Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Даяние и воздаяние. Милосердие и гостеприимство




Даяние и воздаяние

Тема этого раздела — духовный принцип даяния и воздаяния. Когда мы что-то даем друг другу, свободно, без всяких условий, разделяя с другими свое счастье и помогая друг другу нести свое бремя, мы получаем гораздо больше, чем дали. Даже если воздаяние не следует сразу, Небеса ведут счет отданному, и в конце концов благодеяние возвратится к дающему, много­кратно умноженное. Ожидать воздаяния, не дав ничего, было бы нарушени­ем законов Вселенной. С другой стороны, давать, чтобы получить — с на­мерением подольститься или чтобы создать себе имя, — достойно порица­ния.

Давайте, и дастся вам... ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Христианство. Евангелие от Луки 6: 38
Те, кто не забывает о милосердии, не будут забыты мною. Синтоизм. Опаку Ицукусимы

Он покоится, опираясь о спину небосвода, Кто жертвует, только тот и идет к богам.
Индуизм. Ригведа 1. 125. 5
... Тем, которые творили в этой жизни добро, — добро. Ислам. Коран 39: 13(10)
Пойми, что спасая других, спасешься сам. Тэнрикё. Офудэсаки 3. 47
Кто не заслуживает доверия, не пользуется доверием [у людей]. Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 17
Прежде чем почва станет мягкой, надо поливать землю водой. Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия)

Если бы все люди знали, как я знаю, плоды раздачи даров, им не нравилось бы пользоваться дарами, не раздавая их, и скупость не владела бы их сердцами. Даже если бы это был последний кусок, последняя крошка еды, их не радовала бы возможность съесть, не поделившись, если было бы с кем.
Буддизм. Итивуттака 18

Будда сказал: " Если вы видите кого-либо, идущего Путем дарения, с радостью поддержите его, и вы обретете огромное благо". Шраман спросил: " Есть ли конец этому благу? " Будда ответил: " Представь пламя одного светильника. Даже если сотня тысяч людей придет и зажжет от него свои светильники, чтобы у них было на чем приготовить пищу и чем разогнать тьму, первый светильник останется таким же, как прежде. Подобное же происходит с благами".
Буддизм. Сутра сорока двух разделов 10

При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхот­но дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость...
Христианство. Второе послание к коринфянам 9: 6—11

... Блаженнее давать, нежели принимать. Христианство. Деяния святых апостолов 20: 35

И не оказывай милость, стремясь к большему! И ради Господа твоего терпи!
Ислам. Коран 74: 6—7

У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Христианство. Евангелие от Матфея 6: 3

Дар, творимый с мыслью " подобает давать", без желанья отдачи,
В надлежащем месте, времени, достойному человеку, такой дар считается саттвичным.
Если же он дается воздаяния ради или ради плодов,
Иль неохотно, такой дар считается страстным.
Индуизм. Бхагавадгита 17. 20—21

" Если я отдам это, что меня порадует? " —
С таким себялюбием рассуждают призраки;
" Если я стану радоваться этому, то что же я отдам? " —
Такая самоотверженность присуща богам.
Буддизм. Шантидева, Руководство в образе жизни Бодхисаттвы 8. 125

Мэн-цзы сказал: Человек, который любит славу, в состоянии отказаться от большого государства; но если он не такой человек, то отказ от одной чашки рису и горшка супу сказывается в его лице.
Конфуцианство. Мэн-цзы VII ч. И. XI

И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или верните его же. Поистине, Аллах всякую вещь подсчитывает!
Ислам. Коран 4: 88(86)

Мне подарили папайю,
И я отдал за нее чудесный драгоценный камень гю,
Не для того, чтобы отплатить,
Но для того, чтобы наша дружба длилась.
Мне подарили персик,
И я отдал за него чудесный драгоценный камень яоу,
Не для того, чтобы отплатить,
Но для того, чтобы наша дружба длилась.
Мне подарили сливу,
И я отдал за нее чудесный драгоценный камень гэу,
Не для того, чтобы отплатить,
Но для того, чтобы наша дружба длилась.
Конфуцианство. Ши цзин [Книга песен]. Ода 64

Любовь не может вернуться к человеку, пока он не отдаст ее. Люди, любящие друг друга, могут продолжать давать и получать больше, чем дали. Мы можем прийти к выводу, что слово " вечность" складывается только при помощи любви.
Церковь Объединения. Сан Мюн Мун 12—5—71

 

Милосердие и гостеприимство

Давать милостыню бедным и проявлять гостеприимство по отношению к странникам — это добродетели, приветствуемые всеми религиями. Прича­стность к Высшему Благу создает естественную связь между всеми членами общества, поскольку все люди — братья и сестры, имеющие (потенциально) абсолютную ценность просветленных существ или детей Божцих. Раздава-ние милостыни и милосердие — конкретные выражения этой духовной связи. Наряду с призывами осуществлять милосердие такие тексты, как Притча об овцах и козлищах из Нового завета, уподобляют помощь бедным принесению жертвы Богу или высшим святым. Согласно нескольз­ким публикуемым в данном разделе фрагментам священных писаний, от обязанности проявлять милосердие не освобождается даже самый бедный. Наконец, здесь же помещены тексты, говорящие о необходимости оказы­вать гостеприимство.

Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь. Иудаизм и христианство. Псалтирь 40: 2

Они кормят едой, несмотря на любовь к ней, бедняка, сироту и пленника: " Мы ведь кормим вас ради лика Божия; не желаем от вас ни воздаяния, ни благодар­ности! "
Ислам. Коран 76: 8—9

Милосердие — не остаться равнодушным при виде жаждущего, голодного, несчастного и постараться облегчить их страдания — это росток добродетели.
Джайнизм. Кундакунда, Панкастикайа 137

" Господу, Богу вашему, последуйте" (Втор. 13: 4) Но как может человек последовать Богу, который " огнь поядающий"? (Втор. 4: 24) Это значит, последовать Его свойствам: прикрыть обнаженного, навестить больного, утешить скорбящего, похоронить умершего.
Иудаизм. Сота 14а

Утешь человека в несчастье так скоро, как скоро нужно спасти рыбу из пересохшего ручья [пока она еще жива]. Избавь человека от опасности так быстро, как быстро нужно освободить ласточку из силка. Сострадай сиротам и утешай вдов. Уважай старших и помогай бедным.
Даосизм. Инчжи вэнь [Трактат о тихом пути]

Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается... и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]...
Иудаизм и христианство. Второзаконие 15: 7—11


Боги не предписывают умирать от голода;
и к человеку упитанному приходит смерть в разных обличиях.
Богатство щедрого никогда не тратится впустую,
но скупому нет утешения.
Тот же, кто, обладая пищей, ожесточает свое сердце против слабого, голодного и страдающего,
который пришел к нему за помощью, хотя в прежние времена сам помогал ему, — конечно, тот не. находит утешения.
Щедрый — тот, кто дает каждому просящему милостыню, бездомному, нищему, который ищет еды; успех приходит к нему в превратностях битвы, и в будущих спорах он найдет союзников.
Тот не друг, кто ничего не дает другу, приятелю, который пришел просить пищи; пусть он оставит такого человека и поищет другого, дающего утешение.
Пусть богатый поможет тому, кто нуждается в помощи;
и пусть посмотрит вокруг:
Ведь богатство кружит, как колеса повозки,
приходя то к одному, то к другому.
Напрасно скупой накапливает пищу;
это — я говорю правду — его смерть;
ведь тот, кто не любит ни друга ни приятеля,
кто всегда ест один, тот всегда совершает грех.
Индуизм. Ригведа 10. 117. 1—6

Есть три типа людей на земле: одни подобны засухе, другие небольшому дождику, третьи
— дождю, захватывающему все кругом.
Каковы люди, подобные засухе? Они не дают никому нечего, ни еды, ни питья, ни одежды или повозки, ни цветов, ни благовоний, ни умащений, ни постели, крова или света, — ни отшельникам, ни браминам, ни несчастным и бедным нищим. Таковы люди, подобные засухе.
Каковы люди, подобные небольшому дождику? Они дают что-то некоторым, а другим
— нет... Таковы люди, подобные небольшому дождику.
Как поступают люди, подобные дождю, захватывающему все кругом? Они дают всем, будь то отшельники, брамины или несчастные и бедные нищие; они дают еду и питье... кров и свет. Таковы люди, подобные дождю, захватывающему все кругом.
Буддизм. Итивуттака 65

Когда [Господь] возлюбит человека, Он посылает ему дар в виде бедняка, так, чтобы тот мог совершить благодеяние для бедного и проявить свое милосердие.
Иудаизм. Зохар, Бытие 104а

Если кто утолит какую земную печаль кого из верующих, Аллах утолит одну из печалей того в Судный день. Если кто облегчит жребий нуждающегося, Аллах облегчит жребий того в этом мире и в грядущем. Кто защитит мусульманина, тому Аллах будет защитой в этом мире и в грядущем. Аллах будет поддерживать Своего слугу все время, пока слуга этот будет поддерживать своего ближнего.
Ислам. Сорок хадисов ан-Навави 36

В Судный день Величайший Господь скажет: " Сын Адама, Я был болен, а ты не навестил Меня". Тот ответит: " Господи, как я мог навестить Тебя, когда Ты — Господин Вселенной". Тот скажет: " Разве ты не знал, что слуга Мой такой-то болен, и ты не навестил его. Разве ты не знал, что если посетишь его, ты найдешь Меня рядом с ним? "
Ислам. Хадис Муслима

Если тебя просят, — пусть о немногом, — дай. Буддизм. Дхаммапада 224

Даже бедняк, существующий милостыней, должен давать милостыню. Иудаизм. Талмуд, Гиттин 76

Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Христианство. Евангелие от Луки 3: 11

Смотри, чтобы каждый, кто придет в твой дом, был накормлен, как бы мало еды у тебя ни было.
Религии американских индейцев. Заповеди Отца, племя виннебаго

Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
Христианство. Послание к евреям 13: 2

Пусть верующий в Аллаха и в Судный День будет щедр к ближнему, и пусть верующий в Аллаха и Судный День будет щедр к гостю.
Ислам. Сорок хадисов ан-Навави 15

Хозяин и хозяйка дома не должны отказывать никому, кто пришел в дом в обеденную пору и попросил еды. Если еды нет, нужно предложить, где отдохнуть, воды, чтобы освежить­ся, камышовую циновку, чтобы лечь, и встретить гостя добрыми словами — в этом, по крайней мере, никогда нет недостатка в домах праведных.
Индуизм. Апастамба Дхарма Сутра 8. 2

Как рассказывает Абу Урайра, пришел человек к Пророку, и тот попросил своих жен накормить его. " У нас совсем ничего нет, — отвечали они, — только вода". " Кто захочет разделить свою еду с этим человеком? " — спросил Пророк. Один из его Друзей сказал: " Я". Затем он привел этого человека к своей жене и сказал ей: " Будь щедра к гостю Посланника Господа". Она ответила: " У нас нет ничего, кроме ужина детей". " Хорошо, — сказал тот, — приготовь еду, зажги лампу, а когда дети попросят есть, отправь их спать". И женщина приготовила еду, зажгла лампу, уложила детей, затем, как бы собираясь поправить фитиль, погасила лампу. Хозяин и его жена сделали вид, что едят, но на самом деле легли спать на голодный желудок. На следующий день Посланник Господа сказал своему Другу: " Сегодня ночью Бог улыбался". Это в подобных случаях Бог говорит: " они дают предпочтение пред собой, хотя бы и было у них стеснение" (Коран 59: 9)
Ислам. Хадис Букхари

Славу Рантидэве поют в этом и ином мире, Рантидэве, который, хотя и жил впроголодь, имел обыкновение раздавать свое богатство, как только обретал его, веря, что Бог не оставит его в нужде. Даже во времена голода Рантидэва продолжал оставаться щедрым, хотя вся его семья впала в бедность.
Сорок восемь дней он и его семья жили без пищи; немного воды — вот все, что у них оставалось. Когда он собирался выпить воды, пришел бездомный, страдающий от жажды. Рантидэва был тронут его видом и сказал: " Я не хочу, чтобы Боги дали мне высокое положение или освободили от новых рождений. Упрочиваясь в сердцах всех живущих, я беру на себя их страдания, чтобы они освободились от невзгод". Произнеся эти слова, исполненный сочувствия царь отдал бездомному свою воду, хотя сам умирал от жажды.
Боги трех миров явились и хотели осыпать его благами, но Рантидэва, лишенный привязанностей и желаний, только набожно поклонился Господину Васудэве [Кришне].
Индуизм. Шримад Бхагаватам 9

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...