Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)




СОДЕРЖАНИЕ

 

1. 1 Цель и задачи дисциплины (модуля)
2. 2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)
3. 3 Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО
4. 4 Объем дисциплины (модуля)
5. 5 Содержание и структура дисциплины (модуля)
6. 6 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).
7. 7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
8. 8 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю), использование БРС.
9. 9 Перечень основной и дополнительной учебной литературы
10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»)
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).

 


 

Цель и задачи дисциплины (модуля)

Цель освоения дисциплины «Всемирное культурное наследие и международная практика сохранения культурных ценностей» - сформировать у обучающихся представление о феномене всемирного культурного наследия человечества и познакомить их с международно-правовым регулированием вопросов охраны культурных ценностей.

 

Задачи освоения дисциплины «Всемирное культурное наследие и международная практика сохранения культурных ценностей» связаны с общими целями ОП ВО по направлению «Международные отношения»:

 сформировать устойчивые представления о многообразии форм развития человеческой культуры;

 познакомить студентов с основными теориями и подходами в изучении культуры и культурного наследия, важнейшими направлениями деятельности мирового сообщества и современных государств по сохранению и использованию в интересах человечества всемирного культурного достояния;

 познакомить с общепризнанными памятниками культуры, включенными в Список всемирного культурного наследия.

 сформировать у студентов устойчивые навыки самостоятельного изучения и анализа источников и литературы в области международных культурных связей.

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)

Таблица 1

Код компетенции Содержание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
ОК-2 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции. Знать: основные этапы и закономерности развития культурно-исторического процесса.
Уметь: формулировать аргументированные суждения о единстве, многообразии и взаимодействии культур.
Владеть: навыками обоснования включения культурных объектов в Список всемирного наследия с позиций их общечеловеческого значения.
ОК-6 Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности. Знать: цели, задачи, структуру и функции органов ЮНЕСКО, обеспечивающих международное сотрудничество в области охраны объектов всемирного наследия.
Уметь: выявлять международно-правовые основы и функциональные особенности деятельности международных и национальных учреждений, обеспечивающих охрану и доступность объектов из Списка всемирного наследия.
Владеть: навыками анализа содержания международно-правовых документов ведущих международных организаций в области охраны памятников истории и культуры.
ОК-7 Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Знать: исторические истоки многообразия форм развития человеческой культуры и особенностей межкультурного взаимодействия.
Уметь: в устной и письменной формах на русском и иностранном языках характеризовать важнейшие направления деятельности мирового сообщества и современных государств по сохранению и использованию в интересах человечества всемирного культурного достояния.
Владеть: навыками коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач в сфере сохранения всемирного культурного наследия.

При освоении программы дисциплины принимаем, что уровни сформированности компетенций определяются:

«Знать» - базовый уровень;

«Уметь» - средний уровень,

«Владеть» - высокий уровень

 

Матрица формирования компетенций в процессе освоения дисциплины (модуля)

Таблица 2

Темы, разделы дисциплины Количество часов Компетенции
ОК-2 ОК-6 ОК-7
Тема 1 8 +    
Тема 2 10 +   +
Тема 3 8 + + +
Тема 4 10   + +
Тема 5 14 + + +
Тема 6 12   + +
Тема 7 10   + +
Итого 72      

 

Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Учебная дисциплина «Всемирное культурное наследие и международная практика сохранения культурных ценностей» Б1.В.ДВ.02.01 относится к вариативной части учебного плана по направлению бакалавриата «Международные отношения» и является дисциплиной по выбору. Читается дисциплина в первом семестре на первом курсе бакалавриата.

Изучение дисциплины «Всемирное культурное наследие и международная практика сохранения культурных ценностей» Б1.В.ДВ.02.01 служит опорой для изучения дисциплины: «Культурология» Б1.В.ДВ.02.02

 

Объем дисциплины (модуля)

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц 72 академ. часа.

Таблица 3

Вид работы Трудоемкость (в академ.часах)
Общая трудоемкость  
Контактная работа с преподавателем  
Лекции  
Практические занятия  
Лабораторные занятия  
Самостоятельная работа  
Контроль  
Формы текущего контроля АР, УО, ПО, Т, КР, Д
Форма промежуточной аттестации Зачет

 

Содержание и структура дисциплины (модуля)

5.1. Учебно-тематический план

Таблица 4

Наименование темы Всего часов В том числе, час. Формы контроля  
Контактная работа Самост.работа  
лекции практич. занятия Лабораторные занятия  
всего Из них в интерактивной форме всего Из них в интерактивной форме  
Очная форма обучения  
Тема 1.Некоторые теоретические вопросы сохранения Всемирного культурного наследия. Рождение идеи и концепции всемирного культурного наследия.               УО / ПО  
Тема 2.Многообразие культурных направлений в развитии человечества в различные исторические эпохи.               УО / ПО  
Тема 3.Роль музеев в сохранении культурных ценностей.               УО / ПО  
Тема 4. Система всемирного культурного наследия: нормативно-правовая база и важнейшие институты.               УО / ПО / КР  
Тема 5. Культурное достояние человечества и Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.               УО / ПО / Т  
Тема 6.Современная международная практика сохранения культурных ценностей.               УО / ПО / Т  
Тема 7. Всемирное культурное наследие России.               УО / ПО  
Промежуточная аттестация               Зачет
ИТОГО:                
                         

 

Содержание дисциплины

 

Тема 1. Некоторые теоретические вопросы сохранения Всемирного культурного наследия. Рождение идеи и концепции всемирного культурного наследия.

Культурно-исторический процесс как основа прогресса человеческой цивилизации. Роль мировой культуры в жизни личности и общества. Основная терминология курса. Понятие «культура» и основные подходы в изучении теории и истории культуры. Культура и цивилизация. Культурные ценности и культурное наследие. Всеобщность культурного достояния планеты.

Тема 2. Многообразие культурных направлений в развитии человечества в различные исторические эпохи.

Основные типы и виды культурно-исторического наследия. Направления развития человеческой культуры. Памятники культуры различных эпох. Первобытная культура. Памятники Древнего мира. Культурное наследие Древней Греции и Древнего Рима. Культура Востока. Средневековая культура Европы. Возрождение. Культурное наследие Европы в эпоху Нового времени. Просвещение. Культурное наследие новейшего времени. Уникальность русской культуры.

Тема 3. Роль музеев в сохранении культурных ценностей.

Музееведение и музеология. Формирование художественных коллекций и особенности их демонстрации на ранних этапах развития музеев. Экспонирование культурных ценностей в период становления публичных музеев (XIX – начало ХХ в.). Специфика деятельности музеев в период между двумя мировыми войнами. Современная выставочная деятельность музеев мира. Крупнейшие музеи мира. Современные концепции экспозиционно-выставочной и фондово-хранительской деятельности музеев.

Тема 4. Система всемирного культурного наследия: нормативно-правовая база и важнейшие институты.

Пакт Рериха. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. Римская конвенция УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях 1955 г. Декларация принципов международного культурного сотрудничества. Парижская конвенция о мерах, направленных на запрещение ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 1972 г.). Конвенция об охране подводного культурного наследия (Париж, 2 ноября 2001 г.), Конвенция об охране нематериального культурного наследия (Париж, 17 октября 2003 г.), Декларация, касающаяся преднамеренного разрушения культурного наследия (Париж, 17 октября 2003 г.) и др.

Важнейшие международные институты в области охраны Всемирного наследия. ЮНЕСКО, Фонд охраны Всемирного культурного и природного наследия, Межправительственный комитет по охране культурного и природного наследия (Комитет Всемирного наследия), Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. Роль в сохранении Всемирного наследия международных неправительственных организаций: Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей (Римский центр), Международный совет по охране памятников и исторический мест (ИКОМОС), Организация городов Всемирного наследия и др.

Тема 5. Культурное достояние человечества и Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, находящегося под угрозой. Географическое распределение объектов из Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Критерии внесения объектов в Список Всемирного наследия. Угрозы Всемирному наследию. Объекты Всемирного культурного наследия в Европе. Всемирное культурное наследие Азии. Всемирное культурное наследие Америки. Объекты Всемирного культурного наследия в Африке. Объекты Всемирного культурного наследия в Австралии.

Тема 6. Современная международная практика сохранения культурных ценностей.

Международно-правовое регулирование охраны и использования памятников истории и культуры. Система международно-правового регулирования охраны культурных ценностей в Европе. Деятельность Совета Европы в данной сфере. Охрана памятников истории и культуры в странах Западной Европы: в Германии, Италии, Португалии и др. Охрана памятников истории и культуры в странах Восточной Европы: в Болгарии, Польше и др. Охрана памятников национального значения в США. Международное сотрудничество в сфере охраны культурных ценностей на современном этапе.

Тема 7. Всемирное культурное наследие России.

Российский опыт в сохранении культурных ценностей и культурного наследия. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Российский комитет по сохранению нематериального культурного наследия. Объекты всемирного культурного наследия на территории Российской Федерации. Первые объекты – «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников», «Кижский Погост», «Московский Кремль и Красная площадь», включенные в Список всемирного наследия. Проблемы сохранения Всемирного культурного наследия России.

 

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

1. Примерная тематика контрольных работ.

2. Примерная тематика докладов/сообщений.

3. Примерные тестовые задания по дисциплине.

4. Положение об организации самостоятельной работы студентов (см. на сайте sziu.ru/ Студентам /Учебно-методические материалы).

6.1.Распределение часов внеаудиторной самостоятельной работы студента
при изучении дисциплины

Таблица 5

Наименование темы или раздела дисциплины (модуля) Трудоемкость, час. Список рекомендуемой литературы Вопросы для самопроверки
Основная (№ из перечня, раздел 9) Дополнительная (№ из перечня, раздел 9)
Тема 1.Некоторые теоретические вопросы сохранения Всемирного культурного наследия. Рождение идеи и концепции всемирного культурного наследия.   2,7,8 1,2,13 1. Как определяется роль культуры в различных концепциях исторического развития? 2. Какие общепризнанные критерии культурных ценностей выработаны на сегодняшний день? 3. Каковы особенности различных представлений о сущности понятия «цивилизация»? 4. Какие основные типологизации культуры существуют на современном этапе?
Тема 2.Многообразие культурных направлений в развитии человечества в различные исторические эпохи.   1,2,7 12,13 1. Какие основные этапы можно выделить в культурно-историческом развитии человечества? 2. В чем состоит связь взаимодействия культур народов и формирования системы международных отношений?
Тема 3.Роль музеев в сохранении культурных ценностей.   1,2,7 7,9,12,13 1. В чем специфика формирования художественных коллекций и их демонстрации на ранних этапах развития музеев? 2. В чем заключаются особенности современной выставочной деятельности музеев мира? 3. Какова роль музеев в сохранении культурных ценностей?
Тема 4. Система всемирного культурного наследия: нормативно-правовая база и важнейшие институты.   5,6 1,3,4,8,14 1. Каковы история становления и структура современной международной системы защиты Всемирного культурного наследия? 2. Какова роль ЮНЕСКО в международно-правовом оформлении международного сотрудничества в области культуры? 3. Каковы основные задачи и направления работы международных организаций по сохранению объектов культурного наследия?
Тема 5. Культурное достояние человечества и Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.   1,5 1,2,3,8 1. Каковы особенности формирования Списка Всемирного наследия в ХХ в.? 2. Какие проблемы и новые перспективы развития Всемирного наследия в условиях глобализации? 3. Что представляет собой Всемирное нематериальное культурное наследие?
Тема 6.Современная международная практика сохранения культурных ценностей.   4,5,6 1,2,3,4,9,14 1. Каковы региональные особенности современной практики сохранения культурных ценностей? 2. Что представляет собой система международно-правового регулирования охраны культурных ценностей в Европе? 3. Какие меры на национальном уровне принимаются по предотвращению разрушения культурных ценностей?
Тема 7. Всемирное культурное наследие России.   3,4,5,6 4,5,6,10,11 1. Какие объекты Списка Всемирного наследия находятся на территории РФ? 2. Какие органы управления ответственны за охрану памятников истории и культуры? 3. В чем уникальность Санкт-Петербурга как объекта в Списке Всемирного наследия?
Итого по дисциплине        

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...