Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие политики налогов как центрального института доходов бюджетов




 

Среди доходов бюджетов приоритетное место занимают налоги. Рассмотрим кратко, как развивалась политика налогов. В истории налогов как центрального института доходов бюджетов принято выделять три периода.

 

Первый период, отличающийся неразвитостью случайным характером налогов, охватывает государственное хозяйство Древнего мира и Средних веков. Сборы в пользу государства взимались в этот период преимущественно в натуральной форме. Основу государственных бюджетов составляли домены (земля, леса, капиталы). Здесь следует также упомянуть о конфискации, как о чрезвычайном источнике доходов бюджетов. Так, в XIII-XVI вв. конфискации практиковались исключительно в целях пополнения казны путем справедливых или ложных обвинений богатых людей в различных преступлениях. В России конфискацию широко применял Петр I. Начиная с XVI в. недостаток доходов заставил перейти к использованию различных видов регалий (железные дороги, почтовая, горная, монетная, соляная регалии), пошлин, налогов.

 

Второй период истории налогов (XVI — XVIII вв.) связан с важными временами в общественной жизни Европы, когда потребности государства значительно возросли, и надо было изыскивать новые источники государственных доходов. Для пополнения бюджетов западноевропейских государств была введена масса новых налогов, преимущественно косвенных. Прямые налоги в тот период также отличались многочисленностью и случайностью.

 

В конце XVIII в. вырабатываются правила налогообложения, укореняется идея постоянства налогов, формируется убеждение о том, что масса разнообразных налогов не только не удовлетворяет своему назначению, но и мешает прогрессу промышленного развития и, вредят хозяйству, наносит ущерб казне. Фундаментальные принципы налогообложения сформулировал в 1776 г. Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», которые позже назвали «максимы Смита», — это равенство, удобство, дешевизна и определенность.

 

Третий период в истории налогов (XIX в.) отличается гораздо меньшим их количеством. Формы налогов становятся более определенными, и при их выборе оказывается предпочтение таким источникам, которые обещают крупный доход. Таким образом, налог предполагает высокий уровень развития правосознания, экономики, системы контроля. Появление и развитие налогового права связаны с демократизацией общества, идеей правового государства. Налоговому праву как части современной правовой системы не чужды идеи социальной справедливости, принципы демократии.

 

Мировая практика доказала, что главным направлением мобилизации средств в бюджет являются именно налоги. Конечно, государство может использовать для покрытия расходов займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных налоговых поступлений. Кроме того, государство может прибегнуть к денежной эмиссии, однако это приведет к инфляции и тяжелым экономическим последствиям. В результате остается главный источник доходов — налоги.

 

Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемого в определенной доле в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. Все налоги делятся на:

прямые;

косвенные.

 

Прямые налоги — это непосредственное (прямое) изъятие части доходов налогоплательщика (налог с населения, налог на прибыль предприятий и др.).

 

Косвенные налоги — это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.).

 

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных и безвозвратных перечислений.

Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством РФ, т.е. с момента дачи налогоплательщиком поручения кредитной организации о перечислении денежных средств в бюджет соответствующего уровня при наличии средств на счете плательщика.

 

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации. Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.

 

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, а также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей.

 

Штрафы и иные суммы принудительного изъятия подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа.

 

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов.

 

Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

 

К неналоговым доходам относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями, находящимися в ведении органов государственной исполнительной власти федерации и субъектов, органов местного самоуправления;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия и др.

 

В доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, учитываются:

средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение или пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, оставшаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

 

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

 

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, включают средства, получаемые от его продажи, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме. Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством РФ о приватизации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...