Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Седьмой, и достаточно того, что написано о них 11 глава




Вскоре Лев получил царское достоинство и построил храм во имя Приснодевы Марии в том месте, где нашел целебную воду. Он дал имя церкви - Живоносный Источник. Эта вода была, поистине, благодатным даром Источника Жизни - Всесильной Царицы. Живоносный Источник совершал столь великие и многочисленные чудотворения, что их количество превосходит звезды на небе. Чирьи и камни, рак и геморрой, горячку и проказу, лихорадку и многие другие болезни излечила Всемогущая Царица Своей живой водой. Она врачевала каждого из страдающих. Воскрешала мертвых, как мы напишем ниже, - ради славы из Нее непостижимо родившегося Бога нашего. Ему же подобает честь и поклонение во веки. Аминь.

 

Чудо 6

О мудром царе Льве

 

Мудрейший Лев царствовал. У него была жена, известная своей добродетелью. О ней рассказано в “Синаксаре” (под 16 декабря). Прежде чем святая супруга скончалась, царь очень болел. Болезнь его была неизлечимой, она называется литиаз, или мочекаменная болезнь: камни скапливаются в тайном члене и загораживают проход моче. По этой причине многие умирали.

Лев очень мучился. Собрались все врачи, но помочь ему не могли. В Сырную седмицу его так угнетали боли, что врачи решили, что он умирает, и стали готовиться к смерти. Тогда блаженная царица, видя, что ни один земной врач не может вылечитъ ее мужа, прибегла к на Небесах живущему Врачу. Она вошла в царские покои и пала пред лицем священного образа Богоматери. Она просила с верой и горячими слезами даровать ее мужу немного жизни и назначить царем сына Константина, дабы держава не была в опасности. Царица молилась и умоляла Владычествующую на Небе и всей земле. Тут она услышала глас, незримо говорящий: “Не печалься, Феофано, сегодня придет целебная трава, чтобы вылечить твоего мужа”. Когда святая услышала это, то очень обрадовалась. Она побежала к больному и видит, что он уже готов испустить душу - последний час. Врачи решили консилиумом рассечь его. Но царица сказала: “Оставьте его, скоро придет другой Врач и вылечит его”.

Спустя долгое время, когда думали, что он уже умер, видят, как поспешно идет монахиня по имени Агафия. Она жила при храме Пресвятой Богородицы Златого источника. Монахиня принесла кувшин воды из того целебного источника и сказала царице: “Сегодня, когда я встала утром и стала прибираться в храме Пресвятой Девы, услышала голос, который сказал мне: “Агафья, бери быстро воды из Моего источника и иди к царю, дай ему попить. Тогда и он выздоровеет, и прекратится скорбь его возлюбленной Феофании, со слезами ко Мне взывавшей”. Царица дала воды немощному и тотчас, как только Лев ее выпил, он совершенно поправился и получил такую силу, что поднялся с ложа совершенно здоровым, словно и не болел.

Это чудо потрясло всех. Царь повелел совершать радостный праздник в воспоминание столь великого благодеяния и в благодарность Преславной Владычице нашей и из Нее неизреченно Родившегося. Ему же слава во веки. Аминь.

 

Чудо 7

О тесалийце, воскресшем от воды Живоносного

Источника

 

Во время Пятидесятницы (от Пасхи до Троицы), в пятницу Обновления, читается подобная история. Некий человек двинулся в путь из Фессалоник с великим благоговением. Он собирался прийти в названный выше храм Живоноснаго Источника для поклонения, ибо слышал о поразительных чудесах, которые совершает Всемогущая Владычица той водой. И он вожделел выпить воды в освящение своей души.

Фессалиец взял достаточно денег: и на расходы, и чтобы подать на храм. Когда он сел на корабль, и корабль снялся с якоря, то почувствовал тяжкое недомогание. Чувствуя, что умирает, он сказал боцману: “Я думаю, что недостоин поклониться храму Пресвятой Владычицы и выпить там святейшую воду. Так как мои грехи мешают мне прийти живым, заклинаю вас именем Владычицы Богородицы - не бросать мое тело в море, но положить в сундук, чтобы привезти меня в тот святой храм и похоронить там. Я оставляю тебе из моих денег сто золотых, а остальное дай на тот храм для поминания моей души”. Капитан поклялся исполнить его волю, и больной тотчас испустил дух. Боцман сохранил останки. Через три дня они прибыли в Константинополь, извлекли тело и попросили священников отпеть его по чину, и похоронить в названном храме Пресвятой Девы.

Когда его отпевали, настоятелю явилась мысль открыть сундук, ибо покойник не издавал запаха, как другие мертвые. Они открыли сундук, бросили на останки брение по обычаю со словами: “Глиною Горшечник живосозидая поставил Ты меня... “. Тогда один из корабельной команды взял немного воды Живоносного Источника и, приблизив к мертвому, сказал: “Бедняга, сколь ты вожделел выпить этой воды, но не успел - теперь мертвый прими ее”. Сказав так, матрос пролил воду на останки, и тотчас (о превышеестественные Твои чудотворения, дающая жизнь Владычице!) мертвый поднялся и сел, прославляя Господа и блаженную Деву! Сколь поражены, вы думаете, о братья мои, были стоявшие вокруг, особенно моряки, которые видели, как он умер. А уже прошло четыре дня, и он восстал, как четверодневный Лазарь! Все несказанно дивились. А поднявшийся из мертвых излил сердечную благодарность Пресвятой Владычице и, не забывая о благодеянии, с благим намерением оставался до конца жизни в этом храме, служа со всяческой ревностью. Он стал благоговейным и доблестным монахом.

Приходили люди из различных мест и спрашивали его об аде, но он ничего не отвечал, как и Лазарь. Он прожил любезную Богу и чудесную жизнь - двадцать лет после воскресения, - и почил о Господе. Ему же слава во веки. Аминь.

 

Чудо 8

О святом Романе Сладкопевце, создавшем кондаке о всех святых

 

Явлено в книге Симеона Метафраста (1 число месяца октября), когда мы празднуем память святого Романа Сладкопевца, что тот святой был из города Эдесса. Он оставил родину и пошел в Константинополь, где поселился в монастыре Пресвятой Владычицы нашей, который называется в Кире.

Святой Роман часто ходил из своей келлии в храм Приснодевы во Влахернах, где проводил всю ночь на всенощной, ибо был благоговеен и доблестен. Часто он бодрствовал на Господние праздники, молясь всю ночь до утра, потому и удостоился приять такое достоинство от Владычицы.

Однажды на Рождественской всенощной он находился в названном храме во Влахернах и немного вздремнул от трудов. Тут он видит зримо Пресвятую Деву, несущую свиток, то есть книгу. Она говорит ему: “Открой уста, чтобы съесть этот дар, который Я тебе даю”. Роман открыл уста и проглотил свиток. Только начало рассветать, он поднялся на амвон и начал с великим благоговением кондак праздника: Дева днесь

Пресущественного раждает... и далее.

Он пел с такой мелодичностью и сладостью, что становилось понятно: с Неба, а не из среды людей пришел благодатный дар, который ему дан. Все восхищались его пением и благоговели. Роман создал кондак не только на этот праздник, но и на другие праздники Спасителя, Пресвятой Девы и всех святых. Он составил более тысячи кондаков, то есть на весь год, сколько их поет наша Церковь.

Чудный святой потому удостоился такой благодати от Богоматери, что был к Ней особо благоговеен и почитал Ее. Матерь Божия дивно прославила его и в этом временном мире, и в Небесной и вечной жизни, чего да будет всем нам достичь.

 

Чудо 9

О святом Григории, архиепископе Неокесарийском чудотворце

 

10 ноября Церковь наша празднует память святого Григория чудотворца, который был подвижником на Горе Афон и жил чудесным жительством и образом. Его рукоположили в архиерея поразительно, совсем не так, как других архиереев, избираемых в их присутствии. Нет, он уступил сан архиерея, будучи на Горе. А сойдя оттуда, был рукоположен архиепископом Неокесарии. Взойдя на высокий архиерейский престол, он еще более стал упражняться в добродетельности, потому и удостоился от Бога великих дарований, как показывают совершенные им при жизни вышеестественные чудеса.

Однажды, когда святой муж молился в своей келлии ночью, по обычаю, случилось Божественное сияние, и вся комната осветилась более, чем от солнца. Тогда святитель увидел Жену, благолепнейшую, прекрасную и удивительную, а рядом с ней старца, почтенного и скромного. Святой Григорий удивился и рассудил в разуме своем, что почтеннейшая Жена - Царица Ангелов, а кем был старец, он смог понять не прежде, чем услышал Пресвятую, сказавшую ему: “Иоанн, ученик Моего Сына и Владыки, соименный Богословию, передай Таинство истинной Веры возлюбленному рабу твоего Учителя Григорию, чтобы он понял сущность Богословия в точности, дабы никогда не победил его ни один еретик”. Святой, услышав это, узнал, что вместе с Богородицей пришел евангелист Иоанн, чтобы научить Григория Православному исповеданию Веры, ибо в то время многие еретики вероломными словами вводили других в заблуждение и привлекали их к развращенным учениям.

Тогда написал великий чудотворец Григорий исповедание истинной и Православной нашей Веры, как его просветила Пресвятая Владычица наша и научил апостол, и передал исповедание это Святой Христовой Церкви, как явствует из его жития, написанного святым Григорием Нисским, братом Василия Великого.

Но не только этой благодати удостоился от Богоматери сей верный и благомысленный Ее раб. Он имел силу творить с помощью Всесильной Владычицы столь великие чудеса, что все чрезвычайно удивлялись. Если кто захочет прочесть его житие, то получит радость и ликование души. Но я это опускаю, потому что у нас своя задача. Я расскажу только об одном чуде для уверения о других, чтобы вы знали, сколь великую благодать находит в Боге исполняющий Его заповеди и благоговеющий пред Всепетой и Преславной Царицей Небесной.

В Неокесарии, где жил тот святой архиерей, есть большая река Лик.

После зимы она сильно разливалась, что причиняло неизмеримый ущерб не только полям и домам, животным, но и людям, многие из которых погибали. Крестьяне пришли к великому Григорию и попросили им помочь. Святой вразумил их надеяться на Бога и пошел с ними, держа в руках посох. Его он вбил в губу реки, тайно помолился сперва, а затем сказал громко: “Во имя Господа нашего Иисуса Христа возвещаю тебе я, раб Божий и Приснодевы Марии, - не выходи больше за это место, не переходи границу моего посоха”.

Когда святой так сказал, тот сухой посох, лишенный всякой влаги. пустил корни и стал большим деревом, цветущим и прекрасным. Чудо следует за чудом, чтобы везде была объявлена сила Христа. До сегодняшнего дня живо то дерево. Оно не сгнило от давности лет, и река никогда не отваживалась перейти границу, которую поставил святой. Едва она дойдет до того дерева, как поворачивает назад, благоговея перед посохом святого. Так прославляет Господь тех, кто Его величает и славит.

Видите, христиане, родные мои, сколько чудесных знамений творят благоговейные рабы Богородицы по вере к Богу? Пусть не дерзают некоторые умники говорить, что какие-то чудеса Богородицы неправда. Люди могут совершать такие вещи с помощью Господа, - а Мать Его не может?

Святой повелел великой скале перейти из одного места в другое. То же самое совершил авва Марк из Фракии и Патриарх Александрийский Иоаким, Великий Аверкий, архиепископ Иераполя, повелел диаволу, и тот поднял в Риме каменный алтарь размером с гору, то есть храм идольский, и перенес его во Фригию, что равно пути в сорок дней, - на диво и изумление зрителей. Чудотворец Спиридон повелел реке, полной воды в зимнее время, повернуть назад - и так перешел реку не только святой. но и те, кто тогда были с ним. Это и многое другое явлено в житиях. написанных Симеоном Метафрастом. (Вскоре с Божией помощью эти жития будут напечатаны, ибо я переложил их для общей пользы).

Если святые совершали столь великие чудеса, то разве не может Владычица, родившая Бога, приставить отрубленные руки, восставит мертвых и совершать другие чудеса? Я верую в это и пишу, как нашел в книгах, чтобы грешники умилились и обратились к покаянию, достигнув прощения. Если я ошибся в чем, то пусть Господь меня простит. Как я сказал в начале книги, верую так, как определяет Греко- Восточная Церковь, ибо она - Православная Церковь. Пусть меня не судит никто несправедливо. Я составил эту книгу по великому благоговению, которое имею ко Пресвятой Владычице, - и надеюсь на Ее благосердие и доброту, что Она поможет моему искуплению от вечного мучения. Из него же да будем все мы, христиане, исторгнуты заступничеством самой Приснодевы Владычицы нашей Богородицы и всех святых. Аминь.

 

Чудо 10

О Иоанне Дамаскине, отрубленную руку которого уврачевала Всенепорочная Госпожа

 

Из жития святого Иоанна Дамаскина, которое написал мудрейший Иоанн, Патриарх Антиохийский, явствует, что во времена императора Льва Исавра велась великая борьба с образами в Константинополе. Многих православных терзал христоненавистный царь различными пытками. Об этом узнал Иоанн в Дамаске, где он был первым советником халифа, начальника над сарацинами. Он написал несколько писем и послал их православным в Константинополь. В письмах святой Иоанн доказывал с помощью достойных веры свидетельств, что не творящие поклонов перед святыми образами суть еретики и безбожники, чуждые Царствия Христова.

Когда все это услышал император, то устроил прием, показав на нем одно из писем Иоанна, спрашивая учителей, может ли кто изобразить начертание букв, как у Иоанна. Нашелся один, очень опытный в каллиграфии, который выполнил предписание Льва Исавра написать подобное письмо почерком Иоанна, чтобы не узнали, что оно - не его. Так приказал насквозь порочный император, и ему было адресовано якобы от лица Иоанна письмо, в котором говорилось следующее: “О, царю многаялетнейший, приношу подобающий поклон царствованию твоему, раб твой Иоанн из Дамаска. Знай, что наш город в настоящее время ослаб, потому что большинство агарянских солдат ушли на войну. И если ты пошлешь небольшой отряд, то легко получишь победу, - и я тебе помогу, сколь смогу, в этом предприятии, потому что в моих руках находится весь город”. Это и многое другое написал коварный царь.

Изобразил он и другое письмо, уже собственноручное, к начальнику агарян, сообщая следующее: “Благороднейший и вселюбезнейший начальниче града Дамаска, радуйся. Не ведаю я ничего блаженнее, чем любовь, и чем чтобы сохранять некоторые мирные условия, - что и похвально, и боголюбезно. Поэтому я не хочу расстраивать дружбу, которая у меня есть с твоим благородием. Но тем не менее, один твой друг как раз подталкивает меня к сему и призывает. Он часто присылает мне письма, чтобы я пришел с тобой сражаться. В уверение тебя я посылаю тебе одно из писем, чтобы ты знал мое истинное дружелюбие к тебе, - и коварное и превратное того, кто его написал”.

Эти два письма львоименитый, но змеемыслящий на коварство царь послал к варвару с одним рабом. Градоначальник агарянин, увидев их, пришел в ярость, позвал Иоанна и показал ему письма. Иоанн понял коварство царя и признался, что не только не писал их, но никогда у него и в голове этого не было. Однако варвар, побежденный гневом, не верил и не дал даже времени ему, чтобы он доказал правду, - но повелел отрубить Иоанну руку. Была отрублена десница, изобличавшая ненавидящих Господа, и вместо чернил, которыми она окрашивалась прежде, она окрасилась собственной кровью. Руку повесили на площади, чтобы все ее видели.

Когда день кончился, Иоанн послал слуг попросить властителя отдать руку для погребения, - дабы облегчить страдания. Тот из уважения ее отдал. Иоанн взял руку и, войдя в свой дом, упал ниц на землю перед священным образом Богоматери, говоря со слезами и верой: “Владычице Пречистая Матерь, Рождшая Бога моего, ради Божественных образов моя десница отрублена! Ты знаешь причину, по которой беснуется Лев. Приди быстрее и исцели мне руку. Десница Вышнего, Тобою воплотившаяся, творит многие силы Твоим ходатайством. Исцели теперь мольбами Твоими эту мою десницу. Песнопения Тебе и из Тебя Воплотившимуся напишу тебе мелодичными стихами, и Ты приобретешь соработника Православного служения”. Иоанн говорил так со многими слезами и заснул. И видит образ Приснодевы. Говорит ему с тихим радостным взглядом: “Вот, здорова стала твоя рука, и она тебя не будет больше заботить, но сделай ее тростью книжника-скорописца, как ты Мне сейчас и учинял (посвятил)”.

Он проснулся и, увидев уврачеванную (о великая сила Твоя, Всенепорочная!) и приставшую назад руку, возвеселился духом о Боге и Его Матери, ибо Сильный сотворил ему великое. Всю ночь он радостно пел благодарственное песнопение Богу со словами: “Десница Твоя, Господи, прославилась крепостью. Десница Твоя сломанную мою десницу исцелила. И пусть моя десница сломит тогда врагов, которые не почитают Твой чтимый образ и Родившей Тебя. Множеством славы Твоей через руку мою сокруши враждебных иконоборцев”.

Так Иоанн Дамаскин провел всю ночь в ликовании, воспевая похвалы Приснодеве Богоматери. Когда рассвело, соседи увидели чудо, и об этом стало известно по всему городу. Некоторые ненавистники Христа исполнились зависти и, отправившись к правителю, сказали, что он, мол, отсек руку не Иоанна, а какогото из его рабов. Раб, дескать, чтобы сделать приятное своему хозяину, изволил, чтобы ему отсекли руку, и за это тот дал ему денег без числа. Правитель повелел, чтобы Иоанн пришел к нему и показал свою руку. Иоанн протянул порубленную руку, на которой был след по кругу. Этот след Богородица промыслительно сохранила для несомненного свидетельства об отсечении. Варварский правитель говорит ему: “Какой врач тебя исцелил? Какие лекарства он употреблял?” Глашатай чуда ответил ясным и величественным голосом: “Господь - мой Всемогущий Врач, и сила Его по желанию Его”. Правитель ответил: “Прости меня, человек, ибо, как явилось, ты невиновен, и вовсе нет преступления, это я несправедливо тебя осудил. Получи прежнюю честь, то есть будь моим первым советником. Я постановляю, что ничего не буду предпринимать без твоего совета и воли”. Иоанн пал к ногам, прося снисхождения: отпустить его служить Благодетелю, как и велено Богоматерью. Они долго спорили. Наконец, князь уступил и разрешил ему идти, куда хочет. Иоанн с благодарностью ушел.

Он раздал имущество нищим, освободил своих рабов и пришел в монастырь святого Саввы, стал там монахом в послушании строгого старца. Старец повелел ему, по чину монашеского жительства, совершенно отсечь свою волю и ничего не делать без разрешения, даже не петь никогда тропаря.

Я сокращаю рассказ ради краткости, чтобы не отходить от темы.

Но кто стремится быть умилен более, пусть прочтет житие Иоанна под 4 декабря и получит большую пользу.

В один из дней Иоанна пригласил брат, чтобы составить умилительный тропарь на упокоение, дабы немного облегчить смерть брата по плоти. Иоанн боялся ввести старца в соблазн, но был побежден великим молением брата. Он написал во всем складный тропарь и запел. Старец тогда возвращался в монастырь. Когда он услышал мелодичный голос, то стал очень раздражен и начал ругать святого, как нарушившего обет. Иоанн пал к ногам старца, прося прощения. Старец был непреклонен. Лишь по очень великой мольбе братии он согласился опять принять его, но только чтобы он занимался самой низкой работой. Иоанн уважил это, зная пользу послушания. Старец, видя, как послушен он, принял его в число братий, повелевая молчание, как прежде. Через несколько дней старцу во сне является Пресвятая Богородица со словами: “Почему ты заградил столь дивный источник, который щедро изливает воду для отдохновения душ? Столь сладостная и медовая вода истекает чудным образом, более, чем из камня в пустыне. Отпусти ручей, чтобы он напоил всю вселенную, скрыл моря ересей и превратил их в дивную сладость. Он изобильнее пророческой китары и псалтири Давида. Он поет новые песни Господу. Его музыкальные произведения выше песни Моисея и хоровых пений”, Для сравнения с музыкальной и дивной китарой можно вспомнить безполезную басню о безрассудных звуках Орфея. Иоанн будет петь духовную и небесную музыку. Иоанн будет подражать херувимским песнословиям. Иоанн будет право править догматы веры и выставит на позор всякую извращенность и кривизну ереси.

Когда старец проснулся, узрев видение и открыв запретное для речи, то сказал так святому: “О, чадо послушания Христова, открой свои уста: не в притчах, но в истине, не в загадках, но в догматах. Открой слова, которые Дух написал в твоем сердце. Ты взошел на гору Синай, гору видений и откровений Божиих, и смирил себя как можно сильнее. Теперь поднимайся на гору Церкви и возвести благовестие Иерусалиму. В крепости возвыси глас, ибо славное Богоматерь сказала о тебе. Прости меня, что я согрешил по отношению к тебе, это я сделал по незнанию”,

С того времени Иоанн создавал медотекущие песнопения и сделал Церковь сияющей, что каждый, видевший его словесные творения, мог их понять. Святой жительствовал доблестно и дивно, и написал множество писем против иконоборцев, и составил прекрасные каноны и мелодичные самогласны, и праздничные речи в похвалу и восхваление Пресвятой Богородицы. Совершив это, он почил во Господе, Ему же слава и держава во веки. Аминь.

 

Чудо 11

О царевне Франкской, отрубленные руки которой исцелила Всесильная Владычица

 

Во Фряжской стране овдовел некий царь. У него осталась прекрасная девочка Мария. Он вступил во второй брак, взяв самую красивую женщину, которую нашел в своих краях. Эта новая жена была благообразна телом, но безобразна душой. Особенно ее терзала зависть: она не могла слышать, что о ком-то говорили, что та прекраснее ее. Мачеха видела, что девочка имеет дивную красоту. Сердцем ее овладел диавол, и она стала искать способ убить от зависти невинную приемную дочь, чтобы та не выросла прекраснее ее.

Однажды царь уехал в другую страну по необходимому делу. И тогда дерзкая на все получила подходящий момент, чтобы совершить свое завистливое вожделение. Она позвала верного раба и говорит ему: “Я хочу, чтобы ты тайно оказал мне одну любезность, дабы никто не узнал. Я тебя так одарю, что ты станешь первым во дворце”. Он поклялся совершить веленное. Она сказала ему: “Первая жена царя родила ему дочь не от него, а от какого-то человека дурного нрава. И вот царевна, как порождение прелюбодеяния, совершает дела нелепые и совершенно постыдные, и так она наведет позор на весь мой дом. Прошу тебя, возьми ее завтра и поведи в сад, и там убей в пустынном месте и спрячь, чтобы никто не услышал об этом. А в знак свидетельства без обмана отруби ей руки и принеси мне”.

Слуга пообещал исполнить. С вечера он стал готовиться вместе с одним своим родственником и верным другом. В полночь царица разбудила девочку и говорит ей: “Иди, Мария моя, вместе с этими людьми в такое-то место. Там и я буду вскоре, и мы пойдем гулять”. Слуги взяли девочку и отвели в отдаленное и пустынное место. Она поняла коварство, потому что была от природы сообразительной, возвела очи к небу и со слезами стала молиться: “Владычице Богородице, у меня нет другой надежды и помощи! Только благодать Твоя. и Ты воздай враждующим на меня неправедно”, Слуги сказали: “Не плачь, не бойся, мы ничего тебе плохого не сделаем”. А она говорит: “Почему вы лжете? Моя мачеха ввела меня в заблуждение и предала в ваши руки, чтобы вы меня убили. Но я надеюсь на Надежду отчаявшихся, что Она воздаст за ваше беззаконие. Чего вы хотите? Место пустынное, совершайте повеление вашей госпожи. Только я прошу вас, не убивайте меня внезапно, но скажите, чтобы я с молитвой предала Господу свою душу”. Они ответили ей: “Правильно ты поняла, что не хотела с нами идти, но царица нам повелела, и мы пообещали, что тебя убьем”. Девочка говорит: “И вы не боитесь Бога, что убиваете меня неправедно? Вы разве не знаете, что Он, как Праведный Судия, не оставит Своей благодатью это деяние тайным и ненаказанным? Он отомстит и вам, и ей, ибо никогда ничего несправедливого я вам не делала. Если вы хотите избежать своего беззакония, то оставьте меня в пустынном месте и скажите ей, как убили. Если мне никто не поможет, то я умру от голода, но вы не оскверните свои руки столь ужасным убийством”. Это и многое другое говорила она со слезами.

Слуги сострадали и сказали ей: “Мы сжалились и оставляем тебя в живых. Но царица нам велела принести твои руки, дабы увериться в твоей смерти. Если мы не выполним ее слова, то она с нами зло поступит. Но даже если мы тебя оставим живой, звери все равно тебя съедят”. Мария ответила: “Горька и та смерть, и другая. Но у меня будет утешение, что меня съели звери, а не люди, и вы не виновны в беззаконии. Поступайте во имя Пресвятой Богородицы, родившей истинного Бога и Судию всех, не убивайте меня. А если вы пообещали ей мои руки, то дайте их, пусть она их увидит и обрадуется, а меня оставьте здесь, чтобы я умерла от боли”. Они уважили оставить ее в живых. Тогда несчастная, чтобы избежать смерти, кладет руки на бревно. Ей отрезали руки, а царица на радостях дала слугам безчисленные дары и милости.

Бедная девочка в несравненной боли не имела другого лекарства, кроме имени Пресвятой Богородицы, Которую она призывала на помощь со слезами и верой. Волей Всеблагого Бога она получила просимое. Один благородный юноша охотился в той части леса с рабами. Он услышал громкий крик и стал искать. Юноша удивился несчастью девочки и ее красоте, но она не отвечала, а только плакала, прося о помощи. Князь сказал слугам: “Теперь не время ее расспрашивать. Но раз Господь нас привел сюда ради нее, то возьмите ее, и отвезем ее в нашу землю”. Так они и сделали, обихаживая по пути разными травами и лекарствами. Боли прекратились совершенно, и все во дворце удивлялись ее мудрости и красоте. Ее часто спрашивали, чья она дочь, почему ей отрубили руки, но Мария не желала признаться. Но за ее благочиние, благородный вид и красоту юноша полюбил ее от всего сердца. Однажды он сказал дуку: “Отец мой, я знаю, что ты меня любишь, и прошу тебя сделать такую благодать. Мы богаты и не нуждаемся ни в чем. Когда богатый хочет жениться, то он не должен искать ничего другого, но только жену, которая ему нравится. Так хочу и я. Пусть твоя власть сотворит мне милость, чтобы я взял в жены девушку, которую нашел в пустынном месте. Я ведь не нуждаюсь в работе ее рук”. Дук ответил: “Мы можем взять в жены только дочь подобного нам властителя. А ты хочешь взять ее. Она не то что некрасива, нет. Но мы не знаем, может быть, она дочь крестьянина, и это будет нам в позор”. Сын сказал: “Но отец, ее красота, знания, воспитание и манеры свидетельствуют о царской крови. И даже если бы она была ребенком самого малого человека, я ее люблю. Если я ее не возьму, то поистине, не возьму и другую, и моя жизнь пройдет в несравненной боли”. Дук увидел желание юноши, снизошел, и совершили свадьбу богато и радостно.

А царь, ее отец, был в безутешной скорби. Он не знал, где его дочь, потому что царица сказала, что та, мол, убежала однажды ночью, и никто не знает, что с ней. Он рыдал безутешно и подозревал царицу, но не стал объявлять свою мысль, пока не узнает надежно. Царь посылал людей ее искать в разные места. Одновременно написал и повеление, чтобы все воеводы и князья собрались и устроили конные ристания, дабы у него появилась малая отрада, и скорбь его не убила.

Повеление дошло и до того места, где была дочь. Дук решил посражаться на коне. Но сын не пустил его со словами: “Отец, это не хорошо, чтобы старик мучился в таком путешествии. Отдохни, а я пойду вместо тебя. Люби мою супругу, как и меня, и если она родит прежде возвращения, то позаботься о ней”. Дук благословил его в путь, и они попрощались. И юноша совершил с Божией помощью и силой столь мужественные деяния и героические бои на том ристании, что все восхищались им, хвалили и приветствовали. А лукавая царица воспылала страстью к нему и позвала раба спросить, кто его хозяин, есть ли у него жена и подобное. Раб все разузнал в подробностях: как князь нашел в лесу девочку без рук, взял ее и прочее. В конце концов он сказал, что от отца пришло письмо, что жена родила двух мальчиков без всяких трудов.

Тогда злая и порочная женщина почувствовала боль и совершила новое беззаконие. Она подкупила человека и попросила, когда князь напишет ответ дуку, привести письмоносца, что он и сделал. Юноша написал в ответе, чтобы дук позаботился о жене, запечатал письмо и послал вместе с рабом. Раб, не знал о хитрости, пошел к царице. Она его щедро накормила-напоила и, взяв тайком письмо, написала другое и запечатала печатью дука. Там она написала почерком князя: “Отче. знай, что эта невеста - чадо злодея, за ее безчинства ей отрубили руки. Но и ее дети не мои. Так что прошу тебя, когда прочтешь письмо, убей ее вместе с детьми. И пока я не услышу о ее смерти, не вернусь”.

Это подложное письмо ехидна отдала письмоносцу, и оно отправилось дуку. Он, увидев написанное, был в скорбном недоумении, не зная, что делать. В размышлении посоветовался с верным рабом, как поступить. Раб сказал ему: “Не совершай такое беззаконие, не убивай ее. Дай мне ее, я ее отведу в то место, где нашли, и оставлю там, а Господь пусть управит, как желает.

А потом я пойду и скажу господину, что мы сделали, как он нам написал”.

Эти слова понравились дуку. Раб взял Марию с детьми, отвел ее в пустыню и поехал искать мужа. Бедная женщина оставалась в том же безлюдном месте, пав духом, в безутешной скорби, ожидая смерти. Она плакала и скорбела, не зная, что делать. Но вот она увидела тропинку и, взяв детей в объятья, как могла, пошла по дороге, пока не пришла к пещере, где совершал подвиг пустынник. Увидев ее, он подумал, что это измышление вражие. Но когда услышал о ее страданиях, то сжалился. Оставив ее в пещере, он пошел в другое место и всякий раз, собирая корни и траву, которые ел сам, приносил и ей. Она питалась этой травой, или, лучше сказать - Божией силой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...