Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подход № 13: утвердитесь в своем отказе быть несчастливым




РЭТ-упражнение № 17

 

Для преодоления рецидивов душевных расстройств из тех, которые могут вновь вернуться к вам с прежней силой, используйте рационально-эмотивные образы (РЭО).

Используя метод рационально-эмотивных образов, сначала представьте себесамую неблагоприятную ситуацию, в которой вы только могли бы очутиться послеупорной и успешной работы, — например, по преодолению страха публичныхвыступлений или избавлению от привычки курения. Предположим, вы вновь сталииспытывать страх перед аудиторией, и страх даже более сильный, чем прежде, илиначали выкуривать за день еще больше сигарет, чем до обращения к РЭТ.

При этом вы позволили овладеть собой чувствам тревоги или угнетенности иначали ненавидеть себя из-за того, что к вам вернулись прежние дурные привычки. Ярко представьте себе эту ситуацию и свои ощущения — стыд, вину, сознаниесобственной ущербности от того, что вы вновь оказались во власти прежнихстрахов и пристрастий. На короткое время погрузитесь в них с головой и переживите всю глубину своего несчастья.

А затем, когда вы достигнете низшей точки погружения в собственныепереживания, заставьте — именно заставьте  себя — изменить эти ощущениятак, чтобы вы испытывали только  уместные чувства, пусть даже такие жесильные. Таким образом вы остро почувствуете разочарование, сожаление, досадуили раздражение своим поведением (так как вы совершили серьезную ошибку, позволив вернуться своим вредным привычкам), но зато избавитесь от недопустимыхчувств стыда, вины, угнетенности или собственной неполноценности.

В брошюре, изданной Нью-Йоркским институтом рационально-эмотивной терапии ицеликом включенной в завершающую главу книги «Новый путь к разумной жизни»,  яобращаю особое внимание на реальную возможность изменять свои чувства. Незабывайте, что не какой-нибудь инопланетянин, а в первую очередь вы  самивывели себя из душевного равновесия и поэтому у вас,  именно у вас,  естьвозможность изменить ситуацию. В любой момент за счет своих волевых усилий выможете изменить собственные чувства — для этого у вас есть все возможности. Итак, постарайтесь сконцентрировать свою волю и добиться результата!

Когда вы заставите себя испытывать вместо стыда, вины, угнетенности илисамоунижения всего лишь  сожаление, досаду, разочарование илираздражение, посмотрите, что же вам пришлось сделать,  чтобы вызвать всебе эти новые уместные (хотя все же и отрицательные) чувства. Внимательно присмотревшиськ себе, вы увидите, что определенным образом изменили В (систему представлений)и, следовательно, изменили и С (эмоциональные последствия) — так что теперьваши эмоции приняли вполне приемлемый характер. Обратите особое внимание наиспользование своих рациональных представлений для создания новых допустимыхпоследствий (С), вызванных неприятным активизирующим событием (А), которое высебе представили.

Таким образом, это активизирующее событие (А) и послужило причиной вашеговозврата к прежним страхам перед выступлениями или тяги к курению. В результатевоздействия ваших иррациональных представлений вы начали говорить себе примерноследующее: «Как стыдно снова возвращаться к прежним проблемам. Я не должен былдопустить этого. Не многого же я стою, раз дошел до такого состояния! » Немедленнымрезультатом таких рассуждений становится возобновление чувств вины, депрессии исобственной неполноценности. Теперь же, правильно используя методрационально-эмотивных образов, вы можете использовать набор следующихрациональных представлений: «Моя неудача очень огорчила меня, но это в натуречеловека — делать два шага вперед, один назад, и я не исключение. А ведь иногдаприходится отступать на два или три шага! Так что я не такой уж слабый человек, неспособный противостоять подобным испытаниям, — напротив, я сильный человек, который просто иногда совершает ошибки. Да, порой я действую не лучшим образоми это причиняет мне боль, но я уверен, что в будущем смогу исправиться и вновьзавоевать утраченные позиции. Итак, за дело! »

Обратите внимание на то, что эти новые рациональные представления как раз исмогли изменить ваше душевное состояние. Постоянно развивайте этот навыкпреодоления своих расстройств, применяя подобные аргументы. Если же вам неудалось быстро заменить  свои гнетущие чувства другими, болееприемлемыми, то попробуйте пофантазировать над ситуацией и напрячь, силу воли, чтобы добиться желаемого результата. Никогда не забывайте, что вы сами  генерируетесвои чувства и сами можете управлять ими по собственному усмотрению.

Научившись заменять свои чувства тревоги, вины, депрессии и самоуничижения, вызванные рецидивами привычек или поступков, с которыми вы боретесь, на чувствабеспокойства, сожаления, легкого разочарования или раздражения и узнав, какиепредставления вы изменили, чтобы избежать тяжелых душевных расстройств, попробуйте пойти дальше. Вызовите, например, чувство беспокойства. Потомзамените его на раздражение. Тщательно фиксируйте, какие усилия вам пришлосьпредпринять для перемены чувств. Придумайте похожие упражнения и выполняйте ихкак можно чаще. Продолжайте эти занятия до тех пор, пока не научитесь легкопредставлять себе неблагоприятное событие — например: возврат вредной привычкипосле достижения положительных результатов по ее преодолению (А). Какследствие, у вас возникнет состояние эмоционального расстройства (С) Изменитесвои неуместные чувства на разочарование и сожаление в той же точке С ипроанализируйте, как нужно изменить свою систему представлений, чтобы вызывать и поддерживать новые чувства. Если выбудете вызывать рационально-эмотивные образы хотя бы раз в день (а лучше дваили три раза) на протяжении нескольких недель, то обязательно достигнетеотличных результатов. И тогда — какое бы неприятное событие ни произошло насамом деле или только в вашем воображении, вы сможете легко заменить вызванныеим тяжелые чувства угнетенности и самоуничижения на более легкие чувствасожаления и досады.

Таким образом, метод рационально-эмотивных образов можно использовать вразличных ситуациях мысленно представив себе неприятное событие до того, каконо произошло на самом деле; непосредственно наблюдая его и участвуя в нем; спустя какое-то время после его наступления. В любом случае он позволит вамиспытать гнетущие чувства вины, стыда или тревоги, а затем заменить их менее тяжелыми чувствами разочарования и сожаления. Предположим, что вы решили заниматься методом РЭО не менееодного раза в день для преодоления рецидивов душевных расстройств или другихнеприятностей, от которых вы лечились с помощью рационально-эмотивной терапии, но стали пропускать занятия или выполнять их спустя рукава. Тогда пообещайтесебе вознаграждение, которое действительно доставит вам удовольствие (чтение, просмотр телепередач, хороший ужин, беседа с друзьями), но только после того, как выполните задание столько раз, сколько сами себе назначили. Другойвариант предусматривает назначение себе наказания, которое действительно будетвам неприятно (съесть что-нибудь невкусное, выполнить неприятную работу, сжечьдвадцатидолларовую банкноту или вставать по утрам на полчаса раньше), всякийраз после  того, как уклонитесь от выполнения упражнения. Метод кнута ипряника, конечно же, не заставит ва с делать абсолютно все как следует, но в некоторых случаях непременно поможет!

 

Глава 18.

ПОДХОД № 13: УТВЕРДИТЕСЬ В СВОЕМ ОТКАЗЕ БЫТЬ НЕСЧАСТЛИВЫМ

 

РЭТ предлагает два типа решения эмоциональных проблем: быстрые, ноограниченные и недолговечные, и более продуманные, расширенные. Даже поспешныеи не самые изысканные решения не так уж плохи: они показывают, как можно быстроизбавиться от ощущений тревоги, депрессии, собственной неполноценности, а такжепреодолеть вялость, неуверенность, медлительность, страхи и пагубные привычки.

Но расширенные и продуманные решения гораздо лучше, потому что показывают:

1. Как сохранить достигнутый успех.

2. Как избежать огорчений из-заповторения прошлых ошибок.

3. Как быстро избавиться от рецидивов душевныхрасстройств.

4. Как распространять накопленный опыт нарешение новых проблем.

5. Какпреодолевать любыевиды невротическихрасстройств, с которыми вы, возможно, столкнетесь в будущем, и сохранить достигнутыерезультаты.

6. Как не чувствовать себя несчастным в любых ситуациях.

РЭТ настаивает на том, что невротические расстройства произрастают из трехосновных, вами же себе навязанных принципов — «мне следует», «я должен», «яобязан». Отказавшись от этих догм, вы увидите, что все эмоциональные проблемыимеют общий корень — ваши иррациональные представления. Методы РЭТ, используемые для их преодоления, можно распространить и на другие типыдеструктивного поведения. Таким образом, РЭТ дает вам и мастное, и общеерешение эмоциональных проблем.

Подход № 13 гласит: Осознав свои иррациональные представления, вы станетедругим человеком и сможете использовать эти знания, чтобы, исследовать, критиковать и успешно преодолевать все свои настоящие и будущие эмоциональныерасстройства.

Как можно перенести опыт применения РЭТ с одних проблем на другие? Далеепоказано несколько способов приложения уже известных вам результатов к решениюиных задач.

1. Покажите себе, что вашисегодняшние расстройства и источники их возникновения вовсе не являютсяуникальными. Признайте, что все ваши душевные проблемы порождены вашимисобственными иррациональными представлениями. К счастью, вы сами сможете с нимисправиться, активно оспаривая и преодолевая их.

2.  Ещераз признайте, что вы сами используете эти представления для того, чтобы лишитьсебя душевного равновесия:

а) «Я обязан  преуспеть и должен  получитьодобрение тех людей, чье мнение важно для меня». Это иррациональноепредставление вызывает тревогу, депрессию и ненависть к самому себе, заставляетотказываться от дел, в которых можно потерпеть неудачу, и избегать отношений, допускающих конфликтные ситуации.

б) «Окружающие должны  относиться ко мнепо-доброму и справедливо». Это иррациональное представление провоцирует гнев, ярость, грубость и непокорность в) «Условия, в которых я живу, должны  бытькомфортными и по возможности бесконфликтными». Эта иррациональное представлениеприводит к формированию низкого порога фрустрации, чувству жалости к самомусебе, а иногда вызывает гнев, депрессию, Порождает медлительность, потребностьв принуждении при необходимости совершить ответственный поступок, склонность квредным привычкам.

3. Признайте, что, используя эти догматические«должен»  или «обязан»,  вы сами легко делаете из нихиррациональные выводы — к примеру, такие:

а) «Поскольку я не справляюсь с моей работойтак, как должен,  значит, я неумелый и бесполезный человек! » (Самобичевание. )

б) «Я должен  был получить одобрениеэтих влиятельных людей. Страшно подумать, что теперь будет! (Нагнетание ужаса ипредчувствие катастрофы. )

в) «Поскольку все люди должны  относитьсяко мне по-доброму и справедливо, те, кто не делают этого, — жалкие, ничтожныеличности, которые не заслуживают ни единого доброго слова». (Проклятия)

г) «Моя жизнь должна  быть болеекомфортной и менее конфликтной. Мое существование превратилось в сплошной ужас, я больше этого не выдержу! » («Я этого не перенесу! »)

д) «Раз я не смог поступить туда, хотя обязан был это сделать, я всегда буду проваливаться на экзаменах и меня никогдатуда не примут. Теперь моя жизнь на веки будет лишена радостей и надежд! » (Твердаявера в глобальные обобщения, безнадежность. )

4. Постарайтесь увидеть, что вашииррациональные представления главным образом и являются причиной расстройств. Высами используете их в различных нежелательных ситуациях.

Поймите, что почти всегда, испытывая тревогу, депрессию или совершаянеобдуманные поступки, вы сознательно или бессознательно обращаетесь к одномуили сразу же к нескольким иррациональным представлениям. Следовательно, есливам удалось преодолеть их в одной области, вы все-таки продолжаете испытыватьих влияние в другой. Поэтому попробуйте применить к ним те же принципы РЭТ.

5 Постоянно демонстрируйте самому себе, что вас практически невозможно вывести из состояния душевного равновесия, когда вы решительно отказываетесь от строгихдогматических требований «должен», «обязан», «следует»  и заменяете их наболее гибкие, но все же настойчивые «хочу»  и «предпочитаю».

6.  Демонстрируйтесебе, что вы можете преодолеть свои иррациональные представления, активноиспользуя исследовательские методы. Применив исследовательский подход, доказывайте, что иррациональные представления — это не факты, а всего лишьпредположения, которые можно оспорить с помощью логических доводов — например, следующим образом:

а) Доказать себе, что они несут разрушающийзаряд, препятствуют достижению поставленных целей и личного счастья. Например, если вы твердо убеждены в том, что должны добиться успеха в ответственнойработе и получить одобрение людей, мнение которых для вас небезразлично, вы всеравно время от времени будете терпеть неудачи и ощущать неодобрительное к себеотношение — а следовательно, вы будете заставлять себя тревожиться и впадать вдепрессию — вместо того чтобы испытывать лишь легкое сожаление илиразочарование.

б) Доказать себе, что ваши иррациональныепредставления не согласовываются с реальностью, особенно с фактаминесовершенства человеческой натуры, ее склонностью совершать ошибки.

Если бы вы всегда должны были добиваться успеха, если бы в этом состоялотребование к вам всего человечества, вы бы всегда достигали поставленных целей. Но увы, как часто вы терпите неудачи!

Если бы ваши действия неизменно должны были бы получать одобрениеокружающих, вы никогда бы не испытывали разочарований. Но кто из нас избежалэтой участи!

Жизнь не всегда дает нам то, что мы от нее требуем. Поэтому, хотя вашижелания и реалистичны, но действия не всегда адекватны поставленной цели!

в) Иррациональные представления не всегда вытекают из рациональныхпредпосылок и допущений, и поэтому они нелогичны и абсурдны. В самом деле, изутверждения: «Я должен добиться успеха» вовсе не следует: «Следовательно, я егодобьюсь! » Как бы мы ни жаждали справедливости, мы можем так и не дождаться ее.

Хотя научный метод не является непогрешимым, он позволяет выяснить, какие изваших представлений иррациональны и разрушительны и как от них избавиться, используя факты и строгую логику. Если вам присуще исследовательское мышление, вы будете избегать догм, а ваши представления о Вселенной и о человечествевсегда будут открыты для восприятия любых изменений.

7. Постарайтесь установить для себя несколькопервостепенных целей, которых вы бы очень хотели добиться, но абсолютноедостижение которых, вероятно, навсегда останется для вас невозможным. Проверяйте, как со временем меняется ваше отношение к ним. Иногда проводите коррекцию своихустремлений, анализируйте свои ощущения, когда добиваетесь успеха. Вы вовсе необязаны иметь долгосрочные цели, но они могут вам помочь!

9. Если вы погрязли в рутине, а жизнь стала скучной и убогой, перечитайтепредыдущие пункты и постарайтесь научиться применять сказанное в них в своейжизни. Но помните: это редко проходит безболезненно!

Увы, многие мои клиенты отказывались расширять и углублять применение РЭТ, хотя она и помогла им быстро, иногда даже «чудесным образом» преодолетьпроблемы, приведшие их в мой кабинет. Часто это происходило из-за их низкогопорога фрустрации и нежелания с помощью РЭТ добиваться расширенного идетального решения проблем.

Не такой оказалась Мальвина. Когда она впервые появилась на курсах РЭТ, ейбыло 19 лет и она была студенткой исторического факультета. Сообразительная ине лишенная способностей (особенно в музыке), Мальвина была исключительнонеобщительна. У нее не было близких подруг. Ее застенчивость не позволяла ейсамой назначить свидание молодым людям. Она считала себя некрасивой и неслишком умной, часто испытывала чувство подавленности и помышляла осамоубийстве. Карьера ее не интересовала. Своих родителей, которых угнеталотакое поведение дочери, она ненавидела и винила во всех своих несчастьях.

Три года сеансов психоанализа принесли ей мало пользы. Напротив, Мальвинаначала еще враждебнее относиться к своей семье и стала еще более зависимой отсвоего психоаналитика. Хотя друзья делали все возможное, чтобы вывести ееиз-под его влияния, им это не удавалось, пока он не уволился послеперенесенного инфаркта и не уехал во Флориду. Мальвина пыталась поддерживать сним контакты по телефону, но он перестал отвечать на ее звонки. Единственнойпричиной, по которой она согласилась на встречу со мной, было мое внешнеесходство с ее психоаналитиком и то, что мне в то время также был 51 год.

В течение нескольких месяцев я ничего не мог поделать с Мальвиной. Ябезуспешно пытался убедить ее, что только ее собственные искаженные исаморазрушающие представления, а не «ужасное воспитание», полученное отродителей, вызывают в ней гнетущее чувство депрессии, но она упорно отвергаламетодику РЭТ.

Я методично продолжал доказывать ей наличие у нее устойчивых иррациональныхпредставлений, главным образом такого типа: «Я должна  всегда быть необыкновеннокрасивой, веселой, привлекательной. Я ничего не стою без этих качеств». НаконецМальвина согласилась со мной: «Пожалуй, вы правы. Я сама по-идиотски создаюсебе проблемы». Но вместо того, чтобы начать преодолевать свои иррациональныепредставления, Мальвина стала выговаривать себе за то, что «была так по-дурацкибестолкова», и стала, насколько это было возможно, еще более подавленной иугнетенной.

Несколько раз она вновь заговаривала о самоубийстве, так что я решилпредложить ей начать медикаментозное лечение и намекнул на возможнуюгоспитализацию. Она отказалась от приема успокоительных лекарств, но страхоказаться в больнице заставил решиться применять РЭТ.

Для начала Мальвина прекратила винить себя за свое нарушенное душевноеравновесие. Она упорно стремилась преодолеть беспокойства по поводу своихрасстройств и наконец научилась воспринимать себя такой, какая есть — вместе сосвоей депрессией.

Хотя после этого Мальвина стала одной из наименее напряженных пациенток, страдавших от депрессии, которых я когда-либо знал, она по-прежнему продолжалавинить себя за свою «некрасивость» (у нее был «слишком длинный» нос), глупость(в математике она так и не поняла дифференциального исчисления) и отсутствиепрофессиональных устремлений. Но поскольку теперь она познакомилась с основамиРЭТ и уяснила, с помощью каких аргументов можно помочь себе отказаться отиррационального представления о том, что она не должна  испытыватьдепрессию, она решила попытаться преодолеть свое ощущение неполноценности.

И принялась за работу.

В первую очередь Мальвина примирилась со своей «некрасивостью» и тогдаобнаружила, что выглядит довольно привлекательной. Затем прекратила укорятьсебя за «глупость» — и поняла, что умна. Наконец, ей удалось убедить себя, чтоне иметь профессиональных устремлений хотя и очень плохо,  но вовсе не ужасно, — и она начала задумываться о своей карьере.

Хотя теперь Мальвина и осознавала, что умна и привлекательна, она решилаиспользовать рационально-эмотивные образы, чтобы представить себя действительно глупой и некрасивой. Затем она заставила себя испытать по этому поводутолько грусть и сожаление вместо глубокой подавленности, убеждая себя, что дажепри таких условиях все равно сможет и будет  спокойно воспринимать себятакой, какая она есть, и стремиться к счастливой жизни.

После нескольких месяцев борьбы с ощущением собственной неполноценности, Мальвина впервые смогла почувствовать себя абсолютно свободной от своейдепрессии Более того, она поняла, что сможет ослабить чувства тревоги и стыда, активно противодействуя всем своим попыткам самоуничижения.

Чтобы закрепить достигнутые успехи, Мальвина энергично взялась запреодоление страхов, нетерпимости, безнадежности, которые она сама же ипорождала неадекватным восприятием своих внешних и внутренних качеств. «Вовсене так страшно,  что я не очень сильна в математике, это вызывает во мнетолько легкую досаду»,  «Я смогу  спокойно и дальше жить со своимносом, хотя мне и не нравится его форма», «Пусть я до сих пор не определилась свыбором профессии, но это не значит, что так будет всегда!  Мне трудноподобрать занятие по душе, но вряд ли ситуация так уж безнадежна! ».

Помимо использования научного подхода и активного противодействия своимдогматическим требованиям,  Мальвина стала помогать своим друзьямнаходить и преодолевать их иррациональные представления Она так успешноработала в этом направлении, что наконец нашла в нем свое профессиональноепризвание: защитила диплом по клинической психологии и вот уже пятнадцать летработает специалистом по рационально-эмотивной терапии. Работа доставляет ейогромное удовольствие. У нее появились близкие друзья. После нескольких летсвободных отношений с мужчинами она удачно вышла замуж и стала счастливой иразумной матерью.

Счастлива ли Мальвина оттого,  что нашла друзей, стала женой, матерью, преуспевающим психотерапевтом? Безусловно! Но когда мы встречаемся с ней поработе, она постоянно подчеркивает, что ей вряд ли грозят тревоги и депрессия, даже если она потерпит неудачу в выбранной профессии. И я верю ей, потому чтоона особенно старательно работала над применением РЭТ к любым  типамсостояний беспокойства и угнетенности, с которыми ей приходилось сталкиваться, и научилась добиваться блестящих результатов.

Вам, возможно, и не придется работать столь же упорно, как Мальвине, чтобынаучиться применять однажды уже использованный метод для разрешения другихэмоциональных проблем. Но чтобы убедиться в этом, надо попробовать! Применивподход РЭТ № 13, вы сможете использовать разумные идеи, которые уже помогли вамоднажды, и для преодоления иных невротических затруднений. Помните, что все вваших руках!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...