Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тамара Семеновна Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий




 


Тамара Семеновна Комарова

Занятия по изобразительной деятельности в в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Серия «Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду»

 

Текст предоставлен издательством Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2011

ISBN 978-5-86775-840-0

Аннотация

В пособии представлены программа, краткие методические рекомендации, планирование работы и конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми 6– 7 лет на год.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.


 

Содержание


Предисловие                                                                                                                     6

Значение изобразительной деятельности для подготовки детей к                             9

школе

Программа по изобразительной деятельности                                                           12

Рисование                                                                                                              13

Лепка                                                                                                                      15

Аппликация                                                                                                          16

Примерное распределение программного материала на год                                    17

Сентябрь                                                                                                                17

Занятие 1. Рисование «Лето»                                                                     17

Занятие 2. Лепка «Фрукты для игры в магазин»                                     17

Занятие 3. Декоративное рисование на квадрате                                    17

Занятие 4. Лепка «Корзинка с грибами»                                                  17

Вариант занятия. Лепка «Грибы (овощи, фрукты) для                           17

игры в магазин»

Занятие 5. Рисование «Кукла в национальном костюме»                      18

Занятие 6. Рисование «Поезд, в котором мы ездили на                          18

дачу (за грибами, в другой город)»

Занятие 7. Рисование «Золотая осень»                                                     18

Занятие 8. Аппликация «Осенний ковер»                                               18

Занятие 9. Рисование «Придумай, чем может стать                                18

красивый осенний листок»

Занятие 10. Рисование по замыслу «На чем люди ездят».                       18

(«На чем бы ты хотел поехать»)

Октябрь                                                                                                                  19

Занятие 11. Рисование по желанию. «Нарисуй свою                             19

любимую игрушку»

Занятие 12. Рисование с натуры «Ветка рябины»                                   19

Вариант занятия. Рисование с натуры «Комнатное                                19

растение»

Занятие 13. Аппликация «Ваза с фруктами, ветками и                          19

цветами» (декоративная композиция)

Занятие 14. Лепка «Девочка играет в мяч»                                              19

Вариант занятия. Лепка фигуры человека в движении                          19

Занятие 15. Рисование «Папа (мама) гуляет со своим                            20

ребенком в сквере, по улице»

Занятие 16. Лепка «Петушок с семьей» (по рассказу К. Д.                     20

Ушинского)

Занятие 17. Рисование «Город (село) вечером»                                       20

Занятие 18. Декоративное рисование «Завиток»                                    20

Занятие 19. Рисование «Поздняя осень»                                                  20

Занятие 20. Рисование по замыслу «Нарисуй, что было                        21

самым интересным в этом месяце»

Занятие 21. Рисование «Мы идем на праздник с флагами                     21

и цветами»

Вариант занятия (для детского сада в сельской                                       21

местности). Рисование «Праздник урожая в нашем селе»

Ноябрь                                                                                                                    22

Занятие 22. Аппликация «Праздничный хоровод»                                 22

Занятие 23. Аппликация «Рыбки в аквариуме»                                      22

Занятие 24. Занятие «Рисование иллюстраций к сказке Д.                     22

Н. Мамина-Сибиряка „Серая Шейка“»

Занятие 25. Лепка «Ребенок с котенком (с другим                                 22

животным)»

Занятие 26. Рисование «Как мы играем в детском саду».                       22

(«Во что я люблю играть в детском саду»)

Занятие 27. Декоративное рисование по мотивам                                  23

городецкой росписи

Занятие 28. Лепка по замыслу                                                                   23

Вариант занятия. Лепка «Дымковские барышни»                                  23

Занятие 29. Декоративное рисование по мотивам                                  23

городецкой росписи

Занятие 30. Рисование «Наша любимая подвижная игра»                     23

Декабрь                                                                                                                  24

Занятие 31. Лепка «Птица» (по дымковской игрушке)                          24

Занятие 32. Декоративное рисование                                                       24

Занятие 33. Рисование «Волшебная птица»                                             24

Занятие 34. Лепка «Девочка и мальчик пляшут»                                    24

Занятие 35. Рисование «Как мы танцуем на музыкальном                    24

занятии»

Занятие 36. Аппликация «Вырежи и наклей любимую                         24

игрушку». (Коллективная композиция «Витрина магазина игрушек»)

Занятие 37. Рисование «Сказка о царе Салтане»                                     25

Занятие 38. Лепка «Дед Мороз»                                                                25

Занятие 39. Аппликация на тему сказки «Царевна-                                25

лягушка»

Занятие 40. Рисование «Зимний пейзаж»                                                25

Конец ознакомительного фрагмента.                                                                           26



Т. С. Комарова Занятия по изобразительной

деятельности в в подготовительной к школе группе детского

сада. Конспекты занятий

©Комарова Т. С., 2011

©«МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2011

 

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного исполь- зования без письменного разрешения владельца авторских прав.

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www. litres. ru)


 

 

Предисловие

В книгу включены программа по изобразительной деятельности и конспекты занятий с детьми 6–7 лет по рисованию, лепке и аппликации, расположенные в том порядке, в кото- ром их следует проводить. Это не значит, однако, что воспитатели должны слепо соблюдать предлагаемый в книге порядок. Иногда жизнь требует поменять последовательность, напри- мер, воспитатель вносит в тематику занятий изменения, продиктованные региональными особенностями, потребностью сократить разрыв между двумя взаимосвязанными по содер- жанию занятиями, необходимостью формирования формообразующего умения и т. п.

Представленные в книге занятия разработаны с учетом возрастных возможностей и психологических особенностей детей 6–7 лет и основаны на следующих положениях.

•Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и взаимосвязана со всеми ее направле- ниями: ознакомлением с окружающим предметным миром, социальными явлениями, при- родой во всем ее многообразии; с разными видами искусства – как классического, совре- менного, так и народного, включая литературу и др., а также с разнообразными видами деятельности детей.

•Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми. Разносторонняя связь с игрой повышает интерес детей как к изобразительной деятельности, так и к игре. Необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и предметов для игр («кра- сивая салфетка в кукольный уголок», «угощение для игрушек-зверюшек» и др. ); использо- вание игровых методов и приемов; применение игровых, сюрпризных моментов, ситуаций («слепить мишке друзей», «расписать крылья бабочки – ее украшения с крылышек смыло дождем» и т. п. ) во всех видах деятельности (рисование, лепка, аппликация). Следует предо- ставлять детям возможность изображать, как они играли в разнообразные сюжетно-ролевые и подвижные игры.

•Для обогащения образных представлений, развития эстетического восприятия и вооб- ражения, успешного овладения детьми изобразительной деятельностью важна взаимосвязь занятий с дидактическими играми. Подробнее об этом можно узнать из книги «Преем- ственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе»1, в которой также представлены конспекты занятий по созданию с детьми дидакти- ческих игр, которые могут быть использованы педагогами при работе в старшей и подгото- вительной группах.

•Для развития детского творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс ребят, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеют эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов, формата бумаги для рисунков, аппликаций, соответствующего величине и пропорциям изображаемых предметов цвета бумаги; продуманный подбор наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т. п.

•Важное значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе занятия, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважитель- ном отношением взрослых к результатам детской художественной деятельности, использо-

 

1 Комарова Т. С., Зырянова О. Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. – М., 2005.


 

ванием их в оформление групповой и других помещений детского учреждения, воспитанием у ребят положительного, доброжелательного отношения друг к другу и т. п.

•В основе развития любых способностей дошкольников лежит опыт непосредствен- ного познания предметов и явлений, сенсорное воспитание. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов и их частей пооче- редные движения кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук, сенсомотор- ный опыт закреплялся и на основе его ребенок впоследствии мог самостоятельно создавать изображения различных предметов и явлений. Этот опыт следует постоянно обогащать, раз- вивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.

•Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо разви- вать у них формообразующие движения, движения рук, направленные на создание изобра- жений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем более сложных, во всех видах деятельности (рисовании, лепке и аппликации). Это позволит детям изображать раз- нообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формооб- разующими движениями во второй младшей, а затем в средней группе, тем легче и свободнее он будет в старших группах создавать изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имею- щихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свой- ства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру (по силе нажима, раз- маху, длительности), поэтому мы будем рассматривать каждый вид изобразительной дея- тельности, включенной в педагогический процесс, отдельно.

Если в предыдущих группах обучение изобразительной деятельности осуществлялось систематически и последовательно, то в подготовительной к школе группе дети овладевают обобщенными способами изображения. Это позволяет им изображать самые разные пред- меты, что способствует свободе выбора темы рисунка, лепки, аппликации; свободе творче- ского решения.

•Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимо- связаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т. п. Создание изображений в рисова- нии, лепке, аппликации и формирование творчества основывается на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др. ), которые, в свою очередь, развиваются в этих видах деятельности.

На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать ребят вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя их опыт, что похожее они уже рисовали, лепили, как это делали; вызывать ребенка для показа, как можно изобразить тот или иной предмет.

Особое значение в подготовительной группе приобретает рассматривание и оценка созданных детьми изображений. Опыт детей 6–7 лет в изобразительной деятельности, рас- сматривании созданных ими рисунков, лепки, аппликаций, как индивидуальных, так и кол- лективных, дает им возможность создавать самые разные картины, скульптурные изоб- ражения, аппликации, используя усвоенные навыки, знания и умения, а также осознанно оценивать получившиеся изображения. Постепенно от общей оценки «нравится», «красиво» следует подводить детей к выделению тех качеств изображения, которые составляют  его


 

красоту, вызывают чувство удовольствия. Для этого необходимо обращать внимание детей на то, как выглядит изображение: какова форма, величина, расположение частей, как пере- даны характерные детали. При рассматривании сюжетного изображения следует обратить внимание детей на то, как передан сюжет, какие изображения в него включены, соответ- ствуют ли они содержанию выбранного эпизода, как расположены на листе бумаги, под- ставке (в лепке), как передано соотношение предметов по величине (в композиции) и т. п. Задавая вопросы, педагог активизирует детей, направляет их внимание на качество изобра- жения, его выразительность. Оценкой детских работ должно завершаться каждое занятие. Если на оценку не осталось времени, можно внимательно рассмотреть с детьми и оценить работы во вторую половину дня. Целесообразно дополнить оценку, данную работе детьми, подчеркнуть что-то, выделить, подвести итог занятия.

Предложенные в данном пособии занятия продуманы таким образом, чтобы не вызы- вать перегрузки детей, их продолжительность соответствует требованиям СаНПина. В под- готовительной к школе группе проводится 3 занятия по изобразительной деятельности в неделю – 12 занятий в месяц. В месяцах, содержащих 31 день, число занятий может увели- чиваться на 1–2. В этом случае воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия лучше провести в качестве дополнительных. Если конспектов, представленных в книге, недоста- точно, можно воспользоваться конспектами занятий, предлагаемыми в книге Т. С. Комаро- вой «Изобразительная деятельность в детском саду» (М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009).

Конспекты занятий включают: программное содержание, методику проведения, мате- риалы, связь с другими образовательными областями и видами деятельности.

Конспекты некоторых занятий разработаны более подробно (это касается сложных тем); педагоги могут рассматривать их как образцы открытых занятий, мастер-классов. В некоторых конспектах развернуто дана связь конкретного занятия с различными образо- вательными областями, чтобы продемонстрировать, что связь осуществляется достаточно широко и охватывает всю воспитательно-образовательную работу с детьми, обеспечивая глубокую всестороннюю интеграцию. Подробное описание каждого занятия не представля- ется необходимым, так как это может ограничить творчество педагогов.

В начале (сентябрь, первая половина октября) и в конце года (май) можно провести диагностическое занятие с целью определения уровня развития творчества детей (описание методики проведения такого занятия и обработки его результатов см. в книге Т. С. Комаровой

«Изобразительная деятельность в детском саду», стр. 174–187).

Надеемся, что книга будет полезна педагогам дошкольных учреждений, групп допол- нительного образования, руководителям кружков, студий и не только поможет им грамотно спланировать работу по изобразительной деятельности, но и будет способствовать развитию творчества самих педагогов, ведь все занятия надо осмысливать, основываясь на развитии детей конкретной группы, что-то менять, дополнять.

Автор с благодарностью примет замечания и предложения.


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...