Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сложная (расширенная (много поколенная)




Расширенную (сложную) структуру семья приобретает том случае, когда кто-то из детей вступает в брак. Она включает в себя три и более поколения или же 2 и более нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.

Современная (нуклеарная)

(от лат. Nucleus – ядро), потому что демографически ядром

семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений являются родители и их дети.

Иначе говоря – это супружеская пара с детьми, не состоящими в браке.

Функции семьи.

Семья, как социальный институт обладает всем комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот институт.

Семья выполняет функции (действия), важные для общества и необходимые для каждого человека.

В психологии понятие «функция» используется практически во всех своих значениях:

  • это роль, которую семья как социальный институт и малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу.

Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря общению с родителями. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большей мере влияет на его представление о себе самом.

  • Функция есть зависимость между процессами, происходящими в самой семье.

(процессы (общение, ведение хозяйства и др.)), происходящие в семье взаимосвязаны.

  • Чаще всего функция семьи понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворения потребностей

По существу, семья позволяет удовлетворить потребности, лежащие в основе развития личности.

Наиболее известной классификацией этих потребностей является классификация, предложенная одним из основоположников гуманистической теории личности А. Маслоу.

Согласно А. Маслоу, существует 5 групп потребностей человека, которые объединяются в иерархическую структуру:

  • Физиологические потребности (потребности в пище, одежде, жилье, сне, отдыхе, сексе)

Для удовлетворения этих потребностей в семье существуют условия: территория совместного проживания, общее хозяйство, сексуальные отношения между супругами);

  • Потребности в безопасности и защите.

К ним относятся потребности в организации, стабильности, предсказуемости событий, избежание контактов со страхами, болезнями и хаосом. Для удовлетворения этих потребностей ребенку, например, необходимо жить в семье, где существует определенный, стабильный распорядок жизни. В годы раннего и дошкольного детства центральным объектом для ребенка является мать. Мать осуществляет не только уход, который обеспечивает удовлетворение жизненных потребностей ребенка в пище, питье, одежде, комфорте, но и выступает в роли защитницы и утешительницы. В первые годы жизни в случае разлуки с матерью ребенок лишается чувства безопасности, защищенности, психологической поддержки, место которых занимает тревожность и страх, сильные отрицательные эмоции, способные подавлять другие чувства и тормозить развитие познавательной деятельности ребенка. Противостоять тревожности и страху может только физический и эмоциональный контакт с матерью. В психологическом плане мать является базой уверенности.

К разрушительным факторам, блокирующими удовлетворение потребности в безопасности, можно отнести такие события как ссоры, разводы, разлуки, смерть;

  • Потребность в принадлежности и любви. Именно семья впервые в жизни дает человеку ощущение принадлежности к группе людей, объединенных с ним кровными узами и эмоциональными связями, обеспечивающими любовь и психологический комфорт. Потребность в эмоциональном контакте – стремление к положительному эмоциональному общению с особенно близкими и значимыми для данной личности людьми. Эмоциональный контакт дает возможность человеку чувствовать себя объектом внимания, заинтересованности, теплоты. Чувствуя заботу ребенок способен отождествлять себя с матерью, отцом, бабушкой, дедушкой. На основе подражания значимым взрослым происходит формирование жизненных установок ребенка, копирование им манеры поведения. Сострадание, милосердие, нежность и теплота не могут возникать сами по себе, они формируются под влиянием поступков родителей, поведение которых являются для ребенка эталоном.

Люди с депривированной потребностью в любви, выросшие в проблемной, дисфункциональной семье (либо вне семьи в условиях детского дома), оказываются неспособными в будущем к установлению глубоких, близких отношений, чувствуя себя одинокими и покинутыми всеми. Холодность родителей порождает холодность ребенка, равнодушие формирует ответное равнодушие.

  • Потребность в уважении (самоуважении). Семья может прямо или косвенно удовлетворять потребность человека в самоуважении и уважении со стороны других. Сам факт наличия у человека семьи делает его социально успешным. Люди, не имеющие семьи, детей, а так же не сохранившие семью, традиционно воспринимаются как социально неэффективные. Иллюстрацией этого социально-психологического феномена является, например любая избирательная кампания: человек, рассчитывающий на победу в выборах в целях занятия социально значимого поста, не может позволить себе не иметь семьи. Прямое удовлетворение потребности в уважении возможно благодаря тому, что каждый из членов семьи может ощущать свою полезность и значимость в данной группе.
  • Потребность в самоактуализации. А.Малоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать, чтобы полностью реализовать собственный творческий потенциал. По Маслоу, дети, воспитывающиеся в дружной, любящей, безопасной атмосфере, стремятся к личностному росту. Родители получают возможность реализовывать себя в воспитании детей. Семья может стать именно той средой, в которой раскрываются способности ее членов.

 

В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи.

  1. Функция продолжения рода (репродуктивная). Семья создается в силу объективной необходимости продолжения и дополняется субъективной потребностью в общении именно с данным, избранным индивидом.
  2. Хозяйственно-бытовая функция семьи состоит в удовлетворении материальных потребностей семьи (в пище, жилье, ит.д). Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделения труда в семье, взаимопомощь.
  3. Функция духовного (культурного) общения несет в себе удовлетворения потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении.
  4. Эмоциональная функция семьи заключается в осуществлении психологической защиты, эмоциональной поддержке, уважении, признании.
  5. Функция первичного социального контроля – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность.
  6. Воспитательная функция - важнейшая функция семьи, состоит в том, чтобы удовлетворять индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании.

В силу своей полифункциональности семья объединяет индивидуальные, групповые и общественные интересы. Например, глубоко личное чувство взаимной любви и влечение мужчины и женщины друг другу дают начало новой жизни. Появление на свет ребенка означает продолжение рода, связь поколений. Одновременно рождением детей семья обеспечивает воспроизводство населения.

Функции семьи со временем претерпевают определенные изменения: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Если в прошлом ведущей была экономическая функция, так как от качества выполнения хозяйственно-экономических задач зависело физическое выживание членов семьи. В настоящее время эта функция не отмерла, но изменилась.

В семейной жизни, какие - либо функции становятся приоритетными, выходят на первый план. Эти установки формируются еще в родительской семье и регулируют поведение партнеров в период, предшествующий заключению брака. В общей мотивации можно выделить 4 ведущих побудителя:

1. Хозяйственно- бытовой

2. Нравственно-психологический

3. Семейно-родительский

4. Интимно-личный

Разумеется, другие мотивы, часто неосознаваемые тоже оказывают влияние на принятие решения о браке, но в качестве главенствующих побуждений часто являются перечисленные.

Итак,

· Мужчина и женщина могут воспринимать свой брак как преимущественно хозяйственно-бытовой союз, считая, что главное в семье хорошо налаженный быт, грамотное домоводство и крепкое хозяйство. Образное выражение этой установки – «Дом-полная чаша».

· Супружество может иметь смысл нравственно-психологического союза: в партнере видится, прежде всего, друг, спутник жизни, единомышленник, разделяющий наши взгляды и убеждения. Между членами семьи царит взаимопонимание и уважение, личность каждого оценивается по достоинству, вне зависимости взрослый это или ребенок.

· Ориентация на брак как на семейно-родительский, педагогический союз исходит из того, что главная функция семьи есть рождение и воспитание детей. Для таких семей характерна позиция дето центризма, то есть повышенной материальной и духовной заботы о детях.

· Супруги могут расценивать свой союз как интимно-личный, стремясь обрести желанного и любимого партнера. В такой семье большое значение придается взаимным симпатиям, любви, верности и постоянству привязанностей.

В зависимости, какая функция признается ведущей, оформляется и семейный уклад.

Уклад- это установившийся порядок, сложившееся устройство семейной жизни, по которому судят о своеобразии конкретной семьи. Кроме перечисленных укладов, можно назвать еще несколько вариантов. Встречаются семьи, ориентированные на организацию досуга. Здесь важен полноценный, насыщенный впечатлениями отдых, а не регулярность приемов пищи или чистота в квартире. (Например: семьи туристов). Семья может развиваться и как психотерапевтический союз. В такой семье главными задачами будут эмоциональная поддержка, теплота, сочувствие и сопереживание.

Функции семьи могут быть нарушены.. Способствовать нарушениям может широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи.

Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать как отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, так и нарушения в их отношениях.

(конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи).

Общая тенденция развития функций семьи может быть сформулирована следующим образом. По мере того как некоторые старые социально-экономические функции семьи отмирают или приобретают подчиненное значение, все большее значение придается психологической близости, интимности между членами семьи, особенно супругами.

В связи с информатизацией общества серьезные изменения претерпевает репродуктивная функция семьи. Дело в том, что информационное производство предъявляет высокие требования к таким характеристикам работника, как интеллект, общая культура, здоровье, работоспособность, восприимчивость к новому. Качество подготовки ребенка к жизни и труду в информационном обществе во многом зависит от усилий родителей. Поэтому усиливается тенденция сознательного ограничения рождаемости. Имеются и противоположные прогнозы: задачу подготовки высокообразованного и квалифицированного работника полностью возьмут на себя другие воспитательные институты.

Возрастает значимость персоналитарной функции. В семье создаются условия для развития творческого потенциала детей и взрослых.

Функция социализации по-прежнему сохраняет свое исключительное значение. Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций. Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений не имеет аналогов. Если бы даже система образования была совершенной она не в состоянии обеспечить ребенка той особой родительской любовью и заботой, которые присутствуют в семье.

Динамика семьи.

Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее развития. Существуют различные системы от этапов ее развития. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла семьи. Наиболее известной является система стадий Е. Дюваля, в которой в качестве основного признака разграничения стадий используется факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...