Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы (формы, модели) семей (по разным основаниям)




Тема: Семья - социальный институт формирования личности человека.

План:

  1. Понятие семьи и брака.
  2. Миссия семьи в разные исторические эпохи (культурно-исторический аспект)
  3. Типы семей.
  4. Функции семьи.
  5. Законодательные документы о семье.

 

Понятие семьи и брака

В жизни каждого человека семья играет исключительно важную роль.

Множество подходов к изучению семьи, приводит к тому, что в разных работах мы находим разные существенные характеристики семьи.

Что же такое семья?

По определению А.В. Мудрика семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимно моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Если исходить из определения Т.А. Куликовой, то семья - это малая социальная группа социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Видный отечественный социолог А.Г. Харчев дает следующее определение семьи:

«Семья» -это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью перед обществом за воспроизводство населения».

Практически все исследователи указывают на то, что основой семьи является брак - легитимное (законное) признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи.

Из данных определений становится, очевидно, что внутри семьи различаются два основных вида отношений: супружество (брак) (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, между родственниками). Следовательно, понятие «семья» и «понятие брак», имеющие общее, не являются синонимами.

А.Г. Харчев отмечает, что:

· брак и семья возникли в разные исторические периоды;

· семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругов и необходимых им людей;

Важными условиями существования семьи являются:

· совместная деятельность и определенная пространственная локализация жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни;

· общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства.

    1. Миссия семьи в разные исторические эпохи

(культурно-исторический аспект)

 

Общепризнанным является взгляд на семью как на продукт длительного исторического развития. За долгую историю своего существования она изменялась, что связано с развитием человечества, с совершенствованием форм общественного регулирования отношений между полами.

Половые отношения в первобытном человеческом стаде носили животноподобный характер. Это проявлялось в неупорядоченных половых связях.. Такие отношения, сопровождались конфликтами, драками и другими негативными проявлениями, вносили дезорганизацию в жизнь первобытного стада. Чтобы выжить требовалось единство и сплоченность в обеспечении условий существования. В результате сложилась объективная потребность ввести санкции, направленные на упорядочение половых отношений. Появились запреты, всякого рода «табу», которые сдерживали беспорядочное удовлетворение половых инстинктов.

Важнейшим из этих запретов стал запрет на половые связи между кровными родственниками (предками и потомками, родителями и детьми), в результате чего стал формироваться род ( объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом проживания, общим языком, общими обычаями и верования).

Таким образом, в первобытнообщинном обществе складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленные на поддержание непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между полами.

Возникновение родовой общины и функционирование группового брака привели к новой угрозе для выживания людей: росту числа неполноценных детей как результата кровного родства отца и матери, автономному существованию каждого рода, ограничению социальных связей с другими общинами. Для устроения этих негативных явлений появилась более строгая форма брачных отношений - экзогамия, запрещающая половые связи внутри одного рода. Групповой брак превратился в союз двух родов, но не привел к созданию семьи: дети принадлежали всему роду.

По мере социального расслоения общества групповой брак видоизменялся и принял форму полигамии (многобрачия). В историю человечества вошли 2 формы полигамии: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство).

Для позднепервобытной общины характерно усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей, что привело к дальнейшему упорядочению брачных отношений: они приняли форму моногамного парного брака, который отличался большей прочностью по сравнению с групповым браком. Парный брак знаменует начало домашне-семейного воспитания, которым занимаются родители, другие члены рода. Возникает хозяйственная ячейка, состоящая из мужа, жены, детей. Основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения начинают регулироваться не только социальными, но и экономическими факторами: жена, дети не могут обойтись без мужа и отца. Верность жены обеспечивалась ее подчинением власти мужа. Постепенно меняется и сам характер брака: его целью становиться создание семьи, содержание и воспитание детей (а не только регулирование половых отношений, как это было ранее). Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи. Установления моногамии не следует объяснять лишь достижениями социально-экономическим характером. В этом процессе сыграла роль мораль и нравственное развитие живущих на земле людей, рост их эстетической культуры, усиление роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах».

С развитием общества часть нагрузки по стабилизации брачно-семейных отношений переноситься с внешних регуляторов (социальный контроль, общественное мнение, законы, экономическая зависимость и подчиненность женщины, религиозный страх) на внутренние (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства).

    1. Типы семей.

Какие бывают семьи?

Типы (формы, модели) семей (по разным основаниям)

· по стажу: молодожены, молодая семья, среднего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

· по количеству детей: бездетная, однодетная, малодетная, многодетная;

· по типу главенства в семье: эгалитарная (равноправная), патриархальная (господство мужа), матриархальная (господство жены);

· по типу проживания: патрилокальная (жена после замужества поселяется в доме мужа), матрилокальная (проживание мужа в доме жены), неолокальная (проживание молодоженов отдельно от родителей)

· по качеству отношений: счастливые, благополучные, проблемные, конфликтные, социально неблагополучные

Проблемные семьи характеризует напряженность внутрисемейных взаимоотношений, которая дополняется конфликтом с другими социальными институтами (неадаптированность родителей к труду, пьянство, аморальность)

Конфликтные семьи – семьи, в которых между родителями происходят постоянные конфликты, вызываемые различием взглядов, интересов, утратой чувств, что приводит к негативным последствиям. Напряженная психологическая атмосфера толкает ребенка на улицу, где он нередко вступает в группы с асоциальной направленностью.

· по составу семьи: неполная, полная, сложная (расширенная), нуклеарная

Неполная семья

Можно выделить 3 типа таких семей:

1. Один родитель (чаще всего мать) воспитывает ребенка (детей), в результате развода или смерти мужа.

2. Материнская (внебрачная семья) незамужняя женщина воспитывает сына или дочь одна.

3. Одинокий человек официально усыновил ребенка.

По количеству поколений в семье разделяют неполную простую – мать(отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.

Проблема неполной семьи состоит в том, что дети не могут наблюдать отношений между мужчиной и женщиной, они вырастают, не имея целостной модели этих отношений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...