Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение изобразительной деятельности для подготовки детей к школе




Изобразительная деятельность в подготовительной группе имеет особое значение для подготовки детей к школе, осуществляющейся по всем направлениям: всестороннему вос- питанию и образованию детей, психологической и предметной подготовке.

Занятия рисованием, лепкой, аппликацией способствуют решению ряда задач подго- товки детей к школе. Специалисты выделяют несколько направлений, по которым осуществ- ляется подготовка детей к школе: всестороннее развитие личности ребенка, его психологи- ческая и специальная подготовка. Как подчеркивал известный психолог А. В. Запорожец, основу подготовленности к школе составляет всестороннее развитие ребенка (умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое), осуществляемое в детском саду. Пси- хологическая подготовка заключается в том, что в детском саду детей учат заниматься, под- чиняя свои действия задачам занятия; формируют умение целенаправленно действовать, слушать воспитателя, выполнять поставленные задачи, готовиться к занятию в соответствии с поставленными задачами, общаться друг с другом и со взрослыми.

Исследования психологов показывают, что большое значение для овладения деятель- ностью учения – и не только в начальной, но и в средней школе, даже в старших классах – имеет сформированность у детей образных представлений, которые наиболее успешно фор- мируются в процессе изобразительной деятельности и конструирования. Ученые советуют учителям начальных классов, в случае если у ребенка не сформированы образные представ- ления, давать ему задания на дом: что-то нарисовать, построить из конструктора; при опре- делении заданий следует руководствоваться «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Подготовка детей к школе осуществляется и тогда, когда в процессе худо- жественно-творческой деятельности формируются предпосылки учебной деятельности, заключающиеся в введении детей в ситуации овладения началами учебной деятельности. По концепции Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова учебная деятельность включает четыре ком- понента.

•Учебная задача, умение понять ее, принять и выполнить (во всех видах художествен- ной деятельности: в музыкальной – пропеть музыкальную фразу, песню, прохлопать рит- мический рисунок, воспроизвести движение танца, исполнить мелодию на музыкальных инструментах и т. п.; в изобразительной – создать изображение, передав основные свойства, образ предмета, явления и т. д. ).

•Овладение способами решения учебной задачи в художественных деятельностях – усвоение средств и способов создания образа. Способы создания образа предмета и явления специфичны для каждого вида художественной деятельности, но без овладения ими ребе- нок оказывается бессильным в передаче впечатлений от окружающего мира и возникших у него на этой основе замыслов. Это вызывает отрицательные эмоции, ребенок теряет инте- рес к художественной деятельности и отказывается ею заниматься. Овладение способами деятельности происходит в процессе обучения под руководством взрослого.

•Формирование действий контроля. Создавая образ предмета или явления в рисунке или лепке, ребенок контролирует свои действия и их результаты и оценивает их. Исследова- ние Т. Н. Дороновой позволило определить, что в процессе обучения изобразительной дея- тельности в подготовительной группе детского сада можно сформировать у детей действия контроля трех видов: контроль в процессе создания изображения (контроль за способами действия), контроль по результату и контроль предвосхищающий (на основе создания образа


 

будущего изображения). Последний – наиболее трудный вид контроля. Исследование пока- зало, что сформировать действия контроля можно постепенно, вначале показывая детям, как осуществить их, а затем лишь обращая внимание на необходимость контролировать про- цесс изображения, подводя их к самостоятельному использованию действий контроля. При- менение этих действий не противоречит образно-творческому характеру изобразительной деятельности, способствует совершенствованию создаваемых изображений, углублению их образно-выразительного решения, повышению качества изображения в целом. Это вызы- вает у детей чувство удовлетворения, повышает интерес к деятельности, стремление выпол- нить работу как можно лучше. Вместе с тем они приобретают необходимые для обучения в школе умения.

•Формирование действий оценки. В процессе обучения той или иной художественной деятельности у ребенка формируется потребность в оценке созданного образа (изображе- ния). Сначала такую оценку он слышит от педагога. Эта оценка определяется учебной зада- чей, индивидуальными особенностями ребенка, спецификой художественной деятельности. Постепенно к оценке работы (его собственной и работ сверстников) следует привлекать и ребенка. Так он будет овладевать действиями оценки. Оценивая свою работу в процессе ее создания и по завершении, ребенок может ее усовершенствовать: уточнить, дополнить созданный образ, подчеркнуть его отдельные стороны. Овладение действиями оценки необ- ходимо прежде всего для совершенствования художественной деятельности через испыта- ние ребенком удовольствия от созданного им «получившегося» изображения, формирова- ние положительного эмоционального отношения к деятельности. Вместе с тем формируется такой важный для успешного обучения в школе компонент учебной деятельности, как дей- ствия оценки.

Предметная подготовка детей к школе, осуществляемая в процессе изобразительной деятельности, заключается в том, что они овладевают разнообразными художественно-твор- ческими деятельностями (изобразительной, музыкальной, художественно-речевой), приоб- ретая знания о произведениях изобразительного, музыкального искусства, литературы, и таким образом подготавливаются и психологически, и содержательно к овладению в началь- ной школе учебными предметами (музыка, изобразительное искусство, чтение, в том числе и внеклассное, природоведение и др. ). Наблюдения показали, что дети, поступившие в школу из детского сада № 1350, где нами осуществлялась работа по преемственности, чувство- вали себя увереннее по сравнению с другими ребятами, уроки изобразительного искусства доставляли им удовольствие. Они всегда лучше других справлялись с любым заданием, сво- бодно решали творческие задачи. Кроме того, дети приобрели знания, умения, навыки, поз- воляющие им активно включаться в общую жизнь класса, школы (подготовка разнообразных фотомонтажей, классных газет, альманахов, выставок; участие в художественной самодея- тельности, подготовке классных и школьных праздников, вечеров досуга). В процессе заня- тий рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается мелкая мускулатура рук, коор- динация движений руки и глаза, ручная умелость; это облегчает в дальнейшем овладение письмом в школе.

В процессе изобразительной деятельности в детском саду осуществляется всесторон- нее воспитание и психологическая подготовка детей к школе. Но особое значение имеет эта деятельность для эстетического воспитания. Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведе- ниях декоративного искусства); формирования потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации. Это особенно ценно, так как в своих рисунках дети передают харак- терные особенности окружающей их предметной, социальной и природной среды. В  этом


 

состоит информационная функция детского творчества и его продуктов, которые рассмат- риваются как своеобразные документы эпохи.

В процессе изобразительной деятельности при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления у детей закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная куль- тура человека. Разумеется, изобразительная деятельность является лишь одним из средств эстетического воспитания, и осуществление полноценного воспитания возможно лишь при комплексном характере эстетических воздействий. Но для того, чтобы это стало возможным, необходимо совершенствовать все средства эстетического воспитания, в том числе и изоб- разительной деятельности, интерес к которой возникает в раннем возрасте, проходит через все дошкольное детство и часто продолжает развиваться и углубляться в последующие годы. Следует помнить, что решение задач всестороннего воспитания и развития детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, стихийно, а при усло- вии, что педагог будет постоянно помнить об этом  и направлять свою деятельность на их

решение.

Учитывая большое значение изобразительной деятельности во всестороннем воспита- нии и развитии детей, очень важно не только включать все виды этой деятельности (рисо- вание, лепка, аппликация, изобразительное искусство) в содержание образования, но и осу- ществлять преемственность всех этапов обучения.

К концу обучения в подготовительной группе у детей должно сформироваться эстети- ческое восприятие. Они должны видеть и понимать красоту окружающей жизни, произведе- ний изобразительного и декоративно-прикладного искусства. У дошкольников должно быть сформировано умение контролировать свои действия, добиваться улучшения изображения, оценивать и аргументировать оценку своих работ и работ других детей в соответствии с задачей изображения; умение задумывать интересное и разнообразное содержание своего рисунка, лепки и аппликации, дополнять изображение деталями, добиваясь выразительной передачи образа предметов и явлений.

Дети должны овладеть разнообразными формообразующими движениями, позволя- ющими рисовать, лепить и вырезывать различные предметы, составлять изображение по частям и слитно (в рисунке – слитной линией контура, в лепке – из целого куска, в аппли- кации – силуэтно).

У детей должно быть развито чувство цвета, сформировано умение создавать изоб- ражения и декоративные композиции, по-разному решая их в цвете: разноцветные, в опре- деленной цветовой гамме. Они должны уметь использовать разные изобразительные мате- риалы и их сочетания, разнообразные способы рисования, лепки, аппликации; владеть доступными средствами выразительности (в рисунке – линии разного характера, различные штрихи, цветовые пятна; в аппликации – вырезывание по частям, силуэтное; в лепке – пере- дача пропорций, поз, движений фигур).


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...