Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 1. Формы лжи. . Ложь в подростковом возрасте




Таблица 1. Формы лжи.

Формы лжи Характеристика
Сообщение правды в виде обмана говорить правду таким образом, чтобы это нельзя проверить.
Полуправда правда говорится не полностью, не договаривается
Недосказанность уход от разговора на волнующую тему позволяют обмануть
Увертка лжецу здесь вообще не нужно говорить никакой неправды
Самообман люди иногда сами дурачат себя, присутствует комплекс верных представлений, но при частом повторении лжи, правдивые представления стираются и уходят на второй план.
Преувеличение это ложь, при которой сообщаемые факты или информация превосходят истинные данные
Явная ложь это полная ложь
Тонкая ложь предполагает буквальное сообщение истины, но направленное на то, чтобы ввести кого-либо в заблуждение
Конвенциональную ложь эта ложь условная, в основе которой лежит сознательное желание не говорить другому человеку неприятных вещей, и самому не оказаться в неловком положении — эта ложь во имя вежливости.
Фантазирование его целью является возможность завладеть вниманием, с целью выглядеть интересным человеком.
Ложь бессознательная она не осознается подростком и не приносит выгоды. Такая ложь пройдет по мере развития и взросления подростка.
Ложь из потребности в самосохранении в основе которой лежит, прежде всего, страх наказания, лишения, унижения и т. п. Именно страх толкает подростка на невероятную ложь, на безумные фантазии, на нагромождения лжи, что приводит к тому, что он начинает путаться и погрязает все глубже и глубже, и как следствие формируется повышенный уровень тревожности, возбудимости, нервного перенапряжения, а иногда и срыва.
Хвастовство Потребность быть в центре внимания, быть объектом восхищения толкает подростка на сочинение различных историй, порой настолько невероятных, что взрослые не знают, как реагировать.
Спонтанная ложь ложь оборонительная, обычно она возникает под воздействием обстоятельств и плохо запоминается. Речь спонтанного вруна характеризуется большим количеством пауз, оговорок и речевых ошибок.
Ложь спланированная отличается продуманностью. Речь человека становится уверенной, собранной, спокойной.

Следовательно, лживость — форма поведения, заключающаяся в намеренном искажении действительности ради достижения желаемой цели или стремления избежать нежелательных последствий. В тех случаях, когда лживость становится привычной формой поведения, она закрепляется и превращается в качество личности.

В процессе социализации человек учится скрывать свои эмоции, контролировать их, подчинять их внутренним общественным правилам культуры эмоций. В. И. Шаховский приводит интересную типологию эмотивной стороны лжи, подтверждая это примерами из литературы:

§ ложь как эмоциональное поглаживание (комплимент, лесть);

§ ложь как эмоциональный удар;

§ ложь как притворство для сокрытия правды;

§ ложь как супружеская измена;

§ ложь как внутреннее состояние.

Сокрытие истинных эмоций является своего рода самоконтролем, самообладанием и, таким образом, может оцениваться позитивно. Однако сокрытие истинных эмоций может рассматриваться и негативно. Внешнее выражение положительных эмоций при внутреннем отрицательном отношении к собеседнику является ярким свидетельством лживости или проявлением двуличия, неискреннего общения.

 

ЛОЖЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Чего только не выдумывают дети! Просто удивительно! Порой, наши детки рассказывают самые невероятные истории, которые могли бы составить конкуренцию сочинениям знаменитых сказочников. Но можно ли назвать небылицы, придуманные ребенком, ложью?

Сам факт подростковой лжи часто ставит и педагогов и родителей в тупик. Вроде бы, нет разумных оснований скрывать правду, а он явно лжет.

В работе «Детская правдивость и лживость» А. Сосновский указывает источником детской лживости пример воспитателей. По его мнению, самым пагубным образом воздействуют на детей:

§ обещание или угрозы наказаний, которые не выполняются;

§ преувеличение (1000 раз тебе говорила);

§ высокие требования к поведению детей, но без контроля за выполнением и без элементарного положительного подкрепления;

§ лживые рассказы воспитателей;

§ требование от детей лжи (лесть, лицемерие, подлаживание);

§ воспитание холодной вежливости-неискренности;

§ принуждение давать обещание и просить прощения и др.

Дети начинают врать примерно в то же время, когда учатся говорить. Чаще всего эта ложь не является сознательной. Дети часто используют один и тот же шаблон для ответа на все однотипные вопросы, а фантазия заставляет их верить в сказанное.

Если у малышей ложь положительно связана с интеллектом и отражает его развитие, у младших школьников свидетельствует об особой направленности интеллекта, то у подростков ложь, напротив, более вероятна при низком, а не высоком интеллекте. При этом подростки, безусловно, лгут более искусно, чем дети младшего возраста. Они уже могут предугадать возможные вопросы родителей и подготовить на них приемлемые ответы.

В раннем подростковом возрасте до 12-13 лет подростки крайне негативно относятся ко лжи, особенно взрослых, при этом сами активно используют ложь, во-первых, для самозащиты от вмешательства взрослых в их личную жизнь. Это связанно с поведенческой реакцией эмансипации, то есть высвобождением из-под опеки и контроля взрослых. Прибегают они ко лжи и в связи с поведенческой реакцией группирования со сверстниками, когда есть необходимость защитить интересы своей группы. Чем старше становится подросток, тем он более способен дифференцировать понятия ложь, обман, неправда. Это связанно с развитием самосознания, рефлексии, самокритичности.

Дети начинают говорить ложь, ориентированную на других, в самом раннем возрасте. Мы в самом раннем возрасте приучаемся лгать, чтобы избежать наказания.

Льюис (1993) также описывает процесс, посредством которого дети приучаются лгать с целью избежать наказания. Например, двухлетней девочке приказывают не есть печенье. Затем, когда мать спрашивает девочку, ела ли она печенье, та признается, что ела. Тогда мать сердится и наказывает ее. Уже после нескольких подобных взаимодействий ребенок усваивает, что если он признается в непослушании, его накажут. Поэтому он начинает лгать, чтобы избежать наказания. Однако рано или поздно ребенок выясняет, что в некоторых случаях его ложь обнаруживается родителями. Родители говорят ему, что лгать нехорошо и если он солжет, его накажут. В результате ребенок оказывается поставленным перед сложной проблемой. Его накажут, если он скажет правду и признается, что ослушался, но если он солжет, его тоже накажут. Тем не менее, вскоре он понимает, что родители не могут во всех случаях выяснить, что он ослушался их приказа. А значит, лучше скрыть свое непослушание и признаться в своем проступке, только когда он раскрыт[5].

Ложь подростка свидетельствует о том, что в силу некоторых обстоятельств он не дорожит чувством интимности (возможно, такового просто нет в семье), хотя, в отличие от детей младшего возраста, хорошо понимает, что это такое. Но это не значит, что подростки не будут лгать, если с родителями сложились хорошие отношения. Иногда они настолько любят родителей и так боятся их огорчить, что сами загоняют себя в угол ложью. Как часто будет повторяться ложь, зависит от многих обстоятельств, в том числе и от страха сына или дочери потерять любовь и доверие горячо любимых родителей, а также от полного отсутствия стремления восстановить доверие. В любом случае, последствия лжи в этом возрасте более серьезны, чем в более ранний период жизни человека. Подростки отличаются от детей более младшего возраста принципиально иным уровнем понимания событий внешнего мира. У подростка появляется формальное мышление, то есть способность мыслить сложными категориями и соотносить события с контекстом, в котором они происходят. В этом возрасте большинство из них узнает, что истина не является абсолютной, что знания достоверны лишь в определенной степени, что со временем ученые найдут новые факты, которые могут опровергнуть сложившуюся картину мира. У большинства подростков это знание ведет к переосмыслению всей картины мира. Они пытаются разрешить дилемму: «Если нельзя отличить правду ото лжи, если нельзя быть уверенным в том, кто прав, а кто виноват, тогда возможен ли вообще правильный выбор? »[6].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...