Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация работы по составлению проекта федерального бюджета, ее основные этапы. Этапы утверждения проекта бюджета




Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период.

 

Проект федерального бюджета составляет Минфин России с учетом финансовых возможностей Российской Федерации на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством Российской Федерации, следующим образом:

1. Минфин России в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации. Одновременно осуществляется разработка предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования.

2. Органы управления всех уровней формируют и передают в Минфин России материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, прогноза основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации.

3. Минфин России проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета либо субъектам бюджетного планирования, в том числе:

программы внутренних и внешних заимствований Российской Федерации;

условия выпуска и размещения государственных займов Российской Федерации;

программу государственных гарантий Российской Федерации;

федеральную инвестиционную программу и т.д.

4. После проведенных согласований с регионами и государственными заказчиками формируется проект федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

5. Сформированный проект бюджета передается в Правительство Российской Федерации на согласование и утверждение не позднее, чем за 15 дней до дня его внесения в Государственную Думу.

6. Утвержденный Правительством Российской Федерации проект бюджета передается на согласование и утверждение в Государственную Думу не позднее 26 августа текущего года одновременно со следующими материалами:

основными направлениями бюджетной и налоговой политики;

предварительными и ожидаемыми итогами социально-экономического развития соответствующей территории за истекший и текущий периоды;

прогнозом основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо проект среднесрочного финансового плана;

пояснительной запиской к проекту бюджета;

методиками и расчетами распределения межбюджетных трансфертов;

данными о верхнем пределе государственного долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода) и др.

 

В отличие от проекта федерального бюджета проекты бюджетов субъектов Российской Федерации вносятся на рассмотрение законодательного органа в сроки, установленные соответствующим региональным законом, но не позднее 15 октября текущего года, а проект решения о местном бюджете вносится на рассмотрение представительных органов власти муниципального образования в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.

 

Одновременно с проектом федерального бюджета Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов:

о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период.

7. Банк России до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период.

 

Проект федерального закона о федеральном бюджете в течение суток направляется в Комитет по бюджету Государственной Думы, а после его заключения либо возвращается в Правительство Российской Федерации на доработку, либо в течение трех дней направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату на заключение.

 

Для обеспечения необходимой степени конфиденциальности рассмотрения отдельных разделов и подразделов расходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита бюджета Государственная Дума утверждает персональный состав рабочих групп, члены которых несут ответственность за сохранение государственной тайны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в трех чтениях (первое — в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу). Если изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации не будут приняты до рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете, то во внимание принимаются показатели, рассчитанные на основе имеющегося законодательства Российской Федерации. В первом чтении проекта рассматриваются:

концепция проекта федерального закона о федеральном бюджете,

прогноз социально-экономического развития Российской Феде рации, в том числе прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции,

основные направления бюджетной и налоговой политики,

основные принципы взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе нормативы распределения доходов между бюджетами,

основные характеристики федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде:

общий объем доходов;

общий объем расходов;

условно утверждаемые расходы;

объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде (действие данного положения приостановлено до 1 января 2013 г.);

верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;

нормативная величина Резервного фонда РФ в очередном финансовом году и плановом периоде;

дефицит (профицит) федерального бюджета.

 

При рассмотрении проекта закона в первом чтении Государственная Дума заслушивает доклад Правительства Российской Федерации, Комитета по бюджету Государственной Думы, а также доклад председателя Счетной палаты и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта. При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства Российской Федерации. В случае отклонения проекта в первом чтении Государственная Дума имеет право:

передать проект на доработку в согласительную комиссию;

вернуть проект в Правительство Российской Федерации на доработку;

поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

 

Если законопроект принимается в первом чтении, то в течение 35 дней должно произойти второе чтение, при этом утверждаются:

перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;

перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;

бюджетные ассигнования (за исключением условно утверждаемых расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в пределах общего объема расходов, утвержденного в первом чтении;

распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов;

программы внутренних и внешних заимствований и государственных гарантий Российской Федерации и другие документы.

 

Комитет по бюджету Государственной Думы с учетом поступивших поправок разрабатывает и вносит на обсуждение проект постановления Государственной Думы о принятии законопроекта во втором чтении. В случае отклонения проекта во втором чтении Государственная Дума передает проект на доработку в согласительную комиссию.

 

В третьем чтении (в течение 15 дней со дня принятия) утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и законопроект в целом. В случае отклонения проекта в третьем чтении Государственная Дума передает проект на доработку в согласительную комиссию. Далее в течение пяти дней он передается в Совет Федерации, где рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 107 Конституции РФ.

 

Совет Федерации рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления его Государственной Думой. После рассмотрения законопроекта принимается решение на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации проект закона в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

 

В случае отклонения Советом Федерации законопроекта последний передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, которая в течение десяти дней предлагает его согласованный вариант на повторное рассмотрение Государственной Думы. Повторное рассмотрение проекта федерального закона о федеральном бюджете производится в одном чтении. Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения проект закона вновь передается в Совет Федерации.

 

Секретные статьи расходов федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания. Материалы к секретным статьям рассматриваются исключительно председателями палат Федерального Собрания и специальными комиссиями палат.

 

Принятие специальных секретных программ и включение их в состав тех или иных расходов федерального бюджета осуществляется по представлению Президента Российской Федерации, он же устанавливает порядок расходования средств специальных секретных программ и назначает контролирующие органы. Итоги проверки расходования средств на специальные секретные программы представляются исключительно Президенту Российской Федерации, председателям палат Федерального Собрания и специальным комиссиям палат.

 

В случае отклонения Президентом Российской Федерации законопроект передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации. Согласительная комиссия в течение десяти дней выносит на повторное рассмотрение согласованный федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

 

Закон вступает в силу после его подписания Президентом Российской Федерации и со дня его опубликования в средствах массовой информации. В течение одного месяца со дня подписания федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Правительство Российской Федерации направляет в Государственную Думу и Совет Федерации для сведения поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

 

Закон о бюджете должен вступить в силу до начала финансового года. Если это не произошло, то финансовый орган правомочен:

ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем 1/2 части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году;

предоставлять межбюджетные трансферты другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в виде, определен ном на отчетный финансовый год.

 

Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года, то финансовый орган уже не имеет права:

доводить лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования на бюджетные инвестиции и субсидии юридическим и физическим лицам;

предоставлять бюджетные кредиты;

осуществлять заимствования в размере более 1/8 объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал;

формировать резервные фонды.

 

Данные ограничения не распространяются на расходы, связанные с выполнением публичных нормативных обязательств, обслуживанием и погашением государственного (муниципального) долга, выполнением международных договоров. Если имело место временное исполнение бюджета, то в течение двух недель со дня вступления в силу закона о бюджете орган исполнительной власти представляет на рассмотрение и утверждение законодательного органа проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете, уточняющий показатели бюджета с учетом результатов временного исполнения. Проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период рассматривается Государственной Думой во внеочередном порядке в течение 25 дней в трех чтениях.

 

Первое чтение проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период должно состояться не позднее пяти дней со дня внесения указанного законопроекта в Государственную Думу. При рассмотрении указанного законопроекта в первом чтении заслушиваются:

доклад Правительства Российской Федерации;

доклад Счетной палаты о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет.

 

При рассмотрении в первом чтении указанного законопроекта Государственная Дума утверждает изменения основных характеристик федерального бюджета.

 

Увеличение общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния РФ) согласно ст. 213 БК РФ относится:

на сокращение дефицита федерального бюджета в случае, если федеральный бюджет на очередной финансовый год и плановый период утвержден с дефицитом;

соответствующее увеличение условно утвержденных расходов.

 

В случае сокращения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния РФ) БК РФ рекомендовано сокращать объем условно утвержденных расходов.

 

Второе чтение проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период должно состояться не позднее чем через 15 дней со дня его принятия в первом чтении. При этом утверждаются изменения перечня главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, бюджетных ассигнований и т.п.

 

Третье чтение проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период должно состояться не позднее чем через пять дней со дня его принятия во втором чтении. При этом утверждаются изменения ведомственной структуры расходов федерального бюджета и законопроект выносится на голосование в целом.

 

Принятый Государственной Думой федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период рассматривается Советом Федерации в течение 14 дней после его представления Государственной Думой. В случае отклонения Советом Федерации указанного федерального закона осуществляются общепринятые согласительные процедуры.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Каковы основные стадии бюджетного процесса, их характеристика?

2. Каковы функции Государственной Думы, Совета Федерации, Президента Российской Федерации в бюджетном процессе?

3. Опишите порядок принятия закона «о федеральном бюджете» на очередной финансовый год, его содержание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...