Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список литературы 5 страница




 

[303] Ibid, p 129 Подчеркнем раннее появление судебной этики

 

[304] Ibid, p129‑ 130

 

[305] Responsio Caroh ad populum M G H, Capitularia Regum Francorum II, 2, p 339, 456–458 На эту тему см комментарии М Давида David М Ор ей, р 121, и М Андрие Andrieu M Revue d Histoire Ecclesiastique, 48, 1953, р 28

 

[306] Единственный этический элемент Coronet te Domtnus corona glonae atque justihae < > (Господь тебя венчает короной славы и милосердия < > ) М G Н, Capitularia II, р 457 Те же формулы встречаются в ordo Эдгара и в ordo СЭрдмана

 

[307] Ibid, p 364 David M Op at, р 121, Bouman С A Op at, р 166 То же обещание давал Карломан во время коронации в Керзи 9 сентября 882 г

 

[308] Асаре sceptium < > qua te ipsum bene regas, sanctum ecclesiam, populum videlicet chnsttanum tibi a Deo commtssum, regia virtute ab improbis dejendas, pravos corngas, rectos, ut viam rectam tenere possint, tuo mvamine dingas (Прими скипетр < > дабы сам ты хорошо управлял святой церковью, сиречь вверенным тебе Богом христианским народом, доблестно защищал королевство от нечестивых, поправлял заблудших, помогал праведным идти верным путем) М G H Capitularia II, р 461 Можно отметить квази‑ священнический аспект должности короля

 

[309] Текст приведен в издании Schramm Р Е К К Р, t II, 1968, р 209‑ 210

 

[310] Текст приведен в издании Schramm P E Ibid, p 213–214 По случаю этой коронации была написана поэма, особо выделявшая моральное значение слова pugnator, применяемого к королю, а не к массам Автор желает, чтобы король объединил в себе все достоинства Авраама, Самсона, Гедеона, Самуила, Давида, Даниила и других библейских героев Исключение – Александр, представленный как образец царя‑ предводителя войска Ut Alexander maximus, Pugnator sis aptissimus (Подобно Александру Великому, будь самым образцовым воином) Ibid, p 215

 

[311] Текст постановлений синода в Бове MGH Capitularia Regum Francorum II, 2, р 387

 

[312] Schramm P E Der Komg von FrankreichWeimar, 1960, Bd II, S 105 ss

 

[313] David M Op at, p185

 

[314] Bouman С A Op at, p 12

 

[315] Benedictio super regem noviter electum //Pontifical d'Egbert, ed N Greenwell, op at, p 101

 

[316] Tna preceptaIn primus, ut aecclesia Dei et omnis populus Chnstianus veram pacem servent in omni temporeAmen

– Ahud est, ut rapaatates et omnes iniquitates omnibus gradibut interdicat – Amen – Tertium est, ut in omnibus judicus aequitatem et nnsencordiam precipiat < > (Три призыва – Во‑ первых, пусть церковь Божья и весь христианский народ во все времена хранят истинный мир Аминь – Во‑ вторых, пусть людям всех состояний будет запрещено вершить грабежи и несправедливость Аминь – В‑ третьих, пусть всем судьям повелят быть справедливыми и милосердными < > ) Ibid, p 105

 

[317] Ordo Эдгара, текст приведен в изданиях Bouman С A Op at, р 169 ss, Schramm Р Е К К Р, S 235

 

[318] Accipe virgam virtuhs atque equitahs, qua mtellegas mulcere рюч et ten ere reprobos, errantes viam docere, lapsisque manum pomgere, disperdasque superbos et releves humiles < > (Прими жезл доблести и справедливости, с помощью коего ты сможешь оказывать милость достойным и устрашать нечестивых, укажешь путь заблудшим, смиришь надменных и возвысишь смиренных < > ) Ibid, p 237

 

[319] Bouman С A Op at, p152 ss

 

[320] Sublatus autem prmceps interrogatur ab episcopo sedis dims, si bandas Dei ecdesias ac rectores ecclesiantm necnon et cunctum populum ыЫ subiectum inste ac lehgiose regah providentia luxta morem patium suorum defendere ac regeiere (А епископ со своего места вопрошает верховного властителя, будет ли тот защищать святые церкви Божьи и управителей церквей и править вверенным ему народом справедливо и благочестиво, с царственной заботой, по обычаям своих отцов) Текст пит по Erdmann С Korags– und Kaisers kronung Op at, S 84

 

[321] Текст ordo E приведен в издании Bouman С A Op at, p 179

 

[322] См текст под S О, 2318, «Deus innerabihs, auctor mundi < > » в издании Flori J Chevalerte et hturgie, указанная глава

 

[323] Corona eum corona institute et pietahs, ut ex toto corde et tota mente in te credens hbi deserviat, sanctam tuam ecclesiam defendat et subhmet (Венчай его короной справедливости и благочестия, дабы он, веруя в Тебя всем сердцем и разумом, служил Тебе, защищал и прославлял Твою святую церковь) Текст цит по Erdmann С Op at, S 86

 

[324] Chanson de Gmllaume, v 1600–1604, ed G Whathelet‑ Willem, Recherches sur la Chanson de Gudlaume, t II, p 891 К использованию в этой эпопее тем, связанных с идеологией королевской власти, мы вернемся в нашей работе «L essor de la chevalene», выходящей в том же издательстве

 

[325] О переходе от ordo Эрдмана к ordo Ратольда см Bouman С А Op at, p 154

 

[326] Accipe annulum, signaculum sanctae fidei, pei quern scias lepellere cunctas heieses, et cathohcae fidei perseverabilitati connech (Прими кольцо, символ святой веры, с которым ты сможешь пресекать все ереси и каковое тебя неразрывно привяжет к католической вере) Р Е Schramm К К Р, op at, S 218, Nr 2

 

[327] См этот текст под S 2, ordo С, Ad gladium tragendum, проанализированный Ж Флори Flon J Chevalene et hturgie, упомянутая статья, р 428

 

[328] См этот текст под S 3, quando gladius, ibid, р 428

 

[329] Imposiho coronae Coronet te Domtnus corona glonae atque justitiae (Возложение короны да венчает тебя Господь короной славы и справедливости) Р Е Schramm Op at, S 219, Nr 9 Эта формула уже использовалась в 877 г, см Note 2‑ 3, S 417‑ 418

 

[330] In diebus ems semper onatur mstitia < > (Да пребудет при нем всегда правосудие < > ) Ibid, Nr 10

 

[331] Повторение формулы 877 года См прим 11, с 169

 

[332] Ad baculum dandum Accipe baculum, sacrt regimims signum, ut imbealles consohdes, htubantes confirmes, pravos corngas, rectos dingas in viam salutis aeternae, cooperante domino nostro lesu Chnsto < > (К передаче baculus'a прими baculus, символ священнической власти короля, дабы поддерживать слабых, укреплять нетвердых, поправлять оступившихся, направлять праведных по пути вечного спасения при помощи Господа нашего Иисуса Христа < > ) Ibid, S 219, Nr 12

 

[333] < > In hoc virga regm disce amare tustitiam et odisse iniquitatem (< > В оном жезле учись любить справедливость и ненавидеть беззаконие) Формула Сансской инвеституры, ibid, S 222, Nr 4

 

[334] Boumann С A Op at, р 155‑ 159

 

[335] Асаре coronam regm < > et per hanc te partiapem ministern nostn поп ignores, ita ut, sicut nos in interionbus pastures rectoresque ammarum intellegimur, tu quoque in extenonbus verus Dei cultor strenuusque contra omnes adversitates ecclesie Chnsti defensor < > semper appareas (Прими корону царства < > и посредством ее ты станешь нашим соучастником подобно тому как мы – пастыри душ внутри церкви, так и ты вне ее станешь истинным пастырем Божьим и наставником, и защитником церкви Христовой от всех угроз) Текст по изданию Erdmann С Korags– und Kaiserskronung < > Op at, S 88, Nr 3

 

[336] К тексту из прим 11 на с 169 добавляется фраза et imitando ipsum dihgas tustittam et odio habeas miquitatem(и подобно ему (речь идет о царе Давиде) да возлюбишь справедливость и возненавидишь беззаконие) Она близка к фразе из Сансской инвеституры, прим 31, с 171

 

[337] См текст об этом gladu tmditio в издании Erdmann С Komgbund Kaiserskronung Op at, 1951, S 87–89, воспроизведенный Ж Флори Flon J Chev alene et hturgie, указанная статья, источник S 11, p 430

 

[338] Ordo qualiter rex ordinan debet / /Pontificate in usum ecdesiae medtolanensisMilano M Magistretti, 1897, p 112‑ 119

 

[339] Widukind de Corvey Res Gestae Saxomcae, lib II, 3 / /Scnptores Return GermanicarumHannover G Waitz, 1904, p 57

 

[340] По Видукинду Корвеискому Widukind de Corvey Op at, p 56, епископ передает меч королю, произнося такие слова Асаре < > hunc gladium, quo eicias omnes Chnsti adversaries, barbaros et malos Christianas < > ad firmissam pauem omnium Chrishanorum(Прими < > сей меч, каковым покараешь всех врагов Христа, варваров и дурных христиан < > ради прочнейшего мира для всех христиан) Эта формула отличается от известных нам по проанализированным служебникам

 

[341] Exinde sumpto sceptro baculoque His signis, monitus paterna casttgatione subiectos cornpias, pnmumque Dei ministns, viduis at pupilhs manum miser'cordiae porngas(По принятии скипетра и baculus'a оными знаками, памятуя об обычаях отцов, исправляй подданных и прежде всего протягивай руку милосердия служителям Божьим, вдовам и сиротам) Ibid, p 56

 

[342] Vogel С et Elze R Le Pontifical romano‑ germamque du X е siecle Op at, p 259, Appendices OrdoРГС использует, в частности, ordoкоронации 879 г и формулы из Ставло Об источниках этого ordocm Ward P L The Coronation Ceremony in Medieval England //Speculum14, 1939, p 171–173 См также Bouman С A Op at, p 176–187, который приводит подряд в сокращенном виде пять известных критических анализов этого ordo

 

[343] См выше, с 152 и прим 24

 

[344] Secundum justiciam patrum tuorum (По справедливости твоих отцов) В старейшем тексте сказано «mxta morem»

 

[345] В четырех из десяти свидетельств о РГС этой формулы нет См на эту тему Vogel С et Elze R Op ей, p 253, Bouman С А Op at, p 32, Erdmann С Komgs und Kaiserskronung Op at, S 83–89 Раздел 12 содержит также моральный элемент, уже встречавшийся в молитве «Deus inenarrabihs auctor» Ангу‑ лемского молитвенника

 

[346] Текст этой молитвы можно найти у Ж Флори FlonJ Chevalene et hturgie, цитируемая глава, р 427, а прежде всего у П Ка‑ жена CagmP Le sacramentaire gelasien d Angouleme Angouleme, 1918, p 129‑ 130

 

[347] Этот текст можно найти здесь на с 152 К А Бауман Bouman С A Op at, p 35–37, оспаривает возможность, что этот ordo, выделенный К Эрдманом, мог быть использован при коронации Отгона в 936 г Сообщение Видукинда не кажется нам достаточно определенным, чтобы на этот счет можно было принять однозначное решение Однако аргументы побуждают дать скорее негативный ответ

 

[348] Асаре gladium per rrmnus ергчеорогит licet indignas < > чте fine тегеапь dignere (Прими меч из рук епископов, пусть недостойными руками < > станешь бесконечно достойным) См выше, с 154 Текст в изд Erdmann С Op at, p 89

 

[349] См выше, прим 46 на с 152

 

[350] См выше, с 155

 

[351] Защита церквей упоминается семь раз, справедливое правление – три раза, защита родины – два раза, защита вдов и сирот – один раз О pauperes речи нет

 

[352] Folz R Le monde germanique //Histoue UnwersellePans, 1957, t II, p 610 (Coll Pleiade;

 

[353] Ordo II, 2//Elze R Die Ordines fur die Weilie und Kronung des Kaisers und der KaisennHannover 1960, S 4‑ 5

 

[354] См выше, прим 5 на с 168, где можно найти текст этой молитвы

 

[355] Ordo отгоновской императорской коронации, VIII, 1 Promissio imperatons promitto < > те protectorem ас defensorem esse hums sanctae romanae ecdesiae in omnibus utihtatibus < > (Обещание императора обещаю < > во всех случаях быть покровителем и защитником святой римской церкви) Текст по Elze R Op at, S 17, или Schramrn P E К К Р, IV, p 182

 

[356] Текст, сопровождающий передачу меча асаре gladtum per manus episcoporum < > (прими меч из рук епископов < > ), обрывается после vim equitatis ехегсеач(проявишь силу справедливости) и таким образом исключает покровительство верным, преследование ложных христиан, защиту вдовы и сироты Нам неизвестны причины этого урезания, как и предшествующего ему молчания

 

[357] См Elze R Op at, S54‑ 55

 

[358] См.: Elze R. Op. cit, S. 28, 42–43. Возможное, но рискованное объяснение: повышение идеологического значения рыцарства во второй половине XII века, когда в некоторых ритуалах посвящения меч уже связывается с изучаемой нами этикой. Тогда следовало бы говорить о возвращении суверенам через посредство рыцарства формул, первоначально разработанных для них же. Отмегим, что эти церемонии коронации происходят перед алтарем святого Маврикия, одного из главных «военных» святых, ставших патронами рыцарства.

 

[359] См текст: Vogel С. et Elze R. Op. cit., p. 379.

 

[360] Cm. Flori J. Chevalerie et liturgie, упомянутая глава, р. 270 ss.

 

[361] Benedictio ensis (благословение меча) – тексты см. Vogel С. et Elze R. Op. cit., p. 379; Franz A. Op. cit., p. 294.

 

[362] См выше, с 171, прим 38

 

[363] Об этой враждебности и об общем упадке королевской и епископской власти см LemangnierJ F Le pouvmr royal aux premiers temps capetiens, 987‑ 1101Pans, 1965, p 73‑ 79

 

[364] Cp Bhgny В L Fgltse et les ordres rehgieux dans le royaume de Bourgogne aux XI et XII stecles Grenoble, 1960, p 465 Однако роль Клюни в грегорианской реформе не следует переоценивать, как указывает Д Ноулс Knowles D Les moines Chretiens Paris, 1969, p 51–53 вслед за Г Телленбахом Tellenbach G И monachesimo reformato e i laici nei sec XI e XII III laici nella societas chnstiana dei secoh XI e XII Milano, 1968, p 118–142, см также PoulinJ С L idealdesaintetedans I Aquitaine carohngienne, d apres les textes hagiographiques (750–950)Laval, Quebec, 1975

 

[365] Cm Lemarignier J F et Gaudemet J Histoite des institutions francaises аи Moyen Age les institutions ecclisiastiques Pans, 1962, p 54‑ 62

 

[366] Duby G Les trots ordres Op at, p 177

 

[367] На эту тему см у Р Грегуара, «стать чуждым мирским нравам», о презрении к миру в средневековой латинской монастырскоЙ литературе, в изд Le mepnse du monde Рапь, 1965, p 47‑ 49

 

[368] Cp Congar Y Les laics et l'ecclesiologie deb ordmes, chez les theologiens du XIе et XIIе biecles /// «laici nella societas chnstiana dei secoh XI e XII 3»settimana Internationale di Studio Mendola‑ Milano, 1968, p 93

 

[369] Rathenus Veronensis PraelocjUia, 1, 11, P L 136, col 236

 

[370] Ibid, col 235 См также I, 13

 

[371] Da Milano I La Spintuahta dei laici nei «Praeloquia» di Rateno da Verona //Rateno da Verona, convegni del centro di Studi sulla spintuahta medievale, X Todi, 1973, p 35–93, особенно р 48

 

[372] На эту тему см Мог С G Rateno di fronte al mondo feudale // Rateno da Verona Ibid, p165–186 См также ChelmiJ Les laics dans la societe ecclesiashque carolmgienne //I laici nella societas chnstiana Op at, p 23–55

 

[373] Rathenus Veronensis Praeloquia I, X, 23 – P L 136, col 167

 

[374] О положении дворянства в то время см Kallfelz H Das Standesethosdes Adels imlO undll JahrhundertWurzburg, 1966, Tabacco G / «hbert del re» nelV Italia carohngia e post carohngiaSpoleto, 1966

 

[375] Rathenus Veronensis Praeloquia I, II, 3 – P L 136, col 149‑ 150

 

[376] Batany J Sa these «Les engines et la formation du theme des etats du monde», chapitre 10, p 367 См также Cardim F Alle radici Op at, p 221, Cavallan V Rateno e Verona Qualche aspetto di vita cittadina del X secolo Verona, 1967

 

[377] Rathenus Veronensis Praeloquia I, II, 4 – P L 136, col 272‑ 273

 

[378] См, например Halphen L Le Comte d'Anjou аи XI' siecleРапь, 1906, p 151–177, Boussard J L'origine des families seigneunales dans la region de la Loire moyenne // С С М, 5, 1962, p 302–332 Общий обзор см Werner К F Untersuchungen zur Fruhzeit des franzosischen Furstentums, 9‑ 10 Jhdt //Die Welt als Geschichte1958, S 279–283, 1959, S 187, 1960, S 117‑ 119

 

[379] Cm Chedeville A Chartres et ses campagnes, XI'‑ XII' stecles Pans, 1973, p 254

 

[380] Ср Lemangnier J F Les fideles du roi de France, 936–987 // Recueil de travaux offerts a Clovis BruneiPans, 1955, t II, p 138–162, Structures monastiques et structures pohtiques dans la France de la fin du Xе et des debuts du XIе siecle / /Sethmane di Studio sull Alto Medtoevo, p IV Spoleto 1957, p 357‑ 400

 

[381] Cm Dhondt J Etudes чш la naisbance des pi inctpautes terntoi tales en Trance (IX'‑ X Ђ weeks)Brugge, 1948

 

[382] Duby J L'lmage du prince en France au debut du XIе siecle // Cahiers d Histoire, 1972, p 211‑ 216

 

[383] Cm Bosl К Potens und Pauper Begnffsgeschichthche Studien zur gesellschafthchen Differenzmrung lm fruhen Mittelalter und zum «Paupensmus» des Hochmitelalters //Festschrift О BrunneiGottingen, 1963, S 60‑ 87

 

[384] Здесь существует два варианта толкования К Эрдман Erdmann С Die Ent tehung des Kreuzzugsgedankens Stuttgart, 1955, S 78, полагает, что «Vita Geraldi» была написана ь основном для мирян, чтобы показать, что святая жизнь и их состояние совместимы По мнению П Руссе Rousset P Note sur la situation du chevalier a 1 ep'oque romane / / Litteratuie et hnguistique Recueil d etudes offertes а В Gagnebin Lausanne, 1973, p 196, аббат Клюни хотел с помощью этой «Vita» воспитывать монахов Впрочем, оба толкования не совсем несовместны, как мы сейчас увидим

 

[385] Eudes de Cluny Vita sanctt Geraldi coimtis Aunhacensis, P L 133 col 675

 

[386] Ibid, col 662, 664, 671 О роли Одона Клюнийскою в формировании новой мирской духовности см Rosenwem В Н and Little L К Social Meaning in the Monastic and Mendicant Spnituahties //Past and Present63, 1974, p 4‑ 32

 

[387] < > Chnstus more suo glonosus inihtem(< > По обычаю своему славный воин Христов) Ibid, col 664

 

[388] Athleta coeleshs mihtiae Ibid, col 669

 

[389] На эту тему см Prmz F Klerus und Kneg im Mtttelaltei Untersuchungen zur Rolle den Kirche beim Aufbau der KonigshenschaftStuttgajt, 1971

 

[390] Licuit igitur laico homnn in otdine pugnatorum posito gladium portate lit ineime vulgus velutnnocuum pecus a lupis, ut scuptum est, vespertims defensaret (Мирянину, входящему в ordo pugnatorum, дозволено носить меч, дабы, как сказано в писании, защищать безоружный люд, словно в вечерние часы беззащитный скот от волков) Ibid, col 647

 

[391] Ibid

 

[392] Duby G Les trots ordres Op at, p 126

 

[393] DelaruelleE Essai sur la formation del'iduedecroisade//B L £, 45, 1941, p 24

 

[394] < > Et tamen ita protectus a Deo sit, ut gladium suum, stcut supia diximus, nunquam humano sanguine cruentaveiit(< > И однако Бог так хранил его, что свои меч, как мы уже сказали, он ни разу не обагрил человеческой кровью) Vita Geraldi, P L 133, col 647

 

[395] < > Invitus itaque tenebatur in saeculo (< > Против желания остался в миру) Ibid, col 675 Об отношениях рыцарей и монастырей, в частности, в связи с Одоном Клюнийским, см Rousset P Note sur la situation du chevalier a l'epoque romane, op at, p 196‑ 199

 

[396] Об этом см DelaruelleE Op at, p 25

 

[397] Vila Geraldi, ibid, col 671, а особенно 607, где аббат Клюни подчеркивает, что истинная религия состоит в презрении к миру См также похвалу монашеству, col 554 и 675

 

[398] Vita Geraldi, und, col 692 О Geialde qui merito bonus vocans qms jam ent, sicut tu, sustentator tndtgentium? Qms nutntor pupillorum, vel defensor viduarum? Quis dolenhum consolator? Certe quis potenhae tuae culmen ita paupenbus inchnabtt? (О Геральд, кому ты по праву вознесешь хвалу, чтобы он был, подобно тебе, помощником нуждающихся? Кто еще питал сирот или защищал вдов? Кто утешал скорбящих? Воистину, кто сделает ниже вершину твоей обильной помощи столь бедным людям? ) О подоплеке духовности см Poulin J С L'ideal de samtete dans I'Aquitaine carohngienne d'apres les sources hagiographiques (750–950)Laval, Quebec, 1975, p 125 ss

 

[399] Van Winter J M Uxorem de mihtari ordine sibi unparem Op at, p 133‑ 134

 

[400] Ordo nnlitans у Рихера упоминается четырежды Richer Ibid, p 121 См также Guilhiermoz P Op at, p 141–142 Отметим, что выражение indites peditesque, видимо, показывает, что в этом ordo противопоставлялись indites и pedites, то есть что все mthtes должны были сражаться верхом В другом месте автор использует в том же смысле выражения ordo equestns и ordo nidi tans, что подтверждает подобное впечатление Ср Richer Histoirede France (888–995), l, 5 etYV, 11, trad R Latouche Paris, 1937 Дальше мы увидим, что это наблюдение верно не для всех авторов, даже в XI в

 

[401] Ganshof F L Les relations feodo vassahques aux temps post carolingiens Op at, p 67‑ 114, Erdmann С Die Entstehung Op at, S 11–40, etc

 

[402] Chedeville A. Chartres et ses campagnes, XI'‑ ХШ' siecle. Paris, 1973, p. 311.

 

[403] Duby G. La Societe… Op. cit., ed. de 1971, p. 196.

 

[404] Poly J. P. La Provence et la societe feodale, 879‑ 1160. Paris, 1976, p. 39.

 

[405] Fossier R. Chevalerie et noblesse au Ponthieu aux XIе et XI? siecles //Melanges… E. R. Labande. Poitiers, 1974, p. 298.

 

[406] Fossier R. La Terre et les hommes en Picardie. Paris, 1968, p. 538–539.

 

[407] Ipsam villatn Galliacensem quae magna nunc est vel futura (erit), et milites et homines universes qui in ea habitant (Само поместье Гайяк в тех границах, какие оно имеет или иметь будет, а также воинов и разных людей, что там живут). Текст опубликован в издании: Devic С. et Vaissette J. Histoire generate du Langxiedoc. Toulouse, 1876–1892, t. V, p. 123.

 

[408] Cp. Magnou‑ Nortier E. La Societe laique dans la province ecclesiastique de Narbonne de la fin du VIII' siecle a la fin du XI siecle. Toulouse, 1974, p. 534–535 et 543.

 

[409] Bonnassie P. La Catalogne du milieu duX' я la fin du XI' siecle. Toulouse, 1976, p. 805–806.

 

[410] П. Боннасье: Bonnassie P. Ibid., p. 166–168, упоминает за 984 г. редкий случай, когда milites добавляются к nobiles, который, по его мнению, свидетельствует лишь о своеобразии знатного образа жизни: сражение, лошадь… Но именно это своеобразие, мы полагаем, приведет к социальному возвышению milites. Еще раз подчеркнем, что мы ведем речь о конце X века.

 

[411] Parisse M. La noblesse lorraine, XI'‑ XIW siecles. Paris‑ Lille, 1976, 1. 1, p. 254.

 

[412] Parisse M. Op. cit., p. 265.

 

[413] См., например, Johrendt J. «Milites» und «militia» im 11. Jahrhundert. Op. cit., S. 125–145.

 

[414] Toubert P. Les structures du Latium meridional et la Sabine du IX' a la fin du XII' siecle. Rome, 1973, p. 732 et p. 1032.

 

[415] Duby G. Lignage, noblesse et chevalerie / /Annales E. S. C, 1972, p. 4–5.

 

[416] Cartulaire de Vabbaye de Saint‑ Pere de Chartres. Paris: M. Guerard, 1840, 1. 1, p. 198

 

[417] Recueil des chartes de Vabbaye de Cluny. Paris: A. Bernard et A. Bruel, 1886, t. I, p. 33.

 

[418] Cartulaire general de I'Yonne, n° 77. Auxerre: F. Quantin, 1854, 1. 1, p. 148.

 

[419] Cartulaire de Saint‑ Pere de Omrtres. Op. cit., t. I, p. 89:

 

[420] Для Империи см. прежде всего исследование И. Йорендта: Johrendt J. Op. cit., S. 136–171. Для Берри Г. Девайи: Devailly G. Le Berry du X' siecle аи milieu du XIII' siecle. Paris, 1973, p. 188, отмечает, что слово miles появляется здесь лишь к 1030–1040 гг., но сама общественная группа возникает раньше, хотя подъем рыцарства здесь поздний (середина XI в. ). См. также для Лотарингии и Фландрии уже упомянутые работы Л. Женико, И. М. ван Винтер и т. д.

 

[421] Об этом см. Lemarignier J. F. Le Gouvernement royal aux premiers temps capitiens. Paris, 1965, p. 79.

 

[422] Текст, изданный Э. Мабилем: Mabille E. Chroniquc des comtes d Anjou. Paris, 1856–1871, piece justificative n° 1. Очень ранняя дата этого упоминания вызывает у нас сомнения в его подлинности.

 

[423] К замечаниям, уже сделанным на эту тему, можно добавить, что в бургундском ordo ad regem benedicendum (ordo для благословения короля), датируемом серединой XI в., епископ просит у Бога благословения для короля в таких словах: rcverende Pater, postulat mater ecclesia, ut praesentem militem ad dignitatem regalem sublevetis (Отец почтенный, мать‑ церковь просит, дабы Ты оказал поддержку сему воину ради королевского достоинства). Имеется ли в виду некая служба, функция, как можно понять и из выражения «in militia in qua probatus constitit»(в службе, в выполнении каковой он ныне искушен), также относящемся к королю? Или такое выражение в то время естественно приходило на ум при виде человека, хотя бы и короля, облеченного в доспехи (здесь речь идет о короле не на коронации)? Для XI в. между обеими этими значениями нельзя сделать четкого выбора. Для более раннего времени смысл «службы» явно превалирует.

 

[424] Leon Pr. Epistolae, P. L. 54, col. 1207–1208.

 

[425] См. обо всем, что предшествовало этому выводу: Tabacco G. Su nobilita e cavalleria nel medioevo. Un ritorno a Marc Bloch? / /Studi di Storia medievale e moderna per E. Sestan. Firenze, 1980, t. I, p. 31–55.

 

[426] Fulbert de Chartre. Lettre 51 аи due Cuillaume V d'Aquitaine, текст и перевод на английский: Behrends F. The Letters and Poems of Fulbert ofChartres. Oxford, 1976, p. 90–92. О политическом контексте послания Фульберта см. Garaud M. Un probleme d'Histoire: a propos d'une lettre de Fulbert de Chartres a Guillaume le Grand, comte de Poitou et due d'Aquitaine / / Etudes d'histoire du droit canonique dediees a Gabriel Le Bras. Paris, 1965, t. I, p. 559 ss.; Behrends F. Kingship and Feudalism according to Fulbert of Chartres / /Medieval Studies, 25, 1963, p. 93.

 

[427] См. выше, с. 105.

 

[428] Текст приведен в изд.: Keat S. Aelfric's Lives of the Saints being a Set of Sermons of the Saint's Days, vol. Ill, p. 120, воспроизведен и переведен М. М. Дюбуа: Dubois M. M. Aelfric, sermonaire, docteur et grammairien. Geneve, 1942, p. 210–211.

 

[429] Dubois M. M. Op. cit., p. 211.

 

[430] Ibid., p. 211.

 

[431] Ж. Дюби: Duby G. Op. cit., p. 132, напоминает, что этот призыв не был чисто теоретическим: в 1016 г. аббат Рамси пал в сражении при Ашингдоне.

 

[432] Suscipio поп latere almitatem tuam tres or dines fore in ecclesia Dei: Laboratores, bellatores, oratores. Ordo laboratorum adquirit nobis victum, et ordo bellatorum debet armis patriam nostram ab incursibus hostiutn defendere, et ordo oratorum, id stint clerici et monachi et episcopi, qui electi sunt ad spiritualem militiam, debent orare < …> Qui ad istam militiam pervenit < …> nonne erit apostata, recedens a militia Dei ad militiam secnlarem? (Предлагаю тебе обнародовать твою мысль, что в церкви Божьей существует три сословия: трудящихся, воюющих, молящихся. Сословие трудящихся добывает нам пропитание, сословие воюющих должно с оружием в руках защищать нашу родину от нападений врагов, а сословие молящихся, сиречь клирики, монахи и епископы, избранные членами духовного воинства, должны молиться < …> Разве вступивший в оное воинство < …> не станет отступником, покинув воинов Божьих ради мирских? ) De Bellico apparatu, 3‑ е латинское послание к Вульфстану, текст: Dubois M. M. Op. cit., р. 212.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...