Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тезис 8. Понятие «прием обучения»




Тезис 8. Понятие «прием обучения»

     Широкое распространение в дидактике высшей школы получило понятие «прием обучения». Прием - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода.

      Например, в методе организации работы обучающихся с учебником и книгой выделяются следующие приемы: конспектирование, составление плана текста, подготовка тезисов, цитирование, составление аннотации, рецензирование, написание словаря пройденной темы, составление схематической модели текста.

     Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Так, прием составления схематической модели может выступать элементом как метода работы с учебником или книгой, когда обучающихся составляют модель прочитанного текста, так и элементом другого метода - объяснения преподавателем нового материала, когда обучающихся составляют схематическую модель нового учебного материала.

Тезис 9. Связь метода и приема

 Прием - это действие преподавателя, вызывающее ответную реакцию обучающихся, соответствующую целям этого действия. Прием - это более частное понятие по отношению к понятию метод обучения, это деталь метода. Приемы могут определяться особенностями обучающей системы; при проблемном обучении - это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно - иллюстративном - это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т. п.

  Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы, исходя из уровня мастерства преподавателя. Приемы используются в целях активизации восприятия обучающихся учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности. Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом. В обучении имеют место возможные переходы методов (метод в прием, прием в метод), вызванные спецификой обучения.

Тезис 10. Средства обучения

Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения». Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения. Под средствами обучения следуетпонимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала. Выбор средств обучения определяется: задачами учебного занятия, содержанием учебного материала, применяемыми методами обучения, предпочтениями преподавателя.

                               Тезис 11. Классификция средств обучения

1.. По характеру воздействия на обучаемых: визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации; аудиальные: музыкальный центр, радио; аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы.

2. По степени сложности: простые: учебники, печатные пособия, картины, модели; сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.

3. По происхождению: натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек); символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты; технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.

Резюме

  Таким образом, ни один из методов обучения не является универсальным, хороших результатов можно достигнуть при их сочетании. Эффективное педагогическое взаимодействие возможно лишь при разумном сочетании нескольких, не противоречащих методов обучения. Задача оптимизации заключается в том, что в имеющихся условиях учебного процесса из методов необходимо выбрать те, которые обеспечивают наибольшую эффективность обучения.

        2. Дидактические подходы к классификации методов обучения

Тезис 1. Классификация методов обучения.

  В дидактике высшей школы одной из проблем является классификация методов обучения. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения.

 Дидактика высшей школы выделяет следующую классификацию методов обучения:

- словесные. Это передача учебной информации при помощи слова (устного или печатного) с использованием логических, организованных и технических приемов. Эти методы обучения включают в себя: рассказ, беседа, дискуссия, лекция, работа с печатными источниками (книгами, журналами и т. д. );

- наглядные. Это сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности, который включает в себя метод иллюстрации (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц и т. д. ) и метод демонстраций (приборов, опытов, диафильмов, видео и пр. );

- практические. Это получение учебной информации на основании практических действий, выполненных обучающимся или преподавателем в процессе практических работ. Включает в себя такие методы как упражнение, практические работы, решение различных задач и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...