Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тезис 6. Комплексная модель позиции преподавателя как воспитателя




Тезис 6. Комплексная модель позиции преподавателя как воспитателя

       Педагогика высшей школы разработала деятельностную модель личностно-профессиональной позиции преподавателя как воспитателя. В данной модели представлены возможные действия преподавателя как воспитателя:

- как субъекта воспитательного влияния и воздействия на студентов;

- как субъекта личностного и профессионального саморазвития  воспитателя;

- как субъекта взаимодействия с влияющими на студентов социальными институтами, стимулирующими проявление их воспитательного потенциала.

   Преодоление отчуждения обучающегося от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны преподавателей, и эти усилия направляются как на создание возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования. В этом двуедином процессе реальная возможность развития студента как личности во многом зависит от профессиональной позиции преподавателя -воспитателя.

  Резюме. Изучение профессиональной позиции преподавателя-воспитателя позволяет выяснить следующее: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью преподавателя (или он всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность, то есть попросту отбывает повинность), какие профессиональные ценности сформированы у преподавателей (или такие ценности отсутствуют и преподаватель осуществляет свою работу формально, равнодушно).

  2. Взаимодействие преподавателей и студентов в высшей школе

         Тезис 7. Взаимодействие преподавателя и студентов

  Педагогическое взаимодействие в системе " преподаватель - обучающийся" представляет собой систему взаимных воздействий субъектов, включенных в совместную деятельность на основе общих целей профессионального образования. Подобное взаимодействие имеет большое принципиальное значение с точки зрения аксиологической составляющей, поскольку это взаимодействие между преподавателем и студентом влияет на формирование системы ценностей будущего специалиста, таких как человек, истина, образование, профессия и другие.

Процесс взаимодействия преподавателя и студентов протекает в столкновении целей, интересов, жизненных позиций, мотивов, личного индивидуального опыта, что вызывает диалектические изменения форм взаимодействия в ходе учебного процесса. Эффективность педагогического взаимодействия на учебных занятиях зависит от множества факторов (успешного определения целей совместной деятельности, соответствия педагогической тактики конкретной задаче данного взаимодействия, активности самих студентов и т. д. ). Среди них важную роль играет фактор оптимального выбора методов обучения, реализация которых в конкретных условиях образовательного учреждения дает высокий уровень качества подготовки студентов.

В последние годы изучаются педагогические возможности методов активного обучения (проблемные лекции, групповые дискуссии, анализ конкретных ситуаций, динамические пары, конференции, ролевые и деловые игры, видео метод, мультимедиа и т. д. ), которые наряду с традиционными (объяснение, рассказ, работа с учебником, беседа, показ и т. д. ), способствуют повышению интенсификации, эффективности, качества и результативности процесса обучения в образовательном учреждении.

Письменная словарная работа. Проблемная лекция, групповая дискуссия, анализ ситуации, динамические пары, ролевые и деловые игры – это.

Тезис 8. Классификации взаимодействия преподавателей и студентов

  1. По способу воздействия: прямое (непосредственное), косвенное, параллельное взаимодействие: прямое как непосредственное воздействие друг на друга, когда между субъектами прямой контакт; косвенное же направлено на оказание влияния через что-то (предметы, действия, обмен информацией), либо через кого-то (опосредованно другими людьми и т. д. ), параллельное воздействие (влияние через учебную группу);

  2. По типу связи в процессе взаимодействия: «на равных» (субъект-субъектные отношения), «руководство» (объектные отношения);

  3. В зависимости от содержания (предмета) взаимодействия выделяют духовный и практический виды взаимодействия. Духовное взаимодействие - это общение, представляющее собой обмен информацией. Практическое взаимодействие - результат обмена знаниями, навыками, умениями;

4. По степени регламентируемости связей субъекта и объекта принято разделять взаимодействие на формальное, характеризующееся жесткими связями между индивидами и относительной стабильностью во времени, и неформальное, основанное на личностном характере обучения при ярко выраженной эмоциональности.

                 Тезис 9. Функциональный характер взаимодействия

       Для такого взаимодействия типичны: взаимное отчуждение преподавателей и обучающихся, потребительское отношение обучающихся к преподавателям, недооценка преподавателями внутренних законов жизни образовательного учреждения, ориентация на внешние формы поведения обучающихся, насыщенность отношений преподавателей и обучающихся конфликтными ситуациями, которые обусловлены отсутствием взаимопонимания, сопереживания, реального соучастия и т. д. Усиливающееся в современных условиях противоречие между потребностью молодых людей в равноправном взаимодействии с взрослыми и не готовностью не только обучающихся, но и преподавателей к конструированию и организации такого взаимодействия делает рассматриваемую проблему особо актуальной.   

Педагогика высшей школы выделяет следующие принципы современного взаимодействия:

- диалогизация. Является равноправным в плане обмена информации, ролевого социального взаимодействия и межличностного взаимодействия преподавателя и обучающегося;

- проблематизация. Ведет к изменению ролей и функций преподавателя и обучающегося. Преподаватель должен стимулировать обучающегося к личностному росту, создавать условия для самостоятельного обнаружения и постановки им познавательных проблем и задач;

- персонализация. Требует включения во взаимодействие таких элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих действий и поступков), которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам;

- индивидуализация. Означает выявление и культивирование в каждом индивидуально специфических элементов общей и специальной одаренности, построение такого содержания и методов обучения, воспитания, которые были бы адекватны возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям, способностям и склонностям обучающихся.
                        

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...