Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игра «Придумай слово по модели»




Эта игра вводится в конце курса обучения, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, легко различают гласные и согласные звуки, знают, что согласные бывают твердые и мягкие, и хорошо слышат их в словах.

Но учтите: эта игра может быть интересной и полезной для Ваших воспитанников только в том случае, если Вы их к ней специально подготовили. Как это сделать? Прежде всего после проведения звукового анализа каждого слова необходимо обратить внимание класса на то, какая модель получилась. Например, разобрав слово «лиса», Вы просите детей сказать Вам, что видно по модели слова, из каких звуков оно состоит. Очень часто дети называют конкретные звуки: «Видно, что первый звук в слове «лиса» — [л’]». Удивитесь, посмотрев на модель слова: «Ты видишь, что первый звук в слове [л’]? А я не вижу. Я вижу только, что первый звук — мягкий согласный, а какой именно — не вижу. А второй звук какой в этой модели? Да, он гласный, мы не знаем какой, видим только красную фишку и поэтому понимаем, что это гласный звук» и т. д. А когда на одном из следующих уроков дети проводят звуковой анализ слова «пила», попросите их вспомнить, была ли уже на уроке точно такая модель слова. При этом, конечно, нужно постараться, чтобы между разбором слов одинаковой звуковой структуры прошло не больше 1–2 уроков.

Возьмите за правило каждое разобранное слово сравнивать с предыдущими: были уже слова, в которых фишки стояли так же? Какие? На первых порах детям трудно ответить на этот вопрос, их ответы могут носить совершенно случайный характер. Поэтому постарайтесь, как всегда при новом задании, не допустить неправильных ответов, ведите учеников за собой, подводите их к правильному решению.

Только после того, как класс в основном научится справляться с такими заданиями-сравнениями, можно вводить новую игру. Первое игровое задание по придумыванию слов в соответствии с заданной моделью должно быть несложным — трехзвуковая модель. Вы ставите на доску фишки — синюю, красную, синюю — и просите детей сказать, какие слова они должны называть, как в них будут расположены звуки. Поскольку Вы достаточно подготовили своих учеников, они легко «читают» звуковую модель: первый звук — твердый согласный, второй — гласный, третий — снова твердый согласный. Напо-мните детям, что они знают много таких слов и в классе разбирали такие слова: «мак», «дом»… «Кто еще помнит?» Дети обязательно назовут все те слова, которые разбирали в классе. Но будьте готовы к тому, что наряду с верными ответами Вы услышите и слова «кит», «лес» и даже четырехзвуковые слова. Обязательно каждое названное слово «прочтите», ведя указкой по модели. Порадуйтесь, если слово «подходит» к этой модели, и покажите классу, почему некоторые слова «не подходят»: «кькъ-ит» — первый звук в слове «кит» — мягкий согласный, а нам нужно, чтобы он был обязательно твердым.

Очень полезно предложить классу, чтобы каждый ученик выложил перед собой из своих фишек такую же модель и, прежде чем назвать слово вслух, тихонько «прочел» его, ведя указочкой по модели. Покажите, как это нужно сделать: «Послушайте, ребята, как я буду придумывать слова. Я сначала посмотрю на модель: какие звуки должны быть в моем слове. И придумаю слово из трех звуков — «соль». Но не буду сразу поднимать руку и говорить это слово, а сначала тихонечко «прочту» его по модели — «ссоль», первый и второй звуки в моем слове такие, как на модели, — твердый согласный и гласный. А третий звук в моем слове «соль» — мягкий согласный, а на модели — твердый согласный, значит, это слово не годится. Подумаю еще: «сок». Снова читаю по модели — «ссоокк» — все звуки совпадают, значит, я правильно придумала, можно поднимать руку».

 

Обратите внимание

В любом виде деятельности на уроке Вы продолжаете формировать у своих учеников учебную деятельность — умение контролировать свои действия, оценивать их правильность или неправильность.

 

Конечно, такая работа проводится только на первом уроке, когда Вы знакомите детей с новой игрой. Но модель перед каждым ребенком советуем на некоторое время оставить: детям пока трудно соотнести свое произношение с моделью, не ведя по ней рукой (Вы ведь этому их специально учили!).

Чтобы игра стала интересной детям с первого же урока, подготовьте заранее набор слов, которые можно подсказать Вашим воспитанникам. За каждое верное слово — награда, как в игре «Назови слово с нужным звуком». И так же определяется победитель.

Когда игра начинает идти легко и быстро, можно по ходу игры поменять фишки: вместо синей поставит зеленую и, конечно, обратить внимание класса: «А теперь какие слова будем называть?» В зависимости от степени продвинутости учащихся класса такие замены можно провести дважды и трижды: поменять на мягкий согласный только первый или только третий звук, сделать оба согласных мягкими, добавить в конце гласный звук. Это очень оживляет игру, каждая перестановка дает новый всплеск ответов. Но усложнения нужно проводить постепенно, помня о том, что в этой игре дети выполняют очень трудное задание: прежде чем назвать слово, они должны мысленно провести его полный звуковой анализ, оценить качественную характеристику всех звуков. Конечно, в каждом классе найдутся дети, которые виртуозно ориентируются в звуковой структуре слова и с удивительной легкостью выполняют любые, самые сложные задания. Но на таких детей, как это ни соблазнительно, ориентироваться нельзя, ведь, если для класса в целом задания будут непосильными, игра из радости превратится в скучную повинность.

 

Игра «Кто внимательный»

Это, собственно, не игра, а скорее дидактическое упражнение. В ходе урока дети получают задание положить перед собой две фишки, обозначающие твердый и мягкий согласные звуки. Фишки кладутся одна под другой. Затем нужно положить после синей фишки те гласные буквы, которые пишутся после твердых согласных, а под ними, за зеленой фишкой, — те гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных. Это задание учащиеся должны выполнять почти на каждом уроке, постепенно увеличивая число букв: сначала за каждой фишкой стоит по одной букве — «а», «я», затем их число увеличивается, доходя до пяти в каждом ряду. После того как все ученики в основном справились с заданием, так же выкладываются буквы на доске. Это делает один ученик или несколько, иногда Вы можете это сделать сами под диктовку класса. Руководя работой учеников у доски, Вы можете, не дожидаясь, пока ребенок поставит букву, спросить: «После твердого согласного ты поставил «а». А какая буква означает звук «а» после мягкого согласного?» Если не задавать таких вопросов, есть опасность, что дети механически запомнят буквы и будут выставлять их, не ориентируясь на изученное правило. Правильно выполненное задание выглядит так:

а, о, у, ы, э

я, ё, ю, и, е

Если буквы стоят таким образом, Вы сразу видите, что ученик помнит правило русского письма, которое сейчас изучается в классе, и точно соотносит между собой гласные буквы. Если буквы в рядах не соотнесены друг с другом (под буквой «а» стоит «ё» и т. п.), у Вас не может быть твердой уверенности в том, что ребенок понял учебную задачу.

Когда это задание выполнено, начинается игра. Ученики закрывают глаза, а учитель быстро переставляет две буквы из одного ряда в другой, меняет их местами, т. е. на место буквы «а» ставит букву «я» и т. д. Затем дети открывают глаза и должны угадать, что изменилось. Здесь очень важно менять местами именно пары букв, чтобы ненавязчиво фиксировать внимание учащихся именно на том, какие гласные буквы пишутся после твердых, а какие после мягких согласных. Если действовать по-другому, переставлять буквы произвольно, внимание детей, конечно, будет развиваться, но учебная задача при этом выпадает из игры.

Иногда учителя, проводя эту игру-упражнение, после каждого правильного ответа ученика просят его повторить правило. Например, школьник заметил, что учитель поменял местами буквы «о» и «ё», и правильно сказал об этом. Учитель спрашивает: «А почему так нельзя?» В учебной ситуации этот вопрос вполне правомерен, но в игровой — нет. Ведь игровая задача — найти, что изменилось. И только об этом может идти речь в диалоге между учителем и учеником. Конечно, иногда об этом можно спросить ребенка, похвалив его предварительно за правильный ответ, но злоупотреблять такого рода беседами не стоит, так как игра тут же прекратится.

 

Игра «Найди свой домик»

Эта игра вводится для запоминания правил написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков.

Все ученики получают по одной гласной букве, а два ребенка берут фишки: один — синюю, другой — зеленую. Эти дети — ведущие. Ведущие выбираются из школьников, которые отлично усвоили учебную задачу, не делают ошибок в самостоятельной работе. Дети-буквы гуляют по классу, по сигналу учителя они должны занять свое место в синем или зеленом домике.

Каждый ведущий проверяет буквы и пропускает в свой домик только те из них, которые пишутся после его согласного звука. Учитель не вмешивается в игру, не подменяет ведущих. Если один из них ошибся и впустил в свой домик букву, которой там быть не должно, дети-буквы сами обнаруживают это по просьбе учителя: «Проверьте все вместе, не попала ли в Ваш домик какая-нибудь лишняя буква».

Дети очень любят эту подвижную игру, с удовольствием в нее играют и хотят быть ведущими-проверяющими. Учителю стоит всячески подчеркивать значимость ведущих, их хорошие знания, ответственность, необходимые для выполнения роли звука. Это стимулирует остальных учеников класса стремиться занять это место, а следовательно, правильно решать соответствующие учебные задачи на уроках.

На этапе обучения чтению мы вводим игры, в ходе которых дети должны выкладывать слова из разрезной азбуки и читать их.

 

Игра «Цепочка слов»

В этой игре решается очень важная задача словообразования. Учитель выкладывает на доске любое трехзвуковое слово и предлагает детям: «В этом слове можно поменять только одну букву, можно одну букву прибавить или убавить, но всегда только одну букву, чтобы получилось новое слово.»

Дети по очереди (поднявшие руку) выходят к доске и объявляют: «Я хочу в слове дом поменять букву дэ на букву тэ и получится слово том», следующий ребенок выходит и объявляет: «Я хочу в слове том поменять букву тэ на буквука и получится слово ком и т.д. Например, на одном из уроков в 1-м классе дети построили такую цепочку: май-мак-рак-раки-руки-реки-река-речка-ручка-кучка-кочка-ночка-норка-норма-корма-корм-корт-сорт-сор-вол-вор-волк0полк-полка-палка-галка-гайка-чайка.

Нужно стремиться к тому, чтобы в этой игре принимало участие как можно больше детей, поэтому учитель старается вызвать каждого, помогая в случае необходимости вопросами «Если в слове ручка поставить вместо буквы у букву е …и ребенок радостно кричит: «Получится речка»,- и бежит к доске поставить новую букву.

Но поскольку эта игра вводится в тот период обучения, когда уже известны почти все буквы алфавита, ученики, как правило, настолько хорошо владеют всеми учебными действиями, необходимыми для участия в этой игре, что помощь может потребоваться только тому, кто много болел, пропустил уроки и т.п.

 

Игра «Придумай слово»

Это игровое упражнение вводится для того, чтобы помочь первоклассникам быстрее освоить чтение слияний согласных. Игровой характер этому упражнению придает лишь элемент соревновательности: кто больше выложит слов из разрезной азбуки.

Учитель выкладывает на доске, например, слог ра и предлагает классу выложить его в кассе букв. Затем просит превратить слог ра в гра – дети легко добавляют букву г.

« А теперь,- говорит учитель,- выкладывайте любые слова с этим слогом. Кто выложит самые интересные слова или много слов – тот победит.»

И дети выкладывают: игра, грамота, программа, телеграмма, пограничник, грач и т.д. Наиболее интересные и не повторяющиеся у других слова выносятся на доску и их читают вслух.

Можно предложить для этого упражнения любые звукосочетания: ру-гру, ту-сту, та-ста и т.п. Но предварительно нужно подготовиться к этой игре: посмотреть, какие буквосочетания предоставляют максимальные возможности для детского словотворчества.

 

Обратите внимание

Пожалуйста, помните: описанные нами игры созданы специально для отработки учебных задач. Это не отдых и не развлечение! Это серьезная учебная работа! Необходимо включать игры в каждый урок, а если Вы каждый этап урока можете завершить соответствующей игрой, то очень скоро заметите, как растут знания Ваших учеников, как быстро формируется их желание и умение учиться.

 

Можно не сомневаться том, что учитель в ходе своей работы может и сам придумать разнообразные дидактические игры и упражнения, в ходе которых будут закрепляться те знания, которые получают первоклассники, обучаясь грамоте.

Обратите внимание

Но при этом не забывайте о том, что та игровая задача, которую Вы ставите перед детьми, должна точно совпадать по содержанию с учебной задачей. И любая придуманная Вами и предложенная детям игра должна развиваться и усложняться от урока к уроку по мере приобретения Вашими учениками новых знаний.

И последнее, на что нам хотелось бы здесь обратить Ваше внимание: игровой метод обучения нив коей мере не может заменить сюжетно-ролевых игр, которые совершенно необходимы детям этого возраста и должны всячески поощряться и организовываться учителем во внеурочное время.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...