Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Типология методов. Научного исследования




Глава 3. ТИПОЛОГИЯ МЕТОДОВ

НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает и многообразие методов научного познания, которые могут быть классифицированы по различным основаниям или критериям. Прежде всего в научной методологии выделяют методы духовной (в том числе научной) и методы практической деятельности. Однако в настоящее время очевидно, что методология не может быть ограни­чена лишь сферой научного познания, а должна, в свою очередь, вы­ходить далеко за его пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. Необходимо иметь в виду достаточно тесное взаи­модействие научного познания и практики.

Что же касается методов науки, или когнитивных методов, то ос­нований для их разделения на группы (или классы) может быть не­сколько. Так, по роли и месту в процессе научного познания разли­чают методы формальные (методы формальной и математической символической логики) и содержательные. К основным видам содер­жательной методологии относятся методы философские, общенауч­ные, общелогические и частнонаучные. Выделяются и такие методы науки, как эмпирические и теоретические, фундаментальные и при­кладные, методы исследования и методы изложения.

Содержание изучаемых объектов также может служить основа­нием для разделения совокупности методов на две группы: методы естествознания и методы социально-гуманитарных наук. В свою очередь, методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой приро­ды. В этой связи выделяют также методы качественные и количе­ственные, вероятностные, непосредственного и опосредованного познания и др.

В современном науковедении успешно работает многоуровне­вая методологическая классификация методов научного познания, согласно которой по степени общности и сфере действия методы


научного познания подразделяются на всеобщие философские, обще­научные, частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные ме­тоды исследования.

I. Всеобщие философские методы, среди которых наиболее древ­ними являются диалектический и метафизический. По существу каж­дая философская концепция имеет методологическую функцию, яв­ляется своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэто­му философские методы не исчерпываются двумя названными. К ним относятся также такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменоло­гический, герменевтический (понимание) и др.

Философские системы (соответственно и их методы) часто сочета­лись и переплетались в разных пропорциях. Так, диалектический ме­тод Г. Гегеля был соединен с идеализмом, у К. Маркса (как, кстати, и у Гераклита) — с материализмом. Гадамер пытался совместить гер­меневтику с рационалистической диалектикой.

Следует отметить, что философские методы — это не “свод" жес­тко фиксированных регулятивов, а система “мягких” принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, находящийся на самых высших “этажах" абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.

Философские методы определяют лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специаль­ные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Опыт показывает, что “чем более общим является метод научного познания, тем он неопределеннее в отноше­нии предписания конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность в определении конечных результатов исследова­ния" [44, с. 13]. Но это не означает, что философские методы не обя­зательны в научном исследовании. Как свидетельствует история по­знания мира человеком, ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик. Например, ошибоч­ные общие исходные установки механицизма, эмпиризма, априориз­ма с самого начала предполагают искажение объективной истины, приводят к ограниченному, метафизическому взгляду на сущность изучаемого объекта.

Для конкретизации всеобщего философского метода рассмотрим характерные особенности диалектического и метафизического мето­дов научного исследования, учитывая, что эти философские методы


достаточно широко представлены в истории философии и науке и имеют широкое применение в исследовании на современном этапе развития общества.

Диалектика (от греч. dialektike — искусство вести беседу, спор) — это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мыш-ления и действия. В истории философии различают три основные формы диалектики.

1. Античная диалектика, которая была “наивной и стихийной”, поскольку опиралась на житейский опыт. Она представлена в уче­ниях Гераклита, доказывающего, что “все течет, все изменяется”, Платона, понимавшего диалектику как искусство диалога, Зенона, пытавшегося выразить реальные противоречия в логике понятий, и некоторых других.

2. Немецкая идеалистическая диалектика была разработана Кан­том, Фихте, Шеллингом и особенно — Гегелем в его работе “Наука логики”. Гегель проанализировал важнейшие законы и категории диалектики, логики и теории познания, сформулировал основные принципы диалектического метода, ввел идею развития в понимание всех явлений реальной действительности.

3. Материалистическая диалектика, основы которой были разра-ботаны классиками марксизма. Эта форма диалектики вобрала в себя все позитивное, что было накоплено предшествующим развити­ем философии и науки.

Определяя структуру диалектики, следует выделить ее главные элементы принципы, законы и категории. Необходимо также под­черкнуть, что элементы диалектики содержатся и в современных концепциях разных философских направлений. Так, в современной западной философии диалектические тенденции характерны для та-ких течений, как неогегельянство и герменевтика, Франкфуртская школа и др.

Диалектика представляет собой наиболее полное и всестороннее учение о развитии как о бесконечном поступательном, противоречи-вом, скачкообразном процессе, в котором доминирует восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому. Главной характерной чертой развития является исчезновение старо­го, отжившего, и возникновение нового, прогрессивного.

Если в объективном мире происходит постоянное развитие, возникновение и исчезновение всего старого, взаимопереходы яв­лений, то понятия, категории и другие формы мышления должны


быть также гибкими, подвижными, взаимосвязанными, едиными в противоположностях, чтобы правильно отражать реальную дей­ствительность.

Поэтому важнейшим принципом диалектики является принцип ис­торизма, т. е. рассмотрение предметов в их развитии, самодвижении, изменении. Исторический подход к изучаемому предмету включает в себя анализ основных этапов и тенденций его возникновения, разви­тия и функционирования. Данный принцип диалектики особенно широко применяется в биологии, геологии, астрономии, гуманитар­ных и других науках.

Важное значение в научном исследовании имеет принцип всеоб­щей связи и взаимозависимости. Дело в том, что окружающий мир представляет собой единое целое, определенную систему, где каждый предмет неразрывно связан с другими предметами и все они постоян­но взаимодействуют друг с другом. При этом любой из них не только находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими, внешними явлениями, но одновременно каждая вещь имеет в себе множество внутренних сторон, моментов, отношений, связей. Всеобщая связь и взаимозависимость явлений имеют место не только в природе и об­ществе, но и в мышлении, где связь и взаимообусловленность форм мышления — понятий, суждений, категорий, теорий — являются от­ражением всеобщей связи и взаимообусловленности явлений реаль­ного мира.

Из положения о всеобщей связи и взаимообусловленности всех явлений вытекает один из основных принципов диалектики — все­сторонность рассмотрения предметов и явлений реальной действи­тельности.

Правильное понимание какой-либо вещи возможно лишь в том случае, если исследована вся совокупность ее внутренних и внешних сторон, связей, отношений. Чтобы действительно познать предмет глубоко и всесторонне, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и опосредствования в их системе, с вычленением главной, реша­ющей стороны. Так, общество — это сложная, развивающаяся сис­тема, включающая многообразные сферы, стороны, отношения, но главной, решающей, определяющей все другие его элементы и связи, является материальная — экономическая, производственная — сфера.

Кроме историзма, всеобщей связи и всесторонности диалектичес­кий метод включает в себя и другие принципы — объективности, конкретности, детерминизма, принцип противоречивости, структур­ности и др. Они формируются на основе соответствующих законов


и категорий, отражающих в своей совокупности единство объектив­ного мира в его беспрерывном развитии.

Важную роль в структуре диалектического метода играют катего­рии и законы диалектики. Категории диалектики это такие поня­тия, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи, отношения предметов и явлений реальной действи­тельности и познания.

Основные категории диалектики — причина и следствие, сущность и явление, единичное и общее, содержание и форма, необходимость и случайность и другие — являются предельно общими и поэтому при­менимы в процессе познания ко всем без исключения явлениям дей­ствительности.

Категории и законы диалектики, будучи отражением реального мира, в сознании человека по своему содержанию носят объективный характер, т. е. не являются плодом вымысла, фантазии человека, а от­ражают то, что существует в природе и обществе, независимо от воли и сознания людей. Они являются выражением всеобщих закономерно­стей природы и общества. Объект для всех категорий и законов диа­лектики один — реальный мир. Различные философские категории и законы позволяют увидеть его каждый раз с новой стороны, представ­ляют собой своеобразные его срезы.

Вместе с тем категории и законы диалектики по своей форме но­сят субъективный характер, так как носителем их является реальный субъект —человек.

Поскольку в окружающем нас мире все явления взаимосвязаны, изменяются, развиваются, то и категории, законы диалектики не­разрывно связаны между собой, представляют целостную динами­ческую систему. Это замкнутая, неизменная, открытая, гибкая, раз­вивающаяся система. В процессе все более полного и глубокого отражения реальной действительности происходит как обогащение содержания известных категорий, например “качество”, “количе­ство”, " движение”, “развитие" и др., так и возникновение новых: “система", “структура", “элемент” и др.

Таким образом, категории и законы диалектики в их развиваю­щейся системе выражают разные аспекты, имеют разное значение:

• онтологическое — поскольку являются отражением связей и от­ношений объективной действительности в ее целостности и раз­витии, выражают ее всеобщие закономерности;

• гносеологическое — так как выступают ступенями процесса по­знания, дают его самую общую картину;


• логическое — поскольку являются формами мышления;

• методологическое — так как являются способом движения мысли от незнания к знанию, от менее глубоко знания к более глубоко­му и полному знанию;

• мировоззренческое, поскольку в них выражена определенная сис­тема взглядов на мир, которая соответствующим образом ориен­тирует людей в их жизни;

• практически-действенное, поскольку категории и законы диалек­тики есть в своей сущности всеобщие, универсальные регулятивы не только познания, но и практической деятельности людей. Диа­лектика — при определенных условиях — возвращается в практи­ку, служит методом социальных преобразований, системой всеоб­щих ориентиров общественной практики.

Всеобщая, существенная связь предметов и явлений реального мира выражается с помощью законов диалектики, главным из кото­рых является закон единства и борьбы противоположностей. Он вы­ражает самое основное в развитии — его источник, каковым высту­пает противоречие как взаимосвязь и взаимообусловленность проти­воположностей. В свою очередь, противоположности — это такие стороны, силы, тенденции предметов и явлений реального мира, ко­торые одновременно неразрывно связаны, взаимопредполагают друг друга и в то же время взаимоисключают друг друга. К противо­положностям можно отнести, например, такие явления и процессы, как положительное и отрицательное, ассимиляция и диссимиляция (в биологии), прогресс и регресс, материальное и идеальное.

Сущность рассматриваемого закона можно выразить формулой “разделение на противоположности, их борьба и разрешение”. Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, обострения и расширения многообразных противоречий, среди которых главную, определяющую роль играют внутренние противоречия того или ино­го предмета или процесса. Именно они являются решающим источ­ником их развития.

Важным законом диалектики является закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Данный закон вскрыва­ет механизм развития, показывает, как происходит развитие, а имен­но: постепенное накопление количественных изменений в определен­ный момент с необходимостью ведут к коренным качественным пре­образованиям, к возникновению нового качества, которое в свою очередь оказывает обратное влияние на характер и темпы количе­ственных изменений. Таковы, например, переходы воды из одного


агрегатного состояния в другое в зависимости от изменения темпера­туры, давления и других факторов; превращение одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома.

Для научного понимания направленности развития большое зна­чение имеет закон отрицания отрицания, выражающий поступатель­ный, цикличный, преемственный характер развития явлений и про­цессов реального мира. Данный закон показывает, что поступа­тельное развитие имеет форму как бы восходящей спирали (а не круга или прямой линии), повторения на высшей ступени некоторых свойств низшей, “возврат якобы к старому”, но на новой основе. При этом развитие предстает как процесс, как бы повторяющий пройденное, но на более высокой ступени. Примеры цикличного развития: “ячменное зерно” (зерно — растение — новые зерна); тезис (утверждение) — антитезис (его диалектическое отрицание, а не пол­ное отбрасывание) — синтез (единство тезиса и антитезиса); тео­рия — практика — новая теория и т. д. Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль — как цепь циклов. Действия данного закона обнаруживается не в каждый момент, а лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития.

Структурные элементы диалектики, т. е. принципы, законы и ка­тегории, не только отражают существенные всеобщие закономерные связи реальной действительности, но и в своей совокупности пред­ставляют собой диалектический метод ее познания и преобразова­ния. Будучи всеобщей методологической основой познания и прак­тики, система элементов диалектики постоянно углубляет и обога­щает свое содержание в ходе развития материальной и духовной культуры.

В процессе познания и практики часто применяют также метафи­зический метод, который является антиподом диалектического мето­да. Термин “метафизика" (буквально “то, что следует после физики”) был введен в I в. до н. э. комментатором философии Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегрече­ского мыслителя, он расположил после физики те работы, в которых речь шла об общих вопросах бытия и познания, и назвал ее “мета­физика".

В современном обществоведении понятие “метафизика" имеет три основных значения: • философия как наука о всеобщем, исходным прообразом которой

и было учение Аристотеля;


• особая философская наука — онтология, учение о бытии как та­ковом, независимо от его частных выводов и отвлечений от воп­росов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др. ), так и в настоящем. Представители современной западной науки (Агасси и др. ) задачу метафизики видят в создании картины мира, тех или иных моделей реальности, онтологических схем на осно­вании обобщения частнонаучного знания;

• философский способ познания (мышления) и действия, противо­стоящий диалектическому методу как своему антиподу. Далее рассмотрим именно этот аспект понятия “метафизика" (как анти­диалектику).

Самая характерная, существенная черта метафизики — односто­ронность, абсолютизация одной из сторон процесса познания. Мета­физика (как и диалектика) никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических фор­мах, среди которых можно выделить две основные.

Старая метафизика была характерна для философии и науки XVII-XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, фи­лософия истории и т. д. ). Специфика этой формы метафизики — от­рицание всеобщей связи и развития, отсутствие целостного систем­ного взгляда на мир, мышление по принципу “или — или", убежде­ние в окончательной завершенности всех мировых связей.

Старый метафизический способ мышления имел объективную основу своего появления — необходимость объяснения частностей, отдельных элементов целого, для чего эти стороны должны были быть вырваны (мысленно, конечно) из целого и рассмотрены изо­лированно от других сторон, вне связи с ними и вне развития.

Укрепление идеи развития на рубеже XIX-XX вв. под влиянием фактов действительности и ее широкое распространение привело к возникновению новой метафизики, ставшей главенствующей в XX в.

Новая метафизика в отличие от старой не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие, — это было бы абсурдно в эпоху гро­мадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме — сосредоточение усилий на поисках различных вариантов интерпретации развития, которое стало пони­маться следующим образом: как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или, наоборот, уменьшение, т. е. как количественные из­менения; или же только как качественные изменения, цепь сплошных


скачков; как повторение, как процесс, имеющий строго линейную направленность (“развитие по прямой линии”); как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепция “круговорота" ); как движение, из которого изымается его сущность — противоречие; как только прогресс, т. е. как восхождение от низшего к высшему, от про­стого к сложному. Возможны и другие, в том числе и смешанные, ин­терпретации развития, связи и взаимодействия.

Основные виды метафизики могут быть выделены по различным основаниям. Так, метафизическим, антидиалектическим может быть как метод познания, так и способ практической деятельности — бю­рократизм, консерватизм, волюнтаризм и другие односторонние действия.

Метафизический способ познания имеет разновидности, обуслов­ленные абсолютизацией отдельных моментов, форм, этапов познава­тельного процесса: идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм, софистика, эклектика и др. Последние две зародились еще в Древней Греции и использовались для обоснова­ния заведомо ложного. В подтверждение приведем знаменитый ан­тичный софизм: “Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога, зна­чит ты имеешь рога". Софистика и эклектика являются, пожалуй, наиболее коварными и хитрыми разновидностями антидиалектичес­кого способа мышления. Они и сегодня широко используются для доказательства алогичных выводов и противоправных дел, особен­но в сфере политики.

П. Общенаучные методы исследования, так же, как и другие мето­ды познания, классифицируются по степени общности и сфере дей­ствия. Они получили широкое развитие и применение в науке XX в. Общенаучные методы выступают в качестве своеобразной промежу­точной методологии между философией и фундаментальными теоре­тико-методологическими положениями специальных наук. К обще­научным относятся такие понятия, как “информация", “модель”, “структура", “функция", “система", “элемент”, “вероятность”, “оп­тимальность”.

На основе общенаучных понятий и концепций формируются со­ответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечи­вают связь и оптимальное взаимодействие философии со специаль­но-научным знанием и его методами. К числу общенаучных методов относятся системный, структурно-функциональный, кибернетичес­кий, вероятностный, моделирование, формализация и др.


В последнее время интенсивно развивается такая общенаучная дис­циплина, как синергетика — теория самоорганизации и развития от­дельных целостных систем любого происхождения — природных, со­циальных, когнитивных (познавательных). Основные понятия синер­гетики — “порядок", “хаос", “нелинейность”, “неопределенность", “нестабильность”, " диссипативные структуры", “бифуркация” и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом фи­лософских категорий, особенно таких, как “бытие", “развитие", “ста­новление", “время", “целое", “случайность", “возможность” и т. д.

Следует отметить, что в структуре общенаучной методологии чаще всего выделяют три уровня методов и приемов научного ис­следования:

• методы эмпирического исследования — наблюдение, экспери­мент, сравнение, описание, измерение;

• методы теоретического исследования — моделирование, форма­лизация, идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-де-дуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному и др.;

• общелогические методы научного исследования — анализ и син­тез, индукция, дедукция и аналогия, абстрагирование, обобщени-е, идеализация, формализация, вероятностно-статистические ме­тоды, системный подход и др. Более подробно общенаучная ме­тодология будет рассмотрена в следующей главе.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что благода­ря своему “промежуточному характеру" они опосредуют взаимопе­реходы философского и частнонаучного, дисциплинарного, междис­циплинарного знания и соответствующих методов научного иссле­дования.

III.                                                                                                                                                                                      Частнонаучные методы исследования. Определяются прежде
всего специфическим характером отдельных форм движения мате­
рии. Каждая сколько-нибудь развитая наука, имея свой особый пред­
мет и свои теоретические принципы, применяет свои особые методы,
вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта.

Частнонаучную методологию чаще всего определяют как сово­купность методов, принципов и приемов исследования, применяе­мых в той или иной науке. К ним обычно относят механику, физику, химию, геологию, биологию, социальные науки.

IV.                                                                                                                                                                                       Дисциплинарные методы научного исследования, т. е. системы
приемов, принципов, применяемых в той или иной дисциплине, вхо­
дящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук.


Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дис-циплин, которые имеют свой специфический предмет и свои методы исследования.

С высоты сегодняшнего уровня развития научного познания оче-видно, что есть система определенных научных дисциплин, число которых быстро растет несмотря на интегративные процессы. Сфор-мировались многочисленные “стыковые” дисциплины, такие как биофизика, геофизика, физическая химия, геохимия, электрохимия. Усилилось взаимодействие различных наук и научных дисциплин, а значит, их методов и приемов исследования.

V. Методы междисциплинарного исследования. Углубление взаи­мосвязи наук приводит к тому, что результаты, приемы и методы од-них наук все более широко используются в других, например, приме-нение физических и химических методов в биологии, медицине. Это порождает проблемы методов междисциплинарного исследования. Последние можно определить как совокупность ряда синтетических, интегративных способов, возникших как результат сочетания эле­ментов различных уровней методологии, нацеленных главным обра-зом на стыки научных дисциплин. Эти методы широко применяются в комплексных научных программах.

Как видно, методология не может быть сведена к какому-то од-ному, даже “очень важному”, методу, а тем более “единственно науч-ному”. “Ученый никогда не должен полагаться на какое-то един­ственное учение, никогда не должен ограничивать методы своего мышления одной-единственной философией” [23, c. 85]. В научном исследовании функционирует сложная, динамическая, целостная, су-бординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действия, направленности, которые всегда реализуются с уче-том конкретных условий. Среди них наиболее универсальными, при-меняемыми как в познании, так и в практике, являются философские методы.

Проанализировав основные положения методологии научного познания, целесообразно перейти к выяснению основных положений логики процесса научного исследования.


  Часть II

ЛОГИКА

ПРОЦЕССА НАУЧНОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...