Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Психологические условия глубокого всестороннего познавательного исследования и конструктивной деятельности суда




 

Учитывая, что при любом виде дел процесс познания в суде, как правило, проводится открыто и состязательно, то судья должен создать все необходимые условия для глубокого и всестороннего познавательного исследования доказательств в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

 

 

Существенную помощь суду в объективном исследовании доказательств различных обстоятельств дела может оказать психологически грамотное проведение допроса, в том числе с участием в нем в качестве наблюдателей экспертов-психологов. Данные специалисты могут обратить внимание судей и сторон правосудия на проявления субъективных искажений в восприятии, сохранении и репродукции конкретных обстоятельств разбираемых событий, на выявление бессознательных заблуждений и сознательной лжи. Психологами также могут быть даны рекомендации по улучшению понимания субкультурных языковых интерпретаций, обеспечению «жизненности» асимметричной коммуникации, стимуляции свободности высказываний, снижению аффективности реакций и по другим аспектам.

 

 

Значительная активизация познавательной деятельности членов суда обычно наблюдается в ходе судебных прений, где с различных точек зрения всесторонне вскрываются данные по объективной и субъективной сторонам преступления. Однако, здесь могут возникнуть и затруднения в мыслительной деятельности, т. к. возникает не только плюралистичность взглядов, но и могут оказываться через коммуникацию суггестивно-манипулятивные воздействия.

Сущность конструктивной деятельности суда состоит в принятии решений по возникающим спорным вопросам и вынесении приговора. Ее продуктивная реализация требует от членов суда профессионального отношения к своим обязанностям: высокоразвитого правосознания, понимания большой ответственности за свои действия и последствия принимаемых решений.

Законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, лежащего в основе каждого принятого решения по конкретному делу, облекается в особые процессуальные формы, которые предусмотрены в законодательстве в виде конкретных определений, постановлений и других форм решений. Большая часть единоличных решений судьи, как правило, не вызывает затруднений ни у него самого, ни возражений со стороны участников судебного процесса. В то же время решения, принимаемые на различных стадиях рассмотрения дела, в суде могут вести к возникновению судебных ошибок, которые обусловлены или недостаточной квалификацией, или проявлением индивидуально-психологических особенностей.

Характер конструктивной деятельности суда усложняется, когда возникают не только объективные помехи, но и существуют субъективные затруднения.

Как известно, совещание судей по становлению приговора и вынесение решения присяжными есть деятельность формально-неформальных групп. Сложный процесс постановления законного, обоснованного, справедливого и воспитательно-эффективного приговора требует глубоко конструктивной интегративной деятельности судей. И хотя порядок совещания судей строго процессуально предопределен, но в процессе постановления приговора может иметь место активное действие и психологических факторов. Несмотря на провозглашенную законом независимость волеизъявления судей, они часто действуют как группа, где весома роль группового лидера, действуют социально-психологические механизмы внушения, подражания, заражения. Поэтому влияние социально-психологических закономерностей и механизмов может вести к конформизму в решениях, к реализации стереотипно-формального подхода к рассмотрению сложных проблем и другим, негативным для отправления правосудия моментам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...