным! Тех, кто последовал из них за тобой... Я наполню геенну всеми вами!
А ты, Адам, поселись ты и жена твоя в раю; питайтесь, чем хотите, но не приближайтесь к этому дереву, а то вы окажетесь несправедливыми! "
И нашептал им сатана, чтобы открыть то, что было скрыто от них из их мерзости и сказал: " Запретил вам ваш Господь это дерево только потому, чтобы вы не оказались ангелами и не стали вечными". И заклял он их: " Поистине, я для вас — добрый Советник". Так низвел он их обольщением. А когда они вкусили дерева, явилась пред ними их мерзость, и стали они шить для себя райские листья. И воззвал к ним их Господь: " Разве Я не запрещал вам это дерево и не говорил вам, что сатана для вас — ясный враг? "
Они сказали: " Господи наш! Мы обидели самих себя, и, если Ты не простишь нас и не помилуешь нас, мы окажемся потерпевшими убыток".
Он сказал: " Низвергнитесь! Одни из вас враги для других. Для вас на земле местопребыва­ние и пользование на время".
Он сказал: " На ней вы будете жить, и на ней умирать, и из нее будете изведены".
О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние, которое прикрывало бы вашу мерзость, и перья. А одеяние богобоязненности — лучше. Это — из знамений Аллаха, — может быть, вы вспомните!
О сыны Адама! Пусть сатана не искусит вас, как он извел ваших родителей из рая, совлекши с них одежду, чтобы показать им их мерзость. Ведь он видит вас — он и его сонм — оттуда, откуда вы их не видите. Поистине, Мы сделали шайтанов покровителями тех, которые не веруют.
Ислам. Коран 7: 10(11) — 26(27)

Рабби Абба говорил: " Если бы Адам не согрешил, он не породил бы детей со стороны дурного побуждения, а породил бы детей со стороны святого духа. Но теперь, поскольку все люди порождены со стороны дурного побуждения, жизнь их преходяща, и век короток, и это потому, что в них есть частица " другой стороны". Но если бы Адам не согрешил и не был бы изгнан из сада Едемского, он не произвел бы потомство со стороны святого духа —'потомство святое, как ангелы небесные, которое обрело бы вечную высшую жизнь... "
Иудаизм. Зохар, Бытие 61а

О чем в то время помышлял хитрый змей? Он думал: " Я пойду и изничтожу Адама, и возьму жену его в жены и буду царствовать над всем миром".
Иудаизм. Талмуд, Авот рабби Натана

Почему в писании сразу после строк: " И были оба наги, Адам и жена его, не стыдились" (Бытие. 2: 25) не следует сразу же: " И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные" (Бытие. 3. 21)? Это говорит о том, какой грех обратил злой дух против них: змей увидел, как они вступили в плотские отношения, и возжелал ее.
Иудаизм. Мидраш, Бытие Раббах 18, 6

После того как Адам и Ева вкусили от запретного плода, они были изгнаны из Эдема, чтобы возделывать землю.
И они породили детей, воистину, всех людей, живущих на земле.
И по воле Господа дни жизни людей были продлены, чтобы они могли раскаяться при жизни; так их состояние стало состоянием испытания, и время их жизни продлено в соответст­вии с повелением Господа. Ибо Он повелел, что все люди должны раскаяться; ибо Он хотел показать всем людям, что они отвержены из-за проступка их прародителей.
А теперь заметьте, если бы Адам не совершил проступка, он не был бы изгнан, а остался бы в Эдеме. И все, что было создано, осталось бы в том же состоянии, как и после Творения; и так было бы всегда и без конца.
И у них не было бы детей; и они оставались бы в невинности, не ведая радости, потому что не ведали бы горя, не делая добра, потому что не знали бы греха.
Но вспомните о том, что все в мире происходит в соответствии с Божиим промыслом и по Его воле.
Адам согрешил так, как должно грешить мужчинам, чтобы постигнуть радость.
И в свое время является Мессия, дабы искупить грехи детей человеческих, и тогда они становятся навечно свободными и сами отличают добро от зла и сами принимают решения, а не подчиняются решению других.
Церковь Иисуса Христа святых Последнего дня. Книга Мормона, 2 Нефи 2. 19 — 26
Божье владычество над всем сущим должно было осуществляться через любовь. Поэтому любовь является источником жизни и составляет самую суть счастья; любовь — идеал, к которому стремится все созданное Богом. Чем больше кто-либо получает Его любви, тем прекраснее становится. Поэтому, естественно, что для Люцифера Ева была прекрасней, чем кто бы то ни было. Более того, когда [незрелая] Ева начинает поддаваться искушению, и архангел видит это, его влечение к ней становится все сильнее и сильнее. И тогда он с риском для собственной жизни решается ее соблазнить. Повышенное желание Люцифера испытать любовь, вынудившее его оставить свое положение, и стремление Евы, прежде чем она была готова к этому, познать сексуальную любовь, чтоб глаза ее открылись, как у Бога, создали между ними основу для взаимодействия, и проходившее между ними действие отдавания и принятия обрело форму сексуальных отношений. Возникшая, как результат данного дейст­вия отдавания и принятия, сила любви, не основанная на Принципе, вылилась в запрещенные Богом любовные отношения на уровне духа.
Ева получила от Люцифера некие элементы, когда они объединились в единое тело через отношения любви. Во-первых, ей передалось от него вызванное угрызениями совести чувство страха, ибо он знал, что они при этом нарушают Принцип творения. Во-вторых, она приоб­рела новое знание, которое помогло ей понять, что изначально ее супругом должен был стать Адам, а не Люцифер... Тогда она решает соблазнить Адама в надежде на то, что избавится от этого страха и вернется к Богу, объединившись, хотя бы теперь, в одно тело с тем, кто первоначально должен был стать ее мужем.
После достижения совершенства Адам и Ева навечно стали бы мужем и женой, и центром их отношений был бы Бог. Но Ева соединилась с Адамом после того, как еще не пройдя до конца период развития (состояние незрелости), вступила в запрещенные Богом отношения с архангелом. Адам также пал в течение периода развития. Таким образом, центром преждев­ременных супружеских отношений, возникших между ними, был сатана, и это привело к физическому грехопадению.
Ева, объединившись через запрещенные сексуальные отношения в одно тело с арханге­лом, теперь сама была в его положении по отношению к Адаму, который, будучи любим Богом, в ее глазах был очень прекрасен. Он был ее единственной надеждой на возвращение к Богу. Руководимая подобными чувствами Ева соблазнила Адама, подобно тому как архангел соблазнил ее. Первые мужчина и женщина установили основу для взаимодействия, и возникшая как результат действия отдавания и принятия между ними сила любви привлекла их друг к другу. Под влиянием этой сильной любви Адам оставил свое изначальное положение и, в конечном итоге, вступил в запрещенные Богом сексуальные отношения с Евой.
Объединившись с Евой в одно тело, он унаследовал от нее все те элементы, которые она подобным образом перед этим получила от Люцифера. Позднее они передали эти элементы своим потомкам... и человечество рождалось в грехе вплоть до сегодняшнего дня, продолжая, таким образом, родословную линию сатаны.
Церковь Объединения. Божественный Принцип 1. 2. 2. 2

Вам должно быть известно, монахи, что после потопа [который положил конец великому пожару, завершившему последний космический цикл] воды схлынули, земля выступила наружу, а вся поверхность ее была покрыта пленкой, более благоуханной, чем амброзия. Знаете ли вы, какова была на вкус эта пленка? Вкус ее был подобен вкусу виноградного вина. И вот что тогда сказали друг другу боги, обитающие на небе Абхасвара: " Давайте спустимся и посмотрим, какова теперь стала земля, как теперь в Джамбудвипе". Итак, юные боги этого неба спустились на землю и увидели, что она покрыта пленкой. Они омочили пальцы в ней и попробовали ее на вкус. Одни из них проделали это много раз и поэтому отведали большую толику — они разом утратили величие и чистоту. Тела их отяжелели, а материя, из которой они состояли, сделалась костями и плотью. Они утратили могущество и разучились летать. Но другие боги вкусили совсем немного, и они не потеряли способности летать. И те, кто утратили магическую силу, вскричали в отчаянии: " Велика наша печаль, ибо мы потеряли могущество. Теперь нам придется остаться на земле, потому что на небо нам не вернуться".
И они остались на земле и продолжали питаться пленкой, покрывающей землю, и стали смотреть друг на друга и дивиться своей красоте. И те из них, кто были самыми страстными, стали женщинами, и эти боги и богини искали удовлетворения желаний и удовольствия друг в друге. Так вот получилось, монахи, что плотская любовь распрост­ранилась по миру, любовный акт древен как мир. И женщина появилась в миру дав­ным-давно, а не недавно.
И боги, вернувшиеся на небо, посмотрели вниз и увидали павших юных богов, и спусти­лись к ним, приблизились и спросили: " Как же вы можете быть столь нечисты? " Тогда боги, обитающие на земле, подумали: " Надо нам найти способ быть друг с другом так, чтобы этого не было видно". И они сделали дома, чтобы скрываться в них. Вот как появились на свет дома.
Люди, увидев, что некоторые из них становятся мужьями и женами, начали ненавидеть и презирать такие пары, они хватали их левой рукой, отталкивали правой и изгоняли их. Но проходило два или три месяца, и они возвращались. Тогда люди кидали в них палки, комки глины и камни. " Идите и скройтесь! Уходите и спрячьтесь! " Вот почему сегодня, когда девушка выходит замуж, ее осыпают цветами, золотом и серебром, тканями и рисом, а люди, которые делают это, говорят: " Да осенит тебя мир и счастье, невеста! " Знайте, монахи, то, что в прежние времена считалось злом, ныне почитается как добро.
Буддизм. Экоттарагама 34 и Чи-ши Чин

Божества Изанаги и Изанами спустились с неба на остров Оногоро и воздвигли небесный столп и обширный дворец.
Изанаги спросил свою жену Изанами: " Окрепли ли формы твоего тела? " Она ответила: " Тело мое сформировалось, но одна его часть развита недостаточно". Тогда Изанаги сказал: " А мое тело имеет одну часть, которая слишком развита. Поэтому я хотел бы взять ту часть моего тела, которая слишком развита, и погрузить ее в ту часть твоего тела, которая недостаточно развита, и таким образом породить землю. Хорошо ли это будет? " " Это будет хорошо", — ответила Изанами. " Тогда давай мы оба обойдем вокруг небесного столпа и встретимся и будем иметь брачную связь", — сказал Изанаги. — " Ты станешь обходить столп справа, а я слева и встречу тебя".
Согласившись, они обошли столп, и когда встретились, Изанами первая сказала: " Как замечательно! Я встретила красивого юношу! " Потом Изанаги сказал: " Как замечательно! Я встретил красивую девушку! " После этого Изанаги сказал своей жене: " Это неправильно, чтобы женщина говорила первой". Все же они произвели на свет ребенка-пиявку. Они посадили его в лодку из тростника и пустили ее в воду.
Потом оба божества стали совещаться. " Ребенок, которого мы только что родили, не годится. Лучше сообщить об этом небесным богам". Так они вместе вознеслись, чтобы узнать волю небесных богов. Боги осуществили великое гадание и сказали: " Ребенок лолучился плохим из-за того, что женщина заговорила первой. Спуститесь снова и попробуйте еще раз".
И они спустились на землю и снова стали обходить столп, как прежде. " Как замечательно! Я встретил красивую девушку! " " Как замечательно! Я встретила красивого юношу! " Они соединились и произвели на свет детей [восемь островов Японии].
Синтоизм. Кодзики 4. 1 — 6. 1

Создатель, Фиди Мукулули, сотворил все сущее, включая человека. Он также посадил банановые деревья. Когда бананы поспели, он послал солнце, чтобы снять урожай. Солнце возвратилось к Фиди Мукулули с полной корзиной плодов, и он спросил, не ело ли оно их. Солнце ответило " нет", и Создатель решил подвергнуть его испытанию. Он заставил его спуститься в большую нору в земле и спросил, когда оно хочет выйти оттуда. " Завтра, рано поутру", — ответило солнце. " Если ты сказало правду, — ответил ему Создатель, — ты выйдешь завтра утром". На следующее утро солнце появилось на небе, подтвердив свою честность. Потом луне было велено принести бананы, и она подверглась тому же испытанию, которое успешно прошла. Потом настала очередь человека. Однако, по пути к Создателю, человек съел несколько бананов, но не признался в этом. Подвергнутый испытанию, человек сказал, что хочет покинуть яму через пять дней. Но ему не удалось выйти оттуда. Фиди Мукулули сказал: " Человек солгал. Поэтому люди будут умирать и больше не появляться На свет".
Африканские традиционные религии. Традиции народа басонг (Заир)

В древние дни, когда Имана (Бог) жил среди людей, Смерть не жила среди людей. Когда бы она ни появлялась на земле, Бог всегда прогонял ее прочь своими охотничьими собаками. Однажды во время погони Смерть загнали в узкое место, и уничтожили бы ее. Но в поисках спасения Смерть обратилась к женщине и пообещала ей, что если она укроет ее, то Смерть пощадит ее и ее семью. Женщина открыла рот, и Смерть прыгнула внутрь. Когда Бог спросил, не встречала ли она Смерти, женщина ответила, что никогда ее не видела. Но Бог, Всевидящий, знал, что случилось, и сказал женщине, что за то, что она спрятала Смерть,. Смерть уничтожит ее саму и будет в будущем уничтожать всех ее детей. И с тех пор Смерть пошла гулять по свету.
Африканские традиционные религии. Традиции хуту (Руанда и Бурунди)
Сначала Праджапати породил существ, исполненных чистоты, добродетели и истины. Эти существа могли присоединяться к богам, когда бы они того ни пожелали, и жили и умирали по собственной воле. Но потом жителями земли овладели желания и гнев, и боги отринули их. За свои дурные дела эти нечестивые существа попали в цепь перерождений, и они стали неверу­ющими.
Индуизм. Махабхарата, Араньяка парва 181. И — 20

В век Крита [золотой век] дхарма — четвероногая и полная, так же и истина; никакой выгоды не было людям от дхармы.
Но в другие [века] из-за [стремления к] выгоде дхарма теряет постепенно по ноге; и из-за воровства, лжи и обмана дхарма исчезает четверть за четвертью.
Свободные от болезней, достигающие всех целей [люди] в век Крита живут по четыреста лет, но в Трета и прочих их жизнь уменьшается на одну четверть.
Жизнь смертных, упоминаемая в Веде, желанные результаты жертвенных обрядов и сила одаренных телом распределяется соответственно веку.
Одни дхармы — в век Крита, другие — в Трета и Двапара, иные — в век Кали, соответственно укорочению веков.
В век Крита объявляли главным аскетизм, в Трета — знание, в Двапара же — жертво­приношение, в век Кали — одну щедрость.
Индуизм. Законы Ману 1. 81 — 86

... Дэ (мораль, добродетель) появляется только после утраты дао; человеколюбие — после утраты дэ; справедливость — после утраты человеколюбия; ритуал — после утраты справед­ливости. Ритуал — это признак отсутствия доверия и преданности. [В ритуале] — начало смуты.
Даосизм. Дао Дэ цзин [Книга о дао и дэ] 38

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...