Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ранняя история современных кельтских королевств 9 глава




Соответственно, Брендан и его спутники, числом 90 человек, отпра­вились через западные моря в трех лодках, встречая по пути разные [246] чудесные острова. Путешествие длилось несколько лет, пять или семь по разным версиям. Монахи каждый год праздновали Пасху на спине кита. После многочисленных приключений, неожиданных встреч с дьяволом и видений Ада они достигли прекрасного острова с цер­ковью. Там они услышали человеческие голоса, восхваляющие Госпо­да, и получили божественное послание, начертанное на деревянной таб­личке, приказывающее им вернуться домой:

«Остров, который вы ищете, найдете, но это не он».

По возвращении домой Брендан рассказал св. Ите о своем путе­шествии, и она объяснила его неудачу тем, что он плавал на лодках, покрытых шкурами убитых животных, после чего он и его монахи построили в Коннахте большие деревянные суда и, посетив сначала Аранмор, отправились на запад через океан. Они посетили на своем пути многочисленные заколдованные острова — включая остров мы­шей величиной с морских котов; другой остров, на котором жил чу­довищный морской кот, а также старый отшельник, направивший их к острову, который они искали. Ирландская версия обрывается на их приеме святым стариком с голосом, как у ангела. На нем не было одежды, но все тело его было покрыто белыми перьями, как у голубя. От него они получили духовное наставление. На этом месте заканчи­вается ирландское «Житие», но латинские версии рассказывают о воз­вращении Брендана; о последующем путешествии в Британию и его посещении Гильдаса; о многих монастырях, основанных им в Ирлан­дии, включая самый знаменитый из них, Клонферт, и, наконец, о его смерти — случившейся, как считается, в 577 г.,— и о его похоронах в Клонферте.

В «Житии» наибольшее внимание уделяется скорее странствиям святого, чем его плаванию. Он отправился в паломничество в ответ на небесное видение, чтобы найти убежище в океане, это — духовная цель его видения; но ему не было дозволено остаться, и он вернулся, чтобы проповедовать спасительный путь ирландцам. Примечателен рассказ о его смерти на руках его сестры Бриг:

«В воскресенье, принеся на алтарь святые дары, Брендан сказал со­бравшимся вокруг него:

— Восхвалите перед Господом в ваших молитвах мой уход из жизни. На что его сестра Бриг сказала ему:

— Отче, чего тебе бояться?

— Я боюсь — сказал он — что я умру в одиночестве и что путеше­ствие будет темным; я боюсь незнакомых земель, присутствия Царя, приговора Судьи»129. [247]

Но составитель Мартиролога Энгуса не разделяет опасений Брендана. Он отмечает день 16 мая словами:

 

«Призвание Брендана из Клуайна (то есть Клонферта)

В победную вечную жизнь».

С «приключениями» и «плаваниями» тесно связан жанр «видений», являющийся естественным развитием тенденций, заложенных в этих двух сюжетных категориях. В совокупности они составляют нечто вро­де духовной трилогии. «Видение», как «приключения» и «плавания», было представлено еще в языческой литературе, где оно называлось baile (см. выше с. 175). В своем христианском варианте оно стало изве­стно как visio (лат.), а в Ирландии по производному от этого слова fis, или чаще aislinge; но термины baile и aislinge не всегда строго различа­ются. Жанр aislinge был литературной формой, широко распростра­ненной в интернациональной литературе Средних веков, и является одной из обычных составляющих в житиях святых. В VII веке «Виде­ния св. Колумбы» составляют один из трех разделов, на которые Адам-нан разбил написанное им «Житие» (см. выше с. 233). Этот литератур­ный жанр мимоходом вводится у Беды в описании видения Дрихтхельма (Ессles. Нist. V. 12). Кульминацией этого жанра стала «Божественная комедия» Данте.

Ирландские видения многое говорят нам о том, что читали и изуча­ли в первые века христианства в ирландском мире. Первый наш рас­сказ — рассказ о Фурсe130. Ирландская версия сохранилась в рукописи XVII века, хотя ее текст может датироваться XIII или XIV веками, и довольно близка к версии Беды (Н. Е., III, 19). Сохранились две латин­ские версии «Жития Фурсы», из которых первая, Vita Prima, датируе­мая, вероятно, VII веком, очень близка повествованию Беды и, возмож­но, происходит из «книжки», которую Беда три раза называет своим источником131.

Согласно рассказу Беды (Н. Е., III, 19), Фурса был ирландским мона­хом, желавшим провести свою жизнь в странствиях из любви к Госпо­ду. Поэтому он переправился в Британию и поселился на земле короля Восточной Англии Сигеберта, где основал монастырь Кнобхересбург. идентифицируемый с Бург Каслом132. Очевидно, еще до того, как он покинул Ирландию, его поразила болезнь, одним из проявлений кото­рой было состояние близкое к трансу, когда ему являлись небесные видения и призывы следовать святой жизни133. Когда он находился в своем английском монастыре, с ним случился один из приступов его заболевания, и однажды ночью, когда он впал в транс, его душа по­кинула тело, и ему было открыто чудесное видение хора ангелов, [248] поющих на небесах. На рассвете его душа вернулась, но три дня спустя вновь оставила тело и созерцала блаженство. Хотя злые духи своими нападками усердно старались помешать его вознесениям, они были изгнаны его ангелами-хранителями. В данном случае, в отличие от фантастического характера ужасных испытаний, описанных в «Виде­нии Тундала», о чем речь пойдет позже, все испытания носят исключи­тельно духовный характер. Более того, когда Фурса оказался на боль­шой высоте, он увидел мир внизу в виде темной долины меж огромных костров; впрочем, и на сей раз его испытания имели аналогичную при­роду. Он был спасен от огня и нападений демонов сонмом ангелов и святыми людьми его народа, которые оказали ему духовную помощь. В конце концов его душа вернулась в тело.

Беда сообщает далее, что впоследствии Фурса доверил заботу о монастыре другим людям и решил вступить на стезю отшельника; но в конце концов под угрозой языческих (то есть саксонских) набегов он переправился во Францию, где был хорошо принят при дворе франк­ского короля Хлодвига «или же патрицием Эрконвальдом», и, основав вблизи Парижа монастырь, умер и был похоронен в Перонне. Повести о жизни Фурсы представляют особый интерес ввиду реальности мно­гих исторических деталей.

На ирландском языке составлено одно из первых и лучших виде­ний, известное как «Видение Адамнана» (Fis Adamnan) 134. Это произве­дение будет подробнее обсуждаться ниже (см. ниже с. 312 и ел.). Здесь достаточно упомянуть, что оно относится к рассматриваемому литера­турному жанру и является якобы видением аббата Ионы, но, вероятно, написано в X веке. Тема повести, как и большей части латинской визи­онерской литературы,— видение, явившееся святому, когда его душа отделилась от тела и под водительством ангела-хранителя совершила путешествие на Небеса и в Чистилище, а также в Ад135.

«Видение Тундала»'36 — латинское сочинение, по тематике близкое ирландскому «Видению Адамнана» и латинскому «Видению Фурсы». Но герой его — не церковник, а грешник и мирянин, рыцарь из Кашеля, который был ярым врагом церкви до того, как впал в транс, и его душа покинула тело и не могла вернуться, приветствуемая сонмом демонов-мучителей. После того как Тундал впервые в своей жизни воззвал к Богу, его ангел-хранитель отогнал демонов и обещал ему милость, но прежде рыцарь должен был пройти суровое испытание. Сцены, через которые затем проходит Тундал, особенно картины Чис­тилища и Ада, составлены в ярких красках и изображают ужасы, ха­рактерные для космополитического учения того времени и смягченные лишь подлинной симпатией к бедным и уважением к церкви, особенно [249] к отшельникам и святым, чей «облик был как полуденное солнце». Милосердные и благочестивые обитают во внешних Небесах, окружен­ных серебряной стеной, а святые, ангелы и сам Господь — за золотой стеной, а вся обстановка напоминает «Землю Обетованную».

Автор был монахом по имени Марк, вероятно, из ирландского мо­настыря в Ратисбоне в Южной Германии. Аллюзии в повествовании указывают на то, что «Видение» было сочинено в 1148 г. и записано в 1149. Автор был, очевидно, родом из Мунстера и сторонником ре­формы св. Малахии, аббата Бангора (ум. 1148 г.) в графстве Даун, ко­торый ввел в Ирландии цистерианские правила и которого Тундал в своем откровении видел рядом со св. Патриком. С ним было еще не­сколько епископов, четверых из них Тундал знал лично. На самом деле, на протяжении всего фантастического повествования автор, как Дан­те, откликается на злободневные события, сообщая о встречах Тундала во время его видений с многими хорошо известными историческими лицами.

Обстановка и окружение, описанные в произведении, носят исклю­чительно местный ирландский колорит, а эсхатология напоминает эсхатологию более ранней ирландской визионерской литературы; од­нако обнаруживаются и многочисленные следы влияния апокрифиче­ской литературы, все еще обращавшейся в Ирландии в XII веке. Доб­росердечность и духовность ирландской визионерской литературы в местной традиции, будь то ирландский или латинский языки, исчезла, и на смену ей пришел грубый символизм средневековых ужасов Ада и Чистилища, смягчаемые лишь музыкой и сиянием света в видении Не­бес. Образы детализованы и весьма конкретны, испытания носят физи­ческий характер, а сам текст «Видения», судя по всему, подвержен вли­янию эстетики искусства восточной церкви, но лишен присущей ему величественности и экзальтированности. Духовный климат, характер­ный для эпохи «Века Святых», уступал постепенно место новой атмос­фере средневековой церкви. Этот процесс нашел свое выражение, по всей видимости, и в том, что за исключением, пожалуй, «Плавания Брендана» (Navigatio Brendani) «Видение Тундала» стало самым попу­лярным из всех повестей средневековой Ирландии и было переведено на все европейские языки. [250]

 

ГЛАВА 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...