Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы риска и антириска возникновения и развития злоупотребления ПАВ




Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем ПАВ, называются факторы риска употребления ПАВ. Как уже отмечалось выше (глава 2), они нередко специфичны для определённых и этнических групп или для определённой общественной среды и могут зависеть от вида употребляемого ПАВ. Так, факторами риска употребления ПАВ могут быть:

- проблемы, связанные с физическим или психическим здоровьем;

- злоупотребление родителями ПАВ;

- высокий уровень семейного стресса, семейная нестабильность, низкий уровень дохода в семье;

- личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий уровень интеллекта, неприятие социальных норм, ценностей и т.д.);

- ранняя сексуальная активность, подростковая беременность;

- проблемы межличностного общения в семье, в школе, в среде сверстников;

- регулярное общение со сверстниками, употребляющими ПАВ, отсутствие устойчивости к их негативному влиянию;

- невысокое качество медицинской помощи;

- высокий уровень преступности в регионе.

Обычно человек начинает употреблять ПАВ под воздействием нескольких факторов.

Изучению факторов риска употребления ПАВ посвящён ряд отечественных и зарубежных исследований, разработаны классификации факторов риска возникновения и развития наркомании, токсикомании, алкоголизма.

Мы приводим некоторые из этих классификаций для того, чтобы показать неоднозначность подходов к данному вопросу.

С.В.Березин, К.С.Лисецкий [63, с.64-65] выделяют четыре основных группы факторов, способствующих развитию отклоняющегося поведения в целом и алкоголизации и наркотизации в частности:

1. Нравственная незрелость личности: отрицательное отношение к обучению, отсутствие социально одобряемой активности и социально значимых установок; узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов; неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установок на трудовую деятельность, дефицит мотивации достижений, уход от ответственных ситуаций и решений; утрата «перспективы жизни», видения путей развития своей личности; терпимость к пьянству, наркотикам.

2. Нарушенная социальная микросреда: неполная семья; сильная занятость родителей; отсутствие братьев и сестёр; искажённые семейные отношения, приводящие к неправильному освоению социальных ролей, неправильное воспитание; раннее (12-13 лет) начало самостоятельной жизни и преждевременное освобождение от опеки родителей; лёгкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они достаются; алкоголизм или наркомания у кого-либо из близких родственников или близких людей; низкий образовательный уровень родителей.

3. Индивидуально-биологические особенности личности: наследственная отягощенность в отношении психических заболеваний и алкоголизма, тяжёлые соматические заболевания и нейроинфекции в раннем детстве; органические поражения мозга, умственное недоразвитие, инфантилизм.

4. Индивидуально-психологические особенности и нервно-психические аномалии личности: низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность, импульсивность, склонность к рискованному поведению, недостаточная социальная адаптация, особенно в сложных условиях, акцентуации характера.

Н.А.Сиротой (1990) разработана классификация факторов риска возникновения и развития наркомании в подростковом возрасте [82, с.6-8].

1. Факторы пре-, пери-, постнатальной отягощённости:

- патологически протекавшая беременность у матери;

- хронические и острые тяжёлые заболевания матери в период беременности;

- хронические и острые тяжёлые психические травмы в период беременности;

- патологически протекавшие роды;

- задержки нервно-психического развития в раннем возрасте;

- нервно-психические отклонения в раннем детстве.

2. Факторы наследственной отягощённости:

- психические заболевания родителей, родственников;

- алкоголизм родителей, родственников;

- наркомания родителей, родственников.

3. Факторы нарушенного онтогенеза:

- черепно-мозговые травмы;

- психотравмы;

- тяжёлые соматические заболевания.

4. Различные нарушения отношений в семье и семейного воспитания:

- неполные, распавшиеся семьи;

- отсутствие семьи;

- деструктивные семьи;

- воспитание по типу явной или скрытой гипопротекции;

- психопатологические личностные или акцентуированные характерологические особенности родителей.

5. Нарушения психосоциальной адаптации в процессе развития подростка:

- формирующаяся отчуждённость, противоречивость и нарастающая неудовлетворённость в отношениях с родителями;

- избегающий, поверхностный, формальный стиль общения в семье;

- формальное отношение к внутрисемейным проблемам, игнорирование их;

- снижение успеваемости;

- нарушения школьной дисциплины;

- неполноценность коммуникативных контактов (поверхностное, недифференцированное межличностное общение);

- конфликтность в отношениях со сверстниками – представителями формально детерминированного коллектива или избегание общения с ними;

- конфликтность в отношениях с учителями и администрацией школы;

- нарушение принципа социальной обусловленности коммуникативных связей, построение общения со сверстниками преимущественно по «территориальному принципу»;

- уменьшение интенсивности и неустойчивость общения со сверстниками противоположного пола, выраженные проблемы общения с ними;

- отсутствие устойчивых увлечений;

- склонность к асоциальным формам поведения.

6. Психологические факторы:

- зависимость особенностей личностного реагирования, социальной перцепции, характера межличностного общения и Я-концепции от влияния референтной группы сверстников;

- тенденция к реализации эмоционального напряжения в непосредственное поведение, минуя процесс когнитивного осознания и принятия решения;

- игнорирование системы социальных установок и ролей;

- нарушения в сфере социальной перцепции (несоответствующая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность, несформированные в соответствии с возрастом самооценка и прогноз оценки своего поведения в глазах окружающих);

- несформированная в соответствии с возрастом способность адекватно оценивать и вербализовать взаимоотношения с окружающими;

- отсутствие стремления к конструктивному разрешению проблемных и конфликтных ситуаций;

- отсутствие сформированного представления о жизненных целях;

- отсутствие сформированного реального и идеального образа Я и значимых окружающих и как следствие отсутствие стимула к саморазвитию и усовершенствованию;

- неосознанный, часто парадоксально проявляющийся в поведении «призыв о помощи», направленный к членам семьи и окружающим.

Факторы защиты от риска употребления ПАВ (протективные факторы) – это обстоятельства, достоверно снижающие шансы индивида стать потребителем ПАВ.

Факторы защиты от риска употребления ПАВ:

- стабильность и сплочённость, адекватное воспитание и тёплые доверительные отношения в семье;

- средний и высокий уровень дохода в семье, обеспеченность жильём;

- адекватная самооценка, развитые навыки самостоятельного решения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, устойчивость к негативному влиянию сверстников, умение контролировать своё поведение;

- высокий уровень интеллекта и устойчивости к стрессу, физическое и психическое благополучие;

- соблюдение общественных норм в употреблении ПАВ;

- высокое качество медицинской помощи;

- низкий уровень преступности в регионе;

- доступность служб социальной помощи.

В течение жизни на индивида воздействует совокупность факторов риска и факторов защиты, которые не имеют прямых вероятностных связей с формированием аддикции, т.е. поведения, ведущего к формированию зависимости от ПАВ [82, с.7].

В настоящее время существует ряд подходов к диагностике повышенного риска алкоголизма и наркомании у подростков, коррекции их поведения, эмоциональных нарушений.

Согласно наркологическому подходу основными признаками риска считаются злоупотреблением чаем, кофе, табаком, алкоголем, наследственная отягощенность наркологическими и психическими заболеваниями. При педагогическом подходе признаками риска считаются вредные привычки (курение, грызение ногтей), педагогическая запущенность, воспитание в социально неблагополучных семьях. Правоохранительный подход в качестве основных признаков риска рассматривает определённые формы девиантного поведения: азартные игры, самовольные уходы из семьи, уклонение от учёбы и работы, участие в асоциальных и антисоциальных подростковых группах. Психиатрический подход основное значение придаёт психическим нарушениям: неврозам, психопатиям, депрессиям, органической мозговой патологии [63, с.65].

Существуют тесты для определения степени риска к употреблению ПАВ у подростков. В качестве примера приводим один из них в Приложении 2.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...