Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тезис 11. Принципы воспитания. Тезис 12. Направления воспитания.   Тезис 13. Методы воспитания.   Тезис 14. Приемы, средства и формы воспитания




                                      Тезис 11. Принципы воспитания

Принципы воспитанияпредставляют собой исходные педагогические положения, выступающие для преподавателя руководящими нормами при организации и осуществлении им воспитательной деятельности. В этом отношении принципы – это некоторые общие положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса.

Требования к принципам:

- обязательность. Принципы воспитания – это не совет, не рекомендация, они требуют обязательного и полного воплощения в педагогическую практику;

- комплексность. Предполагает системное, то есть одновременное, а не поочередное, изолированное применение принципов воспитания на всех этапах воспитательного процесса. Принципы воспитания используются не в какой-то цепочке, а фронтально и все сразу. Нельзя сегодня воспитывать честность, завтра – трудолюбие, послезавтра – чуткое и внимательное отношение к людям;

-равнозначность. Принципы как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, которые требуют реализации в первую очередь и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Именно эта равнозначность и обеспечивает системность всей совокупности принципов воспитания.

Тезис 12. Направления воспитания.

- патриотическое. Определяется как система мер, направленных на формирование у граждан Донецкой Народной Республики высокого патриотического сознания.

- гражданское. Предполагает формирование у обучающихся ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу, стране.

- интеллектуальное. Ориентировано на развитие умственных способностей человека, развитие его интереса к познанию окружающего мира и самого себя.

- нравственное. Это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

- профессиональное. Предполагает передачу обучающимся сведений о законах и нормах, имеющих юридическую силу в области трудовых и производственных отношений, формирование потребности в труде.

- правовое. Представляет целенаправленную педагогическую деятельность по формированию у обучающихся уважения к закону и правой культуре.

 -экономическое. Состоит в выработке у них ясного представления об экономических закономерностях развития общества и в воспитании на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности.

-физическое. Связано с совершенствованием организма человека, укреплением его здоровья, развития необходимых физических качеств, привитие навыков здорового образа жизни.

-экологическое. Направлено на понимание ценностей природы и всего живого на Земле, человека как неотъемлемой составной части природы.

                                              

                                        Тезис 13. Методы воспитания

Методы воспитания в своем разнообразии охватывают целесообразным влиянием всю жизнь и деятельность преподавателей и обучающихся в самых различных проявлениях их возможного взаимодействия. В педагогике высшей школы определено несколько классификаций методов воспитания.

Выделяют следующие группы методов воспитания:

- формирования сознания личностиобучающихся. К ним относятся убеждение, разъяснение, увещевание, внушение, этическая беседа, метод примера, подражательность;

- организации деятельности и формирования опыта поведения обучающихся. Основными из этих методов являются упражнения, требование, приучение, метод поручений;

- стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. Они включают соревнование, поощрение и наказание;

  -контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (педагогическое наблюдение, диагностика, беседы с обучающимися, применение психологических опросников и анкет).

     О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по его внешнему облику, по характеру и культуре речи, по манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам. Воспитанность человека характеризуют также его ценностные ориентации, усвоение норм морали и следование им, отношение к деятельности и стиль общения, толерантность по отношению к представителям других наций, культур, взглядов. О воспитанности человека можно судить также по его эстетическим вкусам и физическому развитию и целому ряду других факторов.

Письменная работа со словарем. Классификация методов воспитания – это.

                        Тезис 14. Приемы, средства и формы воспитания

     Методический прием в педагогике высшей школы определяется как составная часть метода, то есть конкретное его проявление на практике. Именно методические приемы определяют своеобразие используемых преподавателем методов, придают индивидуальность манере его воспитательной деятельности. По отношению к методу они носят частный, подчиненный характер, подчиняются той задаче, которую преследует  конкретный метод.

     Таким образом, методы и методические приемы тесно связаны между собой. Они могут заменять друг друга в конкретных воспитательных ситуациях.

    Понятие средств воспитаниятесно связано с методами и приемами воспитания, с которыми средства воспитания применяются в единстве. В качестве средств воспитания могут выступать игровая, учебная, трудовая и другие виды деятельности. К средствам воспитания относятся также способы коммуникации, социальная группа как организующие условия воспитания.

      Формы воспитанияпредставляют собой способы, варианты организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации групповой и индивидуальной деятельности обучающихся. К формам воспитания относится разъяснительная беседа, диспут, круглый стол, телемост, совместная акция преподавателей и обучающихся, организованное действие учебной группы, направленное на достижение воспитательных целей и т. д.

  Выбор форм воспитательной работы осуществляется на основе научных принципов воспитания. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее.

                              Тезис 15. Самовоспитание

      Самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и самосовершенствование, на формирование своей базовой культуры.

     Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества.

     Основными формами и методами самовоспитания являются: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение.

       Письменная работа со словарем Самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение – это.

                                                          Резюме.

Комплекс методов и приемов воспитания, направленных на достижение воспитательной цели называют методикой, систему же используемых для этого методов, приемов и средств называют технологией воспитания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...