Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитания в России в начале ХХ в.




Активное развитие идей социальной педагогики в контексте общего реформирования российской системы образования. Разработка принципов целостной организации учебно-воспитательного процесса, связи школьного образования с жизнью, уважения к личности ребенка. Принятие законопроекта «О введении всеобщего обучения» (1911г.).

Гуманистические и демократические идеи воспитания и образования в трудах П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого.

Научно-педагогическая деятельность П.П. Блонского в разработке вопросов о задачах и методах народной школы, о предмете педагогики как самостоятельной науке, имеющей свой предмет и собственные методы исследования. Трактовка цели воспитания как оказание помощи ребенку в усвоении культуры общества и развитие его личности. Социально-педагогические задачи воспитательного процесса как усвоение созданных прогрессивной культурой гуманистических идеалов, формирование деятельной жизненной позиции.

В.П. Вахтеров о сущности воспитания как «приспособления ребенка к среде и среды к потребностям ребенка». Решение вопроса о соотношении общего и специального образования как элементов социализации ребенка.

Развитие педагогической идеи «свободного воспитания» в теории и практике К.Н. Вентцеля (учебно-воспитательный комплекс «Дом свободного ребенка»). Реализация в практической деятельности права ребенка на самоопределение, стимулирование процессов социального самосознания.

П.Ф. Каптерев о целях общественного воспитания. Разработка социального аспекта воспитания и обучения, учет интересов различных социальных групп в организации общественно-нравственного воспитания детей.

Социально-педагогическая деятельность С.Т. Шацкого. Разработка содержания, форм и методов новаторского социального воспитания в трудовой колонии «Детский труд и отдых».

Социально-педагогическая направленность детского движения скаутизма в России («Общество содействия мальчикам-разведчикам «Русский скаут»). Общественная значимость деятельности скаутских отрядов в Москве (под руководством Г.А. Захарченко) и Санкт-Петербурге (под руководством О.И. Пантюхова), социально-воспитательный эффект.

 

Раздел YI.Теория и практика социального воспитания

В России в период с 1917 по 1990 гг.

Тема 20.Теория и практика социального воспитания

В России после Октябрьской революции

Развитие теории общественного воспитания подрастающего поколения с позиций классового подхода. Монополия государства на социальную политику в отношении детей. Передача государству всей ответственности за обучение, воспитание и социальное призрение несовершеннолетних детей. Массовая детская беспризорность. Наркомат народного просвещения. Декрет СНК о комиссиях для несовершеннолетних (1918г.). Деятельность Государственного Совета защиты детей (1919г.) под председательством А.В. Луначарского по спасению и жизнеустройству беспризорных детей. Передача вопросов преодоления детской беспризорности как проблемы, несущей угрозу национальной безопасности России, в ведение Комиссии по улучшению жизни детей (Деткомиссии ВЦИК) под председательством Ф.Э. Дзержинского (1920г.). Открытие приютов, детских домов, трудовых колоний, детских коммун.

Общественно-педагогическое движение за всеобщее образование. Идеи усиления социальной роли образования, всестороннего развития личности, политехнического образования на базе соединения обучения с производительным трудом. Цели и задачи новой школы в первых документах советского государства об образовании. «Основные принципы единой трудовой школы» (1918г.). Закон «О всеобуче» (1918г.).

Большевистская доктрина воспитания детей. Трактовка воспитания как социального явления идейно-политической направленности, определение прямой зависимости его целей от общественного строя. Приоритет общественного воспитания как планомерного воздействия, имеющего задачу формирования человека с коммунистическими взглядами, убеждениями и поступками. Выдвижение в российской педагогической науке вопросов социализации на первый план. Взгляды Н.К. Крупской, А.В. Луначарского на цели и содержание социального воспитания в условиях социалистического государства.

Тема 21.Развитие социально-педагогической практики

В России в 20 - 30-е гг. ХХ в.

Концепция нового содержания образования и воспитания, получившая развитие в 20 – 30-е гг. Создание Академии социального воспитания (1920г.), позднее переименованной в Академию коммунистического воспитания (1923г.). Плавный переход от идеи всесторонне развитой личности к идее воспитания борца и строителя социализма; от идеи политехнического образования на базе соединения обучения с производительным трудом к идее общественно полезной работы в условиях массовой школы; от идей «свободного воспитания» ребенка к идее развития детского самоуправления. Пионерское движение как массовая детская общественно-политическая организация (1922г.), задачами которой являлись: воспитание, всеобщее обучение детей школьного возраста, борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью.

Теоретическое обоснование и технологическое обеспечение педагогического процесса нового образовательного учреждения. Борьба за всеобщее обязательное начальное обучение. Социально-педагогическая направленность комплексно-тематических учебных планов. Усиление воспитательного потенциала массовой школы.

Разработка проблемы взаимодействия личности и среды, индивидуума и социума. Трактовка социальной среды как фактора развития личности. Определение предмета социальной педагогики как процесса социального формирования человека и изучение законов и методов этого процесса. Разработка методики изучения и учета воспитательной роли среды. Уточнение и наполнение новым содержанием ведущих понятий социальной педагогики: «социальное воспитание», «социальная среда», «взаимодействие компонентов социальной среды» и др. Изучение, творческая переработка и широкое использование зарубежного опыта обучения и воспитания Д. Дьюи, С. Френе.

Развитие в педагогической деятельности С.Т. Шацкого идеи о социальной среде как факторе воспитания детей.

Разработка методики формирования детского коллектива как средства социального воспитания нового человека в трудах А.С. Макаренко.

Включение подростков в творческую деятельность по созданию демократического сообщества как способ формирования социально активной личности в опыте В.Н. Сороки-Росинского.

Влияние педологии на социальную педагогику. Представления П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.П. Кащенко о развитии и социальном воспитании детей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...