Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 7. Сущность теории. И ее роль в научном исследовании




Глава 7. СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ

И ЕЕ РОЛЬ В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ

Научная теория, возникающая как закономерный результат всей предшествующей познавательной деятельности, содержит те элемен-ты и формы, с которыми исследователь имел дело еще на эмпиричес-кой и начальной стадиях рационального познания. Эмпирические факты, гипотезы и законы являются необходимыми элементами при построении теории, но в рамках ее они не остаются неизменными.

Поскольку теория дает отображение исследуемого объекта в его единстве и цельности, то отдельные понятия, утверждения и законы, характеризующие объект с разных сторон, должны быть объединены в систему. Для этого приходится некоторые обобщения и гипотезы подвергать рациональной обработке, вводить новые допущения, абстракции и идеализации [75, с. 205]. Как видим, возникновение те­ории означает не простой, количественный прирост знаний, а корен­ной, качественный их рост, переход к новому, более глубокому пони-манию сущности изучаемых предметов и явлений реальной действи­тельности.

Таким образом, теория есть наиболее развитая форма научного знания, целостная развивающаяся система истинных, проверенных практикой знаний, отражающая закономерные, существенные свой-ства, связи, отношения предметов и явлений реального мира.

Примерами этой формы знания являются классическая механика И. Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относитель­ности А. Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.

А. Эйнштейн считал, что любая научная теория должна отвечать следующим критериям: не противоречить данным опыта, фактам, а им соответствовать; быть проверяемой на имеющемся опытном ма-териале, удовлетворять требованиям практики; отличаться “есте­ственностью”, т. е. “логической простотой” предпосылок (основных понятий и основных соотношений между ними); содержать наиболее определенные утверждения (из двух теорий с одинаково “простыми” основными положениями следует предпочесть ту, которая сильнее ограничивает возможные априорные качества систем); не быть логи-чески произвольно выбранной среди приблизительно равноценных


и аналогично построенных теорий (в таком случае она представляется наиболее ценной); характеризоваться многообразием предметов, которые она связывает в целостную систему абстракций; иметь ши­рокую область своего применения с учетом того, что в пределах при­менимости ее основных понятий она никогда не будет отвергнута; указать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она сама остается предельным случаем [125, c. 139-143, 204].

Теория имеет сложную структуру. В современной методологии науки различают следующие основные элементы теории:

1. Исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. д.

2. Идеализированный объект — абстрактная модель существен­ных свойств и связей изучаемых предметов реальной действительно­сти, например, “абсолютно твердое тело”, “идеальный газ”, “абсо­лютно черное тело” и т. д.

3. Логика теории — совокупность определенных правил и спосо­бов доказательства, нацеленных на прояснение структуры готового знания, на описание его формальных связей и элементов, и диалекти-ка, направленная на исследование взаимосвязи и развития катего­рий, законов, принципов и других форм знания.

4. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений теории в соответствии с определен­ными принципами.

5. Философские установки, ценностные социокультурные основа-ния.

Например, физические теории содержат две основные составляю-щие: формальные исчисления (математические уравнения, логичес-кие символы, правила и др. ) и содержательную интерпретацию (кате-гории, законы, принципы). Единство содержательного и формально­го аспектов теории — один из источников ее совершенствования и развития.

Методологически важную роль в формировании теории играет идеализированный объект (“абсолютно твердое тело”, “идеальный газ”), построение которого — необходимый этап создания любой те­ории, осуществляемый в специфических формах для разных областей знания. Этот объект не только выступает как теоретическая модель определенного фрагмента реальности, но и содержит в себе конкрет-ную программу исследования, реализующуюся в построении теории.


Ключевым элементом теории является закон. Поэтому теорию можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого объекта во всей его полноте, целостности и конкретности.

Учитывая ключевую роль закона в структуре теории, рассмотрим этот элемент подробнее. В общем виде закон можно определить как выражение объективных, существенных, необходимых, внутренних, повторяющихся и устойчивых связей (отношений) между явлениями и процессами реальной действительности. Закон всегда выражает связь (отношение), которая является:

• объективной, так как присуща прежде всего реальному миру, чув­ственно-предметной деятельности людей, выражает реальные от-ношения вещей;

• существенной, конкретно-всеобщей. Будучи отражением суще­ственного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного типа (вида) и действует всегда и везде, где развертываются соответ-ствующие процессы и условия;

• необходимой, ибо тесно связанный с сущностью закон действует и осуществляется с “железной необходимостью” в соответствую­щих условиях;

• внутренней, поскольку отражает глубинные связи и зависимости предметной области в единстве всех ее моментов и отношений в рамках некоторой целостной системы;

• повторяющейся, устойчивой, так как закон отражает не случай­ные, иногда возникающие связи, а устойчивые, регулярно, систе­матически повторяющиеся связи между предметами и явлениями реального мира.

Важнейшая задача научного исследования — открыть законы этой предметной области и выразить их в соответствующих понятиях, идеях, принципах, теориях. Исследователь сможет решить эту за-дачу, если будет исходить из двух основных посылок: реальности мира в его целостности и развитии; законосообразности этого мира, т. е. того, что он “пронизан” совокупностью объективных законов. Выдающийся математик А. Пуанкаре справедливо утверждал, что законы как “наилучшее выражение” внутренней гармонии мира есть основные начала, предписания, отражающие отношения между ве-щами. “Однако произвольны ли эти предписания? Нет; иначе они были бы бесплодны. Опыт предоставляет нам свободный выбор, но при этом он руководит нами” [80, c. 8].


Необходимо учитывать, что мышление людей и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому их результаты должны взаимосогласовываться. Соответствие между законами объективного мира и законами мышления достигается тогда, когда они познаны учеными.

Познание законов — сложный, глубоко противоречивый процесс отражения реальной действительности. Но познающий субъект не может отобразить весь реальный мир, тем более сразу, полностью и целиком. Он может лишь вечно приближаться к этому, создавая раз-личные понятия и другие абстракции, формируя те или иные законы, применяя разнообразные приемы и методы научного исследования.

Законы открываются сначала в форме предположений, гипотез. Дальнейший опытный материал, новые факты приводят к “очище-нию этих гипотез”, устраняют одни из них, исправляют другие, пока, наконец, не будет установлен закон. Поскольку законы относятся к сфере сущности, то самые глубокие знания о них достигаются не на уровне непосредственного восприятия, а на этапе теоретического ис-следования. Именно здесь и происходит, в конечном счете, сведение случайного, видимого лишь в явлениях, к действительному внутрен­нему движению. Результатом этого процесса является открытие за-кона, точнее — совокупности законов, присущих данной сфере, ко­торые в своей взаимосвязи образуют “ядро” определенной научной теории [108, c. 142].

Кроме логической структуры теория имеет различные виды (типы) и функции. Многообразию форм идеализированных объек-тов соответствует многообразие видов (типов) теорий, которые мо­гут быть классифицированы по разным основаниям. В зависимости от основания могут быть выделены следующие теории: фундамен­тальные и прикладные, формальные и индуктивные, математичес-кие, физические, химические, социологические, философские, психо­логические и др.

А. Эйнштейн различал в физике два основных типа теорий — конструктивные и фундаментальные. Большинство физических тео­рий, по его мнению, являются конструктивными, т. е. их задача — построение картины сложных явлений на основе некоторых относи­тельно простых предположений (такова, например, кинетическая те-ория газов). Исходным пунктом и основой фундаментальных теорий являются не гипотетические положения, а эмпирически найденные


общие свойства явлений и принципы, из которых следуют математи-чески сформулированные критерии (такова теория относитель­ности). В фундаментальных теориях используется не синтетический, а аналитический метод. К достоинствам конструктивных теорий А. Эйнштейн относил их законченность, гибкость и ясность. Досто­инствами фундаментальных теорий он считал их логическое совер-шенство и надежность исходных положений. Независимо от типа теории и методов, с помощью которых она была построена, неизмен­ным остается самое существенное требование к любой научной тео­рии — теория должна соответствовать фактам. В конечном счете толь-ко опыт вынесет решающий приговор теории [126, c. 247-248, 260]. Роль теории в научном исследовании целесообразно рассмотреть через ее функции. Рассмотрим основные из них.

1. Синтетическая функция теории. Выражается в том, что теория объединяет, синтезирует достоверные знания в единую, целостную систему. Можно утверждать, что теория — это своеобразная идея-синтез, ядром которой является научный закон, отражающий внут-реннюю существенную связь явлений и процессов, обусловливаю­щую их необходимое развитие.

2. Объяснительная функция. На основе познанных объективных законов теория объясняет явления своей предметной области, а именно выявляет причинные и другие зависимости, многообразие связей явления, его существенные характеристики и свойства, проис-хождение и развитие, систему противоречий и т. д.

3. Мировоззренческая и методологическая функции. Выражаются в том, что теория является важным средством достижения нового зна-ния во всех его формах в различных областях познания реального мира. На ее базе формулируются различные методы, способы и при-емы исследовательской деятельности. Например, теория диалектики развертывается в совокупности различных принципов диалектичес-кого метода познания; общая теория систем служит основой систем-но-структурного и структурно-функционального методов познания и т. д.

4. Предсказательная функция, или функция предвидения. На осно­вании теоретических представлений о наличном состоянии извест-ных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и предме-тами реальной действительности. Таково, например, предсказание


Д. Менделеева на основании периодического закона не открытых еще тогда химических элементов и их свойств.

Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, ко­торые существуют, но пока не выявлены) называют научным предви-дением. Прогнозирование — узкоспециализированная форма пред-видения, нацеленная на выявление конкретных перспектив развития определенного явления или процесса с указанием количественных характеристик (сроки, темпы и др. ), например, прогноз погоды, виды на урожай, прогнозирование рождаемости.

5. Практическая функция. Конечное предназначение любой тео­рии — быть воплощенной в практику, быть “руководством к дей­ствию” по изменению, преобразованию действительности. Поэтому справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хо­рошая теория.

Согласно К. Попперу, важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов вы­брать надежную теорию. Так называемый критерий относительной приемлемости отдается той теории, которая сообщает наибольшее количество информации, т. е. имеет более глубокое содержание; яв­ляется логически более строгой; обладает большей объяснительной и предсказательной силой; может быть более строго проверена посред-ством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями. Другими словами, мы выбираем ту теорию, которая наилучшим образом вы-держивает конкуренцию с другими теориями и при естественном от-боре оказывается наиболее пригодной к выживанию [76].

Характеризуя науку, научное познание в целом, необходимо вы-делить ее главную задачу, основную функцию. Это — открытие зако­нов изучаемой области реальной действительности. Без установле-ния законов действительности, без выражения их в системе понятий не может быть и научной теории, а следовательно, и науки вообще.

Само понятие научности предполагает открытие законов, углуб­ление в сущность изучаемых явлений, определение условий практи­ческой применимости законов и теорий.

Проведенный анализ по выяснению логики и методологии науч-ного исследования позволяет перейти к рассмотрению следующей важной проблемы: каковы основные уровни и методы научного по­знания, с помощью которых исследователь осуществляет познание избранного объекта. Эти вопросы рассмотрим в следующей главе.


  Часть III

УРОВНИ И МЕТОДЫ

НАУЧНОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...