Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.1 Выбор материалов колес. 2.4 Проектный расчет. Модуль зацепления. 3 Расчет клиноременной передачи




2. 1 Выбор материалов колес

Для изготовления зубчатой пары колес выбирается сталь 45.

шестерня: сталь 45 термообработка – улучшение – НВ 235÷ 262

колесо: сталь 45 термообработка – нормализация – НВ 179÷ 207.

Средняя твердость зубьев:

НВ1ср = (235+262)/2 = 248

НВ2ср = (179+207)/2 = 193
Механические характеристики сталей для шестерни

σ В = 780 Н/мм2,

σ -1 = 335 Н/мм2.

Механические характеристики сталей для колеса

σ В = 780 Н/мм2,

σ -1 = 335 Н/мм2.

Предельные значение размеров заготовки

шестерни Dпред =125 мм,                 

и колеса Sпред = 80 мм

2. 2 Допускаемых контактных напряжений [σ ]H = KHL[σ ]H0,

где KHL – коэффициент долговечности

КHL = 1.

[σ ]H1 = 1, 8HB+67 = 1, 8·248+67 = 513 МПа.                            (7)

 [σ ]H2 = 1, 8HB+67 = 1, 8·193+67 = 414 МПа.                           (8) [σ ]H = 0, 45([σ ]H1 +[σ ]H2) = 0, 45(513+414) = 417 МПа.
                                                                       (9)

[σ ]H1 = 1 × 513 = 513 Н/мм2

                                                                       (10)

σ ]H2 = 1 × 414= 414 Н/мм2

2. 3 Допускаемые напряжения изгиба:

[σ ]F = KFL[σ ]F0,

где KFL – коэффициент долговечности

КFL = 1.

[σ ]F01 = 1, 03HB1 = 1, 03·248 = 255 МПа.                                       (11)

 [σ ]F02 = 1, 03HB2 = 1, 03·193 = 199 МПа.                                                (12)

[σ ]F1 = 1·255 = 255 МПа.                                                               (13)

[σ ]F2 = 1·199 = 199 МПа.                                                               (14)

Результаты расчетов сведены в таблицу 2

Таблица 2 – Механические характеристики материалов зубчатой передачи

Элемент

передачи

Марка

стали

Dпред

Термоо-бработка

НВср

σ в σ -1 [σ ]Н [σ ]F
Sпред

Н/мм2

Шестерня 125/80 Улучш.
Колесо - Норм-ия

2. 4 Проектный расчет

Межосевое расстояние

                                                        (15)

где Ка = 43, 0 – для косозубых передач

      ψ ba = 0, 315 – коэффициент ширины колеса,

      КНβ = 1, 0 – для прирабатывающихся колес

               = 309, 4 Н·м – вращающий момент на тихоходном валу редуктора.

принимаем согласно ГОСТ 2185-66

аw = 160 мм.

Модуль зацепления

                                                                               (16)

    где Km = 5, 8 – для косозубых колес

  d2 – делительный диаметр колеса,

= 2·160·5, 0/(5, 0 +1) = 267 мм,

   b2 – ширина колеса

b2 = ψ baaw = 0, 3150·160 = 50 мм.

m > 2·5, 8·390, 5·103/(267·50·199) = 1, 71 мм,

принимаем по ГОСТ 9563–60 m = 2, 0 мм.

Угол наклона зуба

 = arcsin(3, 5·2, 0/50) = 8, 04°                              (17)

Принимаем β = 8°

    Суммарное число зубьев:


= 158                                                                               (18)

Действительная величина угла наклона зубьев

 =                                                       (19)

β = 10° – угол наклона зубьев

 

Число зубьев шестерни:

z1 = = 26                                                                               (20)

Число зубьев колеса:

z2 = zc–z1 = 158 – 26 =132;                                                            (21)

уточняем передаточное отношение:  

= = 5, 08,                                                                         (22)

 

 

Отклонение фактического значения от номинального

                                                                 (23)

                                                


Фактическое межосевое расстояние:
= 160                                                                                (24)

       делительные диаметры

= 2, 0·26/0, 9875= 52, 66 мм,                                          (25)     

d2 = 2, 0·132/0, 9875= 267, 34 мм,                                                   (26)

       диаметры выступов

da1 = d1+2m = 52, 66+2·2, 0 = 56, 66 мм                                              (27)         

da2 = 267, 34+2·2, 0 = 271, 34 мм                                                    (28)

       диаметры впадин

df1 = d1 – 2, 4m = 52, 66 – 2, 5·2, 0 = 47, 66 мм                                 (29)

df2 = 267, 34 – 2, 5·2, 0 = 262, 34 мм                                           (30)

      ширина колеса

b2 = ybaaw = 0, 315·160 = 50 мм                                                     (31)

ширина шестерни

b1 = b2 + (3÷ 5) = 50+(3÷ 5) = 55 мм                                                         (32)


2. 4 Проверочный расчет

Проверка межосевого расстояния

аw = (d1+d2)/2 = (52, 66+267, 34)/2 = 160 мм                                  (33)

Окружная скорость

v = ω 2d2/2000 = 9, 6·267, 34/2000 = 1, 3 м/с                                       (34)

Принимаем 8-ую степень точности.

 

 

Силы действующие в зацеплении

- окружная на шестерне и колесе 

Ft = 2T2/d1 = 2·64, 0·103/52, 66 = 2431 H

 


- радиальная

      Fr = Fttga/cosβ = 2431tg20º /0, 9875= 896 H

- осевая сила:

Fa = Fttgb = 2431tg 9, 06° = 388 Н.

 

Проверка контактного напряжения σ H, Н/мм𝟐 ;

                                         (35)

где K – вспомогательный коэффициент, K = 376;

  КНα = 1, 06 – для косозубых колес,

      КНβ = 1, 0 – для прирабатывающихся зубьев,

      КНv = 1, 02 – коэффициент динамической нагрузки

Окружная скорость

v = ω 2d2/2000 = 6, 70·267, 01/2000 = 0, 9 м/с

σ H = 376[2237(5, 0+1)1, 06·1, 0·1, 02/(267, 34·50)]1/2 = 409 МПа.

Проверка напряжения изгиба зубьев шестерни σ F1 и колеса σ F2, Н/мм2:

                                                    (36)

    где YF2 – коэффициент формы зуба,

Yβ = 1 – β /140 = 1 – 9, 06/140 = 0, 935,

      KFα = 1, 91 – для косозубых колес,

  KFβ = 1 – для прирабатывающихся зубьев

      KFv = 1, 05 – коэффициент динамической нагрузки [1c. 64].

Коэффициент формы зуба:

при z1 = 26 → zv1 = z1/(cosβ )3 = 26/0, 98753 = 27 → YF1 = 3, 85,      (37)

при z2 =132 → zv2 = z2/(cosβ )3 =132/0, 98753 = 135 → YF2 = 3, 61.         (38)

 

σ F2 = 3, 61·0, 935·2431·1, 0·1, 0·1, 05/2, 0·50 = 86, 2 МПа < [σ ]F2

σ F1 = σ F2YF1/YF2 = 86, 2·3, 85/3, 61 = 91, 9 МПа < [σ ]F1.                            (39)

Результаты расчетов приведены в таблице 3.

 

 

Таблица 3 – Параметры закрытой зубчатой передачи, мм

 

Проектный расчет

Параметр

Значение

Параметр

Значение

Межосевое расстояние aw

Угол наклона зубьев

Модуль зацепления m

 

Диаметр делительной окружности:

шестерни d1

колеса d2

52, 66
267, 34

 

Ширина зубчатого венца:

шестерни b1

колеса b2

  55 50  

Число зубьев

Шестерни Z1

Колеса Z2

27 135

Диаметр окружности вершин

Шестерни da1

Колеса da2

56, 66 271, 34  

Вид зубьев

косозубые

Диаметр окружности:

впадин

шестерни df1

колеса df2

47, 66
262, 34

 

 

 

Проверочный расчет

Параметр

Допускаемые значения Расчетные значения Примечание

Контактные напряжения , Н/мм2

Условия соблюдены

Напряжения изгиба, Н/мм2

91, 9 Условия соблюдены

86, 2 Условия соблюдены
           

3 Расчет клиноременной передачи

3. 1 Сечение клинового ремня

Выбор ремня
 При мощности P1 = кВт и частоте вращения n1 = 950 об/мин, выбираем ремень сечения Б

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...