Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рынок труда как объект государственного регулирования




СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..……….3

1 Теоретическое обоснование государственного регулирования занятости..4

1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования…………….4

1.2 Механизм государственного регулирования рынка труда…………….11

1.3Иностранный опыт регулирования рынка труда………………………..17

2 Анализ государственного регулированиязанятости…..………………....23

2.1Структура занятости населения и динамика важнейших показателей занятости……………………………………………………………....................23

2.2 Тенденции развития и состояние рынка труда в Республике Беларусь…………………………………………………………..…………….28

2.3 Ход реализации государственной программы содействия занятости населения в январе–июне 2011 г………………………………………………..38

3 Направления совершенствования государственного регулирования занятости ………………………………………………………………………...42 Заключение……………………………………..………………………………...48
Список использованных источников……………...…………………………....50

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в РБ, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых – изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.Политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

Исследование государственной политики занятости актуально в силу важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества.Таким образом, цель курсовой работы: определить основные тенденции и направления государственной политики содействия занятости населения, исследоватьрынок труда в Республике Беларусь, а также рассмотреть пути повышения занятости и сокращения безработицы.

Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач:

– определить сущность понятия занятости;

– рассмотреть важнейшие показатели занятости;

– выявить специфику динамики уровня и структуры занятости населенияв РБ;

– исследовать роль государства на рынке труда;

– проанализировать содержание Государственных программ занятости в РБ на 2006-2011гг.

Методологической и теоретической основой исследования послужили: работы белорусских и зарубежных авторов, периодические издания, статистическиесборники Республики Беларусь, Государственные программы занятости на 2006, 2007, 2008 и 2009–2010, 2011 годы.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ

 

Рынок труда как объект государственного регулирования

 

Рынок труда занимает центральное место в составе совокупного рынка факторов производства – земли, труда и капитала, так как его функционирование позволяет вовлечь в производственные про­цессы материальные, финансовые, природные ресурсы, обеспечи­вая таким образом их хозяйственное взаимодействие. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой и сравнительно неболь­шой опыт нашей страны показывают, что необходимость государ­ственного регулирования рынка труда проявляется более остро в сравнении с рынками других видов ресурсов. Это обусловлено тем, что, во-первых, устранять отрицательные экономические послед­ствия нарушений в механизме функционирования рынка труда го­раздо сложнее, требуется для этого больше времени и средств, в чем частные предприниматели, как правило, непосредственно не заинтересованы. Во-вторых, сбои в механизме функционирования трудового рынка имеют не только экономические, но и непосред­ственно социальные отрицательные последствия [1, с. 147].

Состояние рынка труда определяется характером трех основных рыночных параметров:

1) объемом, структурой спроса на трудовые ресурсы;

2) объемом, структурой предложения трудовых ресурсов;

3) уров­нем цены рабочей силы (оплаты труда), динамикой параметров в анализируемом периоде [2, с. 137].

Анализ целесообразно начинать с изучения спроса, поскольку этот элемент рынка инициирует движение рабочей силы и таким образом его функционирование. Объем совокупного спроса на ра­бочую силу состоит из двух составляющих: а) количества новых рабочих мест (вакансий) на момент расчета; б) количества заня­тых рабочих мест, должностей, для которых работодатели ищут замену (по различным причинам). Доля первой составляющей достигает более 80 % совокупного спроса, соответственно доля вто­рой – около 20 %. Спрос на рабочую силу зависит в основном от количества свободных рабочих мест, вакансий на предприятиях, фирмах всех организационно-правовых форм в отраслях эконо­мики и социальной сферы [1, с. 148].

В процессе анализа следует определить состав, объем, структу­ру спроса по профессионально-квалификационному, половозрас­тному и другим признакам, выявить тенденции динамики этих параметров (возможные сокращения, стабилизацию, рост количе­ства рабочих мест и т.д.). Очень важно выявить все основные фак­торы новых (и существовавших ранее) тенденций для того, чтобы при создании регулирующего механизма разработать соответству­ющие инструменты управления этими факторами. Характер дина­мики спроса на рабочую силу определяется, прежде всего, характе­ром экономической ситуации в стране.

Значительное влияние на объем и структуру спроса оказывает научно-технический фактор. Повышение производительности тру­да в результате внедрения в производственно-хозяйственную дея­тельность научно-технических достижений относительно (т.е. в рас­чете на единицу производимой продукции, услуг) сокращает по­требность в рабочей силе. Абсолютная потребность при этом может остаться неизменной или возрастать при увеличении масштабов производства. В смежных производствах потребность в рабочей силе увеличится, так как рост объема выпуска продукции в отраслях, осуществляющих внедрение научно-технических достижений, по­требует увеличения масштабов выпуска продукции и в смежных производствах, для чего потребуется дополнительная рабочая сила.

Для анализа состояния спроса используются соответствующие показатели, основные из которых следующие: общее количество свободных рабочих мест на конец и начало анализируемого периода, количество новых рабочих мест, созданных за анализируемый период, количество старых неукомплектованных рабочих мест, количество перепрофилируемых рабочих мест, объем совокупно­го спроса, стоимость (цена) создания одного рабочего места, по­казатели отраслевой, территориальной структур спроса и др.

Второй параметр рынка труда – предложение рабочей силы – относительно более консервативный элемент в сравнении с пер­вым. Во-первых, для создания новой трудовой единицы определен­ной профессии, квалификации, с соответствующим уровнем опы­та, навыков требуется значительно больше времени (от 10 до 15 лет) в сравнении с созданием одного нового рабочего места (не более 5 лет – средний срок строительства предприятия). Во-вто­рых, изменения в профессионально-квалификационных характе­ристиках трудовых ресурсов происходят, как правило, в результате изменений в производственно-хозяйственной деятельности, т.е. в сфере спроса на рабочую силу. Эти особенности необходимо учи­тывать при создании регулирующего механизма, в противном слу­чае возникают несоответствия структуры предложения структуре спроса, запаздывание необходимых адекватных изменений в пер­вой относительно второй [1, с. 150].

Предложение рабочей силы на рынке труда образует часть эко­номически активного населения, в составе которой выделяют сле­дующие группы:

– население, которое не занято, ищет работу;

– часть занятого населения, которая не удовлетворена работой и подыскивает другую;

– часть занятого населения, которая ищет дополнительную (вторую) работу для увеличения своего дохода;

– часть занятого населения, которая ищет работу из-за опасения (риска) потерять имеющуюся по различным причинам (неудов­летворенность работодателей результатами труда работников, на­личие возможности банкротства предприятий и др.).

Более 80 % объема предложения составляет доля первой группы [3, с. 63].

Объем, состав, структура предложения зависят от масштабов подготовки рабочих кадров различных профессий, специальнос­тей, в учебных заведениях страны всех организационно-правовых форм, уровней, типов. Возрастающее влияние в последующие годы оказывает на предложение миграционный фактор. Сильнодейству­ющими факторами являются уровень оплаты, условия труда на предприятии, а также природно-климатические условия. Предло­жение может значительно изменяться в результате банкротства последующего закрытия предприятий, конверсионных процессов, происходящих в отраслях военно-промышленной) комплекса структурных изменений в экономике страны.

Для анализа состояния предложения рабочей силы используются соответствующие показатели, в составе которых различают две группы:

1) абсолютные;

2) относительные [4, с. 227].

Основные показатели первой группы следующие: численность официально зарегистрированных безработных, фактическая численность безработных, объем скрытой безработицы, длительность потери работы (средняя, мак­симальная, минимальная), численность безработных с различными сроками потерь работы (один месяц, три месяца, полгода, год, бо­лее года), численность безработных по регионам страны (крупным, средним, малым), численность экономически активного населения, численность трудоспособного населения и др.

Наиболее значимые показатели второй группы следующие: уровни регистрируемой и фактической безработицы, рассчитыва­емые как отношение соответственно численности зарегистриро­ванных или фактических безработных к численности экономи­чески активного (или трудоспособного) населения; удельный вес в общей численности безработных лиц, не имеющих работы в раз­личные периоды времени и в их составе лиц, имеющих стаж без­работицы более одного года;удельный вес в общей численности безработных лиц различных возрастов (молодежи, активного тру­доспособного, предпенсионного и пенсионного возрастов); доля в общей численности незанятых лиц различных профессий и др. Относительные показатели позволяют сравнить масштабы безра­ботицы на макроуровне с региональными уровнями, внутри стра­ны между отдельными регионами (крупными, средними, малы­ми), а также с масштабами безработицы в других странах.

Важное значение для анализа имеют интегральные показатели состояния рынка труда, отражающие одновременно характер и спроса и предложения, соотношение этих параметров рынка. Один из наиболее распространенных интегральных показателей – ко­эффициент напряженности состояния рынка труда, рассчитывае­мый как отношение количества безработных (официально зареги­стрированных или фактических) к количеству свободных рабочих мест, вакансий, позволяющий определить численность безработ­ных в расчете на одно вакантное рабочее место [1, с. 151].

На основе информации, полученной в результате мониторин­говых исследований, разрабатываются балансы спроса и предло­жения рабочей силы в масштабе страны, а также на региональном и местном уровнях. Это основные документы, в которых отражены реальное состояние общегосударственного, региональных и мест­ных рынков, рыночные ресурсы и потребность в рабочей силе, их состав и структуры, Дли целей анализа, обоснования превентив­ных регулирующих мер целесообразно разрабатывать отчетные, плановые (ни период от 1 года до 5 лет) и прогнозные (на 5-10 и более лет) балансы. В практике государственного регулирования тру­довых рынков используются традиционно разрабатываемые для нужд управления балансы трудовых ресурсов, в которых отраже­ны не только рыночные спрос и предложение рабочей силы, но и та часть трудовых ресурсов, которая находится в сфере производ­ственно-хозяйственной деятельности, т.е. за пределами рынка. Оба вида балансов взаимосвязаны, взаимодополняемы, так как рабо­чая сила перемещается из рыночной в сферу производственно-хозяйственной деятельности; имеет место и обратное движение.

Роль третьего параметра рынка труда в механизме его функ­ционирования проявляется в том, что уровень оплаты труда ока­зывает корректирующее влияние на спрос и на предложение; это фактор формирования соотношения (пропорции) спроса и пред­ложения рабочей силы. Под влиянием этого фактора фактический объем предложения на рынке труда может быть значительно меньше наличного объема трудовых ресурсов и объема спроса на них, т.е. может иметь место дефицит рабочей силы: Может воз­никнуть и обратная ситуация, когда предложение превысит спрос в результате относительно высоких ставок оплаты труда [1, с. 153].

Цена трудовых ресурсов на рынке труда имеет специфические особенности в сравнении с ценой материальных, финансовых, природных ресурсов на соответствующих рынках. Эти особеннос­ти необходимо учитывать при создании механизма регулирования с целью достижения его максимальной эффективности. Первая особенность проявляется в том, что уровень оплаты труда опреде­ляет уровень жизни работников, их семей и для значительной ча­сти населения является единственным источником существова­ния. Поэтому этот уровень не может быть ниже определенной величины – прожиточного минимума работника и его семьи. Вто­рая особенность состоит в том, что продавец рабочей силы (потен­циальный работник), как правило, находится в зависимом поло­жении относительно ее покупателя (работодателя), находящегося в монопольном положении, и может диктовать продавцу свои ус­ловия найма, более выгодные для него, извлекая из этого допол­нительную прибыль, экономически и социально неоправданную. Третья особенность проявляется в зависимости уровня цены рабо­чей силы не только от результативности трудовой деятельности работника, но и от факторов, действующих за пределами сферы производства: роста цен на потребительские товары, роста затрат на образование (общее и профессиональное), роста потребностей населения в результате действия закона возвышения потребнос­тей и др. Четвертая особенность состоит в том, что после купли-продажи рабочей силы не происходит смены собственности на нее в отличие от других товаров, так как рабочая сила переходит не в собственность, а в распоряжение покупателя (работодателя) для использования ее в производстве продукции, услуг, и не навсегда, а на время труда. Собственником рабочей силы остается продавец ее – работник. Поэтому возникает возможность кор­ректировки условий труда его оплаты. Перечисленные особенно­сти определяют особую необходимость вмешательства государства, профсоюзных организаций в процессы ценообразования на тру­довые ресурсы для достижения справедливых условий найма ра­ботников с экономических и социальных позиций [2, с. 144].

Анализ трудовых рынков должен быть комплексным, т.е. охва­тывать всю совокупность рынков, которая имеет трех­уровневую структуру:

– национальный рынок;

– региональные рынки;

– местные рынки [5, с. 124].

Между рынками от­дельных групп, внутри каждой возникают взаимосвязи, в резуль­тате чего формируется система трудовых рынков. Эта система дол­жна развиваться, совершенствоваться, становиться все более адек­ватной требованиям сферы использования трудовых ресурсов. Одно из основных направлений и признаков развития системы – повы­шение ее гибкости, которое проявляется в усилении мобильности рабочей силы, территориальной, профессионально-квалификаци­онной, отраслевой. Степень мобильности в большой мере опреде­ляет эффективность функционирования системы рынков, способ­ность ее своевременно и в полном объеме удовлетворять потреб­ностям экономики и социальной сферы в рабочей силе соответ­ствующего качества. Так, территориальная мобильность позволя­ет нейтрализовать отрицательные последствия трудоизбыточности одних регионов и трудодефицитности других. Большое значе­ние имеет также профессионально-квалификационная и отрасле­вая мобильность, так как при наличии излишков рабочей силы на большинстве российских предприятий существует одновременно дефицит работников различных специальностей, а структурная перестройка, конверсионные процессы требуют перераспределе­ния работников одних отраслей в другие.

В настоящее время масштабы территориальной мобильности недостаточны. Ее развитию препятствуют трудности с приобрете­нием жилья, высокая стоимость транспортных услуг при переезде на новое место жительства и работы; существуют также опреде­ленные административные ограничения переезда из одного реги­она в другой. Эти трудности могут быть устранены государствен­ными регулирующими органами всех уровней различными мето­дами, например посредством частичной (или полной) компенса­ции расходов на оплату транспортных услуг из фондов занятости, льготного кредитования приобретения жилья на новом месте ра­боты, создания условий для продажи или обмена имеющейся жи­лой площади в короткие сроки, упрощения правил регистрации на новом месте жительства и др. Повышение профессионально-квалификационной, отраслевой мобильности может быть обеспе­чено посредством совершенствования системы профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации кадров. В процессе анализа очень важно выявить состояние региональ­ных и местных рынков, определить регионы, в которых ситуация на рынке труда особенно неблагоприятная (с чрезмерно высоки­ми уровнями трудоизбыточности или трудодефицитности, струк­турными перекосами соотношений спроса и предложения и т.д.), регионы относительно благополучные и регионы с наилучшими характеристиками основных параметров рынка труда. При анали­зе состояния региональных трудовых рынков очень важно выде­лить факторы, типичные для всех регионов страны, для многих регионов, и факторы специфические, действующие относительно рынков отдельных территорий, отражающие особенности эконо­мики, социальной сферы, демографические, миграционные, при­родно-климатические и другие их отличия [5, с. 127].

Результаты анализа позволяют определить состав целей, а значит направленность механизма государственного регулирования системы трудовых рынков. Для повышения эффективности регулирующего ме­ханизма необходимо выделить долгосрочные, среднесрочные, крат­косрочные цели и в каждой группе выявить приоритетные. В боль­шинстве стран с рыночной экономикой наиболее приоритетной долгосрочной целью является достижение оптимального соотноше­ния спроса и предложения рабочей силы и таким образом оптималь­ного уровня безработицы, при котором экономические и социальные потери от незанятости – минимальные. В экономической теории такой уровень получил название естественной нормы безработицы, отражающей объективную необходимость наличия определенного количества незанятого трудоспособного населения как условия нор­мального функционирования рыночной экономики. Мировой опыт выявил эту норму в пределах от 1 до 5 % экономически активного населения в зависимости от конкретных социально-экономических условий в каждой стране. При уровне безработицы ниже этой величины спрос на рабочую силу не может быть удовлетворен в полном объеме, т.е. возникает дефицит на рынке труда, вследствие чего замедляется экономическое, а затем и социальное развитие страны. Если фактический уровень незанятости превышает есте­ственную норму, увеличиваются экономические потери вследствие неполного использования трудового потенциала страны и соци­альные потери (снижение жизненного уровня значительной части населения, профессионально-квалификационная, морально-психо­логическая деградация незанятых, ухудшение криминогенной си­туации в стране и т.п.). С увеличением разрыва между фактическим уровнем незанятости и естественной нормой рост экономических и социальных потерь ускоряется [1, с. 155].

В большинстве стран мира фактический уровень безработицы превышает в большей или меньшей степени естественную норму. Размеры превышения не остаются постоянными, они изменяются в зависимости от характера экономической ситуации в странах.

Следующая по значимости цель – сокращение продолжитель­ности безработицы. Актуальность сокращения продолжитель­ности безработицы определяется тем, что с увеличением периода времени безработного состояния работников резко усиливаются процессы профессионально-квалификационной деградации их, т.е. снижается качество трудовых ресурсов, уменьшается трудовой по­тенциал страны. Вследствие этой же причины усиливаются также процессы социальной деградации, люмпенизации безработных ра­ботников, их семей, и таким образом усиливается социальная на­пряженность в обществе. Особенно актуальна эта проблема отно­сительно незанятых работников активного трудового возраста, так как оплата их труда является, как правило, основным (а часто и единственным в современных условиях) источником существова­ния, их семей [1, с. 156].

Третья цель – снижение чрезмерно высокого уровня территори­альной дифференциации состояния региональных рынков mpyдa, приоритетное решение трудовых проблем в регионах, где ситуация на рынках труда кризисная или предкризисная, напряженная, неста­бильная, предупреждение возникновения таких ситуаций в дру­гих регионах [1, с. 157].

Очень важное направление государственного регулирования – повышение качества трудовых ресурсов, чтобы работники всех профессий, специальностей могли в полной мере выполнять функ­цию ускорителей научно-технического прогресса, были конкурен­тоспособными не только на внутренних рынках, но и относитель­но рабочей силы других стран, особенно развитых. Особое внима­ние государственные органы должны обратить на повышение кон­курентоспособности наиболее уязвимых в этом отноше­нии групп трудоспособного населения (лиц предпенсионного воз­раста, молодежи, инвалидов, женщин и др.).

Следующая (четвертая) очень значимая цель – обеспечение максимально полного соответствия размера оплаты труда и стоимости (цены) рабочей силы. Заниженный уровень оплаты труда имеет очень значимые отрицательные не только социальные (низкий жизненный уровень населения), но и экономические последствия. Это одна из основных причин замедления темпов научно-технического прогресса, так как де­шевая рабочая сила не стимулирует хозяйствующих субъектов тратить средства на научно-технические исследования и вне­дрение их результатов в производство. Низкая заработная плата определяет низкий уровень платежеспособного спроса большин­ства населения, что препятствует развитию отраслей потреби­тельского сектора (невозможность реализации ими произведен­ных продукций, услуг) [1, с. 158].

Одна из причин высокого уровня безработицы во многих стра­нах – структурные несоответствия спроса и предложения рабочей силы по профессионально-ква­лификационному, половозрастному и другим признакам. Они возникают под влиянием различных причин: научно-техничес­кого прогресса, конверсионных процессов, изменений в отрас­левой структуре страны и региональных экономик, демографи­ческих факторов и др.

Состав целей отражает необходимость решения тех проблем, которые возникли в процессе становления, развития системы тру­довых рынков. Поэто­му достижение максимальной адекватности структур спроса и пред­ложения на рынках труда – необходимое направление их госу­дарственного регулирования.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...