Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 14. Методология. Программирования социологического исследования




Глава 14. МЕТОДОЛОГИЯ

ПРОГРАММИРОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Обоснование проблемы исследования

Исходным пунктом всякого исследования, в том числе и социоло­гического, является проблемная ситуация, складывающаяся в реаль­ной жизни. Она, как правило, содержит наиболее острое противоре­чие между какими-либо элементами социального процесса. Напри­мер, если изучается профессиональная ориентация учащихся, то одним из важнейших характеризующих ее противоречий является противоречие между профессиональными жизненными планами уча­щихся и возможностью их реализации на практике. При этом про­фессиональные устремления учащегося могут быть столь нереалис­тичны или несоизмеримы с его личностными способностями и воз­можностями общества, что заведомо не воплотятся на практике. В подобной ситуации выпускник школы либо терпит крах, либо на­чинает работать по профессии, к которой не пригоден, что рано или поздно приводит к разочарованию и значительным потерям как со стороны индивида, так и общества. Неоправданно большими


оказываются также общественные затраты как на приобретение выпускниками профессии, к которой они непригодны, так и на обу-чение их новым профессиям. Огромны издержки общества от нера-циональных профессиональных перемещений работников. А еще труднее измерить индивидуальные потери вследствие неудачного профессионального выбора. Возникающие в этой связи комплексы неполноценности и сопутствующие им суицидные состояния, затруд-нения в самореализации личности резко снижают уровень качества жизни.

Такова типичная проблемная ситуация, с которой сталкивается социолог. После ее анализа и аргументации общественной значимо­сти исследователь переводит практический аспект проблемной ситу-ации в ранг познавательной проблемы, доказывает ее недостаточ­ную исследованность и обоснованность, а также необходимость изу-чения, т. е. удовлетворения потребности в знании путем разрешения этого противоречия социальной действительности.

Однако не каждое социологическое исследование является про­блемным. Дело в том, что формулировка проблемы требует глубоко­го анализа общественной жизни, наличия определенных знаний об обществе, о тех или иных его аспектах, а также об определенной эру-диции социолога. Часто приходится сталкиваться либо с беспроб­лемными исследованиями, либо с исследованиями, в которых про­блема формулируется интуитивно. Практика социологических ис-следований доказывает простую истину: лучше придерживаться какой-либо проблемы, чем проводить исследование беспроблемно. Важно, чтобы проблема не была уже решенной или ложной, а для этого нужна ее экспертиза.

Определению проблемы предшествуют диагноз проблемной си­туации, квалификация ее масштаба, остроты, а также тенденции, которая стоит за проблемой. Кроме того, большое значение имеет фиксация скорости развития проблемы. Для определения сути кон-кретных проблем в целях их последующего исследования большое методологическое значение имеет классификация социальных про­блем (табл. 8).

Из данных табл. 8 следует, что по масштабу проблемы делятся на локальные, или микросоциальные; региональные, охватывающие отдельные регионы; национальные, имеющие общенациональные масштабы и влияющие на национальную безопасность страны. По остроте проблемы классифицируются на неназревшие, которые


Таблица 8 Классификация социальных проблем

 

Социальные проблемы

по масштабу по остроте по типу тенденций по скорости развития
Локальные Неназревшие Деструктивно-деградационные Медлительные
Региональные Актуальные Трасформационные Активные
Национальные Острые Инновационные Суперактивные

проявят себя в будущем, а ныне нуждаются в профилактике, акту-альные, т. е. назревшие, и острые, требующие немедленного разреше­ния. По типу тенденций социальных изменений различают пробле-мы деструктивно-деградационные, определяющие негативные разру-шительные процессы в обществе; трансформационные, фиксирующие трансформацию социума, его переход из одного качества в другое; инновационные, связанные с различными аспектами социальных нововведений. По скорости развития различают проблемы медли-тельные, т. е. развивающиеся медленно, активные, отличающиеся динамизмом, и суперактивные, нарастающие чрезвычайно быстро.

Таким образом, таблица дает наглядное представление о всем многообразии существующих социальных проблем. По сути каждая из конкретных проблем может быть дифференцирована по каждому из четырех показателей, т. е. по социальному масштабу, остроте, типу тенденции и скорости ее развития. Можно получить 27 разно­видностей проблем по каждому из представленных в табл. 8 показа-телей. Например, по показателю “неназревшая” проблему можно описать так: локальная, неназревшая, деструктивно-деградацион-ная, медленно созревающая или локальная, неназревшая, деструк-тивно-деградационная, быстро созревающая и т. д. Если же предста-вить все возможные варианты, то их окажется 81 (27 х 3).

Классификация социальных проблем существенно влияет на оп­ределение методологии и инструментария их исследования, а также на характер практического использования полученных результатов. Проблема представляет собой некоторую неудовлетворенную по­требность: в товарах и услугах, ценностях культуры, деятельности, самореализации личности и т. д. Задача социолога по отношению к проблеме — не только классифицировать ее, т. е. понять тип данной


потребности и способы ее удовлетворения, но и в том, чтобы сфор­мулировать ее в удобном для дальнейшего анализа виде. Так, про­странственно-временная характеристика проблемы, раскрытие ее со­циального содержания (определение охватываемых ею общностей, институтов, явлений и т. д. ) позволяют правильно определить объект исследования. Представление же проблемы в виде противоречия (между желаниями и возможностями; различными структурами, ас­пектами; социальными системами и окружающей их средой; их функциями, дисфункциями и т. д. ) создает условия для определения целей и задач исследования.

В социологическом исследовании категория “проблема" выпол­няет такие важные функции, актуализации, что придает исследо­ванию общественную значимость, ведь любое социологическое ис­следование актуально настолько, насколько масштабно заострена изучаемая им проблема; регуляции, ибо как исходный пункт иссле­дования она существенно влияет на разработку всех разделов про­граммы исследования; методологизации — формулировка проблемы изначально задает всему исследованию подходы и принципы, тео­рии и идеи, ориентирующие социолога в определении природы про­блемы; прагматизации, состоящую в том, что корректная формули­ровка проблемы обеспечивает практический эффект всему исследо­ванию, а также определяет зону внедрения выводов и практических рекомендаций.

Формулирование проблемы неизбежно влечет за собой определе­ние объекта исследования — определенной части социальной реаль­ности, которая содержит в себе гносеологическую и познавательную проблему. При этом в ходе описания объекта исследователю прихо­дится разрешить следующие вопросы.

Во-первых, следует выяснить пространственно-временную опре­деленность объекта. Например, объектом исследования профессио­нальной ориентации школьников могут быть учащиеся старших классов региона, города, деревни или школы. Не менее важно опре­делиться с временными границами объекта. Так, можно изучать учащихся старших классов, выпускного класса или всех классов одновременно.

Во-вторых, необходимо давать развернутую характеристику со­циологического содержания объекта, которая предполагает опреде­ление типа социального объекта (общность, взаимодействие, дея­тельность, институт, профессия и т. д. ). При этом выясняется тип общности (реальная, номинальная, социально-демографическая,


социально-классовая, профессионально-квалификационная, культу­рологическая, этническая и т. п. ) и дается описание ее величины, структуры и особенностей. Характеристика поведения объекта пред­полагает его деятельностную классификацию (является ли деятель­ность хозяйственной, социально-преобразующей, политической, духовной и т. д. ), выделение его роли и существенных структурно-функциональных особенностей в обществе. Институциональные объекты, например, рассматриваются относительно норм, ценнос­тей, организации, функций и состава участников. Предметом иссле­дования может быть соотношение между жизненными планами вы­пускников, относительно выбора профессии, например, и их реали­зацией на практике.

Корректная формулировка предмета исследования способствует фокусированию последующей деятельности социолога на конкрет­ных сторонах, свойствах и аспектах объекта, а также отбрасыванию всего несущественного, т. е. других характеристик объекта, не пред­ставляющих интереса для исследования. При формулировке предме­та исследования, таким образом, создаются условия, необходимые для научной экспертизы данного исследования, определения степени его научной новизны в сравнении с подобными исследованиями, которые были проведены ранее другими социологами.

После обоснования проблемы, определения объекта и предмета исследования становится возможным сформулировать его цель и задачи. Прежде всего обратим внимание на связь между проблемой, объектом и предметом, с одной стороны, и целями исследования — с другой. Дело в том, что цель социологического исследования заключа­ется в познании проблемы. Но сама по себе проблема есть не что иное, как противоречие. Отсюда в любом социологическом исследо­вании целесообразно выделять как минимум три подцели: первая предполагает изучение одной стороны противоречия, вторая—яру­гой, а третья — выявление их соотношения. Кроме этих — основ­ных — целей могут быть и неосновные, достижение которых позволя­ет создать познавательные предпосылки для достижения основных целей. Неосновные цели носят вспомогательный, или обслуживаю­щий, характер. Непременным атрибутом многих социологических исследований являются практические цели, через которые реализу­ется практически-преобразовательная функция социологии.

Таким образом, практическая цель представляет собой довольно сложное явление, фиксирующее неопределенность в понимании


объекта или его преобразовании. Чтобы облегчить эту работу, слож-ную цель разбивают на простые составляющие — задачи исследо­вания, являющиеся средствами решения основных вопросов всего исследования. Задачи, как и цели, подразделяются на основные и до­полнительные, теоретические и практические. Поскольку социологи­ческое исследование представляет собой организационный процесс, то в нем приходится решать организационные, финансовые, инфор-мационные и другие задачи, не имеющие такой жесткой обусловлен-ности объектом и предметом исследования, как предыдущие, но без решения которых осуществить социологическое исследование прак-тически невозможно. Так, в приведенном ранее примере с профессио­нальной ориентацией выпускников цель исследования может состо­ять в получении знания о соотношении жизненных планов учащихся относительно выбора профессии и их реализации на практике, а так-же выработке рекомендаций по оптимизации этого процесса. Эту модель можно разложить на составляющие: получение знаний о ре-альном профессиональном выборе, о возможностях профессиональ-ного выбора и о степени удовлетворенности профессионального выбора выпускников путем сравнения их жизненных планов с реали­зацией этих планов.

Кроме того, исходя из цели исследования социолог выделяет так-же практические задачи, например выработку практических реко­мендаций по совершенствованию профессиональной ориентации в процессе учебно-воспитательной деятельности учителя; подготовку практических советов и рекомендаций по профессиональной ориен­тации и адаптации молодых рабочих на предприятии.

На первых этапах исследования социологу приходится иметь дело с категориальными понятиями, которые входят в содержание проблемы и составляют характеристику объекта и предмета научного поиска. Понятие это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фикса-ции общих и специфических признаков, в качестве которых выступа-ют свойства предметов и явлений и отношения между ними [115, c. 513]. Каждое понятие имеет определенное содержание (т. е. сово­купность признаков), ядром которого являются существенные при­знаки определяемого, и объем совокупность отображенных в нем предметов. Между содержанием и объемом понятия существует оп-ределенное соотношение: с увеличением содержания уменьшается объем понятия, и наоборот.


В логике — науке о способах доказательств и опровержений — различают несколько классов понятий [1, с. 654]: видовые ж родовые в зависимости от отображения вида или рода предметов; единичные и общие по количеству отображенных предметов; конкретные и абст­рактные по отображению предмета или свойства, абстрагированно­го от предмета; собирательные и несобирательные по характеру эле­ментов объема.

Таким образом, каким бы ни было социологическое исследова-ние, в нем всегда используются обобщенные понятия, которые не-возможно непосредственно изменить. Например, социолог изучает жизненные планы учащихся. Основное понятие здесь — “жизненные планы учащихся”. В исследовании интересов и ценностей школьни-ков фигурируют понятия “интерес”, “ценность”, “учащийся”. Каж-дое из них нельзя ни потрогать, ни осязать, ни измерить. А непос-редственная задача любого исследования состоит именно в изме-рении. Поэтому в качестве промежуточного этапа в получении эмпирических фактов как подготовительная процедура измеритель-ной деятельности используется интерпретация понятий, процесс их истолкования, объяснения и перевода на более простые и эмпири­чески фиксируемые референты, состоящий из строго определенных этапов. Схематически процесс интерпретации понятий приведен на рис. 4.

Рассмотрим содержание рис. 4 на примере исследования интере­са молодежи к телевидению. В нем социолог-исследователь сталки­вается с понятиями “телевидение” и “интерес”. Первое, что нужно


             
 
     
 



Интерпретация понятий


Операционализация понятий,

предполагающая поиск

инструментария для измерения

эмпирических референтов

Теоретическая интерпретация понятий, предполагающая научное определение

Эмпирическая интерпретация понятий,

предполагающая поиск эмпирических

значений теоретических понятий


 


Рис. 4. Основные этапы интерпретации понятий



сделать на этапе теоретической интерпретации, — изучить литера-турные источники по этим проблемам и привести научное опреде­ление этих терминов. Под телевидением следует понимать визуаль­но-звуковое средство массовой информации, а под интересом — потребность в определенных социальных институтах, учреждениях и т. п. В данном случае рассматривается интерес к телевидению, т. е. потребность молодежи в телевидении, или телевизионная потреб­ность.

Затем социолог переходит к этапу эмпирической интерпретации теоретически сформулированных понятий. Так, интерес к телевиде-нию можно интерпретировать временем, проведенным у телеэкрана. Однако этот показатель не определяет в полной мере интерес к телеви-дению. Ведь вполне допустимо, что можно сидеть у телевизора и смот-реть передачи без определенного интереса, тем не менее, ожидая его, т. е. предвкушая новую, более интересную телепередачу. Следователь-но, об интересе зрителя к телевидению можно судить по избирательно-сти просмотра телепередач, что выражается в интересе к конкретным программам, желании прервать другие увлекательные занятия ради нравящейся телепередачи. Таким образом, понятие “телевидение” в нашем примере интерпретируется с помощью понятий “телепередача” и “телепрограмма”.

Затем наступает заключительный этап интерпретации, на кото­ром операционализируют эмпирические понятия. При этом социолог ищет инструментарий для измерения. Например, измерить понятие “телевидение” можно с помощью конкретных расчетов по количе­ству и объему времени различных телепередач молодежного “ассор-тимента”. Время, проводимое индивидами у телеэкрана (различное в будние, субботние и воскресные дни), можно измерить посредством вопроса-анкеты “Отметьте на шкале, сколько времени в среднем Вы проводите у телевизора? ”. Шкала в данном случае может быть та-кой: до одного часа; до двух часов; 2-4, часа; 4-6 часов; 6-8 часов; более 8 часов. В этой связи следует обратить внимание на основные методологические проблемы процесса интерпретации понятий.

Во-первых, сформулированные теоретические понятия должны как бы полностью исчерпывать суть проблемы, а главное — не иметь логических противоречий, не вступать в конфликт с доказанными наукой положениями, а также обладать определенным содержанием и объемом. Во-вторых, эмпирическая интерпретация чревата ошиб­ками, которые обусловлены тем, что любое понятие всегда консерва-


тивнее действительности. Его нельзя полностью свести к эмпиричес-ки фиксируемым индикаторам, ничего при этом не потеряв. Точка зрения сторонников позитивизма о полной редукции абстрактных понятий в эмпирические факты несостоятельна, однако в пределах допустимой и учитываемой исследователем ошибки она вполне воз-можна. Между тем, как показывает анализ, при осуществлении эм-пирической интерпретации возникают ошибки. Проиллюстрируем наиболее существенные из них.

Пример 1. Понятие включает индикатор и еще что-то, не являю­щееся индикатором. Например, в исследовании удовлетворенности учебой ее сводят к удовлетворенности чистотой класса. Схематичес-ки эта ошибка представлена на рис. 5.

 Общие понятия



Индикатор


Рис. 5. Первый вариант ошибки

Пример 2. Индикатор подразумевает понятие и содержит еще что-то кроме этого понятия. Например, удовлетворенность учебой в ис-следовании сводят к удовлетворенности жизнью вообще (рис. 6).

Индикатор



Общие понятия


Рис. 6. Второй вариант ошибки

Пример 3. Индикатор подразумевает часть понятия, а понятие включает часть индикатора. Например, удовлетворенность учебой интерпретируют удовлетворенностью друзьями, среди которых есть друзья — коллеги по учебе и друзья за пределами школы (рис. 7).


Индикатор

Общие понятия

Рис. 7. Третий вариант ошибки

Для предотвращения ошибок при интерпретации понятий, кото­рые могут повлечь искажение результатов социологического иссле-дования, необходима специальная проверка эмпирической интер-претации. Общее содержание эмпирической интерпретации приведе-но на рис. 8.



Эмпирически фиксируемые

референты (индикаторы)


Менее общие понятия


 


Рис. 8. Содержание эмпирической интерпретации понятий

На рис. 8 пустые кружочки обозначают абстрактные понятия раз-личной степени обобщенности, а заштрихованные — эмпирические индикаторы. Эмпирическая интерпретация общего понятия осущест-вляется, как правило, в несколько этапов (рис. 9. ).

Важной проблемой процесса интерпретации является адекватная операционализация, направленная на создание обоснованного инст-рументария измерения. Она предполагает такие этапы: описание пе­речня переменных (показателей); построение единиц, шкал индексов измерения переменных; проверку шкал и индексов на надежность.


 

 

 

 

Общее  

 

Менее общее

 

Эмпирические индикаторы

понятие  

понятие

 
f Нет

 

        I

Проверка адекватности

нового и исходного

общего понятия

 

Соединение эмпирических

индикаторов и менее общих

понятий в общее понятие

 

k Да

     

 

Операционализация понятий

 

 

               

Рис. 9. Этапы эмпирической интерпретации понятий

Лишь после этого осуществляется собственно измерение перемен-ных. Предположим, что при изучении интереса молодежи к телеви-дению были выделены следующие переменные: среднее время, прове-денное у телевизора, дифференцированное по дням недели; выбор те-левизионных программ в системе всех видов проведения досуга учащимся; конкуренция телепередач с выполнением домашних зада-ний. Очевидно, что единицы измерения времени могут соотноситься с продолжительностью передач. В этом случае можно использовать средние величины при фиксации времени, а также применять не­сколько вариантов шкал измерения интереса: “интересно” — “неин­тересно”; “очень интересно” — “интересно” — “трудно сказать”; “неинтересно” — “совсем неинтересно” и т. д. Кроме того, для изме­рения предпочтений молодежи целесообразно ввести соответствую­щие индексы.

Рассмотрим основные функции, которые выполняет процедура интерпретации основных понятий в социологическом исследовании.

1. Теоретическая функция. Состоит в том, что на данном этапе ис-следования происходит построение и уточнение используемых поня-тий. Понятия упорядочиваются и систематизируются, что придает оп-ределениям строгость и точность, без которых научное исследование несостоятельно.

2. Содержательная функция. Заключается в преодолении абст­рактности в понимании явлений социума, описываемых понятиями. Понятия обретают необходимый объем и социальное содержание.


3. Измерительная функция. Состоит в обеспечении измеритель­ных процедур, которые становятся вполне возможными в результа­те эмпирической интерпретации понятий. Именно от этой фазы программы социологического исследования зависят возможности развертывания ее методического раздела. Но чтобы приступить к измерению и фиксированию переменных, социологу еще не хватает системного видения предмета научного поиска и “руководящих указаний”, определяемых с помощью гипотез социологического исследования.

После определения и уточнения основных понятий, их эмпиричес­кой интерпретации возникает необходимость построения концепту­альной системной модели предмета исследования, без которой невоз­можно сформулировать основные гипотезы и сориентировать все исследование на преодоление познавательной неопределенности. Эта процедура носит в основном творческий и эвристический харак­тер. Здесь многое зависит от методологической подготовки и науч­ной эрудиции социолога. Вместе с тем исходя из накопленного прак­тического опыта проведения социологических исследований можно сформулировать некоторые общие рекомендации, которые помогут правильно проводить предварительный анализ предмета научного поиска.

Во-первых, системный анализ предмета исследования осуществля­ется не в абстрактных, а в интерпретированных понятиях, что отли­чает его от построения предмета исследования, который реализуется в обобщенных понятиях. Поэтому концептуальная модель предмета исследования носит ярко выраженный эмпирический характер.

Во-вторых, предварительный анализ предмета исследования про­водится на основе системного подхода, что предполагает вычленение составных частей предмета; выявление характера взаимосвязей между элементами, т. е. определение его структуры; выделение внешних свя­зей моделируемой системы, т. е. тех факторов внешней среды, которые на нее воздействуют; определение основных функций моделируемой системы, а также закономерностей и тенденций ее развития. Между тем предварительный анализ начинается с системного представления о предмете исследования, и лишь после этого предпринимаются по­пытки смоделировать сам процесс его функционирования и развития. Причем осуществляется моделирование вначале свойств и особеннос­тей предмета исследования, а затем механизмов и закономерностей его функционирования и развития.


В-третьих, предварительный анализ предмета исследования от­личается значительной эвристичностью. Именно на этом этапе осо­бенно активизируется интеллект социолога, который должен стре­миться построить такую эмпирическую модель предмета, которая позволяла бы лучше объяснить его. Недооценка данного этапа при разработке программы социологического исследования делает пос­ледние его этапы тривиальными и малоэффективными. В-четвер­тых, она должна ясно указывать на способы своей проверки. Имен­но потому в ее обосновании особую роль играет аргументация мето­дов исследования.

Исходя из изложенного можно заключить, что гипотеза в социо­логическом исследовании это научно обоснованное предположе­ние о структуре социальных объектов, характере элементов и свя­зей, образующих эти объекты, механизмах их функционирования и развития.

Социологическая гипотеза, удовлетворяя общим требованиям к научной гипотезе вообще, отличается некоторой спецификой и видо­выми особенностями, которые обусловлены не столько природой со­циальных явлений и процессов, сколько состоянием развития социо­логической науки в целом. Принципиальная сложность отражаемой такой гипотезой категории “социальное" обусловливает высокую степень ее абстрактности. Создается опасность того, что имеющиеся в ней упрощения социальной действительности могут приводить к существенным ошибкам, вплоть до подмены одних проблем, объек­тов и предметов совершенно иными. К тому же недостаточной разви­тостью аппарата математического моделирования обусловливается и то, что социологические гипотезы чаще всего выявляют только ка­чественные соотношения и характеристики социальных объектов.

В социологическом исследовании гипотеза выполняет, как прави­ло, несколько ролей. Прежде всего она помогает определить круг яв­лений, фактов, процессов, где следует искать ответ. Гипотеза дает также четкую формулировку вопроса, а также, предполагая выход за пределы уже имеющегося знания, нацеливает исследователя на опре­деленный результат. Кроме того, научно обоснованная гипотеза ука­зывает метод получения этого результата. Основное свойство гипо­тезы состоит в том, что ее можно опровергнуть (фальсифицировать) либо подтвердить (верифицировать). Это позволяет рассматривать гипотезу не только как средство ориентации исследователя в со­циальном познании, но и как важнейшее условие для реализации


критериально-проверочной функции научного знания. Важной явля­ется также эвристическая роль гипотезы, позволяющая получать но­вое знание, открывать новые факты, тенденции и закономерности функционирования и развития социальных объектов. Более четко представить характеристику любой конкретной гипотезы поможет исследователю табл. 9.

Таблица 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...