Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дошкольного возраста с общим недоразвитием речи




 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ СПЛОЧЕНИЯ ГРУППЫ,

Задачи:

совершенствование коммуникативных навыков;

сплочение группы, раскрепощение участников;

создание положительного эмоционального настроя;

установление межличностного доверия, развитие

эмпатии;

развитие интереса к партнерам по общению;

снижение психоэмоционального напряжения,

агрессии, импульсивности, гиперактивности.

Утреннее приветствие

Содержание. Все встают в круг и поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе).

Психолог говорит: «С добрым утром, солнце! Мы тебе рады. Мы проснулись, за руки взялись».

Участники медленно опускают руки, затем берутся за руки.


Г-5362


Пс ихологическая помощь дошкол ьникам с общим недоразвитием речи

Педагог, поочередно глядя на каждого ребенка, про­должает: «И <Таня> здесь... И <Саша> здесь... И <Лю-ба> здесь...».

Дети вслед за ним повторяют: «И <Таня> здесь...».

Затем психолог говорит: «Все здесь!»

Участники истают на носочки, не разъединяя рук, поднимают их вверх и хором говорят: «Все здесь!»

После этого медленно опуская руки, садятся на кор­точки.

Давайте поздороваемся

Содержание. Дети по сигналу психолога начина­ют хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздоро­ваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).

Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок — дети здороваются за руку;

2 хлопка - касаются друг друга плечиками;

3 хлопка — касаются спинками.

■га. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет изба­виться от ощущения отчужденности. Для полноты так­тильных ощущений желательно ввести запрет на раз­говоры во время игры.

Я такой

Содержание. Дети образуют большой круг. Каждый участник поочередно входит в центр и на­зывает свое имя, затем возвращается на место.


Глава 3. Игры и упражнения для психокоррекционной работы

Все дети, идя в центр круга, повторяют его имя и манеру двигаться (3 раза). Ребенок, имя которого назы-кается, наблюдает за этим стоя на месте.

■js. Первым войти в центр круга рекомендуется психологу.

Хлопок по спине

Содержание. Дети садятся в круг, повернувшись п ицом к сидящему слева и глядя ему в спину.

Ведущий хлопает по спине сидящего впереди него, а тот, в свою очередь, передает хлопок следующему уча­стнику.

Таким образом игра продолжается по кругу.

■га. Детям следует сидеть спокойно, сосредоточившись на «сообщении», передаваемом по кругу. Рекомендуется предложить детям поиграть с закрыты­ми глазами. Можно передавать по кругу определенное число хлопков.

Это я, узнай меня

Содержание. Дети сидят на ковре. Водящий пово­рачивается спиной к остальным участникам игры.

Дети до очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я, узнай меня».

Водящий должен отгадать, кто до него дотронулся.

S. В роли водящего должен побывать каждый ребенок.

Доброе животное

Содержание. Все встают в круг и берутся за руки.

Психолог говорит: «Представьте, что мы одно боль­шое! доброе животное. Давайте подышим вместе. На |дох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад».


 


52


53


Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи

Дети выполняют инструкцию, психолог продолжа­ет: «Так дышит животное и так же ровно и четко бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг на­зад. Давайте подышим и послушаем стук сердца добро­го животного» „

Зеркало

Содержание. Дети встают в круг.

Водящий входит в центр круга. Он показывает раз­личные движения, а остальные участники («зеркало») копируют увиденное.

Затем водящий меняется, упражнение продолжается.

"а. В роли водящего должен побывать каждый ребенок. Упражнение может выполняться в парах.

Оборудование. Магнитофон, аудиозапись веселой музыки.

Содержание, Выбираются двое водящих - «липуч­ки». Они, держась за руки, пытаются поймать осталь­ных детей. При этом «липучки» произносят (напевают): «Я - липучка-приставучка, я хочу тебя поймать».

Каждого пойманного ребенка «липучки», взяв за руки? присоединяют к своей компании.

Когда все участники станут «липучками», психо­лог включает аудиозапись веселой музыки.

Дети танцуют и напевают: «Мы — липучки-приста-вучки. Будем вместе мы плясать»,

■£&. Пока дети не освоят игру, в роли водящего выступа­ет психолог.


Глава 3. Игры и упражнения для психокоррекционной работы

Лягушки

Оборудование. Подушечки-думочки.

Содержание. Дети сидят на маленьких подушечках-думочках.

По сигналу психолога они начинают передвигать-Оя на подушечках по ковру, хором произнося:

А лягушечки с утра Съесть хотели комара.

Далее психолог говорит:

Комары все улетели, И лягушки их не съели.

Дети встают с подушек и, взявшись за руки, пля­шут и напевают:

Тара-pa, тара-ра, Веселиться всем пора.

Дракон кусает свой хвост

Содержание. Дети встают в колонну, кладут руки па плечи впередистоящих участников.

Первый ребенок — «голова дракона», последний — t кончик хвоста».

«Голова» должна дотронуться до «кончика хвоста». ♦Тело дракона» неразрывно.

Как только «голова» схватит «хвост», первый уча­стник встает в конец колонны.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый участ-II и к не побывает в двух ролях.


 


54


55


Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи

Добрый медвежонок

Содержание. Дети встают в колонну.

Психолог просит детей погладить впередистоящих участников по голове, по плечам, по спине, по рукам.

Затем детям предлагается положить руки на та­лию (на плечи) впередистоящих и представить, что все они превратились в одного маленького доброго мед­вежонка.

«Медвежонка» просят подышать, походить по ком­нате, присесть, встать и т.п.

Гусеница

Оборудование. Воздушные шары или мячи.

Содержание. Дети встают в колонну, кладут руки на плечи впередистоящих участников, зажимают воз­душный шар или мяч между животом одного играюще­го и спиной другого.

Психолог предлагает детям представить, что все они превратились в одну большую гусеницу.

«Гусеницу» просят походить по комнате, огибая препятствия (стулья, мягкие игрушки и т.п.).

"&. Участник, стоящий во главе колонны, держит шар (мяч) на вытянутых руках.

Улитка

Оборудование. Картинки с изображением улитки и лягушки.

Содержание. Психолог показывает детям картин­ки с изображением улитки и лягушки, объясняет, по­чему улитка боится лягушки, что делает улитка в мо­мент опасности.


Глава 3. Игры и упражнения для психокоррекционной работы

Затем дети встают в колонну, кладут руки на талию вперед истоящих участников.

Психолог предлагает детям представить, что все они превратились в одну большую улитку.

По команде психолога «Лягушка!» — «улитка» ткручивается в спираль и замирает без движения.

По команде «Лягушка ускакала» - дети, не расцеп-м я я рук, движутся по комнате и хором произносят: Вновь гулять улитка хочет, Радуется и хохочет.

Игра повторяется несколько раз.

■». Вначале во главе колонны может встать психолог.

Психологическая лепка

Оборудование. Картинки с изображением морской

|везды.

Содержание. Психолог говорит: «Ребята, сейчас мы >удем «лепить» одну большую общую фигуру: морскую лвезду - вот такую. (Показывает картинку с изображе-IIнем морской звезды.) Ложитесь на ковер. «Лепите» морскую звезду, «оживляйте» ее — медленно и плавно двигайтесь все вместе».

"г*. Можно предложить детям «лепить» и «оживлять» ма­шину, бабочку, осьминога и т.п.

Волшебный круг

Содержание. Дети встают в круг. По команде психолога и под счет участники «превра-111,пют» круг в квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб.

>i Постепенно следует увеличивать скорость выполнения упражнения.


 




Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи


 


Глава 3. Игры и упражнения для психокоррекционной работы


 


Кенгуру

Содержание. Дети разделяются на пары.

Один из детей, входящих в пару - «кенгуру», - сто­ит, второй - «кенгуренок» - сначала встает к нему спи­ной, а затем приседает.

Дети берутся за руки и движутся в таком положе­нии до указанного места (до стены, до окна и т.п.).

Затем дети меняются ролями, игра повторяется.

Пугливый ежик

Содержание. Дети разделяются на пары.

Один из детей, входящих в пару, сворачивается в клубочек, изображая ежика. Другой должен его развер­нуть, не используя при этом силовые приемы, щекот­ку, уговаривание словами.

•$& Упражнение считается выполненным, если «ежик» производит непроизвольные движения, т.е. если есть реакция на действия партнера.

Пластилиновая кукла

Содержание. Дети разделяются на пары.

Один из детей, входящих в пару, будет «скульпто­ром», другой - «пластилином». «Скульптор» должен лепить «куклу», придавая «пластилину» определенную позу. «Пластилин» должен быть мягким и податливым.

Затем дети меняются ролями, упражнение повто­ряется.

£». После того как каждый ребенок побывает в разных ро­лях, психолог спрашивает: «Кем больше понравилось быть: скульптором или пластилиновой куклой? Поче­му? Удобно ли было кукле находиться в той позе, ко­торую придумал для нее скульптор? Почему?» и т.д.


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ

Задачи:

развитие эмоционально-выразительных движений;

развитие паралингвистических средств общения;

формирование чувствительности к невербальным

средствам общения;

регуляция социальных отношений;

коррекция страхов и негативных черт характера;

развитие психических процессов.

Изобрази животное

Содержание. Дети образуют большой круг.

Поочередно пересекая круг, они с помощью выра-аительных движений изображают животных.

Остальные участники пытаются угадать, кого изоб­ражает ребенок.

«>, Принимается любое изображение. Психолог поддержи­вает проявление активности.

Изобрази предшет

Содержание. Дети образуют большой круг.

Психолог говорит: «Сейчас каждый из вас задума- Ш предмет, мысленно разглядит его, вспомнит его фор­му (цвет, запах, вкус)».

Дается время для возникновения представлений.

Психолог продолжает: «А теперь по очереди пока­жите форму задуманного предмета с помощью рук».


 


58


59


Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи

Дети поочередно выполняют инструкцию. Остальные участники пытаются угадать, какой предмет показывает ребенок.

Театр масок

Содержание. Психолог говорит: «Ребята, мы с вами посетим «Театр масок». Вы станете артистами, а я -фотографом. Вы будете изображать выражение лица различных героев. Например, покажете, как выглядит злая Баба-яга».

Дети с помощью мимики и несложных жестов изоб­ражают Баба-ягу.

Психолог продолжает: «Хорошо! А теперь замри­те. Фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смеш­но стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.

А теперь изобразите Ворону из басни «Ворона и Лисица» в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр».

Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вы­тягивая губы - изображают клюв.

Психолог продолжает: «Внимание! Замрите! Сни­маю! Спасибо! Молодцы! А теперь покажите, как ис­пугалась бабушка из сказки «Красная Шапочка», ког­да поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком».

■га. Можно предложить детям изобразить сердитого Кара-баса-Барабаса, грустного Пьеро, радостного Буратино, который нашел золотой ключик, спящую царевну (спокойное расслабленное лицо) и т.п.


Глава 3. Игры и упражнения для психокоррекционной работы

Сбор фруктов

Содержание. Психолог говорит: «Представьте, что иi.i находитесь в саду, где растут фрукты. Рвите яблоки и груши, кладите их в корзинку.

Пытайтесь увидеть каждый фрукт, который срыва-■6. Нет двух одинаковых. Фрукты маленькие и боль­шие, на тонком и толстом корешке. Срывать их нужно >-разному. Одни держать в руке легче, другие — тяже-иее. Теперь представьте, как вы надкусываете яблоко. Какое оно, кислое или сладкое? Если яблоко вкусное, угостите вашего приятеля».

Покажи по-разному

Содержание. Психолог говорит: «Внимательно смотрите на меня.

Вот я захожу в ворота высокие (сопровождает свои снова показом), а вот я захожу в ворота... {нагибается).

Какие?»

Дети должны назвать антоним к слову «высокие».

«Я несу легкий пакет {показывает), а теперь я несу (показывает)... Какой пакет?»

«Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перешагиваю через ручей (показывает)... Какой?»

«Я иду медленно, а вот я иду... Как?»

«Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне

стало...»

«Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю...» Затем дети поочередно показывают действия по

и п струкции психолога.


 



61


Психологическая пом ощь дошкольникам с об щим недоразвитием речи

Покажи, что чувствуешь

Содержание. Дети образуют большой круг.

Психолог говорит: «Встаньте так, чтобы в центре круга образовалось как можно больше места. Представь­те, что вы на-пляже, под ногами раскаленный песок. По очереди выходите в центр круга так, словно ступаете босыми ногами по горячему песку. Постарайтесь почув­ствовать песок под ступнями своих ног».

Дети выполняют задание.

Психолог продолжает: «Теперь представьте, что вам нужно перейти горный ручей с холодной водой. Пока­жите, как вы это делаете».

Дети выполняют задание.

Психолог продолжает: «Представьте и изобразите, что вы пробираетесь через кусты...

Наслаждаетесь нежным весенним ветерком...


Глава 3. Игры и упражнения для психокоррекционной работы

Содержание. Дети образуют большой круг. Поочередно входя в центр круга, они показывают (без предметов) следующие движения: подбрасывают и ловят мяч; причесывают волосы; умывают и вытирают полотенцем лицо; нюхают апельсин, розу, лук; разрезают лимон и пробуют одну из его долек; вдевают нитку в иголку; пришивают пуговицу; застегивают пуговицы; перелистывают страницы книги; насыпают в стакан с чаем несколько ложек сахара, размешивают и пробуют чай и т.п.


Пробираетесь сквозь толпу перед кинотеатром.


„.»

Необходимо напоминать, что работа проводится каж­дым индивидуально, хотя и в присутствии группы. При возникновении затруднений следует описывать детали ситуации, обращать внимание на движения разных частей тела.

1ОДЯЩИИ - ВЫХОДИТ

Остальные участники задумывают цвет и при появ­лении водящего изображают его с помощью движений, й пытается угадать задуманный цвет.


Содержание. Психолог обрисовывает ситуацию, а дети (поочередно или вместе, распределив между собой роли) изображают ее с помощью пантомимики.

Садовник подстригает деревья. Вдруг видит на од­ном кусте божью коровку. Он осторожно сажает ее на ладошку, рассматривает, затем жучок улетает.

Ма льчик катается на коньках. Падает. Хочет за­плакать, но сдерживается, вспомнив о том, что сле­дует быть мужественным. Мальчик пытается улыб­нуться. Ему это удается, хотя и с трудом.


 


62


63


Психологич еская помощь дошкольникам с общим недо развитием речи.

Ребенок убирает со стола посуду. Аккуратно ставит несколько тарелок одна в другую. Поднимает и не­сет стопку тарелок. Но вот верхняя тарелка неожи­данно падает на пол. Что делает мальчик?

Мама купает малыша. Малыш сидит в ванной. Ког­да мама отвернулась, чтобы взять что-то, малыш встал и сбросил все (шампуни, пузырьки...) с поло­чек в воду. Что делает мама? Что делает малыш?

Ребенок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти к ним, но потом все-таки подходит и знакомится с ними.

■Js. Ситуации должны быть несложными и эмоционально окрашенными.

Заинька

(драматизация потешки)

Этапы:

1. Разучивание текста потешки «Заинька».

Хор:

«Ты куда, серый Зайка, ты куда, побегайка,

По кустам, ай-ай-ай, вечерком крадешься?»

Заинька:

«В огород я, ребятки, в огород, голубятки,

Там растет, ай-яй-яй, вкусная капуста».

Хор:

«Не ходи, серый Зайка, не ходи, побегайка,

Там барбос, ай-яй-яй, стережет капусту».

Заинька:

«Не боюсь я, ребятки, не боюсь, голубятки.

Я его, ай-яй-яй, сам перепугаю».


Глав а 3. Игры и упражнения для психокоррещионной работы

2. Изготовление атрибутов для драматизации потеш­
ки (головных уборов, передника с изображением
зайца).

3. Проведение хороводной игры «Заинька» (Заинь­
ка, попляши, серенький, попляши... вот так попля­
ши...).

 

4. Разыгрывание потешки психологом, педагогом,
воспитателями перед детьми.

5. Разыгрывание потешки детьми.

Дикий танец

Оборудование. Воздушные шары.

Содержание. Психолог показывает детям воздуш­ный шар (отверстие зажато пальцами), затем предлага­ет понаблюдать за тем, что сейчас произойдет, и подбра­сывает шарик.

■г* Шарик исполняет «дикий танец», вертясь и поворачи­ваясь до тех пор, пока из него не выйдет воздух. Мож­но поэкспериментировать с несколькими шарами и по­наблюдать за ними (все они двигаются по-разному).

Психолог просит детей описать движение шара сло­нами, подсказывает детям яркие определения: стреми­тельный, атакующий, виляющий, жужжащий и т.п.

Затем детям предлагается изобразить шарики, из которых выходит воздух.

Дети выполняют задание.

■js. Необходимо напомнить детям-«шарикам», что каждая часть их тела должна находиться в движении.


 


64


'. S362


65


Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи

Маленькие добрые привидения

Содержание. Психолог говорит: «Ребята! Сейчас вы будете играть роль маленьких добрых привидений. Им захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такие движения... (психолог приподнимает согну­тые в локтях'руки, пальцы растопырены) и произно­сить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хло­пать, вы будете тихо произносить «У», если я буду гром­ко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что вы — добрые привидения и хотите только слегка пошу­тить»..

По окончании игры психолог хлопает в ладоши и говорит: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Снова станьте детьми!»

Драка

Содержание. Дети разделяются на пары.

Психолог говорит: «Представьте, что вы друг с дру­гом поссорились. Вот-вот начнется драка.

Глубоко вдохните, крепко-накрепко сомкните че­люсти.

Пальцы рук сожмите в кулаки, до боли вдавите ног­ти в ладони.

Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь.

Ура! Неприятности позади! Пожмите друг другу руки».

"& Упражнение полезно проводить с тревожными и с аг­рессивными детьми.


Глава 3. Игры и упражнения для лсихокоррекционной работы

Избавься от недобрых чувств Оборудование. Листы бумаги (формат А4), краски,

КИСТОЧКИ.

Содержание. Психолог раздает детям листы бума­ги, краски, кисточки и говорит: «Недобрые чувства -:шость, страх, обиду — можно победить. Для этого нари­суйте свое чувство или ту ситуацию, когда вы испыты-пали злость, страх или обиду.

Когда будете рисовать, каждый штрих сопровож­дайте громким выдохом, шипением или каким-нибудь подходящим звуком».

Дети выполняют задание.

Психолог продолжает: «Теперь скомкайте или ра­зорвите рисунки на множество кусочков и выбросьте их В корзину для мусора».

Дети выполняют задание.

Психолог заканчивает: «Молодцы! Мы чувствуем, что нам стало легко и хорошо!»

'&, Психолог может познакомить детей с другими спосо­бами избавления от негативных эмоций:

Медленно посчитать до 10 и обратно.

Встать под душ.

Слепить что-нибудь из пластилина.

Разорвать старую газету на множество кусочков.

Сильно сжать кулаки, а затем медленно разжать их.

Маленькими глотками выпить стакан воды, сока или компота.

Потанцевать под музыку. Побоксировать с подушкой. Высказать свои чувства. Попросить помощи. Подумать о чем-нибудь приятном.


 


66


S362


67


Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ

ИГРЫ

3 ад ачи:

развитие межличностного доверия и группового со­трудничества;

развитие внимания, слухового и тактильного вос­приятия.

Поймай мой взгляд

Оборудование. По одному музыкальному инстру­менту на каждого участника.

Содержание. Дети садятся в круг. У каждого участ­ника музыкальный инструмент.

Ведущий начинает играть на своем инструменте и вскоре взглядом призывает кого-то из группы последо­вать его примеру.

Через некоторое время присоединившийся участник смотрит еще на кого-то, и тот тоже начинает играть.

Так продолжается до тех пор, пока не заиграет вся группа.

5а. Вначале в роли ведущего выступает психолог.

Ведущему рекомендуется играть на мелодичном инст­рументе, а остальным - на ударных.

Целесообразно, чтобы вначале все инструменты лежа­ли на полу (за исключением инструмента ведущего). Каждый участник берет свой инструмент, присоединя­ясь к игре.

Ведущий может помочь участникам осознать зритель­ный контакт, продевая в соответствующий момент их имена.


Глава 3. Игры и упражнения для психокоррекционной раЬоты

Хлопай и качайся

Содержание. Участники хлопают в ладоши, пока ведущий поет подходящие слова на мелодию песни «Нам не страшен серый волк». Например, такие: «Ну-ка все в ладошки хлоп, дружно хлоп, дружно хлоп».

Закончив фразу, ведущий начинает петь в другом темпе, значительно медленнее, с изменением слов. На­пример: «Мы - деревья на ветру, на ветру, на ветру*.

Две версии песни поочередно повторяют несколь­ко раз.

"а, Вначале в роли ведущего выступает психолог.

Дети будут более внимательными, если между частя­ми песен делать небольшую паузу.

После нескольких повторений мелодия может звучать без слов, а ведущему достаточно показывать соответ­ствующие движения.

Вместо хлопков в ладоши можно, например, топать но­гами, а вместо покачиваний - кивать головой.

Дети могут сами предлагать движения для игры. Дети могут объединиться в пары и хлопать друг дру­га по коленям.

Красная рука

Оборудование. Один большой барабан на подстав­ке; наклейки или легко смываемые с рук (ногтей) крас­ки, например краски для пальцеграфии или гуашь, сме­шанная с зубной пастой.

Содержание. На тыльную сторону ладони каждого участника прикрепляется наклейка или наносится краска (наклейки или краски должны отличаться цве­том).


69


Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи

Каждый участник кладет «помеченную» руку на барабан. Ведущий называет цвет руки, например: «Красная рука». Участник, рука которого «помечена» названным цветом, ударяет в барабан один раз.

Затем называется другой цвет, игра продолжается.

"га. Возможно, участникам следует некоторое время всем вместе поиграть на барабане, чтобы не утратить инте­реса к игре в ожидании своей очереди.

Ведущий может определять силу удара по барабану, называя цвет руки тихо или громко.

Волшебная дудочка

Оборудование. Флейта; платок.

Содержание. Дети разделяются на пары.

Два участника встают лицом друг к другу.

Одному из них (по желанию) завязывают глаза плат­ком, просят внимательно слушать, как его партнер иг­рает на флейте и следовать за ним.

Играющий на инструменте все время медленно дви­жется назад. Игрок с завязанными глазами идет на звук, следуя за партнером по всей комнате, но до него не дот­рагиваясь.

По сигналу психолога (взмах руки) музыка смол­кает, оба участника останавливаются.

Затем дети меняются ролями, игра повторяется.

"2s. Психологу рекомендуется первым выступить в роли водящего-

Играющему на флейте нужно напоминать о том, что следует двигаться медленно и не уходить слишком да­леко от партнера.

Вместо флейты можно использовать другие подходя­щие инструменты.


Глава 3. Игры и упражнения для психокоррекционной работы

В игре могут одновременно участвовать две пары. В этом случае используются контрастные по звучанию инструменты.

Завязать глаза можно двум участникам. В этом случае они движутся по комнате взявшись за руки.

В каком направлении

Оборудование. Портативный синтезатор; бубенцы.

Содержание. Дети садятся в круг.

Во время звучания музыки (в среднем регистре синте­затора) играющие передают бубенцы по часовой стрелке.

Когда ведущий берет на синтезаторе две самые вы­сокие ноты, группа должна изменить направление движения бубенцов - передавать их против часовой стрелки.

Ведущий продолжает играть на инструменте, и каждый раз в момент звучания двух высоких нот на­правление движения бубенцов меняется.

& В роли ведущего выступает взрослый.

Портативных! синтезатор можно заменить другими ме­лодическими инструментами, например ксилофоном.

Сигнал для изменения направления движения бубен­цов можно подавать, ударяя палочками по тарелке или барабану. В этом случае вместо синтезатора ис­пользуют аудиозапись.





Психолог ичес кая помощь дошкольникам с оЬщим недоразвитием речи

Шалтай-болтай

Содержание. Дети встают в круг на расстоянии вы­тянутой руки друг от друга и поворачивают корпус впра­во pi влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела.

Психолог произносит: «Шалтай-болтай сидел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне».

Дети приседают или падают на ковер.

Воздушный шарик

Содержание. Дети встают в круг.

Психолог говорит: «Представьте, что сейчас мы бу­дем надувать шарики. Вдохните воздух, надуйте щеки. Поднесите воображаемый шарик к губам и медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глаза­ми за тем, как ваш шарик становится все больше и боль­ше, как на нем увеличиваются, растут узоры. Дуйте ос­торожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите свои шарики друг другу».

is. Упражнение повторяется три раза.

Подвески

Содержание. Дети образуют большой круг.

Психолог говорит: «Сейчас вы превратитесь в ку­кол-марионеток. Спектакль в кукольном театре закон­чился. Кукол после выступления вешают на гвоздики в шкафу. Представьте, что вас подвесили за руку. Ваше тело зафиксировано в одной точке, все остальное - рас­слаблено, болтается.

Теперь представьте, что вы подвешены за палец... за правое плечо...».


Глава 3. Игры и упражнения для психокоррекционной работы

•23. Упражнение выполняется в произвольном темпе, луч­ше с закрытыми глазами. Психолог следит за степе­нью расслабленности тела у детей, акцентируя внима­ние на напряженных местах.

Росток

Содержание. Психолог говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закрой­те глаза и слушайте меня.

Однажды в теплое летнее утро, когда яркое солнце нежно обогревало землю, с дерева упало маленькое се­мечко. Земля мягко и нежно обняла его. Семечко чув­ствовало, как погружается в землю, которая окутала его своей заботой и теплом. И ему стало так спокойно и ком­фортно, что оно расслабилось и позволило земле забо­титься о себе. Земля, как родная мать, убаюкала семеч­ко, и оно заснуло.

А тем временем выпал снег и накрыл всю землю мягким пушистым белоснежным одеялом. Нашему се­мечку стало уютно, и оно сладко потянулось во сне.

Вскоре снег растаял. Солнышко стало припекать, птицы запели звонкие песни, и наше семечко просну­лось. И тут оно услышало голоса птиц, животных, по­чувствовало вокруг движение насекомых. Ой! Как ста­ло интересно нашему семечку. Что же происходит на­верху? Не опасно ли там? Но земля только мягко под­толкнула семечко к поверхности, и ему вновь стало спо­койно. Семечко уцепилось за землю своими корешка­ми и потянулось вверх, к солнышку.

Вначале на поверхности показался его стебелек. Он был еще очень робкий, крохотный, слабенький, но день ото дня набирал силу, питаясь соками матери-земли и тез i -лом отца-неба. И вскоре на стебельке появились листья


 



 


Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи


Гла ва


. Игры и упр ажнения для психокоррекционной работы


 


А сам стебелек продолжал тянуться вверх, к небу. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но наш стебелек вырос и превратился в большое силь­ное дерево, которое укрывает путников от знойного сол­нца или спасает от дождя под кроной своих листьев.

На нем нашли пристанище птицы. Они свили на его ветках гнезда и обзавелись птенцами. К нему приходят и животные, чтобы насытиться его плодами.

Вот так и человек растет. Медленно... Но пройдет некоторое время, и вы станете взрослыми, прекрасны­ми юношами и девушками. А пока вы еще дети. Надо радоваться детству, этой прекрасной поре.

Поиграем в росточек. Сядьте на корточки, опусти­те голову и руки вниз. Теперь постепенно, очень мед­ленно выпрямляйтесь, будто стебелек тянется вверх. Я буду считать до 10:

1 - ощутите свои ноги, медленно поднимаясь и вы­
прямляя их;

2 - выпрямляйте колени;

3-4 - медленно распрямляйте спину, голова и руки расслаблены, по-прежнему опущены вниз;

5-6 - спина становится прямее;

7-8 - руки поднимаются вверх, будто листья на на­шем стебельке;

9 - голова поднимается вверх;

10 - потянитесь всем телом вверх и улыбнитесь сол­
нышку.

Вот вы и выросли!»

"s. После этого упражнения полезно сразу перейти к уп­ражнению «Потянулись-сломались». Психологу рекомендуется:

1) показать разницу между выполнением команд «опу­стить руки» и «сломались в кистях» (расслабление ки­стей достигается только во втором случае);


2) когда дети лежат на полу, подойти к каждому из них и проверить, насколько расслаблено тело ребенка, указать места зажимов.

Потянулись-сломались

Содержание. Дети образуют большой круг.

Психолог говорит: «Поднимите руки вверх, не от­рывая пятки от пола, тянитесь выше и выше...»

Дети выполняют задание.

Психолог продолжает: «А теперь кисти рук как буд­то сломались и безвольно повисли.

Теперь руки сломались в локтях, в плечах, опусти­лись плечи, повисла голова.

Мы «сломались» в талии, подогнулись колени, и мы упали на пол.

Лежим расслабленно, удобно...

Прислушайтесь к себе. Все ли части тела расслаб­лены?

Наступило полное расслабление».

Водопад

Содержание. Психолог говорит: «Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь под небольшим во­допадом. Небо светло-голубое. Воздух свеж. Вода чис­тая и прохладная.

Она мягко струится по спине, стекает с ног и про­должает свой бег дальше.

Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уноситься прочь».

■а. Упражнение выполняется стоя.



Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи

Тихое озеро

Содержание. Психолог говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закрой­те глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы на­ходитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувство­вать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как сол­нечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Сол­нце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отды­хаете...

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и при­ятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».

ж Упражнение рекомендуется проводить под спокойную, расслабляющую музыку.

Порхание бабочки

Содержание. Психолог говорит: «Лягте в удобнс положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Ды- щ шите легко и спокойно.

I [редставьте себе, что вы находитесь на лугу в пре-1 росный нотиий день. Прямо перед собой вы видите ве-

■ I1 ающую с цветка на цветок.


Глава 3. Игры и упражнения для психокорррк-ционной работы

Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый во-1 образит, что он - бабочка, что у него красивые и боль­шие крылья.

Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плав­но движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.

А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Най­дите глазами самый красивый цветок и постепенно на­чинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка.

Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и от­кройте глаза.

Расскажите о своих ощущениях».

Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях.

"га. Упражнение рекомендуется проводить иод спокойную, расслабляющую музыку.

Поле

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...