Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Седьмой, и достаточно того, что написано о них 14 глава




В то время жил на Афоне в том же монастыре некий монах из Иверии. Звали его Гавриил. Был он простейшего образа поведения и так прикипел душой к отшельнической жизни, что непрестанно наедине молился Богу. В жару он сидел на самых верхах Горы, соблюдая безмолвие. А во время снежной бури спускался к самому морю. Одежду он себе сплел из волос, пищей ему были дикие травы, а питьем - вода. Он имел блаженную простоту, как и все люди такого рода. Поистине, Гавриил был Ангелом на земле и небесным человеком. Когда он как-то молился и слегка клонился ко сну, то увидел Пресвятую Богородицу, с великой славой сверкающую, Которая говорит ему: “Иди в монастырь, возвести настоятелю, что Я желаю даровать им Мой образ в покров их и защиту. Спустись тотчас на берег и иди в водах, чтобы все видели любовь и Промысл Мой о вашем монастыре. И придя, поставь образ здесь в вашу помощь”. Сказав так, Она стала невидима. Тот божественный муж, поспешив, спустился в монастырь и сообщил настоятелю видение.

Настоятель повелел, чтобы все монахи собрались в церкви и, зажегши лампады, вышли с каждением, благоговейно совершая молебен. Когда они подошли к берегу, то названный Гавриил ступил в море и шел (о чудо!) по водам. Тогда и икона приблизилась, он взял ее в объятия и воспел ликующее песнопение. Настоятель побежал навстречу святому мужу. И когда они вышли на землю, то разлилась среди братии великая радость и ликование: три дня и три ночи все бодрствовали и пели. Затем построили на побережье часовню и там служили. После перенесли святой образ во внутренний двор монастыря и опять бодрствовали всю ночь, а когда совершили Божественную Литургию, каждый удалился в свой монастырь.

На следующий день свещевозжигатель в час утрени вошел, чтобы благолепно убрать все по чину, дабы прочли потом последование. Однако он не нашел икону на том месте, где она была. И когда обыскали везде, нашли ее сверху врат монастыря, на крепостной стене. Взяв ее, отнесли на прежнее место. Но с образом повторилось то же самое. И не только два или три раза, но много раз. Монахи, недоумевая, не знали, что делать. Тогда Владычица вновь явилась названному Гавриилу со словами: “Иди в монастырь и скажи монахам, чтобы они Меня не испытывали. Ибо Я пришла не затем, чтобы вы Меня сторожили, но скорее чтобы Я была вашим Хранителем и Стражем, не только в настоящем, но и в будущие века. Монахи, сколько их жительствует на сей Горе со страхом Божиим, пусть не пренебрегают добродетелью, пусть по силе у них будет дерзновение и надежда на благоутробие моего Сына и Владыки, как Я и просила, а Он Мне дал этот дар. Даю вам знамение, что пока вы видите в монастыре образ Мой, вас не оставит благодать и милость Сына Моего”.

Услышав это, богоносный Гавриил поспешно спустился в монастырь и возвестил настоятелю. А настоятель, исполнившись безпредельной радости, собрал всю братию и сказал им реченное. Затем построили храм во вратах монастыря во имя Пресвятой Богородицы Вратарницы, а врата - в другом месте, как и теперь явно - во свидетельство дела без лжи. С тех пор в монастыре происходят безчисленные чудеса. Одержимые бесами исцеляются, хромые ходят, слепые прозревают, всякая болезнь устремляется прочь от страдающего.

До сегодняшнего дня невидимо и чудесно Всесильная Владычица покрывает и охраняет известный всем и благословенный монастырь Иверон. Этот монастырь богаче всех монастырей Святой Горы. И происходит то не по какой-иной причине, как я думаю, а по великой милости, которую там оказывают чужестранцам и нищим. Хотя все монастыри одаривают благами и дружелюбно упокоивают многих, но в них совершают только один праздник в год. А ивериты - три: Успения Пресвятой Богородицы, Богоявления и новый Вторник (То есть Вторник Светлой седмицы, когда празднуется память иконы Иверской Божией Матери. (Прим. ред.)). Тогда собирается больше тысячи душ, и их с радостью принимают с вечера и до утра. И не только тогда, но и по воскресным дням всего года здесь много нищих, потому что Иверская обитель является центром горы Афонской, а поблизости есть рынок Кареев, где всех одаривают. Им подают и лавриоты, и симонопетриты, и ватопедийцы, и насельники всех других монастырей, но нищие не стекаются туда, потому что те монастыри стоят в стороне. А сюда прибывают корабли, и всем оказывают помощь, подают сухари, одежду и другое необходимое. Даже если монастыри испытывают нужду из-за тяжелых поборов, взимаемых турками, когда приходится платить очень много денег, то и тогда они подают милостыню по силе: как общежитийные монастыри, так и малые келлии, и никто никогда не отвращается от нищего просто так. Но теперь вернемся к нашей теме, чтобы пусть и кратко вознести благодарность Всепетой и Преславной Царице Ангелов, прилежной и неусыпной Заступнице и Стражу.

Ей, благолюбивая и человеколюбивая Владычице, Ты бо, как Мать, любящая детей и родителей, не прекращаешь помогать промыслительно и спасать, охраняя и оберегая недостойных молитвенников. Мы в ответ возвещаем благодарности, не скрываем благодеяния, воспеваем велегласно Твои чудеса, прославляем попечения, возвеличиваем Твой Промысл, песнославим заступничество. И, памятуя дарованное Тобой в прошлом, из скольких опасностей мы были исторгнуты благодаря Тебе, по долгу приносим благодарность. Молим Твое благоутробие, не забывай о нас, стоящих и скорбящих, сем стаде Твоем, но, предстоя Твоему Сыну и нашему Владыке, буди нам Ходатаицей неусыпной, помогай нам, находящимся в опасностях, и исторгни нас от неожиданных бед. Видишь, Владычице, в какие опасности мы попадаем! Восставь нас, истребившая все скорбное! Разреши от наступающих страхов! Прекрати соблазны. Разбей вражду. Смягчи надвигающийся гнев. Истреби смятения и смуты и награди нас постоянным миром. Ей, много благоутробная Владычице, прибавь и это к остальным Твоим благим деяниям, чтобы мы всегда и непрестанно провозглашали Твои милости и чудотворения, и прославили Тебя и из Тебя родившегося Бога со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

 

Чудо 23

О письменно отрекшемся от Христа

 

В краях Италии жил некий князь по имени Карл, который тратил свою жизнь невоздержанно на различные удовольствия и плотские утехи. Но он быстро обеднел, и ему уже нечего было расходовать, чтобы жить роскошно, как прежде. Карлу стало очень горестно, и он дошел до такого малодушия, что говорил, словно отчаявшийся, богохульные слова. В один из дней он пошел в лес, чтобы найти колдуна и спросить, не может ли бес его обогатить. Он шел, и встретился ему диавол в образе солдата.

Диавол говорит ему: “Я тот, кого ты ищешь. Если ты уважишь меня и будешь в согласии со мной, подписав кровью, - то есть войдешь в союз и откажешься от своей веры, - то я тебе дам все удовольствия мира сего и стану выполнять все твои желания, так что у тебя будет столько утех, что не найдется человека, подобного тебе”.

Несчастный князь, опьяненный страстью к наслаждениям, согласился в отчаянии и подписал противоположное крещению. То есть “отрекаюсь от Христа и сочетаюсь бесу”. Бес ему дал наслаждения и временные блага, как и обещал. Он всегда был в его компании и сопровождал его под видом солдата, выполняя все вожделения князя.

Однажды они шли мимо церкви. Бедняк обратил взор и увидел образ Богородицы. Тут он вспомнил свои беззакония и тяжко застонал, сердцу его стало больно. Тогда бес так понаддал ему своим посохом, что вся плоть его потемнела. Затем бес сказал Карлу: “Смотри, будь внимателен. Теперь и впредь не отваживайся больше смотреть на образ Девы Марии, ибо Она мне очень многим вредит и многих взяла из моих рук. Если я еще увижу, что ты обращаешь к Ней очи, то я тебя предам самой жестокой смерти, - и ты лишишься благ настоящей жизни, а я возьму душу твою в вечное мучение”.

Когда несчастный услышал это, его охватила скорбь, - не столько из-за ударов по телу, сколько из-за смерти души. Он стал раздумывать в себе, как освободиться из плена. Он сказал так: “Враг сам признал, что Пресвятая Богородица многих взяла из его рук. Так и на мне будет милость Ее и благодать, ибо Она - Мать во всем милостивого Бога”. Так он рассуждал.

Враг, не зная тайное его сердца, испытал князя опять, проведя около другой церкви, чтобы посмотреть, послушен ли он повелению. Карл, увидев открытую дверь, поспешно побежал. Войдя, он пал на землю пред лицем всеми чтимого образа Богоматери, ударяя себя в грудь и восклицая из глубины сердца со стенаниями и горячими слезами: “Госпоже и Владычице мира, приди, искупи меня от рук беса. Велика сила Твоя, Всецарице, покажи ее и на мне, трижды несчастном. Велико Твое благосердие, будь милостива к жалкому. Безпредельна милость Твоя, и сжалься надо мной, недостойным”, Так говорил он и многое другое.

А враг был в большом смятении и ужасе вне храма. Затем он крикнул: “Я ухожу, потому что меня гонит сила Девы, но у меня твоя расписка, и когда сядет Сын Ее судить, как праведный Судия, он предаст тебя в мои руки, потому что ты добровольно отрекся от веры”. Сказав это, лукавый стал невидим.

Карл еще больше лил слезы и терзался, и молился усерднее к благосердной Матери во всем милостивого Бога, прося жалости и отпущения греха. Так три дня и три ночи он горько плакал из глубины сердца и, страждуя, говорил навзрыд, так, что едва не плакали камни. От тягости терзаний он обезсилел. Слегка заснув, узрел в видении Пресвятую Богородицу, Которая говорит Ему: “Ты отказался от Сына Моего. Чего ты хочешь здесь, в Моем доме?” Карл ответил смиренным голосом, весь в слезах: “О, выше всякой славы Мать милости. За кого был распят Всемилостивый и Всеблагосердный Сын Твой? Не за праведников, а за грешников. А я, хотя и совершил великое беззаконие, но имею пример разбойника, блудницы, блудного сына и многих других, которые воодушевляют меня. Они были приняты безпредельным благосердием Сына Твоего. Они получили милость, не имея другого посредничества и заступничества, кроме Тебя, сладчайшая Матерь Его, и не закрыты для них бьши человеколюбивые Твои утробы. Как Ты меня не примешь, когда я смел приступить к Тебе? Пожалей меня, Владычице моя. Если Ты пожелаешь, сможешь, что ни попросишь у Сына и Бога Твоего, получить без сомнения, потому что Он Тебя сделал посредницей за грешников”.

Тогда говорит ему Владычица: “Так как ты возненавидел свое беззаконие и покаялся от всего сердца, Я принимают тебя и обращаюсь к Моему Сыну. Не будь неблагодарным за величайший дар, но покажи дела, достойные покаяния”. Карл возрадовался и сказал Ей: “Владычице моя, Госпоже прославленная, Ты все можешь. Окажи мне и эту милость в извещение того, что я прощен. Повели, чтобы враг вернул мне ту лукавую расписку, чтобы он меня не пугал, что принесет ее праведному Судии в день Судный. Знаю, что Тебе нет ничего невозможного. Как Мать всемогущего Бога, ты можешь забрать то безумнейшее письмо, чтобы лукавый был совершенно усмирен и не надеялся на меня”. Пресвятая Владычица ответила: “Ради славы Сына и Бога Моего да будет тебе и это”. Когда Она так сказала, в воздухе слышался звук: “Мать Праведности, Ты не должна поступать несправедливо, о Владычице, и забирать у меня тот документ, где он письменно исповедал, что он - мой”. А Она ответила: “Враг истины, ты всегда лжец, но теперь ты сказал правду, ибо Я - Мать Праведности, и желаю совершить праведный суд, и взять творение Сына Моего из твоих рук, ибо несправедливо тебе распоряжаться чужим”.

Когда Карл это услышал, он чрезвычайно возрадовался и в ликовании проснулся. Видит, что то был не сон: у него в руках (о чудо!) расписка! Как славословили думаете, кто об этом слышали и увидели документ? Все в изумлении дивились безпредельной милости Владыки и несравненной силе Всепетой Девы. Молва обошла различные столицы и города. Когда об этом узнал святейший Лев, Папа Римский, он послал людей, которые привели Карла. Лев увидел рукописание и повелел церковно совершить великое благодарение Богоматери.

Состоялся праздник, полный радостного ликования. Многие, преданные различным беззакониям и мерзости, покаялись от всей души в надежде, что ходатайствами Пресвятой Богородицы они найдут прощение прегрешений.

А Карл стал монахом и показал плоды, достойные покаяния, как ему и повелела Госпожа наша, и Ее благодатью удостоился небесного блаженства. Его же да будет и всем нам достичь Ее мольбами и всех святых. Аминь.

 

Чудо 24

Подобное. О Феофиле, письменно отрекшемся от

Христа

 

Через 537 лет после пришествия во плоти Господа нашего Иисуса Христа жил в Киликийской епархии один эконом епископа города Аданы по имени Феофил. Человек он был богобоязненный и добродетельный, имевший разумный образ жительства и боголюбезно управлявший церковным имуществом. Когда епископ умер, то все обратились к митрополиту, прося им рукоположить Феофила, зная его как человека добродетельного. Такое решение митрополит и хотел принять, но Феофил по смирению своему был против. Тогда митрополит, видя твердость его мысли, рукоположил другого и велел ему уважать Феофила и держать его экономом.

Так Феофил продолжал долгое время жить добродетельно. Но враг истины позавидовал ему и решил сбросить его, уготовив великое падение. Он поднялся на Феофила со всем своим коварством, под видом клеветы некоторых злонравных людей. Новый епископ столь возненавидел Феофила, что несправедливо изгнал его из церкви, лишив всего достояния, и назначил другого чиновника. Феофил сперва мужественно переносил несправедливое решение и показывал, что не огорчен. Но затем бес стал подстрекать его к великому гневу, напоминая о потерянном достоинстве, которое имел прежде: дескать, сам Феофил, избегавший славы, стал причиной рукоположения другого епископа, а теперь он презираем и преследуем. Это и многое другое враг нашептывал Феофилу на ум и столь с ним бился, что победил несчастного человека и утвердил его совершить по отношению к епископу какое-нибудь колдовство, чтобы тот вернул ему отнятое достоинство.

В той земле был один иудей, творивший великое колдовство. Его Феофил и спросил, может ли ему помочь. Колдун ответил: “Я сделаю так, что ты вернешься на свою должность и будешь иметь даже большую честь, если только поклонишься моему учителю и будешь делать то, что он тебе скажет. Но смотри, не совершай крестного знамения, иначе все пойдет прахом”. Феофил согласился, побежденный гневом. Они пошли в пустынное место, мерзкий иудейский колдун стал совершать свои заклинания, созывая бесов, которых собралось безсчетное множество, и посредине их воссел первый со всеми почестями. Тогда колдун говорит Феофилу: “Поклонись нашему главе”. Когда все произошло, маг сказал бесу: “Владыко наш, сей человек преследуем епископом своим, и я тебе его привел, чтобы ты помог”. Бес говорит: “Если ты хочешь записаться рабом моим и отказаться от Христа, то я сделаю, что у тебя будет больше чести, чем прежде, и всякое удовольствие тебе дам, как ты знаешь мою силу, но только напиши собственноручное письмо, где ты отрекаешься от Сына Марии, дабы не посмеялся потом надо мной”. Феофил, ослепленный суетной славой мира, или, лучше сказать, самим вождем гордыни, написал, безумный, отречение от Спасителя, попал в чин бесов, запечатал письмо и отдал его врагу. Бес обнял его и расцеловал со словами: “Теперь ты узнаешь мою силу”. Сказав так, бес стал невидим вместе со всеми духами лукавства. А отступник с предателем вернулись в город.

На следующее утро епископ позвал Феофила и назначил его экономом, прося прощения за нанесенное безчестие, и пал ниц перед ним в покаянии, чем удивил стоящих вокруг. Но это произошло от содействия беса, который пришел ночью и так запугал епископа, что тот задрожал. Епископ возвысил Феофила более прежней чести, но Феофил был уже не тот, что прежде, а стал весьма надменен, его все боялись и чтили, особенно епископ.

Колдун приходил к Феофилу много раз и внушал ему хранить свою сделку с тем, кто даровал ему такую честь, и не брать в ум отречься и проявить неблагодарность. Неразумный Феофил поначалу благодарил его. Но позже, когда осмыслил глубину погибели, куда его зазвал бес, возненавидел его, вспоминая о вечном мучении и говоря в себе: “Увы мне! Как я заблуждался, безумный, и стал рабом врага ради этой временной чести? Лишения должности эконома я не смог перенести, а как я, трижды несчастный, перенесу уничтожение вечного блаженства, когда Небесный Царь осудит меня на нескончаемое пламя? О, мое незнание, и кто не оплачет меня, безумного?” Думая так, Феофил мучился днем и ночью и боялся совершать молитву, как недостойный, но горько плакал со словами: “Горе тебе, несчастный Феофил! Как ты мог стать так глуп, что отрекся от Владыки своего? Кто сможет забрать рукописание из рук беса? Увы, жалкому! Лучше бы мне было быть разрубленным, или чтобы меня поглотила земля, или чтобы упало пламя с Неба и меня испепелило, чем отречься от Создателя и Спасителя моего”. Говоря так, он немного набрался смелости и надежды на божественную милость и, пойдя в храм Пресвятой Богородицы, упал пред лицем священного Ее образа, плача горько и стеная из глубины сердца, и исповедуя громко свое беззаконие. Он говорил, что не поднимется с земли, пока не увидит хотя бы кроху благоутробия от Матери милости. Так он провел в мучительной скорби сорок дней благодаря помощи Пресвятой Девы, которая дала ему силы перенести без пищи столько времени и не позволяла бесам его тревожить.

Через сорок дней, задремав, Феофил видит Госпожу мира, Прибежище грешников, Источник милости. Она говорит: “Ты отрекся от Сына Моего. Как Я буду молить за тебя?” - Феофил отвечает Ей со слезами: “Госпоже и Владычице, спасение мира, я знаю, сколь велико мое беззаконие, что я оскорбил Господа моего. Но я знаю и безпредельное Его милосердие, и безмерное человеколюбие, что Он за грешников пострадал, и спас мытарей и разбойников. Пусть беззаконие мое самое тяжелое из всех и худшее, но я прибегаю под Твой покров и помощь; и в море благоутробия Всемилостивого Твоего Сына бросаю отчаяние души моей, надеясь найти какую-то милость. И малое мое покаяние с великой Твоей помощью может привлечь безпредельную благость Творца и Создателя моего. Владычице моя, Помощница кающихся, дай мне малое утешение и не отвращайся от меня, блудного, не отводи лице Свое от осквернившегося, и обещаю Тебе, Госпоже моя, что хорошим моим покаянием я сделаю горько тому бесу, которого порадовал неразумным соглашением. И как я тогда огорчил святых Ангелов, так опять я порадую их делами моего покаяния. И если мое покаяние не может стать таким же, каким было мое беззаконие, то пусть его восполнит благоутробие Всеблагого Господа, пролившего за грешников Свою многоценную Кровь. И Того, от Которого я бездумно отрекся, Его я от всего моего сердца исповедую и верую в Бога и Спасителя мира, и готов пролить кровь за любовь к Нему, чтобы подтвердить мое исповедание. А врага проклинаю, презираю и отрекаюсь от него; и Тебя, Пречестная Царице всего творения, чту и поклоняюсь, моля дать мне помощь”. Когда он это сказал, ответила ему Владычица: “Так как ты опять от всей души исповедуешь Сына Моего истинным Богом, Я помолюсь за тебя, чтобы Он принял твое покаяние”. Тогда Феофил проснулся и получил смелость и надежду на спасение - и прибавил слезы к слезам. И через три дня он опять подобным образом увидел Владычицу Приснодеву, и Она сказала ему с веселым ликом: “Радуйся, ибо Сын Мой принял твое покаяние и прощает тебе беззаконие. Только старайся до конца жизни совершать подобающее борение и подвиг, памятуя о великом благодеянии”. Феофил с благодарностью сказал Ей: “Так как Ты истребила совсем безмерную скорбь, молю Тебя, Всесильная Владычице, повели, чтобы я получил безумнейшую мою расписку в извещение о моем прощении. Это меня вгоняет в скорбь и теснит, когда я вспоминаю, что она у лукавого демона, и весь я становлюсь неживым”. Богородица говорит ему: “Бойся Бога, и Он сотворит волю боящихся Его”.

Тогда Феофил встал с великой радостью и молился другие три дня, как прежде. И ему является в видении Всепетая Владычица со словами: “Чтобы ты был уверен, что Господь принял твое покаяние и искупил тебя из плена бесу, возьми и свою расписку”. Феофил, проснувшись, увидел расписку в руках, как он ее запечатал. Кто изъяснит его ликование? Он прославлял Господа и благодарил Приснодеву Марию, возвещая о Ее безпредельной милости и безподобной силе.

Когда об этом узнал епископ и все в городе, то прославили Бога, творящего великие чудеса. А Феофил совершенно умер для мира, возненавидев все пожелания плоти, отрекся от всякой суетной славы и временной чести и служил в том храме Пресвятой Богородицы оставшуюся жизнь с великим усердием и смирением. И от глубочайшего покаяния и других добродетелей, которые он совершил, благоухали его мощи и совершали даже чудеса во славу Бога Всемилостивого и Всенепорочной Матери Его.

Это повествование написал один подначальный Феофилу раб Божий по имени Евтихиан, который присутствовал при всем том и свидетельствует, чтобы мы знали, грешники, сколь сильна Владычица Ангелов, Защитница наша и Ходатаица. Ее же заступничеством да удостоимся мы небесного блаженства.

Аминь.

 

Чудо 25

Об увидевшем, как Пресвятая Богородица причащает трудящихся братьей Небесным Хлебом

 

Во времена святого Саввы Освященного в его Лавре было много добродетельных монахов, которые работали Господу. Пришел в монастырь один князь, благородный и богатый, собравшийся принять монашество, и святой принял его с радостью. Но так как князь не был обучен труду, то святой им руководил и не отпускал вместе с другими на тяжелые земледельческие работы. Братия же работали до девятого часа (шести часов вечера) и тогда только приходили назад, вместе читали последование, а после вечерни ели один раз в день общежительную трапезу. Поскольку послушник не мог так делать, то святой повелел ему совершать труды в монастыре по силам, и поститься, пока не придут все братья, чтобы есть вместе по чину.

Но князю и такая заповедь казалось тяжелой. Ел он в своей келлие, потому что родственники приносили ему различную еду. Святой муж это знал, но поскольку князь был начинающий, то он его не бранил, чтобы не стать в тягость, а только молился Богу о его исправлении.

Пришел праздник Пресвятой Богородицы, 15 августа. В канун его, когда братия шли на работу, святой Савва сказал им придти пораньше, чтобы петь. А тому начинающему монаху он сказал идти в церковь в час вечернего богослужения и смотреть, когда все братья соберутся, чтобы дать перед ними монашеский обет. Так он и сделал. И когда отцы пришли, то послушник увидел дивное видение, - не во сне, но в бодрствовании. Он увидел прекраснейшую Женщину посреди двух Ангелов, сиявшую более, чем лучи солнца. Один из Ангелов держал Чашу, полную Небесного Хлеба, а другой - тонкий плат. Эта прекрасная Женщина, Которая была наша Владычица, держала золотую лжицу, и братия подходили по очереди, и Ангел отирал им лицо.

Затем поклонялся Владычице, Она брала лжицу и давала им Небесный Хлеб. Видя это, послушник удивился и, приблизившись, чтобы удостоиться и самому столь великого дарования, не достиг желанного. Ни Ангел не отер его лицо, ни Пресвятая Дева его не причастила. Но Она сказала ему: “Эта пища есть Тело Сына Моего, и его принимают те, кто постятся до сего часа и очищаются. А ты не постишься. Как ты причастишься Небесного Хлеба?” - Послушник ответил: “Пусть Ангел меня отрет своим святым платом”. Она говорит: “Если ты желаешь быть отертым платом, тогда иди и работай вместе с другими; ибо они все вспотели от труда, поэтому их отирают, а где у тебя пот, чтобы Ангел его отер?”

Услышав это, послушник задрожал и, побежав к игумену, сказал: “Вы видели видение, которое узрел я, недостойный?” - Святой ответил: “То, что ты видел, было для исправления твоего. А братия и так извещены, что Пресвятая Богородица их освящает, ибо они достойны во всякий праздник причащаться Божественных Тайн”. С того времени князь начал работать больше, а есть меньше; затем, совершенствуясь в блаженном послушании, удостоен был небесного блаженства.

 

Чудо 26

О родившей черного младенца и вызволенной вместе с ним из вод помощью Богоматери

 

В земле, называемой Нарной, через которую протекает великая река Нарна, а выше по ее течению построен большой и прекраснейший мост, потому что река весьма широка и глубока, - так вот, в той земле жил богатый князь. У него было множество рабов и слуг. А среди них - один арап, не утружденный поручениями, ибо князь его очень любил. Случилось, что княгиня родила ребенка, черного, как тот самый арап. Причину я не ведаю, но женщина была чиста и целомудренна, и не знала другого мужа, но только своего супруга. Особенно она благоговела к Пресвятой Деве, и Пречистая Владычица ее любила, и даровала ей благодать, как мы скажем ниже.

Все, кто видели ребенка, не только чужие люди, но и сам князь, сочли, что у нее случился с арапом грех, и весьма скорбели о позоре пред людьми. Ближние совещались, и часто скорбь так теснила и побеждала князя, что он собирался убить младенцаарапа и супругу. Но Пресвятая Богородица дала ему выдержку, ибо Она знала чистоту невинной женщины. Князь, чтобы избежать поношения и осуждения людского, сказал жене, как только она оправилась после родов: “Бери, злая жена, полукровку, которого ты родила, и уйди из моего дома в то место, где не будет тебя видеть никто, и чтобы мои очи тебя не видели, и я не разозлился и не убил вас”. С этими словами он схватил ее за волосы и выбросил вместе с младенцем за дверь.

Бедная женщина со слезами и рыданием пошла к одному из своих дядьев, думая, что он ее примет, ведь она его крови. Но и он погнал ее с оскорблениями и руганью. Так делали все ее родные и близкие, думая, что ребенок вправду от арапа. Бедняжка так скорбела, видя, что все родственники ругают и гонят ее, что уже думала покончить с собой и младенцем, чтобы не выносить поношения людей.

Решившись на это, она вошла в храм Пресвятой Богородицы и остановилась пред лицем честнаго Ее образа, и плакала так много, что оросила весь пол, говоря так: “Сладчайшая моя Госпоже и Владычице, молю благоутробие Твое, не остави душу мою мучиться от вольной смерти, которую я уже готова принять, ибо не могу вынести стыда и позора людского”. Поплакав долгое время, она пошла на рыночную площадь близ реки и сказала громким голосом, чтобы все услышали: “Послушайте меня во имя Господа”. Все напрягли слух, - что она хочет сказать? Она говорит им: “Госпожа Пресвятая Богородица покажет знамение тем, которые меня несправедливо оклеветали, так что мне не осталось ничего делать, а только это”, - и бросилась в реку вместе с младенцем! Ее муж и родственники, бывшие тогда на площади, скорбели о ее смерти. И, войдя в храм, стали молиться, прося у Бога не карать их, ибо они не знали, что ребенок не всегда цветом кожи наследует своего отца. Молясь так, они услышали, как народ извне славит громким гласом Господа, а женщина вышла невредимой из воды вместе с младенцем, ставшим белокожим и благообразным. Тотчас муж побежал, пораженный, обнял ее, плакал от радости и просил у нее прощения за жестокость, и целовал младенца, прославляя Господа, который не дал погибнуть невинному несправедливо.

Он спросил, как произошло чудотворение. Жена ответила: “Когда я увидела, что вы все надо мной издеваетесь и гоните, то я, скорбя, решила покончить с собой. Но сперва вошла в Церковь и предала себя Пресвятой Богородице. Когда я стала тонуть в глубине реки, то увидела Ее. Она мне ответила: “Не скорби, ибо Я не оставлю тебя, не утонешь”. Тогда река разделилась на две части и не приближалась ко мне. Я сказала Ей: “Зачем мне жизнь, Владычице моя, если у меня скорби, поношения и муки?” - Она говорит: “Нет другой женщины в стране славнее тебя, и нет другого ребенка, прекраснее твоего”. Она так сказала и взяла из рук младенца, перенесла меня на мост со словами: “Так как муж твой желает знамения, чтобы увериться, что это его собственный ребенок, то пусть дитя будет белее всех детей города”. И тотчас, как Она сказала, отошла в Небеса, а младенец чудным образом получил такую красоту”.

Когда стоявшие вокруг это услышали и увидели великое диво, то все прославили Бога и Приснодеву и Владычицу. А женщину просили простить несправедливую клевету, особенно ее муж, который звал вернуться домой. Она ответила: “Прославляю Господа и Владычицу за то, что ты поверил, что я не продавала свою честь, но спасла свою жизнь. Но теперь и впредь больше не подобает мне служить твоему дому, что-бы не явиться неблагодарной к Благодетельнице, сотворившей такую благодать. Ты меня преследовал и ненавидел, а Она была милостива и благоутробна и не позволила, чтобы я погибла душой и телом”. Она ушла в женский монастырь, где приняла постриг, и жила жительством добродетельным и чудесным, удостоившись Царствия Небесного, его же да будет всем нам достичь.

 

Чудо 27

О некоем монастире, в крайней нужде получившем неожиданную помощь от Богоматери

 

В то время, когда цари были православные (то есть до власти турок), в пустынном месте был один монастырь, посвященный Приснодеве Марии, где монахи непрестанно пели гимны и славословили. Христиане, видя их благоговение, жертвовали им необходимое каждый год. И не только простой народ, но и цари посылали подарки и сокровища.

Но через некоторое время поднялись в битвах и войнах варвары, победили христиан и отобрали все поля, с которых кормился монастырь. И цари не имели уже права посылать им деньги. В конце концов монахи решили уходить, ибо у них не оставалось ничего необходимого. Они постановили, в какой день они совершат Божественную Литургию, чтобы причаститься Непорочных Таин, попросить прощения и разойтись по одному, куда кому угодно. Они собрались, спели все последование со слезами, и когда произнесли на литургии “Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу”, то услышали шум и грохот в амбаре. Эконом ушел туда и обнаружил, что все помещения полны отборного и прекрасного зерна. Братия, увидев его после литургии, возрадовались великой радостью, говоря велегласно: “Слава Тебе, Боже. Благодарим Тя, Господи, что не оставил нас, недостойных молитвенников Тебе, но послал силу с высот”.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...