Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Тема 1. Сравнительная педагогика и этапы ее развития




Сравнительная педагогика

для специальности: 050700.62 Педагогика

Профиль: Начальное образование

 

очная форма обучения

Составитель:

Демидова Н.В.,

к.п.н., доцент

 

 

г. Череповец

2012 – 13 уч.год.

 

 

Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины

(электронный вариант каб 715, 720)

Выписка из рабочей программы

Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Сравнительная педагогика в системе современного педагогического знания.

Начальный этап развития сравнительно-педагогических исследований. Роль М.А.Жюльена (1775-1848) в разработке принципов и методов сравнительно-педагогических исследований. Становление сравнительной педагогики как науки в мире и России. Предмет, задачи и функции сравнительной педагогики. Связь сравнительной педагогики с другими отраслями научного знания. Методы сравнительно-педагогических исследований: изучение источников, изучение статистических данных, литературных источников, беседа, интервью, наблюдение и др.

Тема 2. Социально-экономические и политические факторы развития образования в мире на пороге ХХI века.

Исторические, социально-экономические, культурологические и этнопсихологические факторы развития образования в современном мире. НТР и образование. Проблемы экономической эффективности образования в развитых и развивающихся странах. Увеличение социального спроса на образование. Демографические аспекты. Политические факторы развития образования. Мировой кризис образования. Интеграция в сфере образования.

Тема 3. Реформы систем образования.

Школьные реформы как составная часть социальной политики. Глобальные тенденции: национальная и региональная специфика школьного реформирования. Национальные и международные аспекты реформирования образования. Непрерывное образование: идеал или реальность? Структурная перестройка зарубежных школьных систем. Объединенные школы. Гимназии и лицеи. Частные школы. Развитие высшего образования: социальные аспекты. Трехступенчатая модель высшего образования. Последипломное образование. Наука в западных университетах.

Тема 4. Стратегия обновления содержания общего образования.

Исходная концепция построения содержания общего образования. Приоритеты обновления содержания школьного образования в современных условиях.

Разработка национальных образовательных стандартов. Проблемы дифференциации обучения. Учебные потоки, отделения, секции. Элективные предметы. Модернизация содержания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблемы религиозного образования. Гуманизация и гуманитаризация образования.

Тема 5. Учебный процесс и проблемы его модернизации.

Модернизация учебного процесса. Современные системы дифференциации и индивидуализации обучения.

Проблема обновления учебно-воспитательного процесса. Пути обновления учебного процесса. Новые модели обучения. Экспериментальные школы. Открытые школы. Альтернативные школы. Новые технические средства обучения и их место в учебном процессе.

Тема 6. Школьное воспитание.

Актуализация проблем воспитания молодежи. Концепция пожизненного (постоянного) воспитания. Проблема взаимосвязей формального и неформального образования и воспитания.

Организация учащихся как канал воспитания и образования. Основные направления воспитательной деятельности школы: нравственное воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание и др.

Тема 7. Учитель в современном обществе и школе.

Роль и функции учителя в современном обществе. Системы и модели подготовки педагогических кадров в современном мире.

Изменение содержания педагогического образования. Основные тенденции изменения системы педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров. Условия труда современного учителя. Учительство как профессиональная группа.

Учебно-методическая карта дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины Л ЛР ПЗ С Форма контроля  
1.   Сравнительная педагогика в системе современного педагогического знания.      
2.   Социально-экономические и политические факторы развития образования в мире на пороге ХХI века.      
3.   Реформы систем образования.      
4.   Стратегия обновления содержания общего образования.      
5. Учебный процесс и проблемы его модернизации.      
6. Школьное воспитание.      
7. Учитель в современном обществе и школе.      
                           

Лекции

№ раздела дисциплины   Тема лекции Кол. часов
7 семестр    
Тема 1. Сравнительная педагогика в системе современного педагогического знания.
Тема 2. Социально-экономические и политические факторы развития образования в мире на пороге ХХI века.  
Тема 3. Реформы систем образования.  
Тема 4. Стратегия обновления содержания общего образования.  
Тема 5. Учебный процесс и проблемы его модернизации.  
Тема 6. Школьное воспитание.  
Тема 7. Учитель в современном обществе и школе.  
  Всего:

Практические занятия

 

№ раздела дисциплины Тема семинара Количество часов
Сравнительная педагогика и этапы ее развития.
Современная сравнительная педагогика: вопросы теории и методологии.
Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XIX веков
Реформы систем образования.  
Школьное образование.
Школьное воспитание.  
Модернизация обучения и воспитания.  
Учитель в современном обществе и школе.
Поликультурное воспитание.
   

Модуль 2. Основная учебная литература

 

1. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. / Б.Л. Вульфсон – М.: Изд-во УРАО, 2003.-232 с.

2. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб.пособие. – М.,2003.

3. Капранова, В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб. пособие. – Мн., 2004.

4. Титов, В. А. Педагогика зарубежных стран (сравнительная педагогика): пособие для подготовки к экзаменам / В. А. Титов. - Москва : А-"ПРИОР", 2010. - 158 с.

5. Титов, В.А. Сравнительная педагогика: конспект лекций / В. А. Титов. - Москва: Приор-издат, 2003. - 160 с.

 

Модуль 3. Методические рекомендации по дисциплине

Задания к семинарским занятиям:

Тема 1. Сравнительная педагогика и этапы ее развития

 

Вопросы для обсуждения:

1. Начальный этап развития сравнительно-педагогических исследований.

2. Становление сравнительной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания за рубежом и в России.

3. Педагогическая компаративистика российского зарубежья (1920-30-е гг.)

 

 

Литература:

 

1. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. / Б.Л. Вульфсон – М.: Изд-во УРАО, 2003.-232 с.

2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб.пособие.– М., 2003.

3. Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб.пособие. – Мн., 2004.

4. Титов, В. А. Сравнительная педагогика (конспект лекций) [Текст] : пособиедля подготовки к экзаменам / В. А. Титов. - Москва : А-"ПРИОР", 2008. - 156 с.

 

Тема 2. Современная сравнительная педагогика: вопросы теории и методологии

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет, задачи и функции сравнительной педагогики на современном этапе ее развития.

2. Междисциплинарные аспекты сравнительной педагогики.

3. Методы сравнительно-педагогических исследований.

 

Литература:

 

1. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. / Б.Л. Вульфсон – М.: Изд-во УРАО, 2003.-232 с.

2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб.пособие.– М., 2003.

3. Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб.пособие. – Мн., 2004.

4. Титов, В. А. Сравнительная педагогика (конспект лекций) [Текст] : пособие для подготовки к экзаменам / В. А. Титов. - Москва : А-"ПРИОР", 2008. - 156 с.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.