Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка начинаний. Бодрствование




Подготовка начинаний

Если затевается какое-то предприятие, оно должно успешно начаться. Восточная пословица " Хорошее начало — полдела" может служить эпиг­рафом к теме этого раздела. Хорошее начало означает, во-первых, внутрен­нюю подготовленность. Человек, осуществляя какое-либо начинание, в пер­вую очередь должен очистить свое сердце; затем он должен закалить себя непоколебимой решимостью и собрать достаточные средства, чтобы пре­одолеть препятствия на пути к цели. Это практический совет, но он также применим к начинаниям для достижения духовных целей: и здесь решение не должно приниматься легкомысленно и поспешно, иначе стремящийся к успеху окажется в сетях еще более сложных, чем в начале своего пути.


Благочестивый муж не приступает ни к какому делу, не подготовив его с самого начала. Конфуцианство. И цзин [Книга перемен] 6, Конфликт

Тот, кто хочет расширить поле счастья, должен заложить основание под него в самой глубине своего сердца.
Даосизм. Инчжи вэнь [Трактат о тихом пути]


В башне разума [кое-что] сохраняется, но сохраняется без знания, [сознательно] не может сохраняться. Если проявит [это] тот, кто не увидит искренности [проявляемого], то каждый раз проявит то, что не следует. Дело, входя в [сердце], [его] не оставляет и каждый раз приносит [ему] новые утраты.
Даосизм. Чжуан-цзы 23

Нельзя встать и прочитать " Тефилла", кроме тех случаев, когда вы пребываете в серьезном расположении духа. Набожные люди в старину часами дожидались этого момента и только тогда читали эту молитву, чтобы увериться в том, что их сердца направлены к Небесному Отцу.
Иудаизм. Мишна, Брахот 5. 1
Для того, чтобы взобраться на дерево, нужно начинать снизу. Африканские традиционные религии. Пословица народа буджи (Нигерия)
Прежде чем рубить дерево, проверь, остер ли твой топор. Африканские традиционные религии. Пословица народа нжак (Нигерия)
Благочестивый муж собирает все свои силы, чтобы противиться непредвиденному. Конфуцианство. И цзин [Книга перемен] 45. Сосредоточение воли

Ибо, кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?
Христианство. Евангелие от Луки 14: 28—31

Плохо снаряженный корабль
Разрушится в океане,
Лишится груза и товаров.
Но когда корабль хорошо снаряжен,
Когда он крепко сбит,
Тогда он не разрушится,
И товары достигнут берега.
Так же и бодхисаттва,
Великий в своей вере,
Но ограниченный в мудрости,
Не сможет достичь просветления.
Но если он будет подкован мудростью,
Совершенством из совершенств,
Он достигнет, неуязвимый и недоступный для зла,
просветления Джина.
Буддизм. Стихи о совершенстве мудрости — средоточии наивысших добродетелей 14. 7—8


Плотник Счастливый вырезал из дерева раму для колоколов. Любовавшиеся рамой поражались [его искусству], будто сделали ее духи или боги. Увидел раму луский царь и спросил:
— Какой секрет помог тебе ее вырезать?
— Каким секретом могу обладать [я, Ваш] слуга, рабочий человек? И все же был один. [Я, Ваш] слуга, задумав вырезать раму для колоколов, не смел напрасно расходовать свой эфир и должен был поститься, чтобы обрести покой. Постился сердцем три дня и [уже] не смел думать о [полученном мною] Счастливым, — награды — ранга и жалования; постился пять дней и [уже] не смел думать о хвале или хуле, удаче или неудаче; постился семь дней и вдруг забыл о самом себе, своем теле, руках и ногах. И не стало [для] меня ни царского двора, ни того, что отвлекало и смущало, исчезло все внешнее. И тогда [я] отправился в горы, в леса, приглядываясь к природному характеру [деревьев]. И в лучшем по форме и сущности [дереве] передо мной предстала воочию рама [музыкального инструмента]. Иначе пришлось бы [от замысла] отказаться. И тут [я] приложил руки, естественное [во мне] соединилось с естест­венным [в дереве], и [музыкальный инструмент] был создан сосредоточием жизненной силы. Вот он!
Даосизм. Чжуан-цзы 19

 

Бодрствование

Бодрствование И подобные ему духовные установки — осторожность, бдительность, сосредоточенность — необходимы для продвижения по пути духовности. Сосредоточенность необходима в силу постоянного и непрерывного течения жизни: каждая минута — хороший повод подумать, сосредоточить волю и действовать, подчиняясь духовной дисциплине или отбрасывая ее постулаты. Невзирая на то что пер­воначальный порыв энтузиазма быстро проходит, нужно продолжать Путь, при этом довольно легко скатиться к привычкам падших и суетных. Только постоянное бодрствование поможет нам уберечься в жизни.
В религиозных традициях Востока бодрствование часто связывается с погружением в мысли (медитацией). Для этого необходима напряженная сконцентрированность, обостряющая мысли и контролирующая поступки человека. В западных религиозных традициях бодрствование часто связано с сосредоточенностью на Боге, который всегда с нами. Бдительный человек всегда начеку, чтобы не согрешить и не отвратиться от жизни, согласной с божественной волей. Ислам призывает постоянно помнить (дхикр) Бога, его заповеди, его милосердие и напоминает людям об обязанности ежеднев­но молиться. В христианских писаниях говорится, что Господь приходит " аки тать в нощи", поэтому следует проявлять постоянную бдительность.


... Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. Иудаизм и христианство. Притчи Соломона 4: 23

... знамения для обладающих умом, —
тех, которые поминают Аллаха, стоя, сидя на своих боках, и размышляют о сотворении небес и земли...
Ислам. Коран 3: 187(190)—188(191)

Тот, кто идет, стоит, сидит, спит, вслушивается и говорит, будучи бдительным, избегнет греха.
Джайнизм. Дашнавайкаликасутра 48

... Твердое владение чувствами — это считают йогой.
Тогда [человек] становится неотвлеченным, ибо йога приходит и уходит.
Индуизм. Катха упанишада 2. 3. 11

Серьезность — путь к бессмертию. Легкомыслие — путь к смерти. Серьезные не умирают. Легкомысленные подобны мертвецам.
Отчетливо понимая это, мудрые — серьезны. В серьезности они черпают радость. На ниве благородных радуются они.
Вдумчивые, упорные, всегда стойкие и мудрые, они достигают Нирваны, свободной от привязанностей и несравненной.
Буддизм. Дхаммапада 21—23

Я [Махавира] говорю: " Что отличает поведение монаха от поведения светского человека? Монах — это тот, чье поведение продумано, кто посвятил себя пути достижения спасения, и кто никогда не прибегает к лицемерию. Монах должен сохранять, не отступая даже в мелочах, веру, по силе равную самоотречению. И вера эта не исчезнет, как ртутные пары".
Джайнизм. Акарангасутра 1. 35—37

Если в дороге, когда он стоит или сидит, или очнулся от сна, мысль, исполненная ненависти и агрессии, посетит монаха, и он стерпит ее, не отбросит ее, не отвергнет ее, и не избавится от нее, то этот монах, который не достаточно старателен и не обладает внутренним стыдом, — называется ленивым и неэнергичным.
Если в дороге, когда он стоит или сидит, или очнулся от сна, мысль, исполненная ненависти или агрессии, посетит монаха, и он не стерпит ее, отбросит ее, отвергнет ее, избавится от нее, то этот монах, который достаточно старателен и обладает внутренним стыдом, называется энергичным и решительным.
Буддизм. Итивутакка ПО

[Гуньсунь Чоу] спросил: " Учитель, осмелюсь спросить, в чем вы превосходите [Гао-цзы]? " [Мэн-цзы] ответил: " Я понимаю [смысл] слов. Я умею воспитывать чувство справед­ливости".
[Гуньсунь Чоу] сказал: " Осмелюсь спросить, что понимать под чувством справедливости? "
[Мэн-цзы] ответил: " [Об этом] трудно рассказать. Это чувство весьма велико и чрезвычайно просто; когда его воспитывают и не наносят ему ущерба, тогда оно наполняет все между небом и землей. Чувство справедливости — это сочетание долга и дао, без них [человек] слабеет. Оно рождается путем накопления [ поступков, соответствующих] долгу, а не приобретается случай­ным [проявлением долга]. [Если] действия будут не соответствовать разуму, то это чувство [также] ослабевает. Необходимо совершать [справедливые] деяния, но не надо рассчитывать [на немедленные результаты]. Пусть разум не забывает [об этом чувстве], но не помогает его росту.
Конфуцианство. Мэн-цзы, гл. 2, ч. 1, с. 233
Я сплю, а сердце мое бодрствует; вот голос моего возлюбленного, который стучится... Иудаизм и христианство. Песнь песней Соломона 5: 2

Пребывай в раздумьи, даже если ты наедине с самим собой, даже если над тобой — только полог постели.
Даосизм. Инчжи вэнь [Трактат о Тихом пути]

Знающий, что свое я — приятно, пусть бдительно охраняет себя. Мудрец должен бодр­ствовать в течение одной из трех страж.
Буддизм. Дхаммапада 157

Пусть другие спят, а ты бодрствуй! Будучи мудрым, не верь никому, но будь всегда настороже; ибо опасно время расслабления. Будь внимателен, как двухголовая птица Бхарунда!
Монах должен идти осторожно, будто бы опасаясь западни. Он прежде всего должен посвятить себя осторожности, пока не будет вознагражден, и потом он должен презреть опасность, ибо грехи его исчезнут.
Джайнизм. Уттарадхьяянасутра 4. 6—7

Ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
Ибо, когда будут говорить: " мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
Христианство. Первое послание к фессалоникийцам 5: 2—6
Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Христианство. Евангелие от Матфея 25: 1—13

Даже те, кто обладает обширными знаниями, Верой и наклонностями к упорству, Могут пасть низко, Если не будут бдительны. Воры беспечности,
В вечном ожидании помрачения разума,
Способны украсть даже усердно воспитанные мною достоинства. И тогда я опущусь в низшие сферы.
Буддизм. Шантидева.
Руководство в образе жизни Бодхисаттвы 5. 26—27

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...