Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Со смыслом или без – в жизни есть смысл




 

«Что заставляет людей отчаиваться, так это то, что они пытаются найти какой‑ то вселенский смысл для всей жизни, а заканчивают тем, что говорят, что все это абсурд, лишено всякой логики и не имеет смысла.

Нет единого вселенского смысла для всего на свете, есть лишь смысл, которым каждый из нас наделяет свою жизнь, свой личный смысл, свой собственный сюжет, как индивидуальный штучный роман, книга для каждого отдельного человека».

Анаис Нин

«Дневник», 1934–1939, 1967

 

Возможно, Вселенная больше не заколдована, но люди все равно жаждут смысла. Есть ли выход из этого парадокса? К счастью, есть. И начинается он с понимания разницы между смыслом жизни и смыслом в жизни.

Когда люди задаются вопросом о «смысле жизни», они обычно ищут нечто такое, что несло бы в себе универсальное, всеобъемлющее смысловое значение и относилось бы к жизни в целом. Смысл жизни – это цель, навязанная извне жизни, нечто, данное живым существам, предположительно Богом или космосом, свыше. Таким образом, смысл жизни – это то, что лежит вне пределов самой жизни и определяет ее значимость. Чтобы найти убедительный ответ на вопрос о смысле жизни, люди обычно обращались к той религиозной традиции, к которой они принадлежали: христиане могли обратиться к Библии, мусульмане – к Корану, индуисты – к «Бхагавад‑ Гите» и так далее; там они могли найти, какую роль играли в божественном замысле и каково было их точное место и назначение в космическом мироздании. Общим здесь является то, что есть некий авторитетный источник свыше, обеспечивающий смысл человеческой жизни.

Теперь есть вопрос о смысле в жизни. Это нечто более личное. Смысл в жизни – это о том, что позволяет вам ощущать свою жизнь осмысленной[143]. Это о переживании значимости своей жизни. Таким образом, этот вопрос не об общемировых ценностях, а о ценностях, целях и замыслах, которые лично вы находите значимыми для того, чтобы они помогали вам формировать вашу жизнь. Это о том, чтобы определить или создать нечто, что даст вам чувство, что вы проживаете свою жизнь не зря.

Хотя это может быть правдой, что смысл жизни невозможно найти вне религиозной веры или какой‑ либо иной веры в сверхъестественное[144], ничто не мешает вам видеть свою жизнь осмысленной и значимой как при сверхъестественном, так и без него. Жизнь – это в первую очередь то, что вы переживаете, а не то, что бесстрастно наблюдаете.

Таким образом, основной вопрос о жизни – это как прожить ее, чувствуя ее значимость, а не просто считая ее значимой в результате беспристрастного наблюдения сверху. Я, например, буду рад отказаться от квеста по поиску смысла жизни ради того, чтобы сконцентрироваться на одном вопросе, который и имеет реальное значение: «Каким образом мне найти смысл в моей жизни? »

В отличие от смысла жизни, который легко превращается в метафизические софизмы, далекие от вашей повседневной жизни, смысл в жизни – это что‑ то, чем вы озабочены каждый день, через все то, что вы делаете. Всегда, когда вы делаете выбор, осознанно или нет, вы обычно склоняетесь к выбору того, что в определенной степени для вас более ценно. Таким образом, ваши самые маленькие и, наоборот, величайшие выборы в жизни – это ваши ответы на то, что заставляет вас чувствовать свою жизнь более осмысленной и значимой. Зачастую у вас нет даже никакой теории относительно того, что движет вашим выбором, однако каким‑ то образом некоторые решения и некоторые переживания ощущаются более значимыми по сравнению с другими.

Таким образом, ценность и смысл уже проникли в вашу жизнь, и вы уже проживаете этот опыт. На самом деле жизнь полна моментов, наполненных смыслом: обнять друга после долгой разлуки, приготовить вкусный обед для своей семьи, достичь чего‑ то в командной работе; видеть, что в своем хобби, которому отдаетесь со страстью, вы становитесь все более компетентным; помочь кому‑ то, кто действительно в этом нуждается. Чтобы пережить эти моменты как значимые и наполненные смыслом, вам не нужны никакие теории или рациональные обоснования.

Проблема с философией, рассматривающей смысл человеческой жизни, состоит в том, что она слишком свысока начинает. Она приняла беспристрастный, отстраненный взгляд на жизнь и затем попыталась сделать некие логические выводы на этот счет. Но беспристрастная позиция сразу же теряет тот смысл, который мы неизбежно переживаем в своей жизни. Осмысленность происходит скорее внутри жизни, чем вне ее; переживание осмысленности чего‑ то так же естественно, как переживать симпатию или сострадание. Таким образом, вместо того чтобы смотреть со стороны на себя, вы можете начать свое изучение осмысленности изнутри, исследуя то самое переживание осмысленности, которое уже и есть часть вашей жизни[145].

Когда вы сместите фокус своего внимания на смысл в жизни, на тот опыт, который дает вам почувствовать свою жизнь осмысленной и значимой, вы вскоре осознаете, что у вас есть множество взаимоотношений, случаев, эмоций в вашей жизни, которые уже имеют смысл и значимы для вас, независимо от наличия рациональных объяснений «почему». Хоть Симона де Бовуар не была звездой экзистенциализма, а Жан‑ Поль Сартр был прав относительно значения человека, ее вклад в философию часто недооценивают. В отличие от фантазий Сартра о самодостаточном, самостоятельном индивиде, полностью отделенном от других, создающем собственные ценности из ниоткуда, Бовуар подчеркивала, что каждый из нас уже вовлечен в ту или иную ситуацию, исходя из которой мы действуем[146]. Она солидарна с Сартром и другими экзистенциалистами, объявлявшими, что мы не должны искать для себя никакой поддержки в ценностях, навязанных извне. Если жизнь должна представлять какую‑ либо значимость, то не потому, что кто‑ то со стороны сделает ее таковой, а потому что ты сам будешь переживать и воспринимать ее такой. Однако вместо изобретения ценностей из ниоткуда более состоятельный экзистенциализм Бовуар подчеркивает, что мы уже желаем и ценим определенные вещи. Для нее экзистенциализм в своих радикальных формах «заключает человека в бесплодном, мучительном томлении, в пустой субъективности» и потому не может «дать ему какой‑ либо принцип для выбора»[147]. Вместо этого мы, как люди, уже помещены в определенный контекст; у нас уже есть какие‑ то моральные ценности, убеждения и желания. Именно отсюда, из жизни, которая уже вами переживается, вы можете и должны начать свой этический рост и свой квест за наилучшие ценности. Чтобы создать место для подобного роста, вы должны быть открыты к пересмотру своих ценностей, целей и обязательств. Как отмечает Бовуар: «Человек не должен развенчивать двусмысленность своего бытия, наоборот, он должен принять ее, чтобы осознать»[148]. Вместо того чтобы начинать с беспристрастной точки зрения или с нуля, лучше начинать с того, что вы в данный момент считаете для себя ценным и стоящим того, посвятить этому себя и строить на основе этого. В основе того, что Бовуар называет «этикой двусмысленности», лежит своего рода смирение в отношении собственных ценностей вместе с открытостью тому, чтобы учиться и расти, – в этом я и вижу тот путь, с которого начинается осознанность в проживании собственной жизни[149].

Рассуждая о значимости жизни, не стоит начинать с больших метафизических вопросов о происхождении Вселенной и тому подобном. Лучше начните со своего жизненного опыта. Прямо с того места, в котором сейчас находитесь. Посвятите какое‑ то время тому, чтобы подумать, что вы переживали за последнее время. Подумайте, какие случаи для вас были важнее других. Затем решите, какие были не столь важны. Определите, какие из произошедших событий были для вас наиболее значимы, можете начать размышлять о том, каким образом можно делать такие жизненные выборы, которые могли бы принести больше подобного опыта для вас в будущем. Если таким наиболее значимым моментом для вас будет проводить с кем‑ то время вместе, то как бы вы могли проводить с ним/с ней больше времени? Если какие‑ то задания по работе для вас представляются значимее других, что вы можете сделать, чтобы построить карьеру, которая задействовала бы именно этот набор ваших навыков? Используйте собственный жизненный опыт как стартовый плацдарм для того, чтобы углубить свое чувство осмысленности и самореализации. И если несмотря на это, вы все равно почувствуете, что немного застряли, не волнуйтесь. Как будет видно из последующих глав, существует несколько общих основных ценностей, которые помогут вам увидеть, в чем же большинство из нас обычно черпают смысл жизни.

Как это ни парадоксально, когда мы концентрируемся на смысле жизни, мы разобщаемся, выдвигая поспешные суждения и находя различия, которые еще больше изолируют нас в наших самореферентных реверберирующих камерах[150]. Например, ваша система традиционных верований может вызывать трения с моей, и наша разница во взглядах, если ее не решить со всем уважением, вполне способна создать между нами пропасть. Сегодня это невозможно, только не в нашем глобально связанном мире, в котором мы постоянно сталкиваемся с людьми из различных культур со своим опытом и убеждениями. Однако если сконцентрироваться на смысле в нашей жизни, поразительно, сколько общего мы обнаружим в том, что традиционно служит для всех нас источниками осмысленной жизни. Одни и те же вещи наполняют смыслом жизни людей по всему миру, вне зависимости от культурного контекста. Человеческая природа поистине универсальна везде, и в нашем глобальном мире стало важным, возможно, как никогда ранее, определить те качества, характерные особенности и нужды, которые нас объединяют. Хотелось бы надеяться, что, установив общность человеческой природы, мы сможем научиться состраданию и толерантности, чтобы лучше понять друг друга. Давайте рассмотрим поближе, как все мы одинаково пытаемся найти смысл в жизни, вне зависимости от наших культурных различий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...