Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методическое пособие для педагогов, психологов, родителей «15 оттенков подростковой лжи»




МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ «15 ОТТЕНКОВ ПОДРОСТКОВОЙ ЛЖИ»

admin | 11. 05. 2017 | Фестиваль " Путь к успеху" | Комментариев нет

Пермякова Ольга Леонидовна

КГКП «Павлодарский монтажный колледж»

Руденко Евгения Васильевна

КГКП «Павлодарский колледж строительства и коммунального хозяйства»

педагоги — психологи

«Люди ненавидят тех, кому вынуждены лгать»

Виктор Гюго.

ВВЕДЕНИЕ

«Все лгут», — утверждал герой одного знаменитого сериала и был совершенно прав. Люди врут и обманывают друг друга иногда ради наживы, в некоторых ситуациях чтобы выйти сухим из воды, а порой — просто, что называется, ради красного словца

Почему люди лгут? Как распознать ложь и обман в поведении и речи подростка? Мне всегда приходится говорить с подростками о лжи. Ведь никто так много и так часто не лжет как подросток. К нам в колледж приходят подростки 16-17 лет, лгать умеют «профессионально». И каждый раз разоблачая их во лжи, не чувствуешь себя победителем, а испытываешь желание помочь.

Во всём мире широко распространено заблуждение, что когда человек говорит неправду или что-то скрывает, то не смотрит в лицо собеседнику, а его глаза при этом «бегают». Как уверяют психологи, это миф. Специалисты изучили видеозаписи эксперимента, в ходе которого одни участники говорили правду, а другие лгали, при этом и те, и другие иногда быстро переводили взгляд слева направо и обратно, что создавало эффект тех самых «бегающих глаз». Лжецы делали это ничуть не чаще, чем «правдивые» добровольцы, так что по глазам невозможно сказать, врёт человек или нет.

В настоящее время появилась широчайшая сфера, где искусство лжи может найти выход – Интернет. Есть замечательное высказывание: «Если вы хотите, чтобы ребенок чем-то увлеченно занимался – занимайтесь этим увлеченно сами». Если родители, придя с работы, не могут продемонстрировать никаких других способов отдыха, кроме компьютерных игр и Интернета, то ребенок будет вести себя так же. Никакие угрозы не изменят ситуацию.

Если у малышей ложь связанна с интеллектом и отражает его развитие, у младших школьников свидетельствует об особой направленности интеллекта, то у подростков ложь, напротив, более вероятна при низком, а не высоком интеллекте. При этом подростки, безусловно, лгут более искусно, чем дети младшего возраста. Они уже могут предугадать возможные вопросы родителей и подготовить на них приемлемые ответы.

С возрастом человек все более понимает ценность доверия, может лучше прогнозировать результаты своих поступков, а потому ложь подростка чаще отражает неблагополучие в семье, чем ложь в более раннем возрасте, когда она может являться частью изучения ребенком ближайшего окружения и исследования границ собственных возможностей.

Так почему же лгут подростки?

 

ЧТО ТАКОЕ ЛОЖЬ?

Уже античные философы, начиная с Аристотеля и Платона, пытались разобраться не только в сущности лжи и обмана, но и в морально-психологических аспектах этих явлений, а также выработать рекомендации, препятствующие распространению лжи. Так, занимаясь разоблачением софистов и их уловок в ходе различного рода обсуждений, Аристотель пришел к формулировкам основных законов формальной логики. В средние века и новейшее время Монтень, Макиавелли, Монтескье, Шопенгауэр, российские философы Соловьев, Бердяев, французский исследователь Дюпра и ряд других исследователей уделяли анализу феномена лжи достаточно много внимания.

В Оксфордском словаре английского языка говорится: «В современном употреблении слова (ложь) обычно имеется оттенок ярко выраженного морального осуждения, и в вежливой беседе его стараются избегать, часто заменяя такими синонимами, как «обман» и «неправда», имеющим относительно нейтральное звучание».

Ложь — феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; чаще всего выражается в содержании речевых сообщений, немедленная проверка которых затруднительна или невозможна. Представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, имеющий своей целью ввести слушателей в заблуждение».

Ложь — утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

Ложь — заявление, рассчитанное на обман, когда говорящий умалчивает или искажает то, что он знает о рассматриваемом положении вещей, либо когда он знает нечто другое, чем то, что он говорит. С точки зрения этики ложь подлежит осуждению, если обман вызван стремлением нанести вред др. человеку или добиться для себя преимущества перед другим. Как бы это ни выглядело, позитивно ложь может быть оценена только из вежливости или из жалости. Много лжи возникает при вопросах: спрашиваемый воспринимает вопрос как принуждение к ответу (соответствующему истине), которого он стремится избежать с помощью лжи (народная пословица: «Не спрашивай меня, тогда мне не нужно будет тебе лгать»), – вот почему уважаемому лицу не нужно задавать никаких вопросов; чаще всего полное молчание недейственно, т. к. оно оставляет слишком много простора для догадок и не предотвращает несчастья (напр., при допросе военнопленного или при вопросах, которые намекают на коммерческую тайну). В подобных ситуациях необходимо в зависимости от случая или по чистой совести различать, что служит высшей этической ценности – правдивость или ложь (Философский энциклопедический словарь. 2010).

Ложь — феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; Ложь — чаще всего находит выражение в содержании речевых сообщений, немедленная проверка которых затруднительна или невозможна. (Большая психологическая энциклопедия).

Ложь — сознательное искажение истины (см. Истина), призванное ввести кого — либо в заблуждение Мотивы лжи могут быть самыми разными: бессилие, тщеславие, хвастовство, себялюбие. Ложь — может выражаться в различных формах: обман, мошенничество, клятвопреступление и т. д. (Библейская энциклопедия Брокгауза)

Ложь — феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; ложь чаще всего находит выражение в содержании речевых сообщений, немедленная проверка которых затруднительна или невозможна. Ложь — представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, имеющий целью ввести реципиентов в заблуждение (Социальная психология. Словарь под. ред. М. Ю. Кондратьева). Один из знаменитых лжецов XX века — Виктор Люстиг. В историю он вошел как человек, который дважды продал Эйфелеву башню.

Обман — это полуправда, провоцирующая человека на ошибочные выводы. Обманщик сообщает только часть подлинных сведений, одновременно он утаивает другую часть важной информации, которая необходима для производства правильного умозаключения. Обман можно сравнить с коктейлем, приготовленным из лжи и правды, а будет ли он выпит собеседником с аппетитом, зависит от искусства его изготовителя.

Обман – действие умышленное; лжец всегда обманывает намеренно. Лжец может быть приятным человеком, а может быть и неприятным человеком. Но человек всегда выбирает сам — солгать или сказать правду.

Обман может быть определен различными способами. Одним из самых замечательных является, вероятно, определение Митчелла. Он определяет обман как «ложную коммуникацию, предположительно приносящую пользу коммуникатору». Определение Митчелла предполагает, что не только люди, но и животные, и даже растения, могут лгать. Некоторые психологии, в частности Бонд и Робинсон, с этим согласны. Они описывают, как орхидеи завлекают самцов ос путем иллюзии сексуального контакта. Орхидея распространяет запах, имитирующий половые феромоны насекомых, который привлекает и возбуждает самцов ос. Самцы приближаются к центру цветка, потому что он напоминает самку осы. В центре цветка самец обнаруживает толстые длинные волоски, напоминающие пух, растущий на брюшке самки. Самцу кажется, что он нашел сексуального партнера, и происходит псевдосовокупление. Затем оса перелетает к другому цветку, производя, таким образом, перекрестное опыление[1].

Неправда — это «высказывание, основанное на искреннем заблуждении говорящего или его неполном знании о том, о чем он говорит». Неправда, как и обман, основывается на неполноте информации, но, в отличие от обмана, говорящий не утаивает известной информации и не преследует иных целей, кроме передачи сообщения, содержащего неполную (или искаженную) информацию. В данном случае человек верит в реальность существования чего-то, но ошибается. В результате он говорит неправду, сам того не осознавая.

Существуют две основные формы лжи: умолчание и искажение.

При умолчании лжец скрывает истинную информацию, но не сообщает ложной.

При искажении же лжец предпринимает некие дополнительные действия – он не только скрывает правду, но и предоставляет взамен ложную информацию, выдавая ее за истинную.

Существует еще один вид лжи – говорить правду таким образом, чтобы это нельзя проверить. Это можно определить как сообщение правды в виде обмана.

Также близка к подаче правды в виде обмана полуправда. В этом случае правда говорится не полностью, не договаривается. Недосказанность или уход от разговора на волнующую тему позволяют обмануть, в общем-то, не прибегая ни к какой особой лжи.

Еще одна возможность солгать, не говоря неправды, — это сбивающая с толку увертка. Преимущество этой уловки перед полуправдой и подачей правды в виде обмана в том, что лжецу здесь вообще не нужно говорить никакой неправды. Пол Экман определил ложь как действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышлено, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды[2].

Люди иногда сами дурачат себя, и этот процесс носит название самообмана. Провалившись на экзамене, студенты часто заставляют самих себя поверить в то, что у них не было достаточной мотивации, чтобы заставить себя повторить материал перед экзаменом, вместо признания того факта, что они недостаточно хорошо понимают данный предмет.

Следовательно, П. Экман определил следующие виды лжи: сокрытие истинной причины эмоции; сообщение правды в виде обманы; полуправда и сбивающая с толку увертка. И наконец, существует два вида признаков обмана: утечка информации и информация о наличие обмана. Утечка информации о наличии обмана являются ошибками. Но ошибки случаются не всегда; иногда лжец ведет себя безупречно.

Вопрос о детской лживости также имеет большое практическое и теоретическое значение. В. В. Зеньковский отмечает, что хотя мы постоянно вносим сами ложь в нашу жизнь, не можем жить без нее, но мы хорошо понимаем ядовитое влияние лжи даже на взрослых, а тем более на детей.

Ложь как особая психологическая реальность рассматривается в двух аспектах: как результат и как процесс. Понимание феномена лжи возможно через анализ его сущностных характеристик.

Ложь различными исследователями рассматривается как: форма преднамеренного морально-предосудительного поведения, присущая человеческому обществу, производными которого являются вина и стыд (В. В. Знаков, П. В. Алексеев, Ю. В. Щербатых, В. Штерн); введение в заблуждение другого человека, внушение ему ложных «верований» (Ж. Дюпра); волевой акт, направленный на результат (О. Липман, П. Экман, С. И. Симоненко); как средство избегания наказания и извлечения выгоды (Д. И. Дубровский, К. Мелитан). Некоторые современные психологи выделяют «ложь», «обман» и «неправду» как отдельные категории с разными функциями.

Когнитивистская парадигма представляет моральное развитие как процесс адаптации ребенка к требованиям социальной среды, в результате которого происходит формирование лживого поведения. Согласно теориям Пиаже, Колберга и Гиллиган, дети по мере взросления проходят определенные этапы нравственного развития: от полного отрицания к соблюдению определенных норм под внешним контролем и далее – к внутреннему самоконтролю; от эгоистической мотивации следования моральным установкам – к альтруистической; от выполнения правил поведения под угрозой наказания – к сознательному подчинению во избежание самоосуждения[3].

Наиболее исчерпывающим проведенным на сегодняшний день анализом данных, посвященных обману в естественной обстановке, является работа Беллы Де Пауло и ее коллег. Они просили участников своих исследований (студентов американского колледжа и членов студенческой общины) вести дневник в течение семи дней и записывать все свои социальные взаимодействия и все случаи лжи, которую они сообщали в ходе этих взаимодействий. Социальное взаимодействие определялось как общение с другим человеком, длящееся 10 минут или более. Короткие сигналы, такие как пожелания доброго утра, игнорировались. Исследование показало, что ложь является заурядным повседневным событием. В среднем участники лгали по два раза в день, то есть в каждом четвертом взаимодействии с другими людьми. Из всех людей, с кем они взаимодействовали на протяжении всей недели, они солгали 34%. Когда мы ознакомились с данными исследованиями, то естественно захотелось провести свои исследования со студентами наших колледжей. Мы не стали заставлять студентов вести дневники, т. к. 30% испытуемых забыли о них в первый день исследования и оставили их кто где. Поэтому это были опросы устного характера. И если в исследовании Беллы Де Пауло процент лжи составил 34%, то среди наших студентов данный процесс вырос до 51%.

To, как часто люди лгут, также зависит от ситуации. Робинсон, Шеферд и Хейвуд провели интервью с выпускниками университетов, 83% из которых сообщили, что они готовы солгать для того, чтобы получить работу. Они говорили, что плохо лгать своим лучшим друзьям, но не потенциальным работодателям. Студенты считали, что нет ничего плохого во лжи, если это обеспечивает устройство на работу, и считали, что работодатели будут ожидать от них преувеличений своих положительных качеств при подаче заявлений на рабочие места. Участники исследования, проведенного Роваттом, Каннингхэмом и Друэном, признали свою готовность сказать, по крайней мере, одно лживое утверждение на первом свидании.

Американские ученые Мариам Кучаки и Исаак Х. Смит доказали, что человек честнее всего до полудня. После 12 часов дня процент лжи в речи испытуемых начинал расти, достигая максимума к вечеру.

Помимо различий между самоориентированной ложью и ложью, ориентированной на других, обычно проводится различение между явной (откровенной, грубой, outright) ложью, преувеличением, и тонкой (subtle) ложью.

Явная ложь — это полная ложь — ложь, при которой сообщаемая информация совершенно отлична или диаметрально противоположна истине.

Преувеличение — это ложь, при которой сообщаемые факты или информация превосходят истинные данные.

Тонкая ложь предполагает буквальное сообщение истины, но направленное на то, чтобы ввести кого-либо в заблуждение[4].

Мы не можем обойти сторону, которая связана с патологическим враньем, т. е. псевдологию.

Псевдология — (от греч. pseudos ложь и iogos слово, учение) англ. pseudology; нем. Pseudologie. Патологическая лживость, склонность к придумыванию ч. л. несуществующего с целью возвышения собственной личности в глазах окружающих.

Патологи́ ческий лжец — психологический тип личности; человек, который часто лжёт, пытаясь произвести впечатление на окружающих.

В медицинской литературе этот тип личности впервые был описан более 100 лет назад. Некоторые психологи полагают, что патологические лгуны отличаются от обычных лгунов тем, что патологический лгун уверен в том, что говорит правду, и при этом вживается в роль. Многие, однако, не полностью согласны с подобной интерпретацией, но сходятся во мнении, что патологическая ложь — особое психическое состояние. Хотя термин «патологический лгун» и не используется в клинической диагностике, большинство психиатров считают, что этот тип личности является либо результатом психиатрического заболевания, либо низкой самооценки.

Учёные из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе продемонстрировали, что мозг патологических лгунов отличается от нормы тем, что в его префронтальной коре уменьшен объём серого вещества (нейронов) и увеличен объём белого вещества (нервных волокон). Эти результаты указывают на то, что префронтальная кора играет роль в этой характеристике личности.

Изучать случаи патологической лжи и их причины важно, так как ложь свидетелей может помешать следствию или явиться причиной неправильного осуждения.

Типичное поведение патологического лжеца:

§ Рассказ об одном и том же событии каждый раз меняется.

§ Лжёт и преувеличивает не только значимые события в жизни для придачи себе большей важности, но и лжёт в повседневных ситуациях, когда это не приносит выгоды.

§ Что бы вы ни делали, патологический лжец скажет вам, что может сделать это лучше вас.

§ Правда не имеет ценности. Нравственное поведение неактуально.

§ Он/она будет защищаться и изворачиваться, когда их приставят к стенке. Обладает исключительными навыками извернуться в любой ситуации и перевести вину на вас.

§ Не видит ничего страшного в том, что он/она лжёт. Ведь это никому не несёт вреда.

§ Никогда не признаётся во лжи. Может признаться в извращённой форме (так, что и на признание-то не похоже) только в исключительных случаях: когда разоблачение может реально нанести ущерб семье/работе/жизни патологического лжеца. То есть сделать нелюбимую реальность ещё хуже.

§ Часто забывает то, что уже соврал. По этой причине часто выдаёт противоположные мнения, сам себя опровергает.

§ Хамелеонство — подстраивается под более сильную личность или под человека, от которого что-то нужно. Пытается угадать какой из ответов вам нужен, своего мнения зачастую не имеет.

§ «Для этого человека нет ничего святого» — может солгать о переломе у ребёнка, болезни супруга, смерти в семье и т. д. и т. п. Пользуется тем, что нормальный человек посчитает такую ложь невозможной и кощунственной – ну не врут люди о таких вещах!

Таким образом, можно выделить следующие формы лжи, которые присущи не только взрослому, но и подростку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...