Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игра «Назови слово с нужным звуком».




Эту игру целесообразно проводить в конце урока после того, как проведен звуковой анализ слов. Можно выбрать для игры любой звук из состава проанализированных на уроке слов. Например, учитель ставит фишку в первую клеточку схемы звукового состава слова «луна» и спрашивает детей, с каким звуком они должны назвать слова. Можно, ведя указкой по схеме, еще раз «прочесть» слово «луна» с интонационным выделением этого звука, но к такому приему придется прибегать лишь на первых уроках.

Вначале мы советуем Вам привести примеры слов, в которых этот звук находится в разных позициях, каждый раз интонационно его выделяя: «лллампа», «колллобок», «столлл». Затем слова называют дети. Поскольку активность учеников в этой игре чрезвычайно велика, учителю лучше двигаться постепенно от парты к парте, выслушивая ответы каждого ребенка. Первоклассники далеко не сразу научаются произносить слово с интонационным выделением нужного звука. Не нужно делать им замечаний, помните — это игра. Поэтому, если ребенок говорит слово «лошадь», просто повторите за ним: «Правильно, ллошадь», есть звук [лл]. Если Вам отвечает ученик, который, по Вашему мнению, уже сам может интонационно выделить звук, скажите ему: «Повтори, пожалуйста, свое слово погромче, чтобы все услышали в нем звук [л], — и ребенок повторяет: «Столлл». Если же Вы не уверены в том, что школьник справится с Вашим требованием, предложите ему: «Отлично, но давай скажем еще раз, чтобы был хорошо слышен звук [л], — и повторите вместе с ребенком, интонационно подчеркивая нужный звук: «Коллокольчик».

В момент, когда Вы замечаете, что словарный запас детей постепенно истощается, меняйте задание: «А теперь будем называть слова с мягкой парой звука «л» — со звуком [л’] — «л’л’л’иса». Кто дальше?»

Как ни хотелось бы нам провести эту игру, не останавливаясь на ошибках, избежать их полностью никогда не удается. Обязательно кто-нибудь ошибется и либо назовет слово с твердым согласным звуком вместо мягкого, либо слово будет похоже по смыслу на уже сказанное другим учеником, но не будет иметь нужного звука (надо заметить, что у детей этого возраста ошибки такого рода нередки). Что делать в таком случае? Ни один неверный ответ не должен оставаться без внимания. Учитель тут же медленно. интонационно подчеркивая каждый звук, повторяет слово и вместе с ребенком убеждается, что такого звука в нем нет. Что же делать? Отойти от ошибающегося ученика к следующему? Оставить его наедине со своей неудачей? Ни в коем случае! У Вас должен быть всегда наготове набор слов и загадок для такого случая. Вот только что Вы похвалили его соседей за слова «столл», «стуллл», «полллка». Естественно, ребенок называет предмет мебели, более подходящий, с его точки зрения, для школьной ситуации, — «парта» — и ждет Вашего одобрения. А Вы повторяете: «Пппаааррртттааа» — есть звук «л»? Нет!» И Вы тут же задаете загадку: «А как называется зверь, у которого вместо носа длинный хобот?» Ребенок еще не понимает, что в его ответе будет нужный звук, он просто торопливо говорит «слон», а Вы радуетесь: «Какой ты молодец! Послушайте, ребята, какое Славик назвал прекрасное слово со звуком «лл» — «слллон». И загрустивший было ребенок вновь радостно включается в общую игру.

Есть дети, которые не будут принимать участия в игре, если Вы не активизируете их. Когда Вы проходите мимо такого ребенка, который тихо сидит и не поднимает руки, не фиксируя внимание класса на том, что этот ученик не готов к ответу, сразу задайте ему вопрос: «Что у меня сейчас под ногами?» — и постучите по полу. «Пол», — тихо прошепчет такой ребенок, а Вы похвалите: «Очень хорошо! Какое интересное слово ты сказал! Послушайте, дети, в этом слове звук «л» на последнем месте — «поллл». Вам важно показать каждому ученику класса, что играть легко и интересно, что Вы его обязательно похвалите. И естественно, чем хуже учится ребенок, чем меньше он уверен в себе, чем чаще слышит от родителей упреки в том, что у него ничего не получается, тем важнее ему услышать от учителя слова одобрения и тем чаще нужно их произносить. Не бойтесь перехвалить своих учеников, бойтесь зародить в них неуверенность в своих силах!

Игра «Назови слово с нужным звуком» проводится на каждом уроке. Дети называют слова с любым звуком. Проведение этой игры очень важно и для расширения словарного запаса детей, активизации их словаря. Вначале дети называют только предметы. Постепенно, когда с задачей интонационного выделения звука в слове начнет самостоятельно справляться подавляющее большинство учащихся, введите дополнительное условие игры: называть можно только те слова со звуком «с», которые обозначают вкусные вещи, или такие слова, которые обозначают предметы в нашем доме, и т. д. Постепенно учитель может вводить в игру и другие части речи — прилагательные, наречия, глаголы.

Нужно помнить, что к каждой такой игре учитель должен специально готовиться, так как запас его слов должен быть значительно больше, чем у детей. Только в этом случае Вы сможете по-настоящему руководить игрой, вовлекая в нее всех учеников.

В принципе, эта игра (как и некоторые из нижеописанных игр) является, конечно, серьезным учебным заданием. В игру его превращает, во-первых, стиль его проведения (эмоциональность, темп), а во-вторых, элемент соревновательности: кто назовет больше слов. Поэтому за каждое правильно названное слово ребенок получает в награду какую-нибудь фишку или любой другой маленький предмет — элемент мозаики и т. п. При этом нужно не забывать об особенностях первоклассников. Если Вы постараетесь сделать набор этих «наград» более разнообразным, можно сорвать игру, так как дети начнут рассматривать эти награды друг у друга, меняться ими и т. д. Награды должны быть просто символом, чтобы в конце можно было подсчитать их и определить победителя, назвавшего наибольшее количество слов.

Игра «Как тебя зовут?»

Это игровое упражнение вводится для закрепления знаний детей о гласных и согласных звуках.

Учитель предлагает выйти к нему всех детей, имена которых начинаются с гласного звука. Имя каждого ребенка громко называется, и класс определяет, с какого звука оно начинается, гласный он или согласный.

Учтите, что среди вышедших к доске детей обязательно окажутся и такие, имена которых начинаются с согласных звуков, а за партой останется кто-нибудь с именем, начинающимся с гласного звука. Мы уже неоднократно говорили, как выходить из ситуации, когда дети ошибаются. Не забудьте об этом и в данном случае.

На следующем уроке пригласите к себе детей, чьи имена начинаются с согласного звука. Дети с удовольствием вслушиваются в свои имена, сравнивают их.

Игра «Волшебная палочка».

Это игровое упражнение вводится для дифференциации твердых и мягких согласных звуков. Для его проведения нужна палочка, один конец которой зеленого цвета, а другой — синего. Учитель показывает детям палочку и говорит: «Ребята, у меня в руках волшебная палочка. Один конец у нее синий, другой — зеленый. Сейчас вы все станете волшебниками: мы будем превращать твердые согласные звуки в мягкие». Учитель, держа палочку синим концом к себе, а зеленым к детям, произносит твердые согласные звуки, дети (по очереди) называют их мягкие пары. Например, Вы говорите [б], ребенок, рядом с которым Вы остановились и на которого направлена палочка зеленым концом, отвечает [б']. Через некоторое время задание меняется: Вы называет мягкий согласный звук (меняется, соответственно, и положение палочки), дети отвечают произнесением его твердой пары.

Для отработки умения давать качественную характеристику звуку можно использовать такие виды игровых заданий:

1) Задание проводится как фронтальное. Вы обращаетесь к детям: «Положите перед собой три фишки: красную, синюю и зеленую. Сейчас я буду называть звук, а вы, услышав, будете его повторять и определять, есть преграда при произнесении этого звука или нет. Если преграда есть, то это. (ученики отвечают: «Согласный»). Правильно, согласный, и тогда вы должны решить, твердый или мягкий это согласный звук, и поднять соответствующую фишку. Если твердый согласный звук, то. («Синюю», — отвечают дети). Если мягкий, то. («Зеленую», — говорят ученики). А если при произнесении звука во рту нет преграды, то это. («Гласный», — отвечают дети)».

Набор звуков может быть любым, парные по твердости-мягкости согласные лучше предлагать друг за другом, так как в сравнении их легче различать. Например, на одном из уроков набор может быть таким: [р, р', а, у, ы, в', в, г, г', о, э, а, з, з'].

2) На доске три схемы, в каждой из которых обозначен только первый звук фишкой красного, синего или зеленого цвета. Каждый ученик получает картинку с изображением любого животного, например, медведь, волк, ослик, утка, жираф, гусь, аист, дятел. Учитель дает задание: «Сейчас каждый из вас тихонько, про себя назовет свою картинку, выделяя первый звук, произнесет этот звук отдельно, определит, гласный он или согласный, а если согласный, то твердый или мягкий, и решит, под какую схему нужно поставить картинку, потом подойдет к доске и поставит свою картинку под нужную схему. Правильность действий учащихся контролируют Ваши помощники - дети, первые справившиеся с заданием. Каждый из них встает у одной из схем и следит за правильностью выполнения задания.

 

Игра «Назови похожее».

Эта игра вводится для отработки следующей учебной операции — различения твердых и мягких согласных звуков. Игру хорошо проводить с мячом. Учитель бросает мяч ребенку и называет слово, которое начинается с любого согласного звука. Ребенок должен вернуть мяч учителю, назвав другое слово с этим же самым согласным звуком или с любым твердым согласным (условия игры оговариваются заранее). Учтите, что назвать слово с таким же звуком ученику легче.

Вариант 1: учитель — «сыр», ученик — «сок».

Вариант 2: учитель — «сыр», ученик — «молоток».

Вариант 3: учитель — «кит», ученик — «кино».

Вариант 4: учитель — «кит», ученик — «лента».

Затем можно усложнить игру: учитель называет слово, начинающееся с твердого согласного звука, ребенок отвечает словом, начинающимся с его мягкой пары или с любого мягкого согласного звука.

Вариант 5: учитель — «рука», ученик — «река».

Вариант 6: учитель — «рука», ученик — «мясо».

Вариант 7: учитель — «вилка», ученик — «вода».

Вариант 8: учитель — «вилка», ученик — «молоко».

При проведении этих игр учитель должен очень постепенно усложнять задачу, переходя от одного варианта к другому, и помнить о необходимости в любой момент оказать незаметную помощь.

В этих играх с мячом важно учесть еще и «техническую» сторону: мяч нужно фактически давать почти в руки ребенку, избегать ситуаций, когда мяч падает и весь класс бросается его ловить. То есть в данной игре Вы отрабатываете не ловкость детей и не их координацию, перед Вами (и учениками) стоит учебная задача различения твердых и мягких согласных звуков.

 

Игра «Живые звуки»

Мы уже подробно останавливались на этой игре, когда описывали фрагмент урока по обучению детей звуковому анализу. Здесь мы покажем, какой вид приобретает игра в тот момент обучения, когда дети уже достаточно хорошо владеют навыком звукового анализа слов, различают гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Напомним, что игра «Живые звуки» проходит после того, как дети провели звуковой анализ какого-либо слова. Например, на уроке анализировалось слово «речка». На доске после проведения звукового анализа выложена модель этого слова: зеленая фишка, красная, зеленая, синяя и вновь красная фишка.

Детей на игру «Живые звуки» можно пригласить разными способами:

Вариант 1 — играют те дети, которые разгадали загадки учителя о звуках слова — какой первый звук в слове? Третий? Четвертый? Второй? Пятый?

Вариант 2 — учитель приглашает к доске детей и говорит им, каким звуком кто из них будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку.

Итак, у доски ученики выстроились в соответствии с порядком звуков в слове. Учтите, что дети совершенно не обязательно встанут так, как стоят звуки в слове. Вполне возможно, что они встанут в той последовательности, в какой Вы их вызывали к доске. Обязательно обратите на это внимание: «Итак, вы встали так, чтобы мы могли по вашим фишкам «прочесть» слово «речка». Сейчас мы это слово будем читать, проверьте, правильно ли вы встали». Учитель вызывает кого-нибудь из детей «прочесть» слово, ведя указкой по фишкам, которые дети держат в руках. Как правило, услышав Ваши слова, дети быстро начинают контролировать сами, верно ли они построили слово, и начинают перестраиваться. Не торопите их, наоборот, похвалите: «Вы сами заметили, в чем вы ошиблись и сами исправляетесь, молодцы. Проверьте себя очень внимательно, чтобы слово получилось правильно». И только после того, как дети сами перестали перестраиваться, сами (или кто-то из них) «прочли» слово, допускайте до «чтения» проверяющего. При этом, если все-таки остались ошибки, «читайте» слово вместе с проверяющим учеником, потому что «прочесть» неверно выложенное слово по модели они еще не могут. Вы «читаете», например, «рекча» и, переждав веселье в классе, спрашиваете: «Можете сами исправить?» И еще раз «читаете» неверное построение, а затем медленно произносите, ведя указкой по фишкам в руках детей, нужное слово. После такого показа (не прямой подсказки!) дети сами встают правильно. Затем начинает подзывать к себе «звуки»: «Подойдет ко мне первый гласный звук в слове, второй гласный звук, второй мягкий согласный звук, первый мягкий согласный звук, твердый согласный звук».

Дети должны быстро подойти и вновь выстроиться в слово. После «прочтения» слова с указкой учитель возвращается к доске и продолжает: «Подойдет ко мне второй звук в слове, первый звук, пятый, четвертый, третий». Вновь прочитывается слово, и учитель предлагает: «Второй согласный звук слова, поставь на место свою фишку и садись; первый согласный звук, поставь свою фишку на место и садись; первый гласный звук… второй гласный звук… третий согласный звук…»

Обратите внимание, какие сложные задания выполняют Ваши ученики. Каждый ребенок, выполняющий роль звука, должен все знать и помнить о своем звуке. Например, ребенок, играющий роль звука «к», помнит, что он — четвертый звук в слове, третий согласный, первый твердый согласный звук, ведь Ваши задания могут касаться любой характеристики звука. При этом учитель, проводя игру, должен постоянно помнить, что он, в сущности, дает детям очень сложные учебные задания, а в игру их превращает форма проведения — эмоциональность, легкость, непринужденность. Эта игра позволяет учителю ориентироваться на реальные знания каждого ребенка, учитывать индивидуальные особенности детей, постоянно подводя класс к общему высокому уровню знаний. Вызывая слабоуспевающего ученика, учитель должен дать ему более легкое задание, в игре этого никто не заметит, а у слабого ребенка будет расти уверенность в своих силах, знаниях. Игра дает возможность учителю тактично и незаметно для остальных помочь отстающему. Именно поэтому дети, испытывающие затруднения в обучении, охотно играют и постепенно усваивают весь программный материал. И давайте вспомним еще раз: легче не допустить ошибку, чем исправить ее.

В приведенной игре, если Вы вызываете отстающего школьника, Вы даете ему задание в другой форме: «Иди, Наташенька, ты будешь звуком «ч», давай-ка «прочтем» с тобой слово «речка», вот он твой звук «ч», он мягкий согласный и стоит в слове на третьем месте. Встань на третье место в слове». А когда Вы подзываете детей к себе, Вы снова, глядя на Наташу, скажете: «Подойдет ко мне согласный звук «ч», третий звук в слове», — и Наташа уверенно пойдет к учителю.

А сильным ученикам Вы даете самые сложные задания.
И не смотрите на них, чтобы не подсказывать взглядом, они уже всеми учебными операциями владеют, и чем труднее их задача, тем с большим удовольствием они ее выполняют.

Постепенно часть заданий в этой игре учитель передает классу. Например, вызывать детей по звукам или сажать их на место можно предложить ученикам. И они это делают с удовольствием, увлеченно придумывая все более сложные задания: «Пусть звук «к» сядет на место, но сначала назовет слово с мягкой парой своего звука», «Пусть звук «ль» сядет на место, но сначала назовет в классе три предмета, которые начинаются с него или с его твердой пары» и т. д. Иногда дети увлекаются этими заданиями и требуют от «звуков» назвать породы собак, планеты и др. Нужно предупредить класс, что вопросы можно задавать только про звуки, а все остальные вопросы будут заданы на уроках «Окружающего мира».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...