Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Социализация личности. Социальная роль, статус, позиция




 

 

Каждый человек входит в какую-либо социальную общность (семью, группу, учебный или трудовой коллектив и т. д.), которая определяет его функции и роль. Ролей, как и групп, к которым принадлежит личность, много: муж, отец, сотрудник и т. п.

Социальная роль — это функции, которые выполняет человек в конкретной системе отношений.

Нормативная роль сопряжена с требованиями инструкций к правилам поведения в обществе.

Интероризованная роль — такое поведение, какое человек считает необходимым и возможным.

 

 

Выполнять роль каждый человек может по-разному. Чем шире ролевой набор, тем гибче поведение человека.

Каждый из нас играет в жизни множество ролей. С одной стороны, роли типичны, стандартны, они определяют подобное поведение в сходных обстоятельствах совершенно разных людей. С другой стороны, все эти роли каким-то чудом уживаются в одной конкретной личности, сосуществуют, в у каждом из нас.

Когда мы приходим в магазин, мы ожидаем от продавца традиционного исполнения его роли и моментально оказываемся в столь же традиционной роли покупателя. Представьте, что творилось бы в тех же магазинах, если бы каждый начал проявлять там свои неповторимые, только ему присущие индивидуальные особенности. Роль как бы отвечает за нас на вопрос о том, что нам делать в каждой конкретной ситуации. Тем самым наши задачи упрощаются.

Всегда ли человек понимает, что предписано ему ролью? Мы хорошо знаем, что нет. Вышедшей на пенсию бабушке предписано помогать загруженным молодым родителям в воспитании внуков независимо от того, любит она их или нет. В то же время она вовсе не обязана помогать своей соседке в уходе за маленьким ребенком, даже если этого малыша успела полюбить. Получается, что роль заключается в исполнении определенных обязанностей. Помимо обязанностей есть, конечно, и права, в соответствии с которыми она ожидает заботы и внимания со стороны своих детей и внуков. Но нередко бывает, что бабушка записывается на курсы вязания, увлекается садоводством, живет своей жизнью, то ее право. Отдаляясь, она не всегда осознает, что роль, которую она добровольно избрала, требует от ее детей несколько другого поведения, чем то, на которое она рассчитывает. Взрослые дети тоже постепенно отдаляются, доверительность контактов утрачивается, взаимодействие становится все более формализованным.

Сыграть роль — не значит обмануть. Это, скорее, контролировать общение в какой-то одной плоскости, не отягощая его многочисленными посторонними наслоениями. Важно не просто менять роли, играть одну, потом другую, даже и противоположную по содержанию. А речь идет уже о степени личной включенности в ту или иную роль, о чувстве причастности, не безразличия, о ценностной иерархии ролей. Достаточно высокий уровень личностной зрелости предполагает выход за пределы собственно ролевого поведения, т. е. возможность «надситуативной активности» личности (подролевого поведения). Каждой роли соответствует свой статус.

Статус — это место, занимаемое данным человеком в иерархии отношений при исполнении данной роли (высокий — низкий).

В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида. Будучи однажды установлен, статус остается относительно постоянным. Он может повышаться, но медленно и понижается только в связи с поступками, расцениваемыми как деградация.

Балансы статусов не соответствуют ролям: чем выше статус на работе, тем ниже он в других системах и наоборот.

Социальная позиция — это отношение человека к своим ролям и своим статусам («мои роли меня устраивают» или «все я делаю не так»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...