Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Писание учит притчами




В священных текстах различных религий имеются места, определяющие истинность их собственных учений. Признается, что для верного толкова­ния писания, которое может быть выражено символическим языком, в форме притч, требуется духовная проницательность. В священных текстах можно найти также предостережение от веры в то, что какая-либо система или учение вмещает в себя всю истину, ибо на самом деле Божественная истина бесконечна. Вероятно, более правильным будет сказать, что учение или религия, как утверждают буддийские тексты, ограничивается тем, что необходимо для спасения человека.

Мы приводим людям в этом Коране всякие притчи, — может быть, они опомнятся! Ислам. Коран 39: 28(27)

Зная, что все живущие испытывают множество различных желаний, глубоко укорененных в их мышлении, я в соответствии с их способностями в форме различных рассуждений, притч и других уловок изложил различные законы, с помощью которых можно преодолеть [желания].
Буддизм. Лотосовая сутра 2

... Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
Христианство. Евангелие от Марка 4: 10—12

Он — тот, кто ниспослал тебе писание; в нем есть стихи, расположенные в порядке, которые — мать книги; и другие — сходные по смыслу. Те же, в сердцах которых уклонение, — они следуют за тем, что в нем сходно, домогаясь смятения и домогаясь толкования этого. Не знает его толкования никто, кроме Аллаха. И твердые в знаниях говорят: " Мы уверовали в него; все — от нашего Господа". Воспоминают только обладатели разума!
Ислам. Коран 3: 5

... Буква убивает, а дух животворит. Христианство. Второе послание к коринфянам 3: 6

Библейские истории — только внешний покров Торы, и горе тому, кто считает их самой Торой!
Иудаизм. Зохар, Числа 152а
Сначала возьми слова, Обдумай их смысл,
Затем установленные правила обнаружатся сами. Но если ты не тот человек, Смысл тебе не откроется.
Конфуцианство. И цзин [Книга перемен]. Большой комментарий 2. 8. 4

Человек высшей учености, узнав о дао, стремится к его осуществлению. Человек средней учености, узнав о дао, то соблюдает его, то его нарушает. Человек низшей учености, узнав о дао, подвергает его насмешке. Если оно не подвергалось бы насмешке, не являлось бы дао.
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 41

... Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.
Христианство. Евангелие от Иоанна 7: 16—17

Чтобы очистить зеркало твоего сердца от пыли злобы, ты должен понять смысл сим­волических слов, явленный всеобъемлющим Словом Божиим в каждом благодеянии, и должен открыть тайны божественного знания. Однако ты сможешь узреть блистающее утро божест­венного знания не раньше, чем пламенем полного отрешения уничтожишь покровы пустого учения, которые столь часто встречаются среди людей.
Бахаизм. Книга Верности 68—69

Неразумные держат пышную речь, довольствуясь буквой Веды; Партха, они говорят: " Нет ничего иного".
Их суть — вожделенье, они стремятся к раю, их речь сулит, как плод дел, рожденье, Полна предписаний особых обрядов для достиженья богатств и божественной власти.
Кто стремится к утехам и власти, увлекается этим,
Для того недоступна решительная мысль, погруженная в самадхи.
В царстве трех гун находятся Веды, отрешись от трех гун, Арджуна, От противоречий свободный, в действительности стой Неизменно, откажись от владенья, будь Атману предан. Сколько пользы в ключе, когда вода со всех сторон прибывает, Сколько пользы в Ведах для постигшего брамина.
Индуизм. Бхагавадгита 2. 42—46

Если бы все то, что на земле из деревьев, — перья, а морю, кроме него, помогли бы еще семь морей, не иссякли бы словеса Аллаха. Поистине, Аллах — велик, мудр!
Ислам. Коран 31: 26(27)

Воду из океана, налитую в сосуд-, нельзя назвать ни океаном, ни не-океаном, но можно назвать только частью океана. Подобным образом, учение, хотя и берет начало от Абсолют­ной Истины, не является ни Истиной, ни не-Истиной.
Джайнизм. Видьянанди, Таттвартхашлокавартика 116

Мир разделен на четыре четверти.
Мудрый, наделенный проницательностью, знает эти четыре деления. Три четверти, скрытые в тайне, не вызывают движения. Четвертая четверть та, о которой говорят люди.
Индуизм. Ригведа 1. 164. 45

... Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину...
Христианство. Евангелие от Иоанна 16: 12—13

... Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенчес­кое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
Христианство. Первое послание к коринфянам 13: 9—12

Мы посылали посланников до тебя и делали им супруг и потомство. Не бывало, чтобы посланник приводил знамения, иначе как с дозволения Аллаха. Для всякого предела — свое писание. Стирает Аллах, что желает, и утверждает; у Него — мать книги.
Или Мы покажем тебе часть того, что обещаем им, или упокоим тебя. На тебе — только передача, а на Нас — расчет!
Ислам. Коран 13: 38—40
" Вот теории, которые Благословенный не разъяснил, оставил без внимания и отверг: то, что мир вечен, что мир не вечен, что мир конечен, что мир бесконечен, что душа и тело тождественны, что душа — это одно, а тело совсем другое, что святой существует после смерти, что святой не существует после смерти, что святой и существует и не существует после смерти, что святой не то чтобы существует и не то чтобы не существует после смерти, — все это Благословенный мне не разъяснил. И то, что Благословенный их не разъяснил, мне не нравится и меня не устраивает. Поэтому я приближусь к Благословенному и спрошу у него об этих вещах. Если Благословенный просветит меня, что мир либо вечен, либо не вечен [... ] тогда я буду вести монашескую жизнь под началом Благословенного. Если Благословенный не разъяснит мне [эти вопросы] [... ] тогда я покину монашеские занятия и вернусь к более низкой мирской жизни".
Затем почтенный Малункьяпутта покинул под вечер место своего уединения, приблизился к Благословенному и, приблизившись, приветствовал Благословенного и почтительно сел подле него. И почтительно сидя подле него, Малункьяпутта задал свой вопрос...
[Будда ответил: ] — Помилуй, Малункьяпутта, разве я когда-либо говорил тебе: " Идем, Малункьяпутта, ты будешь вести монашескую жизнь под моим началом, и я разъясню тебе, вечен мир или не вечен и т. д. "
— Воистину, нет, досточтимый господин.
— Или же ты когда-либо говорил мне: " Досточтимый Господин, я буду вести монашескую жизнь под началом Благословенного при том условии, что Благословенный разъяснит мне эти вещи? "
— Воистину, нет, досточтимый господин.
— Тогда, пустой человек, кого ты столь гневно осуждаешь?
Малункьяпутта, любой человек, который скажет: " Я не буду вести монашескую жизнь под началом Благословенного, пока Благословенный не разъяснит мне, вечен мир или не вечен", этот человек умрет, прежде чем Таттхагата что-либо ему разъяснит.
Это как если бы человек был поражен стрелой, густо смазанной ядом, а его друзья, родственники и домочадцы хотели послать за лекарем или хирургом, а больной сказал бы им: " Я не позволю извлечь стрелу, пока не узнаю, принадлежал ли ранивший меня к касте воинов, или браминов, или крестьян, или слуг".
Или же он сказал бы: " Я не позволю извлечь стрелу, пока не узнаю имени ранившего меня человека и к какому роду он принадлежит".
Или он сказал бы: " Я не позволю извлечь стрелу, пока не узнаю, был ли ранивший меня высоким или коротышкой, или среднего " роста".
Или он сказал бы: " Я не позволю извлечь стрелу, пока не узнаю, был ли ранивший меня человек с черной или смуглой, или желтой кожей".
Или он сказал бы: " Я не позволю извлечь стрелу, пока не узнаю, из какой деревни или города был ранивший меня человек".
Или он сказал бы: " Я не позволю извлечь стрелу, пока не узнаю, была ли у ранившего меня тетива из ласточкиной травы или бамбука, или молочая".
Или он сказал бы: " Я не позволю извлечь стрелу, пока не узнаю, было ли оперение ранившей меня стрелы из крыльев грифа или цапли, или сокола, или павлина".
Или он сказал бы: " Я не позволю извлечь стрелу, пока не узнаю, была ли ранившая меня стрела обмотана сухожилием быка или буйвола, или оленя, или обезьяны".
Или он сказал бы: " Я не позволю извлечь стрелу, пока не узнаю, была ли ранившая меня стрела простой стрелой или железной, или стрелой из зуба теленка". Этот человек, Малун­кьяпутта, умер бы прежде, чем узнал все это.
Точно так же, Малункьяпутта, любой человек, который скажет: " Я не буду вести монашес­кую жизнь, пока Благословенный не разъяснит мне, вечен мир или не вечен и т. д. ", этот человек умрет, прежде чем Таттхагата разъяснит ему это.
Монашеская жизнь не зависит от догмы, что мир вечен; она не зависит и от догмы, что мир не вечен. Утверждает ли догма, что мир вечен или что мир не вечен, всегда остаются рождение, старость, смерть, печаль, плач, нищета, горе, отчаяние, уничтожение которых в настоящей жизни я предписываю... От того, вечен или не вечен мир, нет пользы основам веры, это не имеет к ней отношения, это не ведет к уходу от жизни, к искоренению страстей, к отказу от них, покою, сверхъестественным способностям, высшей мудрости и Нирване. Вот почему я не разъяснил это.
Что же, Малункьяпутта, я разъяснил? Нищету я разъяснил, прекращение нищеты я разъяс­нил, путь, ведущий к прекращению нищеты, я разъяснил. А почему, Малункьяпутта, я разъяс­нил это? Потому что это полезно основам веры, имеет к ней отношение и ведет к уходу от жизни, искоренению страстей, отказу от них, покою, высшей мудрости и Нирване. Вот почему я разъяснил это. Так что всегда помни, Малункьяпутта, что я разъяснил и что я не разъяснил".
Так говорил Благословенный, и восхищенный Малункьяпутта рукоплескал речи Благо­словенного.
Буддизм. Мадждхима Никайа i. 426—431, Кула-Малункья сутта

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...