Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Статус стороны обвинения 10 страница




Кроме того, установив, что к моменту направления дела в суд срок домашнего ареста либо содержания под стражей обвиняемого оказывается недостаточным для выполнения судом требований, предусмотренных ч. 3 ст. 227 УПК РФ < 1>, прокурор при наличии к тому оснований возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока соответствующей меры пресечения (ч. 2. 1 ст. 221 УПК РФ). В данном случае речь идет не о суде, которому в соответствии с правилами подсудности дело будет направлено для рассмотрения по существу, а о суде, к компетенции которого в соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 109 УПК РФ отнесено продление указанных мер пресечения; впрочем, возможно и совпадение судов в случаях, когда решение обоих вопросов окажется в компетенции одного соответствующего районного или областного суда.

--------------------------------

< 1> Имеется в виду, что по делу, в котором обвиняемый содержится под стражей или под домашним арестом, судья, согласно ч. 3 ст. 227 УПК РФ, обязан назначить судебное заседание либо принять иное предусмотренное в ч. 1 этой статьи решение в течение ограниченного срока - не позднее 14 суток со дня поступления дела в суд.

 

В завершение надо сказать, что Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ ст. 221 УПК РФ подверглась существенным изменениям, а именно из компетенции прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением, исключены полномочия: 1) при направлении дела в суд - составить новое обвинительное заключение; изменить объем обвинения либо квалификацию действий обвиняемого по уголовному закону о менее тяжком преступлении; отменить или изменить ранее избранную обвиняемому меру пресечения < 1>; избрать меру пресечения, кроме тех, избрание которых отнесено к компетенции суда; дополнить или сократить список лиц, подлежащих вызову в суд, за исключением списка свидетелей со стороны защиты; прекратить уголовное преследование отдельных обвиняемых полностью или частично; 2) прекратить уголовное дело. Исходя из функций, которые прокурор призван осуществлять в уголовном процессе (надзор за деятельностью органов расследования и уголовное преследование), такое сужение его полномочий представляется необоснованным.

--------------------------------

< 1> Касательно мер пресечения в настоящее время на прокурора возложена лишь одна обязанность: установив, что следователь нарушил требования ч. 5 ст. 109 УПК РФ, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, отменить данную меру пресечения (ч. 2 ст. 221 УПК РФ).

 

Глава 20. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО

РАССЛЕДОВАНИЯ В ФОРМЕ ДОЗНАНИЯ

 

Литература

 

Квачевский А. Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений по Судебным уставам 1864 года. Ч. 2: О дознании и розыске. СПб., 1867; Крылов И. Ф., Бастрыкин А. И. Розыск, дознание, следствие. Л., 1984 (переизд. с изм. и доп.: М., 2014); Деришев Ю. В. Проблемы организации досудебного производства по УПК РФ. Омск, 2003; Шейфер С. А. Досудебное производство в России: этапы развития следственной, судебной и прокурорской власти. М., 2013.

 

§ 1. Дознание как форма современного российского

предварительного расследования

 

В предыдущих главах настоящего курса уже были рассмотрены как историческая эволюция дознания < 1>, так и его основные отличия от другой формы предварительного расследования - предварительного следствия < 2>. Очень кратко напомним, что, во-первых, в классических континентальных уголовно-процессуальных системах дознание является стадией (как правило, полицейской) уголовного процесса, которая начинается с появления информации о гипотетическом преступлении и завершается передачей материалов дела прокурору для принятия решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, т. е. mutatis mutandis занимает место, отведенное сегодня в России так называемой доследственной проверке (проверке сообщения о преступлении). Во-вторых, изменение классических подходов к дознанию произошло у нас в советский период (прежде всего в 1920-е годы) в рамках движения по выравниванию дознания и предварительного следствия, когда дознание активно процессуализировалось, а следствие, напротив, утрачивало судебные черты, в связи с чем они сильно сблизились друг с другом, постепенно составив две формы единой стадии предварительного расследования. В-третьих, сегодняшнее дознание по-прежнему отражает не столько классические, сколько скорее советские подходы, поэтому в ныне действующем УПК РФ сущностных отличий между предварительным следствием и дознанием нет.

--------------------------------

< 1> См. § 2 гл. 14 настоящего курса.

< 2> См. § 6 гл. 14 настоящего курса.

 

Таков общий взгляд на проблему. Но в более конкретной плоскости российский законодатель, даже оставаясь в рамках теории единого предварительного расследования и его форм, все-таки периодически стремится найти какие-то внятные критерии разграничения предварительного следствия и дознания, что приводит к достаточно частым реформам последнего. Так, согласно первоначальной редакции ст. 223 УПК РФ дознание, во-первых, могло проводиться лишь при возбуждении дела in personam (в отношении конкретного лица). Во-вторых, оно могло длиться 15 суток при возможном продлении еще на 10 суток. В остальных случаях должно было производиться предварительное следствие. При этом не было никакого уведомления о подозрении (оно и не было нужно, так как подозреваемый автоматически появлялся с момента возбуждения уголовного дела) и не могло предъявляться обвинение в том же порядке, что и при предварительном следствии < 1>.

--------------------------------

< 1> Неясность возникала только в связи с ч. 3 ст. 224 УПК РФ (в первоначальной редакции), которая указывала, что при избрании в отношении подозреваемого меры пресечения и невозможности составления обвинительного акта в течение 10 суток после ее избрания подозреваемому должно было предъявляться обвинение (с учетом также ст. 100 УПК РФ). Закон не уточнял, должно ли было в такой ситуации продолжаться дознание или дело подлежало передаче следователю для привлечения в качестве обвиняемого и производства по нему предварительного следствия. Но общепринятое толкование исходило из второго варианта, в том числе потому, что существовавшие на тот момент краткие сроки дознания фактически не позволяли совместить дознание с процедурой привлечения в качестве обвиняемого.

 

Однако уже после принятия Закона от 6 июня 2007 г. < 1> дознание и предварительное следствие вновь начали смешиваться: 1) дознание стало возможным по делам, возбужденным и in rem (по факту совершения преступления); 2) сроки увеличились до 30 суток с возможностью продления до 6 и даже 12 месяцев; 3) появился институт уведомления о подозрении (ст. 223. 1); 4) стало возможным предъявление обвинения в том же порядке, что и при предварительном следствии, т. е. задолго до окончания дознания < 2>.

--------------------------------

< 1> Федеральный закон от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ " О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".

< 2> Теперь ч. 3 ст. 224 УПК РФ четко указывает, что при применении к подозреваемому меры пресечения и невозможности составления в течение 10 суток обвинительного акта должно предъявляться обвинение в порядке гл. 23 УПК РФ, после чего продолжается дознание.

 

Спустя несколько лет законодатель, словно спохватившись, все-таки предусмотрел дознание, которое существенно отличалось бы от предварительного следствия, - сокращенное дознание (Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ). Тем самым действующий УПК РФ в своей недолгой истории закреплял уже три вида дознания: 1) дознание, существенно отличавшееся от предварительного следствия; 2) затем дознание, ничем существенно не отличавшееся от предварительного следствия; 3) ныне один вид дознания, существенно не отличающийся от предварительного следствия, и одновременно другой вид дознания, (сокращенное дознание), существенно отличающийся от предварительного следствия.

Метания современного законодателя, с одной стороны, понятны: и до революции 1917 г., и в советский период, как было подробно показано ранее < 1>, в России шел поиск оптимального соотношения дознания и предварительного следствия, собственно, как и в других странах континентальной Европы. В связи с этим напомним, что в советский период дознание было двух видов: дознание, предшествующее предварительному следствию (по делам, по которым предварительное следствие предусмотрено УПК как обязательное), и дознание без предварительного следствия (по делам, по которым предварительное следствие УПК не предусмотрено). Если вернуться в еще более ранний период, то до Великой Октябрьской социалистической революции дознание как деятельность полицейская существенно отличалось от предварительного следствия как деятельности судебной и по целям, и по задачам, и по средствам, и по принципам, и по органам. С другой стороны, современный законодатель, строго говоря, совершенно не опирается ни на большой, и в определенные периоды довольно эффективный, отечественный опыт, ни на опыт других стран. Скажем больше - нынешнее отечественное дознание в совокупности с современным российским предварительным следствием гораздо ближе к досудебным стадиям дореформенного процесса (т. е. процесса, подвергшегося критическому переосмыслению " отцами судебной реформы" 1860 - 1864 гг. ), чем когда-либо в своей " пореформенной" истории. Ведь как тогда (до 1860 г. ) предварительное следствие и формальное следствие, производимые органом административной власти, мало чем отличались друг от друга, так и сейчас мало чем отличаются. Но самое тревожное - то, что сегодня наш законодатель возвращает нас ко временам, когда признание собственной вины являлось " царицей доказательств", - ведь именно этот постулат, по сути, лежит в основе дознания в сокращенной форме, предусмотренного Законом от 4 марта 2013 г.

--------------------------------

< 1> См. § 2 гл. 14 настоящего курса.

 

В целом по действующему уголовно-процессуальному законодательству существует две формы (вида) дознания:

1) ординарное дознание;

2) дознание в сокращенной форме (сокращенное) дознание.

Теперь перейдем к рассмотрению процессуальных особенностей двух этих видов (форм) современного российского дознания, оставляя в стороне те аспекты, которые уже были проанализированы выше < 1>.

--------------------------------

< 1> См. прежде всего гл. 14 настоящего курса.

 

§ 2. Особенности ординарного дознания

 

1. Общая оценка. Особенности производства дознания изложены в отдельной главе - гл. 32 УПК РФ. В связи с этим надо сделать два уточнения.

Во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК РФ на дознание распространяются положения об общих условиях предварительного расследования (гл. 21 УПК РФ) и предварительного следствия (гл. 22 УПК РФ), обо всех следственных действиях (гл. 24 - 27 УПК РФ), о прекращении уголовного дела (гл. 29 УПК РФ), о приостановлении предварительного следствия (гл. 28 УПК РФ) < 1>.

--------------------------------

< 1> См. гл. 14, 15, 17, 18 настоящего курса.

 

Во-вторых, некоторые из особенностей производства дознания уже были ранее рассмотрены в других главах настоящего курса (например, касающиеся сроков дознания < 1>, соотношения прокурорского надзора и ведомственного контроля < 2> и др. ). Поэтому здесь мы остановимся только на тех положениях, которые, с одной стороны, регулируются отличным от предварительного следствия образом, а с другой - не анализировались в предыдущих главах. По сути, речь идет лишь об институте уведомления о подозрении и особенностях окончания дознания.

--------------------------------

< 1> См. § 13 гл. 14 настоящего курса.

< 2> См. § 3 гл. 14 настоящего курса.

 

2. Уведомление о подозрении. Такого института, как уведомление о подозрении, на предварительном следствии нет - вместо него там существует институт привлечения в качестве обвиняемого < 1>. В силу этого при производстве дознания возникает дополнительное основание придания лицу статуса подозреваемого (п. 4 ч. 1 ст. 46 УПК РФ), отсутствующее применительно к предварительному следствию.

--------------------------------

< 1> См. гл. 16 настоящего курса.

 

Необходимость введения института уведомления о подозрении Законом от 6 июня 2007 г. обусловлена тем, что до этого подозреваемый при дознании всегда появлялся с момента возбуждения уголовного дела, ибо, как уже упоминалось, дознание по УПК РФ в первоначальной редакции проводилось исключительно по делам, возбужденным in personam. После того как Закон от 6 июня 2007 г. допустил дознание и в тех случаях, когда уголовное дело возбуждается in rem (по факту), и в связи с тем, что обвиняемый при дознании появляется лишь при окончании дознания (в момент вынесения обвинительного акта), потребовалось гарантировать лицу, против которого собраны доказательства его причастности к преступлению, надлежащий процессуальный статус, чтобы он мог защищаться от уголовного преследования не только по окончании, но и в ходе дознания. Таким и стал статус подозреваемого со всем набором необходимых прав, реализуемый посредством института уведомления о подозрении.

Конструируя институт уведомления о подозрении, законодатель, по сути, лишь несколько переиначил классический институт привлечения в качестве обвиняемого. Именно таким образом в российском уголовном процессе появился институт уведомления о подозрении, применяемый при производстве дознания по уголовным делам, возбужденным in rem. Но, строго говоря, он не столь сильно отличается от института привлечения в качестве обвиняемого не только в сущностном, но и в сугубо техническом плане. Для иллюстрации сопоставим институт уведомления о подозрении с институтом привлечения в качестве обвиняемого по различным критериям:

1) основание: привлечение в качестве обвиняемого осуществляется на предварительном следствии при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица, а уведомление о подозрении - при наличии достаточных данных, дающих основания подозревать лицо;

2) процессуальное оформление: следователь составляет постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, а дознаватель - письменное уведомление о подозрении в совершении преступления (при этом содержание документов идентично);

3) срок предъявления; срок предъявления обвинения в ходе следствия по общему правилу составляет трое суток с момента вынесения постановления о привлечении лица в качества обвиняемого; срок уведомления о подозрении формально не установлен, но дознаватель должен допросить подозреваемого не позднее трех суток с момента вручения уведомления;

4) оформление предъявления; о предъявлении постановления о привлечении в качестве обвиняемого отметка делается в самом постановлении, а об уведомлении о подозрении составляется отдельный протокол;

5) обязательность допроса: немедленно после предъявления постановления о привлечении в качестве обвиняемого; в течение трех суток с момента уведомления о подозрении;

6) объем подозрения: все эпизоды обвинения должны излагаться в одном постановлении о привлечении в качестве обвиняемого; все эпизоды подозрения - в одном уведомлении о подозрении;

7) количество процессуальных актов (документов) при множественности субъектов преступления: в отношении каждого обвиняемого выносится отдельное постановление о привлечении в качестве обвиняемого; в отношении каждого подозреваемого - отдельное уведомление о подозрении;

8) прокурорский надзор: копии постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого и уведомления о подозрении отправляются прокурору.

Как видим, никаких фундаментальных отличий между институтами привлечения в качестве обвиняемого и уведомления о подозрении нет. Речь идет скорее о терминологических, нежели сущностных различиях.

3. Окончание дознания. Теперь обратимся к особенностям окончания дознания, сравнивая этот этап дознания с таким же этапом предварительного следствия.

1. К моменту окончания дознания имеется лишь подозреваемый, но не обвиняемый (если, конечно, не принимать во внимание возможность появления в ходе дознания обвиняемого на основании ч. 3 ст. 224 УПК РФ); предварительное же следствие заканчивается всегда с обвиняемым.

2. Момент окончания производства следственных действий по итогам дознания оформляется обвинительным актом; момент же окончания производства следственных действий по итогам предварительного следствия - протоколом об уведомлении обвиняемого об окончании предварительного следствия.

3. Обвинительный акт по своей сути является симбиозом двух процессуальных актов предварительного следствия: акта об обвинении, придающего лицу статус обвиняемого (для следствия это постановление о привлечении в качестве обвиняемого), и итогового акта расследования (для следствия таковым является обвинительное заключение); однако содержание обвинительного акта и приложений к нему тождественно содержанию обвинительного заключения.

4. Обвинительный акт составляется до ознакомления участников процесса со всеми материалами дела, а обвинительное заключение - после ознакомления; это объясняется двумя причинами: во-первых, как отмечено выше, обвинительный акт выполняет также функции решения о привлечении в качестве обвиняемого, во-вторых, в ходе ознакомления с материалами дела при окончании предварительного следствия участники процесса вправе заявлять ходатайства о производстве дополнительных следственных действий (это может привести к появлению новых доказательств, что делает бессмысленным составление обвинительного заключения до ознакомления с материалами дела), тогда как при ознакомлении с материалами дела при окончании дознания такого права у них нет.

5. По указанной в предыдущем пункте причине обвинительный акт предъявляется обвиняемому вместе со всеми материалами дела, а копия обвинительного заключения вручается обвиняемому уже после окончания ознакомления с материалами.

6. После ознакомления обвиняемого с обвинительном актом и материалами дела дознаватель знакомит с материалами дела потерпевшего и его представителя при наличии ходатайства с их стороны < 1>; при окончании предварительного следствия с материалами дела сначала знакомятся потерпевший и его представитель, а затем - обвиняемый и его защитник; это отличие связано с тем, что при ознакомлении с материалами дела в ходе следствия участники процесса вправе заявлять ходатайства о производстве дополнительных следственных действий, в связи с чем защита здесь должна " отвечать" обвинению (но не наоборот) < 2>, тогда как при окончании дознания такой возможности у участников нет, в силу чего последовательность ознакомления определяется другой логикой (обвиняемому надо сначала предъявить обвинение в форме обвинительного акта).

--------------------------------

< 1> При этом законодатель оставил открытым вопрос, обязан ли дознаватель знакомить с материалами дела гражданского истца и гражданского ответчика. Исходя из общей процессуальной логики сделать это необходимо.

< 2> См. об этом § 2 гл. 19 настоящего курса.

 

7. Сама процедура ознакомления участников с материалами дела никаких особенностей применительно к дознанию не содержит, хотя законодатель в ст. 223 УПК РФ и не упомянул гл. 30 Кодекса, регулирующую процессуальную форму окончания предварительного следствия. На это, в частности, обратил внимание Президиум Верховного Суда РФ в Постановлении от 9 апреля 2008 г. N 92-П08-ПР. Так, по мнению высшей судебной инстанции, при ознакомлении обвиняемого с материалами дела дознаватель составляет протокол в соответствии в том числе с правилами, установленными ст. 218 УПК РФ, и, " таким образом, полномочия дознавателя и следователя на этой стадии процесса равны, поскольку закон не содержит каких-либо ограничений, исключений или особенностей для действий названных процессуальных лиц при ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела" (см. текст названного Постановления).

8. После ознакомления участников с материалами дела дознаватель направляет обвинительный акт на утверждение начальнику органа дознания и только после такого утверждения - прокурору, а обвинительное заключение перед направлением на утверждение прокурору следователь согласовывает с руководителем следственного органа (ч. 6 ст. 220 УПК РФ).

9. Порядок действий прокурора с обвинительным актом отличается от порядка его действий по обвинительному заключению: во-первых, в отношении обвинительного акта у прокурора имеется всего лишь двое суток, к тому же без права продления, а в отношении обвинительного заключения - 10 суток с правом продления до 30 суток; во-вторых, прокурор при окончании дознании может вернуть дело на дополнительное расследование в форме дознания или предварительного следствия, а при окончании предварительного следствия возможно возвращение дела исключительно на дополнительное предварительное следствие; в-третьих, прокурор вправе при утверждении обвинительного акта своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое, а при утверждении обвинительного заключения таких полномочий у него нет. В целом это связано с более широкими надзорными полномочиями прокурора по отношению к дознавателю по сравнению со следователем (после известной реформы 2007 г. ).

После утверждения прокурором обвинительного акта производство по делу осуществляется в общем порядке: дело направляется в суд и начинается стадия подготовки к судебному разбирательству.

 

§ 3. Особенности дознания в сокращенной форме

 

15 марта 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ " О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". В УПК РФ была введена еще одна глава - гл. 32. 1 " Дознание в сокращенной форме" < 1>. В результате наряду с ординарным дознанием в России появилась еще одна форма (вид) дознания, которую иногда также именуют сокращенным дознанием. Оценивая генезис данной формы дознания, процессуалисты нередко вспоминают не только дознание по УПК РФ в его первоначальной редакции (до 2007 г. ), но и так называемую протокольную форму досудебной подготовки материалов - особую форму предварительного расследования, введенную в УПК РСФСР 1960 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 января 1985 г. и действовавшую до вступления в силу УПК РФ. С одной стороны, такие аналогии уместны. С другой стороны, к ним надо относиться с осторожностью, поскольку дознание в сокращенной форме заметно отличается и от дознания в период между 2002 и 2007 гг. и от протокольной формы досудебной подготовки материалов.

--------------------------------

< 1> Строго говоря, судя по ее содержанию, точнее было бы назвать эту форму предварительного расследования дознанием в упрощенной форме.

 

Во-первых, сокращенное дознание возможно при наличии трех объективных условий (не зависящих от волеизъявления подозреваемого): 1) уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица; 2) по этому делу начато дознание; 3) отсутствуют обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 226. 2 УПК РФ и исключающие производство дознания в сокращенной форме (подозреваемый является несовершеннолетним; он не владеет языком судопроизводства; против данной формы дознания возражает потерпевший и др. ).

Во-вторых, если все три условия имеют место, то дознаватель должен до начала первого допроса разъяснить подозреваемому его право ходатайствовать о дознании в сокращенной форме (ч. 1 ст. 226. 4 УПК РФ), но при наличии трех субъективных условий (зависящих от волеизъявления подозреваемого): 1) подозреваемый признает свою вину; 2) он признает характер и размер причиненного преступлением вреда; 3) не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 2 ст. 226. 1 УПК РФ).

На раздумье законодатель выделил подозреваемому двое суток (ч. 2 ст. 226. 4 УПК РФ). При этом подозреваемый должен обязательно иметь защитника (п. 8 ч. 1 ст. 51 УПК РФ), чтобы посоветоваться также с ним. Дальнейшее зависит уже от волеизъявления подозреваемого: либо он откажется от заявления указанного ходатайства, либо подаст его в письменной форме, причем наряду с подписью подозреваемого ходатайство также должно быть подписано защитником.

Если дознаватель в течение 24 часов с момента поступления ему ходатайства подозреваемого удовлетворил это ходатайство своим постановлением (о производстве дознания в сокращенной форме), то он " обязан произвести только те следственные и иные процессуальные действия, непроизводство которых может повлечь за собой невосполнимую утрату следов преступления или иных доказательств" (ч. 2 ст. 226. 5 УПК РФ). Поэтому законодатель в ч. 3 той же статьи позволяет дознавателю:

- не проверять имеющиеся в деле доказательства, которые не были оспорены участниками процесса (подозреваемым или его защитником; потерпевшим или его представителем);

- не собирать доказательства, если соответствующие фактические обстоятельства уже установлены материалами доследственной проверки (проверки сообщения о преступлении), т. е. не допрашивать участников процесса, которые уже дали в ходе доследственной проверки объяснения, не назначать экспертизу при наличии полученных в рамках той же доследственной проверки результатов разнообразных исследований и т. д.

Иначе говоря, закон разрешает использовать в доказывании обстоятельств дела сведения, которые формально не относятся к числу доказательств в строгом смысле и при других обстоятельствах не отвечали бы требованиям допустимости. При этом, разумеется, дознаватель вправе (факультативно по своему усмотрению) произвести в случае необходимости соответствующие следственные действия и получить полноценные доказательства, если ему требуется уточнить или дополнить какие-то сведения, содержащиеся в материалах доследственной проверки.

Таким образом, может оказаться, что все или почти все расследование произведено до возбуждения уголовного дела. Если же в стадии возбуждения уголовного дела доказательства и иные материалы вовсе не собирались, то дознавателю остается своими следственными действиями зафиксировать лишь невосполнимые следы преступления (по всей видимости, лишь провести осмотр места происшествия), а в качестве основного, неоспоримого и, судя по замыслу законодателя, относимого, допустимого, достаточного и достоверного доказательства в деле будет фигурировать лишь полное признание подозреваемым вменяемого ему в вину деяния. Ясно, что ничего подобного не было ни в рамках института протокольной формы досудебной подготовки материалов (1985 - 2002 гг. ), ни в рамках дознания в его первоначальном варианте по действующему УПК РФ (до 2007 г. ).

При таких предоставляемых сегодня дознавателю законом возможностях он вполне способен уложиться в отведенный для этого срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме и до момента направления обвинительного постановления прокурору на утверждение (ч. 1 ст. 226. 6 УПК РФ). Однако если дознавателю заявлены обвиняемым или его защитником ходатайства о производстве дополнительных следственных действий, то этот срок может быть продлен до 20 суток, т. е. еще на 5 суток.

По окончании сокращенного дознания, но не позднее 10 суток с момента вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме дознаватель составляет обвинительное постановление. Наименование итогового процессуального решения при производстве дознания в сокращенной форме терминологически подчеркивает разницу с ординарным дознанием, где составляется обвинительный акт. Но по содержанию своему эти процессуальные документы одинаковы. Если в указанный срок не удалось составить обвинительное постановление, то дознание должно продолжиться в общем, а не в упрощенном порядке (ст. 226. 7 УПК РФ). Переход к ординарному дознанию возможен и в иных случаях, например по требованию участников процесса (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или его представителя), которое подлежит безусловному удовлетворению, в том числе уже впоследствии в судебных стадиях уголовного процесса до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора (ч. 3 ст. 226. 3 УПК РФ), к чему мы еще далее вернемся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...