Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 9. Главные грехи. Добро и зло




Глава 9. Главные грехи

В этой главе, рассматривая причи­ны и мотивации греха, мы покажем его особые проявления в повседневной жизни. В первом разделе собраны фрагменты писаний, говорящие о раз­личии между добром и злом. Каждый из последующих разделов дает представление о каждом из главных грехов в отдельности.

Существуют разные классификации греховных деяний, например: грех разума, грех языка, грех тела. Однако более распространено деление грехов­ных деяний на четыре основных греха: половая распущенность, убийство, воровство и ложь. Словесные преступления могут быть разделены на: ложь и преднамеренный обман, лицемерие (особенно в вопросах религии), клеве­ту и лжесвидетельство и непристойную речь. В последнем разделе речь идет о пристрастии к алкоголю, наркотикам и азартным играм, о так называ­емых " преступлениях без жертв", которые на деле оказываются преступле­ниями против самих себя. Религии мира совершенно единодушны в осужде­нии всех этих грехов и считают их самыми тяжкими.

Кто разрушает жизнь и произносит ложь, хватает то, что не дано ему в этом мире, и ходит к жене другого, человек, который предается пьянству, — подрывает себе корень здесь, в этом мире.
Буддизм. Дхаммапада 246 -- 247

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.
Христианство. Первое послание к коринфянам 6: 9 — 10

Ворующий золото и пьющий вино, Оскверняющий ложе учителя и убийца брахмана —. Эти четверо падают. Пятый — кто присоединится к ним.
Индуизм. Чхандогья упанишада 5. 10. 9

 

Добро и зло

Как можем мы определить, что есть добро, а что зло? Существуют ли универсальные'критерии, по которым мы можем судить в момент соверше­ния действия или впоследствии, добрый это поступок или злой? Писания религий мира дают разные ответы на этот счет.
Первая группа приводимых в данном разделе текстов определяет добро и зло по их последствиям. Добрый человек или доброе деяние дают добрые плоды; злой человек и злое деяние приносят злые плоды. Особое внимание придается добрым плодам в Пяти Счастьях Конфуция и христианских плодах Духа.
Затем следуют цитаты, определяющие добро и зло по целям и намерени­ям деяний человека. Целью может быть следование существующим нор­мам: дхамма, или желание Бога, или Небесный Путь, или намерение может быть постигнуто внутренне, интуитивно. Определение добра и зла по целям и намерениям дает возможность различать добро и зло, даже когда резуль­тат действия не виден. Но поскольку намерения часто скрыты, их можно выявить проверкой, о которой говорится в последней подборке фрагментов писаний.


По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их.
Христианство. Евангелие от Матфея 7: 16 — 20

Если ты, Рахула, хочешь совершить какое-либо действие, ты должен обдумать это действие следующим образом: " Действие, которое я хочу совершить, действие моего тела, может причинить вред мне самому, или другим людям, или и мне и другим, это неумелое действие, его плоды — мука, его результаты — страдание". Если ты, Рахула, подумаешь об этом и решишь, что это так, то ты, Рахула, конечно, не совершишь этого действия.
Буддизм. Мадждхима Никайа, Амбалаттхика-Рахиловада сутта

Вот пять источников счастья: первый — долгая жизнь; второй — богатство; третий — крепость тела и спокойствие разума; четвертый — любовь к добродетели; пятый — конец, достойно увенчивающий жизнь. Из шести главных зол первое — несчастливо короткая жизнь; второе — болезнь; третье — истощение ума; четвертое — бедность; пятое — безнравствен­ность; шестое — слабость.
Конфуцианство. Шу цзин [Книга истории]

Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолос-лужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.
Христианство. Послание к галатам 5: 19 — 23

Посланник Аллаха сказал: " Знаешь ли ты, что чаще всего приводит людей в Рай? Это страх Божий и добрый характер. Знаешь ли ты, что чаще всего приводит людей в ад? Две пустые вещи: рот и половые органы".
Ислам. Хадис Тирмидхи и ибн-Маджаха

... Слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека [... ] Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека...
Христианство. Евангелие от Матфея 15: 10 — 11, 16-^20

Как может быть действие добрым или греховным? То из них, которое осуществляет доброе намерение, — доброе, а то, которое осуществляет злое намерение, — греховно... То, что очищает душу или чем очищается душа, — достоинство, приносящее ощущение счастья. То, что отдаляет душу от добра, — недостаток, дающий ощущение несчастья.
Джайнизм. Сатвартхасиддхи Пуйапады 6, 3

Хорош ли этот правоверный или плох? Тот, кто хорош с Небом и хорош с людьми, это добрый правоверный; хорош с Небом, но плох с людьми, это плохой правоверный... Но грешен тот, кто плох с Небом и плох с людьми, а кто плох с Небом, но не плох с людьми — тот грешный человек, но не плохой.
Иудаизм. Талмуд, Киддушин 40а

Если кто-то хочет любыми способами достичь счастья циклического существования ради собственных целей, его можно считать низким человеком.
Если кто-то отказывается от низких поступков и от земных радостей ради собственного освобождения, его можно считать средним человеком.
Если кто-то хочет спасти от страдания других ценою собственного страдания, это превос­ходный человек.
Буддизм. Бодхипатхапрадипа

Божественное определение добродетели — это полная самоотдача, полное служение и полное отсутствие эгоизма. Мы должны жить для других. Ты живешь для других, и другие живут для тебя. Бог живет для человека, и человек живет для Бога. Муж живет для жены, и жена — для мужа. Это добродетель. И здесь единство, гармония и процветание.
Зло — это проявление эгоизма в этом мире. Божественный принцип свободной от эгоизма самоотдачи извратился, став не божественным принципом эгоистического присвоения. Устано­вилось не божественное предпочтение быть обслуживаемому, а не служить. Начало зла — Сатана. Он должен был служить Богу, но вместо этого принял вид другого бога и поработил людей ради собственного блага... Его побуждения эгоистичны. От его эгоизма пошли зло и грех.
Церковь Объединения. Сан Мюн Мун 10 — 20 — 73

Желания людей, по большей части, сводятся к еде, питью и плотским утехам, а то, чего они не желают, это смерть, изгнание, бедность, страдания. Таким образом эти желания и нежелания занимают большое место в человеческом разуме. Но человек скрывает их в своем разуме, так что они не поддаются постижению или определению. Человеческое добро и зло сокрыто в его разуме и не имеет внешних проявлений, и если определять эти качества, можно ли сделать это, не применяя законов благопристойности? '
Конфуцианство. Ли цзи [Книга ритуалов] 7. 2. 20
Учитель сказал:
Благородному мужу легко служить, но трудно угодить,
Ему не угодить,
Если угождать, не следуя пути;
Когда ж доведется ему использовать других,
То он исходит из талантов каждого.
Малому человеку трудно служить, но легко угодить,
Ему угодить,
Даже если угождать, не следуя пути;
Когда ж доводится ему использовать других,
Он требует от них всего.
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 13. 25

Добродетель может в зависимости от времени и места стать грехом. Поэтому присвоение чужого, ложь, несправедливость, убийство могут при особых обстоятельствах оказаться добродетелью.
Поступки, по видимости злые, если рассматривать их в связи с богами, священными книгами, самой жизнью и теми путями, которыми она поддерживается, приводят к добрым результатам.
Индуизм. Махабхарата, Шанти Парва 37. 11, 14

И Мы испытаем вас, чтобы узнать среди вас усердствующих и терпеливых, и испытаем сообщения о вас.
Ислам. Коран 47: 33(31)

Жила однажды женщина по имени Ведехика, которая считалась мягкой, скромной и веж­ливой. У нее была служанка по имени Кали, умелая и работящая, хорошо справлявшаяся с работой. И вот что пришло в голову служанке Кали: " Моя хозяйка пользуется доброй славой, интересно, она добра по натуре или только потому, что я хорошо работаю и делаю ее жизнь приятной? Что, если я испытаю свою хозяйку? "
На следующее утро Кали встала поздно. Ведехика крикнула служанке: " Эй, Кали! " — " Слушаю, госпожа". — " По какой причине ты проспала? " — " Без какой-либо причины, госпожа". — " Проспала без причины, негодница? " И она рассердилась и нахмурилась.
Тогда вот что пришло в голову Кали: " Вероятно, моя хозяйка раздражительна, хотя и не показывала этого, потому что я хорошо работала. Не испытать ли мне ее еще? " Она встала еще позже. Ведехика закричала на служанку: " Эй, Кали, почему ты проспала? " — " Без всякой причины, госпожа". — " Проспала без причины? " — она набросилась на служанку с оскорбле­ниями.
Тогда вот что пришло в голову Кали: " Вероятно, моя хозяйка раздражительна, хотя и не показывала этого, потому что я хорошо работала. Не испытать ли мне ее еще? " И она встала еще позже. Тогда Ведехика закричала на служанку: " Эй, Кали, почему ты проспала? " — и рас­сердившись, схватила засов от двери и стукнула ее по голове, и разбила ей голову. Тогда Кали с разбитой головой, залитая кровью, обвинила свою хозяйку перед соседками, говоря: " Взгляните, госпожа, что сделала эта добрая женщина, взгляните и вы, госпожа, что натворила эта скромная женщина, взгляните и вы, госпожа, как поступила эта кроткая женщина. Что же она так разгневалась из-за того, что я поздно встала, разгневалась и побила меня, свою единственную служанку, и разбила мне голову? " Так эта женщина потеряла свое доброе имя.
Подобным же образом, братья, бывают люди мягкие, скромные и кроткие, пока с ними не случится какая-нибудь неприятность. Только когда с человеком случается неприятность, можно понять, истинно ли он мягок, скромен и кроток.
Буддизм. Мадждхима Никайа 123-24, Какасупама сутта

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...