Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Цели и организация учебного процесса в высшей школе




2. Цели и организация учебного процесса в высшей школе

        Тезис 11. Понятие цели обучения в дидактике высшей школы

Цели обучения определяют  конечный результат совместной деятельности преподавателя и обучающихся, выраженный в знаниях, воспитанности, развитии  обучающихся как результатах обучения. От выбора целей  зависит выбор содержания, методов и средств обучения в высшей школе.

Цели обучения - это первый элемент дидактической системы обучения, они дают ответ на вопрос: чему учить, как учить, чему научить?

Цели определяют путь движения к конечному результату, содержание обучения и способы деятельности.

Толковый словарь русского языка определяет цель как " то, что некто пытается постичь, получить, к чему - то стремится", )

Современная философия определяет цель как элемент поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует будущий результат деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств

                      Тезис 12. Требования к формулированию целей

Формулирование педагогических целей отвечает на вопрос «для чего учить? »; какие задачи (профессиональные, жизненные, предметные, этические) должен уметь решать студент с помощью полученных знаний, умений, навыков, убеждений, установок.

Тезис 13. Классификация целей обучения

  Выделяют нормативные государственные, общественные, социальные цели. Нормативные государственные цели – общие цели, зафиксированные в государственных стандартах образования. К общественным целям относят цели различных социальных слоев, которые зависят от потребностей, интересов и требований этих слоев по отношению к профессиональной подготовке. Социальные цели – цели, создаваемые субъектами образовательно-воспитательного процесса исходя из особенностей учебного заведения, профиля учебной дисциплины, уровня подготовки обучающихся.

В структуре любой цели выделяется предмет и объект. Объект цели обучения представляет собой конкретного обучающегося или учебную группу, на которую направлено педагогическое воздействие; предмет целиобучения - то, на что цель направлена, на достижение каких целевых результатов.

 Цели обучения должны анализироваться не только преподавателем, но и обучающимися. Учебный процесс всегда носит двусторонний и двунаправленный характер и анализ учебных и воспитательных (самовоспитательных) целей, которые ставит перед собой «объект» дидактического воздействия, не менее (если не более) важен, чем анализ целей преподавателя. Формирование у обучающихся способности к целеполаганию и достижению поставленных целей является, в свою очередь, важной педагогической целью преподавателя. Важнейшим фактором интенсификации этого процесса оказалась возможность самостоятельной постановки учебных целей обучающимися.

Тезис 14. Группы целевых результатов педагогического воздействия

    Цели формирования сознания, мировоззрения, поведенческих стратегий одобряемых на конкретном этапе исторического развития;

  Цели социализации, отношений в обществе, отношений к труду, профессии, семье, искусству и др.;

  Цели воспитания творческой деятельности, способностей, задатков обучающихся. В деятельности преподавателя выделяют также организационные цели, которые заключаются в применении самоуправления в процессе планирования и реализации учебной деятельности, расширении функций обучающихся, оказании помощи в процессе проведения учебных занятий.

Методические цели преподавателя – перестройка технологий, методики учебной и вне учебной деятельности, интерпретация новых форм, методов, приемов в образовательно - воспитательный процесс.

Тезис 15. Целеполагание

  Целеполагание представляет собой поэтапный логико - конструктивный процесс, который включает следующие операции: сравнение и обобщение информации; отбор актуальной информации; нахождение объекта, предмета цели, ее выражение; реализация деятельности для достижения планируемых результатов как поставленных целей.

  Цели обучения должны планироваться не только преподавателем, но и обучающимися. Учебный процесс всегда носит двусторонний и двунаправленный характер и планирование учебных и воспитательных (самовоспитательных) целей, которые ставит перед собой обучающийся не менее важен, чем планирование целей преподавателя. Формирование у обучающихся способности к целеполаганию и достижению поставленных целей является  важной педагогической целью преподавателя. Важнейшим фактором интенсификации этого процесса является возможность самостоятельной постановки учебных целей обучающимися.

                            Тезис 16. Особенности целей обучения

Отправной точкой для построения системы целей обучения применительно к высшей школе служит модель  специалиста, на основе которой строится процесс подготовки будущего специалиста – профессионала.

В высшем учебном заведении Модель специалиста представляет собой набор конечных целей высшего профессионального образования, которые всегда имеют комплексный характер. Данная модель включает промежуточные, или вспомогательные, цели при формулировании целей учебных дисциплин. Поэтому, отдельные учебные дисциплины вносят свой вклад в конечные цели образования, воспитания и развития обучающихся.

При постановке целей преподаватель использует глаголы в неопределенной форме, например, формировать, воспроизвести, выбрать, выделить, выразить, вычислить, записать и т. п.     

Например, для постановки целей развития обучающихся:

1. Формировать навыки познавательного, творческого мышления и поведения, качества ума (сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность, экономичность), познавательные умения (задавать вопросы, формулировать проблему, выдвигать гипотезы, доказывать, делать выводы, применять знания), умения и навыки учебного труда (добиться сформированности умения работать с книгой, найти нужный материал в справочнике, составить план параграфа, найти в тексте главную мысль, составить конспект, ответить на поставленные вопросы).

2. Развивать познавательные процессы (внимание, воображение, память, восприятие), мыслительные навыки (вычленение, сличение, анализ, синтез, конкретизация, систематизация), умения применять знания на практике (обучить навыкам: строить замысел работы, планировать индивидуальную учебную деятельность, пользоваться приборами и инструментами, контролировать и оценивать результаты своих действий, проводить измерения, вычисления ) и т. д.

Данные цели касаются интеллектуальной сферы, цели образования и воспитания преподаватель формулирует по аналогии.

Тезис 17. Требования к выбору целей процесса обучения.

-    формулировки целей должны быть конкретными; например, вместо цели “познакомить обучающихся со свойствами пластмасс” лучше сформулировать такую цель: добиться понимания обучающимися физических и химических свойств пластмасс;

- цели должны быть реально достижимыми при данных условиях; очевидно неправильно намечать такие цели отдельного учебного занятия, как: “сформировать мировоззрение”, “развивать ту или иную сферу”, такие цели достигаются, и то не всегда, в течение длительного времени;

- цели должны быть реальными, преподавателю необходимо постоянно соотносить цели, свои возможности и уровни развития обучающихся;

- необходимо учитывать и то, что выбор целей должен быть своевременным, для этого важно знать особенности развития сфер обучающихся, их личностных качеств в определенные возрастные периоды;

- полезно принять во внимание и тот факт, что человек одновременно не может стремиться к двум целям, как не может одновременно идти по разным направлениям, по разным дорогам. Дидактические воздействия носят целостный характер: невозможно сначала обучать, потом развивать, далее воспитывать. Точно так же индивидуальность и личность обучающегося не формируются по частям, так как они целостны.

                                                       Резюме

 Итак, преподаватель ставит всегда одну комплексную цель, предполагающую достижение в единстве целей обучения, воспитания и развития. Отсюда следует очень важное требование к постановке  целей - все они должны быть согласованы между собой и  непротиворечивые.

                                               

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...