Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дисциплина “Финансы»




1.20. Сущность и функции финансов.

Финансы — экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Централизо фонды формир на гос-ом уровне, а децентрализ на уровне хозяйствующ субъектов.

Но финансы отличаются от денег. Деньги — всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда, а финансы — экономический инструмент, распределяющий и перераспределяющий ВВП, национальный доход (НД), а также средство контроля за образованием и использованием денежных средств.

Сущность финансов представлена в их функциях.

Распределительная функция финансов.

Распределение национального дохода заключается в создании так называе­мых основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода сре­ди участников материального производства.

Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и тер­риториальным перераспределением средств в интересах их более эффективного использования и накопления предприятиями и организациями; с наличием про­изводственной и непроизводственной сферы, в которой национальный доход. не создается (здравоохранение, культура); с перераспределением доходов меж­ду различными социальными группами населения.

Контрольная функция финансов.

Данная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соот­ветствующим фондам и расходовании их по целевому назначению.

Регулирующая функция финансов.

Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государст­венные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс производства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используется также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

1.21. Финансовая система: понятие и структура.

Финансовая система — это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.

Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы: общегосударственные финансы; финансы предприятий и организаций. Финансовая система в ее широком понимании включает также и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).

Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.

Звенья первой сферы — общегосударственных финансов — относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.

Звенья второго подразделения (финансы предприятий и организаций) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

1.22. Налоги: сущность, функции, классификация.

 

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

налоги характеризуются следующими основными признаками: обязательностью, отсутствием специальной возмездности, взиманием на основе законодательных актов, всеобщностью.

В современных условиях налоги выполняют три основные функции: фискальную, экономическую и социальную.

Фискальная функция заключается в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционирования государства.

Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности. Эту функцию иногда называют распределительной.

Социальная функция направлена на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Прямые — это налоги на доход или имущество налогоплательщика. В свою очередь, прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальные налоги - поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги. Личные - подоходный, налог на прибыль корпораций, налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, имущественный, подушный.

Косвенные -акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, таможенные пошлины.

В зависимости от характера ставок различают твердые (фиксированные), регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги.

В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные налоги.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

1.23. Бюджетное устройство и бюджетная система.

Каждое государство имеет свое бюджетное устройство, которое представляет собой организацию бюджетной системы страны и принципы ее построения и функционирования.

Бюджетное устройство определяется формой государственного устройства страны.

В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

В федеративных (союзных) государствах бюджетная система состоит из трех уровней: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты членов (субъектов) федерации, местные бюджеты.

В конфедеративных (объединенных) государствах бюджет формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств, входящих в конфедерацию, действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджетная система Российской Федерации - это "основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов".

бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны, т.е. бюджеты субъектов Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в бюджеты субъектов Федерации.

1.24. Государственные социальные внебюджетные фонды.

Фонд представляет собой некоммерческую единицу, аккумулирующую финансовые средства и перераспределяющую их на социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Государственные фонды управляются органами власти федерального и регионального уровня и предназначены для реализации прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей, материальное обеспечение в случае безработицы, на получение бесплатной медицинской помощи. Эти права закреплены Конституцией Российской Федерации. В настоящее время насчитывается три внебюджетных фонда: пенсионный, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования.

Спецификой внебюджетных фондов признается закрепление источников доходов и строго целевого их использования. Государственные фонды считаются относительно независимыми финансово-кредитными учреждениями. Они используют поступившие средства на цели, регламентируемые государством. Именно государство определяет размеры и структуру страховых социальных выплат. Существуют следующие основные источники финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов: специальные (целевые) налоги и сборы; отчисления от прибыли (дохода) предприятий и организаций;прибыль от коммерческой деятельности самого внебюджетного фонда; заемные средства.

Средства фондов в основном формируются за счет сумм единого социального налога (ЕСН). ЕСН включается в себестоимость продукции, работ, услуг, рассчитывается с суммы оплаты труда и подлежит ежемесячному отчислению. ЕСН — это название можно расшифровать, как единый социальный налог. С 2010 года он начал называться по-другому: “Страховые взносы”, и его ставка повысилась. Раньше ЕСН равнялся 26 процентам, потом резко поднялся до 34, а в данное время равен 30 процентам от заработной платы. А ЕСН в 2014 году возможно снова повысится. Пенсионный фонд России - 22%, Фонд социального страхования, ставка 2,9%, цель уплаты – формирование пособий для граждан и т.п., Фонды обязат. Мед. Страхования – платежи в 2013 году осуществляются по тарифу 5,1% и идут на обеспечение бесплатной медицинской помощи населения. В 2013 году платежи направляются полностью в федеральный фонд, в территориальные фонды не платятся.

1.25. Социально-экономическая сущность государственного кредита.

Таким образом, государственный кредит — это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

Функции государственного кредита непосредственно вытекают из его сущности. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.
1) распределительная – проявляется в перераспределении финансовых ресурсов на особых принципах срочности, возвратности и целевого назначения;2) регулирующая – имеет две стороны: экономическую и социальную. Экономическая осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов, выделение же бюджетных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, особенно в условиях ограниченности бюджетных средств, а порой и дефицита.Социальная сторона государственного кредита связана с особенностью воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы; 3) функция учета и контроля проявляется в целевом и рациональном использовании средств, привлекаемых и выдаваемых государством. Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке кредита и финансов, но функционирует тем не менее как специфическая часть финансовой системы.

Государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства, т. е. это делает его элементом финансов.

1.26. Государственный долг: содержание и основные формы.

Государственный долг – это сумма задолженности государства по кредитным операциям. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является обычно заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. В сфере международных отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты происхождения долга его делят на внутренний и внешний. Под внутренним государственным долгом понимают обязательства, выраженные в валюте РФ, а под внешним – в иностранной валюте.

Российские долговые обязательства могут существовать в следующих формах:

1. кредитного соглашения или договоров, заключенных от лица РФ в пользу указанных кредиторов; 2. государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ; 3. договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами.

Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись ЦБ РФ, который в качестве кредитных ресурсов использовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ.

Государственные ценные бумаги – это обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им. В экономически развитых странах они являются основным источником формирования государственного долга.

Государственный долг возникает, прежде всего, вследствие систематического выпуска государственных займов и привлечения кредитных ресурсов для покрытия бюджетного дефицита. Государственный долг также необходим для содержания государства, как и налоги. Государственный долг является непосредственным итогом дефицитов бюджета и представляет собой сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.

1.27. Финансовый рынок: структура и участники.

– рынок, на кот осуществл перераспреде временно свободных ден средств между различ субъектами экономики путем совершения сделок с фин активами.

 

Финансовый рынок включает денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок обычно подразделяется на учетный, межбанковский и валютный рынки, а также рынок деривативов. К учетному рынку относят тот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды краткосрочных обязательств (ценные бумаги). Таким образом, на учетном рынке обращается огромная масса краткосрочных ценных бумаг, главная характеристика которых — высокая ликвидность и мобильность. Межбанковский рынок — часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Валютные рынки обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Рынок деривативов. Деривативами (финансовыми деривативами) называются производные финансовые инструменты, в основе которых лежат другие, более простые финансовые инструменты — акции, облигации. Основными видами финансовых деривативов являются опционы (дающие их владельцу право продавать или покупать акции), свопы (соглашения об обмене денежными платежами в течение определенного периода времени), фьючерсы (контракты на будущую поставку, в том числе валюты, по зафиксированной в контракте иене). Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высоколиквидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах. Фондовый рынок обеспечивает распределение денежных средств между участниками экономических отношений через выпуск ценных бумаг, которые имеют собственную стоимость и могут продаваться, покупаться и погашаться.

С учетом принципиальных форм заключения сделок на финансовом рынке основные его участники подразделяются на две группы: 1) продавцы и покупатели финансовых инструментов (услуг); 2) финансовые посредники.

Участниками международного финансового рынка являются: банки, валютные и фондовые биржи, брокерские фирмы, страховые и инвестиционные компании и фонды, внешнеторговые и производственные компании, международные валютно-кредитные и финансовые организации.

1.28. Финансы организаций: сущность, функции и принципы построения.

Важнейшая составляющая системы финансов РФ - финансы организаций (предприятий), именно здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов.

Под финансами организаций (предприятий) следует понимать относительно самостоятельную сферу системы финансов страны, охватывающую круг экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятий на основе управления их денежными потоками.

Функции 1. воспроизводственная - заключается в систематическом обеспечении сбалансированности материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех стадиях общественного производства как при простом, так и расширенном производстве.

В воспроизводственной функции выделяют два процесса:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...