Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственного регулирования рынка труда




Несмотря на проводимую в Республике Беларусь активную политику в области занятости и трудоустройства граждан, регулирования оплаты труда, белорусский рынок труда имеет ряд проблем, решение которых – задача государства. Опыт высокоразвитых стран показывает, что эффективное функционирование рынка труда предполагает наличие устой­чивых рыночных институтов и множества зрелых элементов рыночной инфраструктуры. Это возможно путем формирования законодательной и нормативной баз рыночных преобразо­ваний, закрепляющих нормы взаимодействия государства, биз­нес-сообщества, гражданского общества, создания новой куль­туры деловых отношений, реализации контрактного права, укрепления доверия между хозяйственными субъектами, ре­формирования трудовых отношений, введения новой системы социальной защиты населения и осуществления других но­ваций на рынке труда и в экономике в целом.

Существуют следующие направления совершенствования государственного регулирования рынка труда в Беларуси:

– обеспечение эффективной занятости;

– повышение социальных гарантий в области занятости и поддержки безработных;

– реформирование системы оплаты труда;

– стимулирование повышения качества труда.

Обеспечение эффективной занятости подразумевает обеспечение рациональной занятости населения, разработку и реализацию следующих мер по стимулированию создания новых рабочих мест:

– установление системы льготного налого­обложения и кредитования субъектов хо­зяйствования с целью формирования но­вых рабочих мест в жизненно важных про­изводствах и сфере услуг, а также в районах с критическим состоянием рынка труда;

– расширение прямых бюджетных инвести­ций в создание и модернизацию рабочих мест в высокотехнологичных и наукоем­ких производствах и сфере услуг;

– обеспечение экономической заинтересо­ванности предприятий в создании рабочих мест для граждан, неконкурентоспособных па рынке труда (предоставление льгот по платам в бюджет, дотации для формиро­вания специализированных рабочих мест и т.д.);

– активизацию создания временных рабочих мест на основе общественных работ и раз­витие нестандартных форм занятости с помощью мер, способных экономически заинтересовать в этом субъекты хозяйство­вания (снижение взносов на социальное страхование за частично за­нятых работников; облегчение процедуры приема их па работу и т.д.).

Построение эффективной системы создания и сохранения перспективных рабочих мест обус­ловливает необходимость определения потребно­сти в них на среднесрочную перспективу. Для этого следует:

– осуществить на основе аттестации рабо­чих мест оценку общей и дополнительной потребности в них па среднесрочный пе­риод с учетом отраслевых и региональных особенностей;

– разрабатывать на каждом предприятии (в организации) план-прогноз профессионально-квалификационной структуры кад­ров с последующим согласованием потреб­ности производства в работниках с возмож­ностью профессиональной подготовки в рамках системы профессионального образования, а также профессионального обучения непосред­ственно на производстве. В случае выяв­ления недостатка кадров составлять заказ - договоры (заявки) нанимателей па их под­готовку, при избытке - заблаговременно (например, за год) уведомлять службу за­нятости о численности рабочих и специа­листов, находящихся под угрозой высво­бождения, с целью принятия упреждающих мер;

– на основе данных организаций о потреб­ностях в рабочих местах разрабатывать от­раслевые и региональные программы их со­здания, которые будут учитываться при разработке государственных программ со­циально-экономического развития страны, а также прогнозов профессиональной под­готовки, переподготовки и повышения квалификации кадров [25, c. 9].

Стратегически важным направлением явля­ется содействие развитию малого бизнеса и ин­дивидуального предпринимательства, которое обеспечивает более эффективное использование рабочей силы в условиях постоянно меняюще­гося спроса производства на рабочие места, по­зволяет вовлечь в него высвобождаемые ресур­сы труда, а также часть граждан из неформаль­ного сектора. В связи с этим одной из главных задач стано­вится обеспечение благоприятных условий для малого предпринимательства, устранение админи­стративно-организационных ограничений и барь­еров, препятствующих его становлению и эффек­тивному функционированию. Среди приоритетных мер следует выделить повышение доступа субъек­тов малого предпринимательства к финансовым ре­сурсам. В первую очередь за счет упрощения про­цедуры получения банковских кредитов (льготное обеспе­чение кредитными ресурсами, привлечение малых предприятий к выполнению заказов для государ­ственных нужд и т.д.).

Одним из направлений поддержки является предоставление финансовых средств на разви­тие лизинга оборудования для малых предприя­тий, гарантирование кредитов, создание систем страхования инвестиционных рисков в сфере малого бизнеса. Стратегическим направлением должно стать формирование кредитных гарантийных фондов малого предпринимательства, которые в респуб­лике отсутствуют.

Не менее важно предоставление финансовой помощи посредством создания центров поддер­жки предпринимательства, инновационных центров, обществ взаимного кредитования, союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства, целевых фондов нежилых помещений и др.

Как показал анализ, одним из наиболее эф­фективных направлений политики па рынке тру­да является совершенствование системы подго­товки, переподготовки и повышения квалифи­кации рабочей силы. Учитывая отечественный и мировой опыт, можно выделить увеличение масштабов профессиональной подготовки и пе­реподготовки работников по конкретным заяв­кам нанимателей на основе договорных форм профессионального обучения кадров с гаранти­ей последующего трудоустройства [25, c.10].

Еще одно направление - налаживание отношений предприятий с высшими учебными (средними специальными) заведениями по вопросу востребованных рынком специалистов, привлечение работодателей к участию в финансировании подготовки нужных им высококвалифицирован­ных специалистов, в разработке учебных планов, формировании перечня специальностей, необходимых различным сферам экономики. Это способст­вовало бы наиболее полному удовлетворению их требований в части объ­ема получаемых знаний, умений, навыков молодых специалистов, необхо­димых для профессиональной деятельности.

Одновременно следует при­нять во внимание сниженную конкурентоспособность отечественных учреж­дений образования на внешнем рынке труда, что определённым образом отражается на структуре предложения рабочей силы. С одной стороны, часть высоко-квалифицированных специалистов мигрирует (при этом главным фак­тором миграции служит низкий уровень заработной платы таких специали­стов в Беларуси), с другой - качество подготовки многих специалистов вы­зывает нарекания даже у отечественных работодателей. Кроме того, задачи инновационного развития белорусской экономики также повышают требо­вания к качеству и компетенции персонала. В связи с этим очевидна необ­ходимость увеличения инвестиций в человеческий капитал, причем эти инвестиции должны носить упреждающий характер, быть ориентированными на перспективные направления деятельности, соответству­ющие стратегическим целям развития Беларуси.

Создание в Беларуси социально ориентированной экономики требует усиления социальных амортизаторов, в частности организации системы государственного обязательного страхования от безработицы. Система страхования граждан от безработицы значительно поднимает уровень и длительность материальной помощи безработным, ориентирует безработных на активный поиск работы и трудоустройство. Страхование от безработицы является видом принудительного страхования, гарантирующим работнику выплату страхового возмещения в случае потери работы, коллективного сокращения или признания работодателя неплатеже-способным.

Для усиления социальной поддержки безра­ботных граждан возможно также введение следующих мер:

– предоставление льготы по выплатам в Фонд социальной защиты предприятиям, заклю­чившим трудовые контракты с безработ­ными по направлениям службы занятости (при условии, что контракт заключен ми­нимум на год);

– организация дополнительных выплат субъектам малого бизнеса за каждое созданное рабочее ме­сто и трудоустройство на него безработ­ного по направлению службы занятости;

– увеличение срока выплаты пособия по без­работице всем категориям без­работных;

– расширение критериев подходящей работы в зависимости от категории безработных (профессионально-квалификационного и половозрастного состава). Определение критериев приемлемой работы для граждан, которые до регистрации в органах по тру­ду, занятости и социальной защите более 6 месяцев были заняты в личном хозяйстве; для граждан с ограниченными возможнос­тями; для лиц без профессии, которые впервые ищут работу; для граждан, кото­рые пребывают на учете как безработные более 12 месяцев (опыт России) [25, c.12].

Повышение социальных гарантий в области занятости также является важным элементом стимулирования труда в Республике Беларусь. В письме Министерства труда и социальной защиты от 2 июня 2008 г. Разработан Примерный перечень трудо­вых и социальных гарантий (социальный пакет), рекомендуемых для включения в коллективные договоры, иные локальные нормативные правовые акты организаций, а также контракты в целях зак­репления в организациях высококвалифицирован­ных. В Перечне указаны также возможные ис­точники обеспечения предлагаемых гарантий. В частности, к социальным рекомендовано относить: выплаты на удешевление питания; единовремен­ные выплаты к профессиональным праздник юбилейным датам работников, организации; выплаты на погребение близких родственников; единовременные выплаты, связанные с рождением ребенка; единовременные премии.

Они производятся за счет прибыли, остающейся после налогообложения. Пересмотр и дополнение списка социальных гарантий также является возможным направлением совершенствования рынка труда Республики Беларусь [26, c. 56].

Приоритетной задачей социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе является обеспечение достойного уровня заработной платы. Ее реализация обуславливает необходимость разработки новых, гибких систем оплаты труда, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника, финансовые возможности предприятий, особенности отраслей экономики. Наиболее серьезной проблемой, касающейся оплаты труда в Республике Беларусь на данный момент, является существующая тарифная система оплаты труда. Она включает тарифные ставки и Единую тарифную сетку. Главный недостаток тарифных ставок – это их низкий уровень. Дешевизна рабочей силы имеет свои негативные последствия – это сдерживание внедрения новой техники и технологии (т.к. при высокой цене рабочей силы работодатель стремится заместить ее автоматизированным трудом), потери от текучести кадров, низкая производительность труда. Сдерживающим фактором роста та­рифного заработка является и второй важный элемент тарифной системы - единая тарифная сетка (ETC). Предна­значенная осуществлять дифференциа­цию заработной платы в зависимости от квалификации работников и сложнос­ти работ, она изначально не может вы­полнять своей функции, т.к. объ­единить в одну систему количественной оценки совершенно разные по качеству, содержанию, сфере деятельности, слож­ности и социальной значимости виды труда практически невозможно без нане­сения серьезного ущерба тарифной сис­теме в целом. К основным недостаткам современной ETC относятся:

– завышенный диапазон тарифных раз­рядов (27 вместо 18 согласно рекомендациям МОТ);

– завышенный диапазон тарифных ко­эффициентов (отношение наиболь­шей тарифной ставки к наименьшей) - от 1 до 7,84 (вместо 1 к 5 согласно ре­комендациям МОТ);

– необоснованно высокое различие в оценке сложности труда в части его функционального разделения, т.е. за­вышены интервалы в разрядах между основными категориями работников, а особенно между квалифицированными рабочими и спе­циалистами с выс­шим образованием;

– неравномерные и прогрессивно убыва­ющие коэффициен­ты возрастания та­рифных ставок: на одних участках диа­пазона тарифной сет­ки они составляют 1,16, на других -1,07.

Таким образом, система оплаты труда в Республике Беларусь, основанная на тарифных ставках и ЕТС, нуждается в реформировании. В 2010 г. уже предпринят ряд мер по либерализации оплаты труда и совершенствованию его сти­мулирования. В частности, постановлением Министерства труда и социаль­ной зашиты. Министерства финансов. Министер­ства экономики Республики Беларусь от 4 марта 2010 г. № 34/21/47 «О внесении изменении и до­полнений в Инструкцию о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями» организациям с долей собствен­ности государства менее 50% предоставляется воз­можность производить повышение тарифной став­ки первого разряда без учета норм указанной Ин­струкции. Данное решение позволило коммерческим организациям более широко внедрять новые, гиб­кие системы и формы оплаты и стимулирования труда. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2010 г. N2 385, внедряются схемы материального вознаграждения руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе на основе выплаты годовых бонусов в размере не менее 12 долж­ностных окладов за выполнение организацией доведенных в установленном порядке показателей прогноза социально-экономического развития. Дальнейшее реформирование системы оплаты труда должно предполагать:

– разработку гибких систем оплаты труда, в максимальной степени учитывающих ре­зультативность вклада каждого работника, финансовые возможности предприятий и особенности отраслей экономики;

– установление прямой зависимости увеличе­ния заработной платы от показателей эффек­тивности производства и качества продук­ции, повышения производительности труда;

– совершенствование тарифной системы путём изменения межразрядных коэффициентов.

Широкое распространение на современном этапе должны получить нетрадиционные, основанные на различных методах распределения коллективного заработка, системы оплаты труда. В их числе:

– долевые методы распределения коллективного трудового дохода (доля каждого работника в коллективном фонде оплаты труда определяется как сумма частных показателей – сложность и условия труда, его интенсивность, качество работы, эффективность использования предметов труда);

– оплата по трудовому рейтингу (заработная плата каждого работника рассчитывается с помощью набора определенных коэффициентов – образовательный уровень работающего, его трудовой стаж, занимаемая должность, отработанное время или процент выполнения плановых заданий);

– участие в прибылях (формирование за счёт заранее установленной доли прибыли премиального фонда, из которого работники получают регулярные выплаты пропорционально заработной плате каждого и с учетом его личной и трудовой характеристик) [26, c. 57].

Применение вышеперечисленных методов позволит вывести рынок труда Республики Беларусь на качественно иной уровень и будет способствовать еще более эффективному контролю со стороны государства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В результате проведенного исследования необходимо отметить следующие основополагающие теоретические положения и выводы.

Рынок труда – это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования, обмена рабочей силы на жизненные средства и механизма его самореализации.

Состояние рынка труда определяется характером трех основных рыночных параметров: объемом, структурой спроса на трудовые ресурсы; объемом, структурой предложения трудовых ресурсов; уров­нем цены рабочей силы (оплаты труда), динамикой параметров в анализируемом периоде.

Активная деятельность государства на рынке труда необходима и носит многоплановый характер. Но, осуществляя ее, следует учитывать, что, поскольку деятельность государства ограничивает рыночный механизм, характер ее противоречив. Деятельность государства не должна приходить в конфликт с экономической эффективностью, а государственное вмешательство в рыночный механизм должно быть минимально необходимым.

В боль­шинстве стран с рыночной экономикой наиболее приоритетными долгосрочными целями государственного регулирования занятости являются: достижение оптимального соотноше­ния спроса и предложения рабочей силы и таким образом оптималь­ного уровня безработицы, при котором экономические и социальные потери от незанятости – минимальные; сокращение продолжительности безработицы; снижение чрезмерно высокого уровня территориальной дифференциации состояния региональных рынков труда; обеспечение максимально полного соответствия размера оплаты труда и стоимости (цены) рабочей силы.

Для достижения поставленных целей государственные регулирующие органы используют различные методы воздействия на состояние рынка труда, в составе которых различают две группы: административные, или прямые (создание новых рабочих мест, регулирование уровня заработной платы, организация помощи безработным и др.) и эко­номические, или косвенные (изменение процентных ставок банковских кредитов и налоговых ставок на доходы хозяй­ствующих субъектов).

На уровень и особенности рынка труда в различных странах оказывают большое влияние сложившиеся традиции в трудовой сфере и во взаимоотношениях с государством, национальный менталитет, развитие сферы образования и многое другое. В связи с этим национальные рынки труда имеют свои специфические особенности функционирования.

Обобщая зарубежный опыт по регулированию рынка труда, можно констатировать, что не следует переоценивать роль государства и связывать с усилением его вмешательства в экономику возможность решения проблемы безработицы и рациональной занятости. Вместе с тем государственное регулирование, если оно правильно ориентировано, позволяет смягчить остроту этих проблем, обеспечить адаптацию рыночной экономики к изменяющимся внутренним и внешним обстоятельствам воспроизводства, способствует достижению как экономического, так и социального равновесия.

В Республике Беларусь сложился очень высокий уровень занятости, обусловленный быстрыми темпами наращивания в недавнем прошлом количества рабочих мест, а также низким уровнем жизни по сравнению с развитыми странами. Все эти особенности, характеризующие рынок труда в Республике Беларусь, нужно иметь в виду в процессе проведения политики занятости.

Профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда является одним из основных факторов снижения качества трудового потенциала в Республике Беларусь. Решение этой проблемы требует в первую очередь изменения структуры и повышения качества системы профессиональной подготовки кадров, ее увязки с реальными потребностями общественного производства. Не менее важная задача – обеспечение наиболее полной сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочих мест на локальных рынках труда с учетом перспектив социально-экономического развития регионов.

Главной задачей на рынке труда Республики Беларусь является сохранение контролируемой ситуации и удержание уровня регистрируемой безработицы в социально допустимых пределах.

В Республике Беларусь государственное регулирование занятости предполагает решение следующих основных задач:

- обеспечение воспроизводства населения страны;

- создание условий для достижения рациональной занятости населения;

- обеспечение национальной экономики рабочей силой необходимой квалификации и количеством, реально соответствующим потребностям общества;

- использование трудового потенциала и отдельных групп населения (молодежи, женщин, лиц старшего трудоспособного возраста) с максимальной эффективностью.

Политика занятости в Республике Беларусь должна быть тесно взаимосвязана с инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политикой, размещением производительных сил, научно-техническими и социальными программами.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...