Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 3. Конформизм и его значение




 

 

Конформизм — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

На уровень конформизма влияют различные факторы, в том числе:

— характеристика самого человека;

— возраст (в юности конформизм максимален относительно сверстников);

— пол (женщины более конформны);

— профессия (военные — более конформны, музыканты — менее);

— уверенность в себе;

— статус человека в группе и ее размер;

— степень согласия большинства;

— характеристика проблемы.

Степень конформности зависит от характера ситуации, как объективной, так и субъективной, переживаемое субъектом. Реакция каждого человека на групповое давление будет различной в зависимости от конкретных условий. Так, имеют значение состав и структура группы; значимость (авторитетность) группы для индивида; его собственное положение в группе, значимость обсуждаемых вопросов, насколько они затрагивают непосредственные интересы испытуемого и насколько он к ним подготовлен, степень авторитетности участников, взаимоотношения и т. д.

Давление группы будет ощущаться тем сильнее, чем важнее для индивида принадлежность к данной группе, чем строже групповая дисциплина и чем больше данное расхождение затрагивает основные групповые ценности.

Расхождение с авторитетным коллективом, принадлежность к которому существенна для личности, неизбежно затрагивает ее ценностные ориентации и самоуважение. Ведь человек не может ежесекундно проверять и вывешивать свои слова, мысли, очень многие его действия являются автоматическими. Делая то, что принято в его кругу, он считает это само собой разумеющимся. Но как быть, если вдруг возникает расхождение?

В этой ситуации и сказывается, что личность не есть простая функция частной «социальной роли», что в каждом нашем поступке аккумулирован весь наш осознанный и даже неосознанный жизненный опыт.

Отдельные эпизоды конформного поведения в экспериментальных или реальных условиях еще не дают оснований считать человека психологически конформным. Помимо многообразия жизненных ситуаций значение имеет сложность ролевой структуры личности и ее референтных групп. Личность может проявлять высокую степень конформности в одной, более жестко структурированной роди и самостоятельность — в другой, допускающей более широкую вариативность.

Многое зависит и от уровня компетентности. Более способные, и что особенно важно, осознающие свои способности люди в своих суждениях ориентируются преимущественно на собственное мнение, хотя расхождение с группой в какой-то мере снижает их самооценку. Менее компетентные и способные, напротив, ориентируются преимущественно на чужое мнение, а главным критерием самооценки служит для них совпадение с мнением большинства, т. е. налицо конформное поведение. В детстве 100% конформизм (до 12 лет). Но: критические периоды:

— 2,5—3 г. — «Я сам»;

— 5 лет — нонконформизм.

— подростковый возраст — нонконформизм;

— юношество — до 20—23 лет — конформная реакция, так как это период вхождения в общество как социального субъекта;

— зрелость — после 35 лет и до 50 лет — нонконформизм;

— старость — конформизм, так как человеку надо выжить, и он очень зависит от окружающих.

 

При стабильном развитии общества — нужны конформисты, в периоды кризисов — нужны нонкоформисты (и до вхождения в период стабилизации). Конформизм нельзя рассматривать однобоко, это явление имеет две стороны: позитивную и негативную.

Вопрос 4. Общая характеристика и содержание основных компонентов структуры личности

 

Структура личности складывается постепенно в процессе ее социального развития и является продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека. Функционирование такого образования возможно лишь посредством взаимодействия различных свойств, являющихся компонентами структуры личности.

Первый компонент структуры характеризует направленность личности, или избирательное отношение человека к действительности. Эта подструктура формируется путем воспитания и включает в себя: потребности; мотивы; цели; ценностные ориентации; интересы; идеалы; убеждения; мировоззрения.

При этом один из компонентов направленности доминирует и имеет ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности.

Подструктура биологически обусловленных свойств и качеств человека объединяет:свойства темперамента; половые и возрастные свойства личности; ее патологические, так называемые «органические» изменения. Кратко эту подструктуру можно назвать биопсихической. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

Подструктура форм отражения и самоконтроля — объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, понимаемых как формы психического отражения: ощущений; восприятия; памяти; представлений; внимания; воображения; мышления; речи; эмоций; чувств; воли. В этой подструктуре больше социального: самосознание личности осуществляет саморегуляцию (усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

Подструктура социального опыта объединяет приобретенные в личном опыте путем обучения: знания; умения; навыки; привычки. В целом в этой подструктуре значительно больше социального. Однако заметно влияние биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко называть опытом. Свойства, входящие в эту подструктуру, далеко не все психологи рассматривают как свойства личности.

Две подструктуры — характер и способности — являются как бы наложенными на четыре уже рассмотренные компоненты структуры личности.

Характер, или стиль поведения человека в социальной среде — это сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека.

Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте. В системе характера тоже можно выделить ведущие свойства, к которым относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность и т. п.), во вторую очередь — волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Таким образом, морально-волевые качества составляют действительную основу характера.

Способности обеспечивают успех деятельности, они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...