Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)




 

Методические рекомендации к темам докладов на семинарах

Доклад на семинаре выполняется по одной из предложенных выше тем. Студент может также выбрать любую другую тему для доклада в рамках данного курса по согласованию с преподавателем.

Основная цель данного вида работы – формирование у студентов навыков самостоятельной работы с различными группами источников по учебной дисциплине «Всемирное культурное наследие и международная практика сохранения культурных ценностей», а также выработка умения самостоятельно анализировать закономерности, характерные особенности и тенденции развития историко-культурных процессов, важнейшие направления деятельности мирового сообщества и современных государств по сохранению и использованию в интересах человечества всемирного культурного достояния.

Доклад должен продемонстрировать не только степень усвоения материала, данного в лекциях, но также умение студента ориентироваться в обширном материале, представленном в статьях и монографиях, опубликованных по выбранной им теме в визуальном просмотре новейшей профессиональной периодике. Успешное выполнение работы зависит, прежде всего, от качества сбора материала. На этом этапе выполнения задания важно также умение свободно компилировать собранный материал, выбирая наиболее важные моменты, дабы избежать чрезмерного увлечения незначительными фактами. Кроме того, студенту необходимо не только тщательно проанализировать и изложить материал опубликованных исследований, но и дать свою собственную оценку тому или иному явлению, факту в ходе исторического развития русской культуры в соответствии с выбранной темой.

Следующий этап работы заключается в составлении четкого плана доклада. Он должен состоять из введения, основной (содержательной части), заключения и списка использованной литературы. Во Введении необходимо раскрыть значимость выбранной темы, кратко охарактеризовать выбранный период, особо отметив, какие общеисторические события и явления повлияли на развитие культуры данного периода. Здесь же необходимо рассказать о степени изученности темы, дать краткую характеристику документальному потоку по теме и указать, какие монографии и публикации наиболее активно использовались при написании работы.

Содержательная часть посвящена изложению собранных в ходе подготовительного этапа фактов, их всестороннему и глубокому анализу, здесь также необходимо продемонстрировать собственное понимание современных процессов и явлений, влияющих на культуру. В этой части работы студент должен четко изложить свою точку зрения на проблему, подкрепив ее материалами изученных исследований или опровергнув их.

Заключение состоит из изложения результатов проделанной работы, собственных обобщений и выводов. В конце доклада обязательно приводится Список использованной литературы по теме работы.

Доклад может быть дополнен Приложениями в виде таблиц, иллюстраций и т.д., необходимых для более полного и всестороннего освещения темы.

Студент, не выполнивший и не сдавший в установленный срок доклад, не допускается к зачету. Правильное оформление сносок, списка использованной литературы обязательно. Не допускается цитирование без ссылки на источник. При подготовке доклада помимо печатных источников студент может пользоваться ресурсами Интернет, при этом также обязательно цитирование с полной ссылкой (с оформлением по действующему ГОСту) на источник и указание его в списке использованной литературы.

 

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю), использование БРС

Паспорт комплекта оценочных средств

Таблица 6

Предметы оценивания(компетенция или группа компетенций) Планируемые результаты освоения дисциплины (для данной компетенции или группы компетенций) Оценочные средства (формы текущего и промежуточного контроля)
ОК- 2 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.   Знать: основные этапы и закономерности развития культурно-исторического процесса. Доклад   Устный опрос
Уметь: формулировать аргументированные суждения о единстве, многообразии и взаимодействии культур. Устный опрос   Письменный опрос   Доклад
Владеть: навыками обоснования включения культурных объектов в Список всемирного наследия с позиций их общечеловеческого значения. Аналитический реферат   Устный опрос
ОК-6 Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности.   Знать: цели, задачи, структуру и функции органов ЮНЕСКО, обеспечивающих международное сотрудничество в области охраны объектов всемирного наследия. Тест   Устный опрос   Письменный опрос
Уметь: выявлять международно-правовые основы и функциональные особенности деятельности международных и национальных учреждений, обеспечивающих охрану и доступность объектов из Списка всемирного наследия. Устный опрос   Письменный опрос
Владеть: навыками анализа содержания международно-правовых документов ведущих международных организаций в области охраны памятников истории и культуры. Устный опрос   Письменный опрос   Контрольная работа  
ОК-7 Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.   Знать: исторические истоки многообразия форм развития человеческой культуры и особенностей межкультурного взаимодействия. Устный опрос
Уметь: в устной и письменной формах на русском и иностранном языках характеризовать важнейшие направления деятельности мирового сообщества и современных государств по сохранению и использованию в интересах человечества всемирного культурного достояния. Устный опрос   Письменный опрос  
Владеть: навыками коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач в сфере сохранения всемирного культурного наследия. Устный опрос   Аналитический реферат

 

 

Примерный перечень оценочных средств:

 

Оценочные средства (формы текущего и промежуточного контроля) Показатели оценки Критерии оценки
Доклад · соблюдение регламента (15 мин.); · характер источников (более трех источников); · подача материала (презентация); · ответы на вопросы (владение материалом). Каждый критерий оценки доклада оценивается в 0,25 балла, максимум 1 балл за доклад. Допускается не более одного доклада в семестр, десяти докладов в год (всего до 10 баллов)
Тестирование процент правильных ответов на вопросы теста.   Менее 60% – 0 баллов; 61 - 75% – 6 баллов; 76 - 90% – 8 баллов; 91 - 100% – 10 баллов.
Ролевая игра · знание терминов, · культура речи, · логика действий, · рациональность действий, · оптимальность выборов. I. Первый этап: обсуждение поставленной задачи и предварительный обмен мнениями на добровольно-совещательной основе – 2 балл. II. Второй этап: самостоятельная работа студентов в малых группах, составление аналитической справки (командная работа) в указанный срок – до 3 баллов; III. Третий этап: полнота раскрытия темы задания и владение терминологией, ответы на дополнительные вопросы – до 5 баллов. Всего 10 баллов.
Устный опрос · Корректность и полнота ответов Сложный вопрос: полный, развернутый, обоснованный ответ – 10 баллов Правильный, но не аргументированный ответ – 5 баллов Неверный ответ – 0 баллов Обычный вопрос: полный, развернутый, обоснованный ответ – 4 балла Правильный, но не аргументированный ответ – 2 балла Неверный ответ – 0 баллов. Простой вопрос: Правильный ответ – 1 балл; Неправильный ответ – 0 баллов
Зачет · корректность и полнота ответа; · знание и использование терминологии; · логичность и последовательность в изложении материала; · использование примеров. · при ответе задействованы 2 показателя, 10-17 баллов; · при ответе задействованы 3 показателя, 18-24 балла; · при ответе задействованы 4 показателя, 25-30 баллов.
Реферат · актуальность проблемы и темы · полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы · умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал · грамотность и культура изложения · новизна проблемы max - 5 баллов · cтепень раскрытия сущности проблемы max - 5 баллов · обоснованность выбора источников max. – 5 баллов · соблюдение требований к оформлению. max - 2 баллов
Круглый стол/дискуссия · соблюдение регламента (10 мин. на доклад, 3 мин. на выступление в дискуссии) · количество и характер источников · подача материала докладчиками (презентация); · ответы на вопросы (владение материалом) · вежливость и взаимоуважение при ведения дискуссии Доклады оцениваются по 5 критериям, всего до 5 баллов за доклад. Для одного человека возможно 2 выступления с докладами в дискуссиях или круглых столах в семестр, итого до 10 баллов в семестр. Выступления участников дискуссии оцениваются до 2 баллов за выступление, возможны два выступления в ходе одной дискуссии или круглого стола, итого до 4 баллов за дискуссию и до 8 баллов за семестр.

 

Примеры типовых заданий

Примерные темы докладов по дисциплине:

1. Проблема «Восток – Запад» в трудах С. Хантингтона.

2. Л.С. Сенгор и концепция негритюда.

3. Взгляды Н.Я. Данилевского на проблему своеобразия русской культуры.

4. Арабская культура: важнейшие черты и особенности.

5. Своеобразие и особенности культур народов Африканского континента.

6. Лувр – один из крупнейших и популярный музей мира.

7. Британский музей – ведущий историко-археологический музей Великобритании.

Примеры тестовых заданий:

1. ЮНЕСКО – это:

а) российская молодежная организация;

б) международная политическая партия;

в) Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

 

2. ЮНЕСКО была учреждена:

а) в 1940 году;

б) в 1945 году;

в) в 1976 году.

 

3. Ассоциированные школы ЮНЕСКО работают по следующим направлениям:

а) изучение экономических показателей стран мира;

б) политика и здравоохранение;

в) правовое, культурологическое, экологическое, информационное.

 

4. Ассоциированной школой ЮНЕСКО могут стать:

а) учебные заведения стран – членов ООН;

б) любое учебное заведение по рекомендации правительства своей страны;

в) учебные заведения всех стран мира.

 

5. Всемирное наследие – это:

а) все, что было создано руками человека;

б) объекты культуры и природы, имеющие выдающуюся универсальную ценность;

в) вся природа на земном шаре.

 

6. Конвенция об охране всемирного наследия была принята:

а) 1 мая 1956 года;

б) 15 января 2000 года;

в) 16 ноября 1972 года.

 

7. Объекты всемирного культурного наследия отбираются в Список всемирного наследия:

а) по 3 критериям;

б) по 10 критериям;

в) по 6 критериям.

 

8. Объекты всемирного природного наследия отбираются в Список всемирного наследия ЮНЕСКО:

а) по 1 критерию;

б) по 4 критериям;

в) по 7 критериям.

 

9. Комитету всемирного наследия при отборе объектов в Список всемирного наследия помогают:

а) школьники и студенты Ассоциированных школ ЮНЕСКО;

б) парламенты всех стран мира;

в) Международный совет по памятникам и достопримечательным местам (ИКОМОС); Международный совет охраны природы; Центр всемирного наследия ЮНЕСКО; Организация городов всемирного наследия и др.

 

10. Принятие Программы ЮНЕСКО по охране всемирного наследия было вызвано:

а) частыми землетрясениями в Европе в середине 1980-х годов;

б) распадом социалистического лагеря;

в) строительством в Египте Асуанской плотины и возможностью потери древних храмов Абу-Симбела.

 

11. Список всемирного наследия ЮНЕСКО составляют:

а) по письмам жителей разных стран мира;

б) по предложению учащихся Ассоциированных школ ЮНЕСКО разных стран планеты;

в) по представленным государствами – сторонами Конвенции об охране всемирного наследия специальным Формам по номинации объектов культурного и природного наследия.

 

12. Слово «идентичность» означает:

а) памятники культуры и природы;

б) качество (свойство) быть тем же самым; абсолютное или существенное сходство, единство;

в) образ жизни.

 

13. Взаимосвязь объектов всемирного наследия и идентичности:

а) люди идентифицируют себя с некоторыми объектами наследия (культуры и природы);

б) никакой взаимосвязи нет;

в) такая взаимосвязь отмечена только в религиозных учениях.

 

14. Типы (стили) построек и идентичность:

а) типы и стили построек не могут быть идентичными тому или иному народу, нации, сооб-

ществу людей;

б) между культурой страны и способом сооружения зданий, монументов, а также строитель-

ным материалом и стилем построек не существует никакой связи;

в) особые стили построек являются выражением идентичности

 

15. Туризм – это:

а) поход в лес или горы;

б) посещение различных городов мира;

в) теория и практика путешествия; путешествие для удовольствия.

 

16. Массовый туризм и объекты всемирного наследия:

а) не влияет на сохранение наследия;

б) оказывает положительное влияние, принося большой доход;

в) оказывает и положительное и отрицательное воздействие.

 

17. Управление туризмом на объектах всемирного наследия:

а) совершенно не нужно;

б) нужно, т.к. позволяет получать прибыль;

в) необходимо для развития объекта

 

18. Виртуальный туризм и всемирное наследие:

а) это – туризм будущего, так как помогает защитить объекты всемирного наследия от отрицательных воздействий массового туризма;

б) это – не туризм, так как сидя за компьютером можно только увидеть объект, но не походить по нему;

в) виртуальный туризм должен полностью заменить обычный

 

19. Выражение «культура мира» означает:

а) имущественное положение гражданина;

б) одно из религиозных направлений христианства;

в) уважение к жизни, уважение и соблюдение прав человека, отказ от насилия, терпимость.

 

20. Декларация о культуре мира принята:

а) Генеральной конференцией ЮНЕСКО;

б) Генеральной Ассамблеей ООН;

в) Комитетом по всемирному наследию.

 

21. Объекты всемирного наследия, символизирующие мир:

а) все объекты, включенные в Список всемирного культурного и природного наследия;

б) только объекты культурного наследия;

в) Международный парк мира Уотертон-Глейшер, мемориал мира в Хиросиме; город Дубровник в Хорватии.

 

22. Конвенция о защите культурного наследия во время войны принята в Гааге:

а) в 1954 году;

б) в 1942 году;

в) в 2003 году.

 

23. Международный день, посвященный толерантности, отмечается:

а) ежегодно 1 июня;

б) один раз в 5 лет 6 августа;

в) ежегодно 16 ноября.

 

24. Понятие «сохранение культурного наследия» включает в себя: (уберите лишнее)

а) изучение исторического и культурного наследия;

б) популяризацию культурно-исторических памятников;

в) коммерциализацию пользования культурным наследием;

г) приватизацию памятников.

 

25. Культурные ценности – это: (уберите лишнее)

а) артефакты духовного характера;

б) инкунабулы;

в) артефакты светского характера прошлых эпох;

г) патина.

 

26. Критерии отнесения культурных объектов к числу охраняемых памятников (выберите главные):

а) уникальность;

б) всеобщая значимость;

в) высокая стоимость в денежном эквиваленте;

г) результат семиотического анализа.

 

27. Проблемы сохранения культурных памятников нашли отражение в творческом наследии:

а) Н.А. Рубакина;

б) В.И. Вернадского;

в) Д.С. Лихачева;

г) А.Ф. Лосева.

 

28. ВООПИиК – это __________________________________________.

 

29. Государственная художественно-реставрационная мастерская носит имя:

а) А. Бенуа;

б) И.Э. Грабаря;

в) А.А.Бахрушина.

 

30. Сохранение культурных и исторических памятников народа зависит от: (уберите лишнее)

а) действенного законодательства в этой сфере;

б) культурной политики государства в конкретный исторический период;

в) законов рыночной экономики;

г) веяний моды.

 

31. К видам культурного наследия относятся: (продолжите ряд)

садово-парковые ансамбли, усадьбы, монастыри

___________________________________________________

 

32. Среди причин, лежащих в основе разрушения национального культурного достояния: (уберите лишнее)

а) экономические возможности государства и хозяйственные преобразования;

б) религиозные установки;

в) шовинистические настроения в обществе;

г) общественные реформы и революции.

 

33. Мотивы и причины сохранения объектов природного и культурного значения: (уберите лишнее)

а) преемственность, передача памяти и опыта;

б) страх перед будущим, признание сакральной роли объекта;

в) войны и военные конфликты;

г) стремление доказать свою исключительность.

 

34. Культурный объект приравнивается к числу культурных ценностей в результате: (выделите главное)

а) субъективной оценки исторического памятника официальным лицом;

б) всеобщности и значительности для общества;

в) решения государственных организаций, ответственных за сохранение наследия.

 

35. Российский опыт изучения и сохранения наследия начинается с:

а) XV века;

б) XVIII века;

в) XI века;

г) XX века.

 

36. Частная коллекция какого исторического деятеля стала первым общественным музеем в Европе:

а) Ф. Петрарки;

б) Л. Медичи;

в) М.В. Ломоносова;

г) Дж. Боккаччо.

 

37. Паспортизация памятника культуры это:

а) занесение сведений о памятнике в каталог;

б) определение его местоположения на карте;

в) фотография, описание, историческая справка.

 

38. В чем выразилось идеологическое давление государства в деле сохранения памятников культуры в 20-30–е годы XX века:

а) в сохранении усадеб выдающихся деятелей культуры и искусства;

б) в разрушении культовых сооружений;

в) в создании научной базы в сфере охранных технологий.

 

39. Утрата уникальных архитектурных сооружений связана с их:

а) музеефикацией;

б) неправильной эксплуатацией;

в) преобразованием в историко-культурный музей-заповедник.

 

40. Памятник истории и культуры обладает стабилизирующей функцией в обществе благодаря (выбрать главное):

а) формированию индивидуального сознания у молодого поколения;

б) сбалансированности систем ценностей различных поколений;

в) трансляции традиций.

 

41. Учет памятников культуры предполагает осуществление нескольких этапов работ, среди них: (уберите лишнее)

а) выявление;

б) изучение;

в) демонстрирование на выставках и в печати;

г) подготовка научной документации.

 

42. Деятельность в сфере охранных технологий слагается из: (подчеркните главное)

а) научно-исследовательской работы;

б) популяризации деятельности реставраторов;

в) издания законодательных актов;

г) консервационных и реставрационных работ.

 

43. Реставрация произведения живописи – это:

а) действия по удалению с картины поздних наслоений и воссоздание утраченных частей;

б) деятельность по определению подлинности произведения;

в) научно-исследовательская работа в области физико-химических технологий.

 

44. Консервация - это:

а) удаление с художественного полотна более поздних слоев живописи;

б) сохранение предмета путем применения технических мер, предохраняющих предмет от порчи во время бездействия.

в) создание щадящего режима эксплуатации.

 

45. Реадаптация исторического памятника – это _______________________________________________________

 

46. В старину термины «чистка икон», «поновление», «подправка» обозначали:

а) процесс удаления поверхностных загрязнений с икон;

б) удаление позднейших записей, находящихся поверх первоначального слоя;

в) промывание иконы щелочным раствором и повторение сюжета.

 

47. В качестве реставрационных методик применяются:

а) диагностирование;

б) рентгеноскопия;

в) соблюдение светового и влажностного режима.

 

48. Патинирование - это:

а) очистка памятника от зеленоватого налета;

б) защитный слой, изменяющий первоначальный оттенок, метод искусственного состаривания предмета;

в) растрескивание и разрушение памятника.

 

49. На старение картины, т.е. изменение цвета, растрескивание, разрушение, влияет (выберите главное):

а) качество грунта;

б) техника живописи;

в) качество используемых художником материалов;

г) отсутствие базовой консервации.

 

50. Кракелюр – это:

а) фоновая краска;

б) специальный декоративный лак с эффектом трещин;

в) крестообразные толстые мазки по полотну картины.

 

51. Основным физическим фактором, вызывающим быстрое разрушение бумаги является:

а) влага;

б) свет;

в) повышенная температура воздуха.

 

52. Книги по своему химическому составу – материал органического происхождения, поэтому наиболее подвержены разрушительному влиянию:

а) ливней и ураганов;

б) насекомых и бактерий;

в) отсутствию вентиляции.

 

53. В современных библиотеках наиболее предпочтительны в гигиеническом отношении стеллажи:

а) деревянные;

б) металлические;

в) закрывающиеся книжные шкафы.

 

54. Среди специальных мер по сохранению книг в библиотеке нужно считать:

а) соблюдение температурного режима;

б) дезинфекцию и дезинсекцию;

в) защиту от пыли.

 

55. Туристический рынок России является мощным стимулом для:

а) сохранения и оздоровления культурного ландшафта;

б) решения демографических проблем народонаселения;

в) улучшения качества жизни в провинции.

 

56. Перечислите памятники культуры, включенные в Список Всемирного наследия: Московский Кремль, Кижи, Троице-Сергиева лавра (продолжите ряд) _______________________________________________________

 

57. Архангельское, Царское село, Шахматово, Мелихово – это:

а) исторические поселения;

б) музеи-усадьбы и дворцовые комплексы;

в) музеи-заповедники;

г) памятники археологии.

 

58. К памятникам нематериальной культуры относятся:

а) буддийские дацаны;

б) национальные парки;

в) фольклор, ритуалы, традиции.

 

59. Венецианская хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест принята в:

а) 1950 г.;

б) 1988 г.

в) 1964 г;

г) 2002 г;

 

60. Цель реставрации памятника культуры:

а) сохранить и выявить исторические и эстетические ценности памятника;

б) сделать его центром размещения туристов;

в) сохранить историко-культурный ландшафт.

 

61. Декоративно-прикладное искусство классифицируется по материалу и технологии изготовления. К видам ДПИ относятся:

а) резьба, ткачество, чеканка;

б) книжная и промышленная графика;

в) рельефная и круглая скульптура.

 

62. Все виды работ, проводимых на поврежденных предметах декоративно-прикладного искусства, принято называть:

а) поновлением;

б) реставрацией;

в) разборкой подлинных частей памятника;

г) патинированием.

 

63. При сохранении памятника определенного вида декоративно-прикладного искусства применяется принцип:

а) индивидуального подхода;

б) универсальной практики консервации;

в) выдачи рекомендаций по использованию.

 

64. Левкас – это:

а) архитектурная конструкция;

б) вид грунта в русской средневековой живописи;

в) вид ДПИ: вышивка, кружевоплетение.

 

65. Как сложилась судьба картины П.Рубенса «Даная» после действий вандала, облившего ее кислотой:

а) картина утеряна;

б) отреставрирована;

в) реконструирована (написана заново).

 

66. Назовите три самостоятельных вида работ по сохранению культурного наследия прошлого _______________________________________

 

67. Охранная зона памятника – это:

а) местность для проведения научных исследований памятника;

б) зона природопользования для обеспечения форм жизнедеятельности местного населения;

в) территория, непосредственно окружающая памятник, предназначенная для его сохранности.

 

68. Возрождение отечественной церковной архитектуры и национального архитектурного стиля во второй половине XIX века связано с именем архитектора:

а) А.Н. Воронихина;

б) К.А.Тона;

в) А.В.Щусева.

 

69. В 19 веке в архитектуре широко применялся метод стилистической реконструкции, который предполагал:

а) кардинальную перестройку здания с утратой подлинных фрагментов;

б) господство классицизма;

в) зарождение русского ампира.

 

70. Продажа музейных ценностей за рубеж в 28-32 годах ХХ века была вызвана:

а) нехваткой денежных средств на социалистическое строительство;

б) отсутствием международного авторитета;

в) ослаблением государственного контроля.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...